Диагностика уровня развития творчества
Диагностика уровня развития творчества
С целью выявления уровня развития детского творчества нами было разработано диагностическое задание (для детей это было выполнение творческого задания) – разрисовывание кругов. На листе бумаги формата А4 (альбомный лист) было нарисовано простым графитным карандашом 6 кругов (контур) одинаковой величины в два ряда – три в верхней и три в нижней части листа (диаметр 4, 5 см). Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить, чтобы получилось красиво. Выбор диагностического задания был продиктован следующими соображениями: оно являлось частью продуманной программы, направленной на развитие детского изобразительного творчества, и в связи с этим должно было стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать модифицировать и трансформировать имеющийся опыт. Задания должны в совокупности изображенных образов, имеющих общую основу (круг) отразить сложность творческого процесса. Выполнение этого диагностического задания оценивалось следующим образом: по критерию «продуктивность» – количество кругов, оформленных ребенком в образы, и составляло тот балл, который выставлялся. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставлялась оценка 6, если 5, то оценка была 5 и т. д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания всей группы в целом. • Критерий «оригинальность» оценивался по 3‑ балльной системе. Оценка 3 – высокий уровень – ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного предмета (например, яблоко (желтое, красное, зеленое), мордочек зверюшек (заяц, мишка и т. п. )) или близкого образа. Оценка 2 – средний уровень – ставится тем детям, которые наделили образным значением все или почти все круги, но допустили почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформили круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т. п. ). Оценка 1 – низкий балл – ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.
Оцениваются не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания). Подсчитывается общее количество баллов, полученное детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делится на количество детей в ней). Также подсчитывается общее количество созданных детьми индивидуальных изображений.
Таблица 1 Результаты диагностического исследования 1 Здесь имеется в виду такое выполнение, когда ребенок принимал контур круга не как контур возможного предмета, а как некое ограниченное пространство, в котором надо разместить изображение. Фактически это неприятие задания и его невыполнение.
Таблица 2 Наиболее часто встречающиеся в созданных детьми изображениях образы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|