Структура технического знания
Структура содержания теоретического обучения отличается от содержания производственного обучения. Технические дисциплины, изучаемые в профессиональных учебных заведениях, представляют, как правило, основу соответствующей науки. Предметом основ технической науки являются объекты технической практики. В электротехнике это обобщенные устройства: электрические цепи, различные электротехнические устройства, электроэнергетические системы и т.д. Изучаемый обобщенный технический объект описывается понятиями, отражающими физический процесс, функциональное назначение и конструкционные параметры технических устройств. Таким образом, любой технический объект, рассматриваемый в учебном предмете, можно представить в виде системы понятий, составляющих три группы: 1) понятия, определяющие назначение устройства; 2) понятия, описывающие физический принцип действия устройства, системы; 3) понятия, описывающие конструкцию изучаемого объекта. Рассматривая электрическую цепь или прибор, мы обязательно указываем его функциональное назначение, изучаем физический процесс, который лежит в основе функционирования данного устройства, и конструкционные характеристики данного устройства. На основании изложенного выше можно сделать вывод о специфике содержания производственного и теоретического обучения. В первом случае на формирование содержания влияет структура трудовой деятельности специалиста конкретного производства, во втором — структура технического знания, т.е. логическая взаимосвязь понятий, описывающих теорию функционирования объектов технической практики. Понятия имеют основные характеристики: содержание, объем, связи и отношения между понятиями.
Преподавателю эти характеристики необходимо знать, чтобы объективно судить, как понятие усвоено учащимися. Под содержанием понятия {определением) понимают совокупность существенных свойств (сторон) класса предметов или явлений, отражаемых в сознании с помощью данного понятия. Под объемом понятия понимают количество объектов, охватываемых данным понятием. Все предметы и явления окружающей действительности связаны и взаимно обуславливают друг друга. Отражение этих объективных связей между предметами и явлениями в сознании человека происходит через связи и отношения между понятиями. Система взаимосвязи понятий обобщается в законах, т.е. в понятиях более высокого уровня обобщения, определяющего количественные характеристики и связи между понятиями. В свою очередь, совокупность законов образует самостоятельные теории технического знания. Например, теория электрических цепей базируется на трех законах: законе Ома, первом законе (правиле) Кирхгофа, втором законе (правиле) Кирхгофа. Из теории выводятся следствия, т.е. частные случаи практического применения соответствующих законов. Обобщая сказанное, представим структуру теоретического знания в виде схемы (рис. 12). Рассмотрим специфику содержания технологических учебных дисциплин. Технологии как отдельной науки не существует. Этот учебный предмет построен на основе объединения содержания Факты Технические------- ►• Понятия ------- ►- Законы ------ ► Теории ------- ► Следствия — объекты 1_____________________ Рис. 12. Структура теоретического знания нескольких технических наук в одну учебную дисциплину. На основе исследования структуры содержания технологических дисциплин сделаны следующие выводы: -до 50% учебного материала составляет теория науки; -до 35% — предписание к деятельности, т.е. технология;
-до 5% — данные о свойствах сырья и материалов; -до 10% учебного материала содержат сведения об организации и экономике производства. Несмотря на интегративный характер содержания учебных дисциплин, представляющих технологии производства и непосредственную их близость по содержанию с производственным обучением, преодолеть различия между логикой производственной деятельности и логикой развития понятий теоретической дисциплины невозможно. Таким образом, приходим к выводу, что специфика содержания производственного обучения и технических дисциплин обусловлена методологическими принципами построения структур — трудовой деятельности специалистов и технического знания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|