Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическое обеспечение методики профессионального обучения




Эффективность того или иного методического приема форми­рования профессиональных знаний, умений и навыков, успеш­ность проведения урока во многом определяются теми психоло­гическими закономерностями, которые лежат в основе учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности учащихся. Такая зависимость обусловлена не просто связью психологии и методики, а их взаимопроникновением.

Нам представляется целесообразным ограничиться рассмотре­нием следующих основных психологических программ:

- восприятие учебной информации;

- понятийное мышление;

- понимание учебной информации;

- мотивация.

Эти психологические программы в основном обеспечивают разработку современных методик, технологий обучения и приня­тие решений педагогом. В методике профессионального обучения они выполняют ориентировочную функцию, служат основой для принятия компетентного решения при разработке или использо­вании различных средств обучения.

Восприятие учебной информации

Нами выделены два ведущих направления исследования вос­приятия: когнитивное (информационно-процессуальное) и


экологическое. Указанные подходы выражают основные тен­денции развития психологии восприятия. Кратко охарактеризуем каждый из них.

К восприятию относят совокупность процессов регистрации стимульной информации, селекции, означивания и включения в контекст. Восприятие включает два основных этапа. На первом — создается «сенсорный слепок» физической реальности, воздей­ствующей на органы чувств. Данная форма репрезентации внеш­него мира получила название иконического (для зрения) и эхо-ического (для слуха) образов. Распознавание образа, или отнесе­ние его к определенной категории, происходит на втором этапе. Оно представляет собой сравнение стимула с той информацией, которая получена о нем ранее и хранится в долговременной па­мяти в закодированном виде. Таким образом, чувственное вос­приятие представляется как двухэтапный процесс преобразова­ния информации, начиная с воздействия стимулов на органы чувств и кончая ее самостоятельным функционированием в крат­ковременной памяти.

При экологическом подходе главным является то, что отража­ется в этом процессе, что служит его действенным стимулом, а не то, как совершается процесс восприятия, каковы его средства и механизмы. Согласно этой точке зрения, все процессы в природе изначально целостны, поэтому процесс восприятия определяется «не единичными элементарными ощущениями и их сочетания­ми, а всем "полем" действующих на организм раздражителей, структурой воспринимаемой ситуации в целом» [4].

Несмотря на то что когнитивный и экологический подходы к восприятию противоречат друг другу, в настоящее время отмече­на тенденция к синтезу этих двух направлений. Поэтому неслу­чайно объектом восприятия все чаще становятся целостные дина­мичные сцены реального мира. Акцент исследования смещается с изучения процессов получения информации на процессы ее орга­низации и использования.

Для реализации концепции восприятия в когнитивной деятель­ности выдвигается теория схем. Формы схем познания могут быть различными (сценарий, план, когнитивная карта). В современной теории восприятия схема детерминируется как «особое когнитив­ное образование, интегрирующее информацию, получаемую в разные моменты времени, и репрезентирующее наблюдателю про­странственно-временные отношения среды» [15]. В качестве схемы предлагается предварительный организатор (advance organizer), который служит посредником между учебным материалом и струк­турой распознавания. Используя advance organizer как опорный пункт, учащиеся создают подходящую схему. Это так называемое смысловое обучение. При таком методе существуют два пути по­строения схемы, а именно:


-создание новой схемы благодаря «собиранию» основных эле­ментов изучаемой учебной информации;

-модификация какой-то части прежней схемы (не исключает­ся метод аналогий).

Понятийное мышление

Понятийное мышление является наиболее глубоким, сущно­стным отражением действительности. Знаки и слова служат сред­ствами выражения понятий и средствами их образования. Именно этим определяется специфика содержания теоретических понятий. В профессиональном обучении понимание и усвоение понятий невозможны без научно организованного процесса их формиро­вания. Однако сознательное управление таким процессом требует знания как особенностей и сущности самого понятия, так и осо­бенностей и закономерностей процесса формирования техниче­ских понятий.

Содержание теоретического обучения образуют технические дисциплины, представляющие основу знаний соответствующих технических наук. Предметом технических наук являются объекты технической практики. В теории электротехники это обобщенные технические устройства: элементы устройств, электрические цепи, электротехнические устройства, электрические сети и системы и т.д.

В системе технических дисциплин понятия обобщают функ­циональное назначение познавательного образа, описывают фи­зические процессы, лежащие в основе принципа действия, и ос­новные конструкционные параметры.

Выделяют следующие характеристики понятий:

-содержание понятия (простое и сложное);

-объем понятия (единичное, комплексное, категория);

- связи и отношения данного понятия с другими понятиями (родовое и видовое; равнозначное, перекрещивающееся; несов­местимое, соподчиненное, противоречащее).

Понятие как познавательная структура непосредственно свя­зано с активной мыслительной деятельностью, направленной в процессе обучения на познание социального опыта и техниче­ской практики. В процессе обучения часть социального опыта, под­лежащая усвоению учащимися, воплощается в текстах учебников. Отмечено, что текст — это и важное средство умственного разви­тия учащихся, и основное средство опосредованной формы ком­муникации знаний.

С семиотической точки зрения текст выступает как «особая часть знаковой реальности — языкового континуума... форма объекти­вации сознания. Текст представляет собой некоторую систему смыс­ловых единиц разной степени сложности и значимости, функци-


онально объединенных в единую семантико-смысловую структу­ру общей концепцией» [6].

При изучении технических дисциплин очень часто приходится иметь дело с различными инструктивными текстами. Критерием понимания инструктивных текстов является перевод с вербально­го языка на язык действий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...