Психологическое обеспечение методики профессионального обучения
Эффективность того или иного методического приема формирования профессиональных знаний, умений и навыков, успешность проведения урока во многом определяются теми психологическими закономерностями, которые лежат в основе учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности учащихся. Такая зависимость обусловлена не просто связью психологии и методики, а их взаимопроникновением. Нам представляется целесообразным ограничиться рассмотрением следующих основных психологических программ: - восприятие учебной информации; - понятийное мышление; - понимание учебной информации; - мотивация. Эти психологические программы в основном обеспечивают разработку современных методик, технологий обучения и принятие решений педагогом. В методике профессионального обучения они выполняют ориентировочную функцию, служат основой для принятия компетентного решения при разработке или использовании различных средств обучения. Восприятие учебной информации Нами выделены два ведущих направления исследования восприятия: когнитивное (информационно-процессуальное) и экологическое. Указанные подходы выражают основные тенденции развития психологии восприятия. Кратко охарактеризуем каждый из них. К восприятию относят совокупность процессов регистрации стимульной информации, селекции, означивания и включения в контекст. Восприятие включает два основных этапа. На первом — создается «сенсорный слепок» физической реальности, воздействующей на органы чувств. Данная форма репрезентации внешнего мира получила название иконического (для зрения) и эхо-ического (для слуха) образов. Распознавание образа, или отнесение его к определенной категории, происходит на втором этапе. Оно представляет собой сравнение стимула с той информацией, которая получена о нем ранее и хранится в долговременной памяти в закодированном виде. Таким образом, чувственное восприятие представляется как двухэтапный процесс преобразования информации, начиная с воздействия стимулов на органы чувств и кончая ее самостоятельным функционированием в кратковременной памяти.
При экологическом подходе главным является то, что отражается в этом процессе, что служит его действенным стимулом, а не то, как совершается процесс восприятия, каковы его средства и механизмы. Согласно этой точке зрения, все процессы в природе изначально целостны, поэтому процесс восприятия определяется «не единичными элементарными ощущениями и их сочетаниями, а всем "полем" действующих на организм раздражителей, структурой воспринимаемой ситуации в целом» [4]. Несмотря на то что когнитивный и экологический подходы к восприятию противоречат друг другу, в настоящее время отмечена тенденция к синтезу этих двух направлений. Поэтому неслучайно объектом восприятия все чаще становятся целостные динамичные сцены реального мира. Акцент исследования смещается с изучения процессов получения информации на процессы ее организации и использования. Для реализации концепции восприятия в когнитивной деятельности выдвигается теория схем. Формы схем познания могут быть различными (сценарий, план, когнитивная карта). В современной теории восприятия схема детерминируется как «особое когнитивное образование, интегрирующее информацию, получаемую в разные моменты времени, и репрезентирующее наблюдателю пространственно-временные отношения среды» [15]. В качестве схемы предлагается предварительный организатор (advance organizer), который служит посредником между учебным материалом и структурой распознавания. Используя advance organizer как опорный пункт, учащиеся создают подходящую схему. Это так называемое смысловое обучение. При таком методе существуют два пути построения схемы, а именно:
-создание новой схемы благодаря «собиранию» основных элементов изучаемой учебной информации; -модификация какой-то части прежней схемы (не исключается метод аналогий). Понятийное мышление Понятийное мышление является наиболее глубоким, сущностным отражением действительности. Знаки и слова служат средствами выражения понятий и средствами их образования. Именно этим определяется специфика содержания теоретических понятий. В профессиональном обучении понимание и усвоение понятий невозможны без научно организованного процесса их формирования. Однако сознательное управление таким процессом требует знания как особенностей и сущности самого понятия, так и особенностей и закономерностей процесса формирования технических понятий. Содержание теоретического обучения образуют технические дисциплины, представляющие основу знаний соответствующих технических наук. Предметом технических наук являются объекты технической практики. В теории электротехники это обобщенные технические устройства: элементы устройств, электрические цепи, электротехнические устройства, электрические сети и системы и т.д. В системе технических дисциплин понятия обобщают функциональное назначение познавательного образа, описывают физические процессы, лежащие в основе принципа действия, и основные конструкционные параметры. Выделяют следующие характеристики понятий: -содержание понятия (простое и сложное); -объем понятия (единичное, комплексное, категория); - связи и отношения данного понятия с другими понятиями (родовое и видовое; равнозначное, перекрещивающееся; несовместимое, соподчиненное, противоречащее). Понятие как познавательная структура непосредственно связано с активной мыслительной деятельностью, направленной в процессе обучения на познание социального опыта и технической практики. В процессе обучения часть социального опыта, подлежащая усвоению учащимися, воплощается в текстах учебников. Отмечено, что текст — это и важное средство умственного развития учащихся, и основное средство опосредованной формы коммуникации знаний.
С семиотической точки зрения текст выступает как «особая часть знаковой реальности — языкового континуума... форма объективации сознания. Текст представляет собой некоторую систему смысловых единиц разной степени сложности и значимости, функци- онально объединенных в единую семантико-смысловую структуру общей концепцией» [6]. При изучении технических дисциплин очень часто приходится иметь дело с различными инструктивными текстами. Критерием понимания инструктивных текстов является перевод с вербального языка на язык действий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|