Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системы производственного обучения




Важной методической проблемой является переход от отдель­ных компонентов профессиональной деятельности к содержанию программы производственного обучения. В связи с этим правоме­рен вопрос: почему важно логику учебно-производственной дея­тельности учащихся соотносить с логикой производственного про­цесса? В отличие от структуры теоретического знания внутренняя связь между отдельными трудовыми операциями нежесткая. Напри­мер, операции зачистки проводов и пайки воспринимаются уча­щимися на определенном этапе обучения как самостоятельные. Если же при этом не обратить внимания на технологическую связь между данными операциями, то у учащихся не сформируется це­лостного представления о технологическом процессе по электро­монтажу. По этой причине отбор, расчленение содержания учеб-


ного материала по производственному обучению приобретают важное значение. Сформировать трудовой навык, обучить рабочей профессии или специальности — это значит научиться выполнять все типичные для данного вида работ операции с необходимой точностью и в установленное время. Это сложный с точки зрения организации и управления процесс обучения, так как в труде в производственном процессе должен быть достигнут результат — ма­териальный продукт. Одно из первых определений понятия «система производственного обучения» дал Ф.Л. Блинчевский в 60-х гг. XIX в. Он писал: «К системе производственного обучения мы от­носим отбор учебного материала и обработку отобранного — его дидактический анализ, расчленение, упрощение, перегруппиров­ку, введение в нужных случаях вспомогательного материала» [3]. Ключевыми в определении систем обучения являются понятия «отбор содержания» и «обработка отобранного», т. е. расчленение, упрощение, перегруппировка этого содержания. В зависимости от того, как осуществляется отбор и как будет найдена рациональ­ная структура учебного материала, какой будет последователь­ность расположения его изучения, определяется та или иная сис­тема производственного обучения. Развивая теорию систем обуче­ния, А. С. Шапоринский определял систему производственного обучения в «узком смысле» и «широком смысле». В методике про­фессионального обучения под системой производственного обуче­ния понимаются порядок расчленения содержания обучения, груп­пировка его частей в последовательности овладения учащимися умениями и навыками рабочей профессии. Это определение сис­темы производственного обучения в узком смысле, т.е. речь идет не обо всем процессе обучения, а только об отборе содержа­ния учебного материала.

Если иметь в виду систему производственного обучения в ш и -роком смысле, то под системой производственного обучения следует понимать единство содержания, формы и дидактических средств обучения, которые при определяющей роли содержания учебного материала обеспечивают последовательное и оптималь­ное овладение учащимися рабочими приемами, трудовыми опе­рациями и видами работ, характерными для конкретной профес­сии [18].

Следует отметить, что при описании отечественных систем производственного обучения во внимание принимаются отбор и группировка содержания учебного материала по производствен­ному обучению.

В настоящее время в отечественной учебно-методической ли­тературе описано более двадцати различных систем производствен­ного обучения. В начале книги мы показали, что история их разви­тия в основном отражает историю методики профессионального обучения.


2.2.3. История развития систем производственного обучения

Предметная система. Первой системой производственного обу­чения была предметная. Сущность предметной системы заключа­лась в том, что профессиональное мастерство приобреталось пу­тем изготовления конкретных изделий.

Эта система существовала в условиях мануфактурного произ­водства. Ученики принимались в мастерскую к определенному мастеру. Формой обучения являлось индивидуальное ученичество. Программа обучения включала перечень изделий, изготовление которых необходимо было усвоить обучаемым. Сначала изготовля­лись более простые, а затем — более сложные изделия (предме­ты).

Однако данная система производственного обучения имела недостатки. Во-первых, учащиеся получали подготовку в непол­ном объеме, так как формирование знаний и умений осуществля­лось в процессе изготовления изделий (например, обуви), на ко­торые мастерская получала заказ. Во-вторых, результат обучения зависел от профессионального мастерства мастера. В-третьих, кон­троль за ходом обучения отсутствовал.

В результате, выполняя производственное задание, ученики получали отрывочные, бессистемные умения по избранной про­фессии.

Из-за этих недостатков предметную систему производственно­го обучения в настоящее время в профтехучилищах не применяют. Частично ее используют при подготовке рабочих на производстве.

Операционная система. С ростом и развитием крупного капита­листического производства потребовалась массовая подготовка рабочих кадров. Технология производства становилась сложнее, и требовалась научно обоснованная система обучения. Авторами новой системы производственного обучения стали инженеры Д. К. Советкин, В. П. Марков. На основе анализа содержания труда токаря, слесаря, столяра ими были выделены составные элемен­ты — приемы труда, входящие в состав трудовой деятельности. Приемы труда стали называться впоследствии операциями. Тер­мин «операция» сами авторы системы не употребляли. Они пока­зали, что будущего рабочего целесообразно обучать профессио­нальной деятельности, расчленяя ее на основные элементы-при­емы в виде работ. При правильном отборе и расположении этих элементов в определенной методической последовательности ока­залось возможным быстрое и успешное обучение профессиональ­ному мастерству. Разработанные Д. К. Советкиным в 1868 г. первые программы производственного обучения и тщательно подобран­ные учебные задания привлекли внимание педагогов Европы и Америки.


В этих странах данная система производственного обучения применялась под названием русской. Позднее ее назвали опера­ционной системой. Термин «операция» в названии системы ука­зывает на высокую степень расчленения содержания обучения. Всякое расчленение связано с выделением операции. Однако части структуры профессиональной деятельности, выделенные в рус­ской системе, не являются операциями в производственном по­нимании. Это учебные единицы содержания обучения, отражаю­щие элементы реального трудового процесса, но не совпадаю­щие с ним.

Операционная система дала возможность систематически и последовательно обучать учащихся овладению трудовыми умени­ями, позволила контролировать знания и умения в процессе вы­полнения упражнений и тем самым внесла огромный вклад в ме­тодику подготовки рабочих кадров.

Предметно-операционная система. Однако в «чистом» виде опе­рационная система применялась недолго. В 1890 г. С. А. Владимир­ский, директор одного из московских ремесленных училищ, пред­ложил новую систему обучения, которая сочетала достоинства первой и второй систем производственного обучения. Новая си­стема предусматривала изучение трудовых операций в процессе изготовления продукции. Она получила название операционно-предметной системы. Отбор содержания производственного обу­чения проходил таким образом, что при изготовлении первого предмета осваивались наиболее легкие три-четыре операции, а при изготовлении последующих — наиболее сложные.

Д. К. Советкин счел необходимым значительно увеличить чис­ло производственных объектов и приблизил свою систему к предметной системе производственного обучения. Основное дос­тоинство операционно-предметной системы — пробуждение ин­тереса у учащихся к производственному труду. Но она имела существенный недостаток: учащиеся не усваивали отдельные тру­довые операции, так как недостаточно упражнялись в их выпол­нении.

Моторно-тренировочная система. Система производственного обучения, которая была разработана в советское время в 1920 — 1930-е гг., называлась системой ЦИТа, или моторно-трениро-вочной системой. Основоположником системы стал А. К. Гастев, революционер, соратник В.И.Ленина, поэт, исследователь науч­ной организации труда, директор ЦИТа, репрессированный в 1938 г.

Новая система производственного обучения строилась на ос­нове трех принципов: рациональности, массовости, скоротечности. Особенностью системы было расчленение трудового процесса на отдельные движения. На основе исследования разрабатывались эталоны трудовых движений. Эти эталоны движений формирова-


лись у учащихся с помощью различных тренажеров. ЦИТ разрабо­тал сотни методик, реализующих главную идею — тренировку трудовых движений, доведение их до совершенства. Обучение по системе ЦИТа требовало всего 3 — 6 месяцев. В годы первых пяти­леток сотрудники ЦИТа на 400 базах обучили 1,5 миллиона чело­век 200 профессиям. Хотя данная система производственного обу­чения просуществовала недолго (в 1939 г. институт был закрыт), элементы методической системы, разработанные ЦИТом, проч­но вошли в методику профессионального обучения: письменный инструктаж, трудовой метод, анализ трудовых движений рабоче­го с помощью фото- и киносъемки.

Дальнейшее совершенствование методики производственного обучения привело к созданию новой системы. В начале 1940-х гг., в период создания государственной системы трудовых резервов, была разработана операционно-комплексная система.

Операционно-комплексная система. Суть рассматриваемой сис­темы состоит в том, что при исследовании трудового процесса выделялись отдельные операции и комплексы операций. Обуче­ние по операционно-комплексной системе строилось следующим образом. После изучения первых двух-трех тем и овладения про­стейшими операциями учащиеся выполняли комплексную рабо­ту, в процессе которой совершенствовались их умения, формиро­вались навыки.

До недавнего времени содержание программы производствен­ного обучения включало перечень комплексных работ по каждой теме. Это нацеливало мастера на определенную методику форми­рования производственных умений. Схематично это представлено на рис. 11.

Рассматривая данную систему применительно к формирова­нию содержания обучения электромонтажным работам, можно


я

н о ю а D,


 

.   КР3
    ^*^*  
А      
о,
о„

о{ о2 о3 о4


 


Рис. П. Структура операционно-комплексной системы: Оь 02,..., 0„ операции; КРЬ КР2,..., КР„ — комплексные работы



выделить следующие операции в содержании темы «Пайка алю­миниевых и медных жил»:

-соединение однопроволочных алюминиевых жил;

- соединение многопроволочных алюминиевых жил;

- оконцевание медных жил с помощью наконечников; -соединение и ответвление медных жил пропаянной скруткой;

- комплексная работа.

В I960— 1970-х гг. ученые обосновали целый комплекс систем производственного обучения:

-технологическую (Е.А.Миллерян);

- предметно-технологическую (М. А.Жиделев);

- приемо-комплексно-видовую (К. И. Катханов); -проблемно-аналитическую (С.Я.Батышев) и др. Проблемно-аналитическая система. Эта система применяется

для подготовки по группе профессий, связанных с наладкой элек­тротехнических, радиотехнических систем и механизированных комплексов. Для рабочих данного профиля характерна интенсив­ная умственная деятельность. В их функции входят выявление не­исправностей в работе технических устройств, устранение непо­ладок в работе оборудования. Проблемно-аналитическая система предполагает выделение часто встречающихся неисправностей элементов, блоков, системы в целом. Типичные неисправности, их признаки и причины являются источником проблемных ситу­аций в обучении.

Неисправности устраняются трудовыми действиями, которые выполняются по определенному алгоритму. Уяснение алгоритма действий связано с умственной, аналитической деятельностью, поэтому рассматриваемая система обучения называется проблем­но-аналитической.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...