Системы производственного обучения
Важной методической проблемой является переход от отдельных компонентов профессиональной деятельности к содержанию программы производственного обучения. В связи с этим правомерен вопрос: почему важно логику учебно-производственной деятельности учащихся соотносить с логикой производственного процесса? В отличие от структуры теоретического знания внутренняя связь между отдельными трудовыми операциями нежесткая. Например, операции зачистки проводов и пайки воспринимаются учащимися на определенном этапе обучения как самостоятельные. Если же при этом не обратить внимания на технологическую связь между данными операциями, то у учащихся не сформируется целостного представления о технологическом процессе по электромонтажу. По этой причине отбор, расчленение содержания учеб- ного материала по производственному обучению приобретают важное значение. Сформировать трудовой навык, обучить рабочей профессии или специальности — это значит научиться выполнять все типичные для данного вида работ операции с необходимой точностью и в установленное время. Это сложный с точки зрения организации и управления процесс обучения, так как в труде в производственном процессе должен быть достигнут результат — материальный продукт. Одно из первых определений понятия «система производственного обучения» дал Ф.Л. Блинчевский в 60-х гг. XIX в. Он писал: «К системе производственного обучения мы относим отбор учебного материала и обработку отобранного — его дидактический анализ, расчленение, упрощение, перегруппировку, введение в нужных случаях вспомогательного материала» [3]. Ключевыми в определении систем обучения являются понятия «отбор содержания» и «обработка отобранного», т. е. расчленение, упрощение, перегруппировка этого содержания. В зависимости от того, как осуществляется отбор и как будет найдена рациональная структура учебного материала, какой будет последовательность расположения его изучения, определяется та или иная система производственного обучения. Развивая теорию систем обучения, А. С. Шапоринский определял систему производственного обучения в «узком смысле» и «широком смысле». В методике профессионального обучения под системой производственного обучения понимаются порядок расчленения содержания обучения, группировка его частей в последовательности овладения учащимися умениями и навыками рабочей профессии. Это определение системы производственного обучения в узком смысле, т.е. речь идет не обо всем процессе обучения, а только об отборе содержания учебного материала.
Если иметь в виду систему производственного обучения в ш и -роком смысле, то под системой производственного обучения следует понимать единство содержания, формы и дидактических средств обучения, которые при определяющей роли содержания учебного материала обеспечивают последовательное и оптимальное овладение учащимися рабочими приемами, трудовыми операциями и видами работ, характерными для конкретной профессии [18]. Следует отметить, что при описании отечественных систем производственного обучения во внимание принимаются отбор и группировка содержания учебного материала по производственному обучению. В настоящее время в отечественной учебно-методической литературе описано более двадцати различных систем производственного обучения. В начале книги мы показали, что история их развития в основном отражает историю методики профессионального обучения. 2.2.3. История развития систем производственного обучения
Предметная система. Первой системой производственного обучения была предметная. Сущность предметной системы заключалась в том, что профессиональное мастерство приобреталось путем изготовления конкретных изделий. Эта система существовала в условиях мануфактурного производства. Ученики принимались в мастерскую к определенному мастеру. Формой обучения являлось индивидуальное ученичество. Программа обучения включала перечень изделий, изготовление которых необходимо было усвоить обучаемым. Сначала изготовлялись более простые, а затем — более сложные изделия (предметы). Однако данная система производственного обучения имела недостатки. Во-первых, учащиеся получали подготовку в неполном объеме, так как формирование знаний и умений осуществлялось в процессе изготовления изделий (например, обуви), на которые мастерская получала заказ. Во-вторых, результат обучения зависел от профессионального мастерства мастера. В-третьих, контроль за ходом обучения отсутствовал. В результате, выполняя производственное задание, ученики получали отрывочные, бессистемные умения по избранной профессии. Из-за этих недостатков предметную систему производственного обучения в настоящее время в профтехучилищах не применяют. Частично ее используют при подготовке рабочих на производстве. Операционная система. С ростом и развитием крупного капиталистического производства потребовалась массовая подготовка рабочих кадров. Технология производства становилась сложнее, и требовалась научно обоснованная система обучения. Авторами новой системы производственного обучения стали инженеры Д. К. Советкин, В. П. Марков. На основе анализа содержания труда токаря, слесаря, столяра ими были выделены составные элементы — приемы труда, входящие в состав трудовой деятельности. Приемы труда стали называться впоследствии операциями. Термин «операция» сами авторы системы не употребляли. Они показали, что будущего рабочего целесообразно обучать профессиональной деятельности, расчленяя ее на основные элементы-приемы в виде работ. При правильном отборе и расположении этих элементов в определенной методической последовательности оказалось возможным быстрое и успешное обучение профессиональному мастерству. Разработанные Д. К. Советкиным в 1868 г. первые программы производственного обучения и тщательно подобранные учебные задания привлекли внимание педагогов Европы и Америки.
В этих странах данная система производственного обучения применялась под названием русской. Позднее ее назвали операционной системой. Термин «операция» в названии системы указывает на высокую степень расчленения содержания обучения. Всякое расчленение связано с выделением операции. Однако части структуры профессиональной деятельности, выделенные в русской системе, не являются операциями в производственном понимании. Это учебные единицы содержания обучения, отражающие элементы реального трудового процесса, но не совпадающие с ним. Операционная система дала возможность систематически и последовательно обучать учащихся овладению трудовыми умениями, позволила контролировать знания и умения в процессе выполнения упражнений и тем самым внесла огромный вклад в методику подготовки рабочих кадров. Предметно-операционная система. Однако в «чистом» виде операционная система применялась недолго. В 1890 г. С. А. Владимирский, директор одного из московских ремесленных училищ, предложил новую систему обучения, которая сочетала достоинства первой и второй систем производственного обучения. Новая система предусматривала изучение трудовых операций в процессе изготовления продукции. Она получила название операционно-предметной системы. Отбор содержания производственного обучения проходил таким образом, что при изготовлении первого предмета осваивались наиболее легкие три-четыре операции, а при изготовлении последующих — наиболее сложные. Д. К. Советкин счел необходимым значительно увеличить число производственных объектов и приблизил свою систему к предметной системе производственного обучения. Основное достоинство операционно-предметной системы — пробуждение интереса у учащихся к производственному труду. Но она имела существенный недостаток: учащиеся не усваивали отдельные трудовые операции, так как недостаточно упражнялись в их выполнении.
Моторно-тренировочная система. Система производственного обучения, которая была разработана в советское время в 1920 — 1930-е гг., называлась системой ЦИТа, или моторно-трениро-вочной системой. Основоположником системы стал А. К. Гастев, революционер, соратник В.И.Ленина, поэт, исследователь научной организации труда, директор ЦИТа, репрессированный в 1938 г. Новая система производственного обучения строилась на основе трех принципов: рациональности, массовости, скоротечности. Особенностью системы было расчленение трудового процесса на отдельные движения. На основе исследования разрабатывались эталоны трудовых движений. Эти эталоны движений формирова- лись у учащихся с помощью различных тренажеров. ЦИТ разработал сотни методик, реализующих главную идею — тренировку трудовых движений, доведение их до совершенства. Обучение по системе ЦИТа требовало всего 3 — 6 месяцев. В годы первых пятилеток сотрудники ЦИТа на 400 базах обучили 1,5 миллиона человек 200 профессиям. Хотя данная система производственного обучения просуществовала недолго (в 1939 г. институт был закрыт), элементы методической системы, разработанные ЦИТом, прочно вошли в методику профессионального обучения: письменный инструктаж, трудовой метод, анализ трудовых движений рабочего с помощью фото- и киносъемки. Дальнейшее совершенствование методики производственного обучения привело к созданию новой системы. В начале 1940-х гг., в период создания государственной системы трудовых резервов, была разработана операционно-комплексная система. Операционно-комплексная система. Суть рассматриваемой системы состоит в том, что при исследовании трудового процесса выделялись отдельные операции и комплексы операций. Обучение по операционно-комплексной системе строилось следующим образом. После изучения первых двух-трех тем и овладения простейшими операциями учащиеся выполняли комплексную работу, в процессе которой совершенствовались их умения, формировались навыки. До недавнего времени содержание программы производственного обучения включало перечень комплексных работ по каждой теме. Это нацеливало мастера на определенную методику формирования производственных умений. Схематично это представлено на рис. 11. Рассматривая данную систему применительно к формированию содержания обучения электромонтажным работам, можно я н о ю а D,
о{ о2 о3 о4
Рис. П. Структура операционно-комплексной системы: Оь 02,..., 0„ операции; КРЬ КР2,..., КР„ — комплексные работы выделить следующие операции в содержании темы «Пайка алюминиевых и медных жил»: -соединение однопроволочных алюминиевых жил; - соединение многопроволочных алюминиевых жил; - оконцевание медных жил с помощью наконечников; -соединение и ответвление медных жил пропаянной скруткой; - комплексная работа. В I960— 1970-х гг. ученые обосновали целый комплекс систем производственного обучения: -технологическую (Е.А.Миллерян); - предметно-технологическую (М. А.Жиделев); - приемо-комплексно-видовую (К. И. Катханов); -проблемно-аналитическую (С.Я.Батышев) и др. Проблемно-аналитическая система. Эта система применяется для подготовки по группе профессий, связанных с наладкой электротехнических, радиотехнических систем и механизированных комплексов. Для рабочих данного профиля характерна интенсивная умственная деятельность. В их функции входят выявление неисправностей в работе технических устройств, устранение неполадок в работе оборудования. Проблемно-аналитическая система предполагает выделение часто встречающихся неисправностей элементов, блоков, системы в целом. Типичные неисправности, их признаки и причины являются источником проблемных ситуаций в обучении. Неисправности устраняются трудовыми действиями, которые выполняются по определенному алгоритму. Уяснение алгоритма действий связано с умственной, аналитической деятельностью, поэтому рассматриваемая система обучения называется проблемно-аналитической.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|