Искусственные средства структурирования учебной информации
До сих пор мы рассматривали формы представления отобранной учебной информации средствами, разработанными в техническом знании. В практике обучения используются специальные искусственные системы отбора и структурирования учебной информации. В педагогике знаковая наглядность — это графическое построение, основой которого являются знаки-символы, организованные в пространстве так, чтобы выделялись основные элементы содержания и вскрывались существенные связи между ними. Она не только «обозначает» содержание, но и раскрывает его смысл. Текст знаковой наглядности, являясь опорной конструкцией по своей форме, может дать новую информацию по существу отображаемого явления, процесса. К искусственным системам структурирования информации относятся приемы мнемотехники, или мнемонические приемы. Это системы различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем изучаемого материала путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника распространялась в практике обучения с большим трудом. Говорили даже, что она вредна, так как считалось, что она уводит от разработки научных путей развития памяти [12]. В методике профессионального обучения применяются следующие мнемонические приемы: - аббревиатуры; - «магический треугольник»; - правила буравчика (прямое и обратное) и правила правой и левой руки; -обобщенные символические записи; - выражение скрытой логики взаимосвязанных процессов че Представляя аббревиатуру как средство выражения определенного объема учебной информации, мы, во-первых, связываем начальные заглавные буквы с существующими обозначениями в
технике, например марок проводов, кабелей, специальных материалов, типов двигателей и т.д. Во-вторых, в аббревиатурах представляются в систематизированном и обобщенном виде все существующие марки проводов или кабелей, типы двигателей. Таким образом, под аббревиатурами, обозначающими реальные объекты, понимаются обобщенные предметы. В-третьих, усвоив общую структуру маркировки, учащиеся на конкретных примерах отрабатывают ее расшифровки. Таким образом, в наших методиках обучения речь идет не о запоминании конкретных аббревиатур и ассоциаций явлений и процессов, с ними связанных. У учащихся формируются обобщенные алгоритмы дешифровки, декодирования условных обозначений (рис. 8). Другой пример можно привести с мнемоническим приемом, раскрывающим логическую цепь причинно-следственных связей. Как правило, с помощью этого приема выводится структурная формула, раскрывающая принцип действия технического устройства. Опорный конспект по техническим дисциплинам трудно представить без применения различной символики: > — больше; < — меньше; Т — увеличение параметра; 4- — уменьшение параметра; -»-»-> — сложная опосредованная зависимость; о — взаимное противодействие; 1-1 — направлены навстречу друг другу; ТТ — направлены согласно. С помощью стрелок не только показывается связь между соответствующими параметрами устройства в процессе его работы, но и опредмечиваются взаимосвязь и взаимозависимость наиболее значимых, сущностных свойств рассматриваемого явления. Очень часто в методике изучения технических дисциплин используется термин «обозначение», под которым понимается условный знак, используемый для передачи информации о фактах, признаках понятий в обучении. Это единичное изображение без расширенной образно-смысловой нагрузки. Педагог в своей деятельности продумывает, разрабатывает, отбирает и придумывает различные средства наглядной и емкой передачи смысла формируемых знаний или практических действий. Это различные схемы, схематические условные и искусственные знаки, передающие смысл и значение понятий. Знаки свое символическое звучание обычно получают в контексте наглядной конструкции. К числу последних относятся опорные сигналы. Для них характерен особый лаконизм, это несколько (иногда даже одно)
Материал токопроводящих • жил Алюминий ■/ j Медь (не обозначается)
Изоляция оболочек Материал _ оболочек Поливинилхлоридный пластикат Полиэтилен Резина Бумажная изоляция (не обозначается) Алюминий Свинец (в J Поливинилхлоридный пластикат (nj Полиэтилен { Пс) Самозатухающий полиэтилен Сг) Стальные гофрированные трубки
Тип защитных покровов Г) Броня из стальных лент (п) Г К) Броня из круглых стальных проволок
А С Б 6 3 120 I I— S= 120 мм2 ■ Номер жилы UR = 6 кВ • Бронированный •Бумажная изоляция •Алюминиевые жилы Рис. 8. Дешифровка аббревиатур маркировки кабелей обозначений, соединенных между собой, заставляющих вспомнить информацию. Многие находки педагогов в методике обучения не обобщены и не объективизированы, они так и остались приемами работы конкретного педагога. Не все педагоги образовательных учреждений имеют возможность описать в публикациях найденные ими приемы обучения, как это сделал В. П. Дьячков. Собственные приемы преподавания учебного материала он назвал экономной записью учебного материала (сокращенно ЭЗУМ). Суть придуманного им краткого вида записи содержания учебной информации состоит в следующем: «...вместо слов и целых предложений используются различные сочетания букв, цифр, специальных символов и рисунков для фиксации содержания получаемых знаний. Это достигается путем перекодирования словесных записей, т.е. сжатия информации, выявления в ней самого главного, основного, что должно остаться в памяти учащегося на длительное время» [7]. Формула содержания — это компактная, отличающаяся композиционным единством конструкция, раскрывающая смысл. Опорный сигнал — ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок), заменяющий некое смысловое значение. Объектами представления экономной записи являются основные структуры учебной информации: понятия, законы, принципы действия устройств, классификационные схемы, операции.
Спецификация учебных элементов. Спецификация как форма наглядного изображения отобранного учебного материала представляет собой таблицу, в один столбец которой заносится перечень понятий изучаемой темы, в следующих столбцах показываются уровни усвоения понятий и тип ориентировочной основы деятельности. Такого вида спецификация является наглядным средством представления дидактического анализа учебного материала. Спецификацию учебных элементов мы дополнили классификационными признаками понятий, включив в нее столбцы с признаками понятий по времени их изучения. В данном признаке мы выделили опорные и новые понятия. К опорным относятся понятия, изученные на предыдущих уроках рассматриваемого курса или смежных предметов и служащие основой или смысловой опорой для формирования понятий на данном уроке, к новым — понятия, формируемые на уроке. Граф учебной информации. Другим средством представления структур учебной информации являются графы. Графы широко применялись в начале 80-х гг. XX в. в дидактических и методических исследованиях. Граф учебной информации представляет собой наглядное отражение структуры учебной информации. В вершине графа помещается понятие в виде окружности, ребра графа показывают связь данного понятия с определенным содержательным признаком. Классификация содержательных признаков размещается на рангах графа. Структурно-логическая схема. Структурно-логическая схема представляет собой граф, ребра которого изображены в виде стрелок, их направление указывает логику объяснения преподавателем содержания учебной информации. Описанные выше формы представления отобранного материала отражают дидактические характеристики изучаемого учебного материала. Они дают возмож-
ность спроектировать процесс обучения в целом (поставить цели изучения предмета, спланировать систему уроков, выбрать общие методы обучения, тесты и т.д.). В граф учебной информации мы также внесли изменения, уточняющие содержательные признаки понятий, улучшающие наглядные свойства графа и дающие возможность применять его для решения методических задач. Например, мы рекомендуем выделять вершины графа, обозначающие опорные понятия, штриховыми линиями (//), а вершины, обозначающие новые понятия, оставлять пустыми. В вершины графа учебной информации, разработанного по нашей методике, помещаются символы, опредмечивающие содержательные признаки понятия, а уровни представления объектов изучения соотносятся с порядками графа и т.д. Разработанный по данной методике граф учебной информации дает возможность преподавателю наглядно определить, какие понятия необходимо актуализировать для формирования новых. Граф помогает определить, какие понятия будут сформированы в ходе демонстрационного эксперимента, объясняющего физические процессы, протекающие в устройстве, которое изучается на данном уроке. Он также наглядно показывает, какие виды тестов необходимо применять для определения уровня сформированное™ понятий и т.д. 1.4.3. Метаплан-техника Метаплан-техника возник в Китае и в настоящее время широко применяется в профессиональном, университетском и продолженном образовании в Европе. Он представляет собой инвариантное множество знаковых форм (элементов), имеющих определенное назначение. К элементам метаплана относятся полоса, «облако», овал, прямоугольник, круг. За каждым элементом закрепляются определенные сущностные характеристики того или иного понятия, вывода или обобщения. Например, полосы используются для обозначения коротких и лаконичных формулировок законов или выводов либо операций по выполнению той или иной деятельности. Полосой выделяются названия, заголовки или категориальные понятия. «Облаком» в метаплан-технике обозначают фундаментальные понятия, которые обобщают самостоятельную теорию или закономерность, а также вопросительные предложения и заголовки. Овалы используются для представления понятий фактического характера, идей, существовавших в науке гипотез, для обозначения причинно-следственных связей и дополняющей информации к прямоугольникам. Прямоугольники также являются элементами метаплан-техники. Как правило, с этими элементами ассоциируются основы какой-либо конструкции. Ими опредмечивают опорные понятия, с их помощью кон- струируются столбцы таблиц. Основной объем учебной информации заполняют видовые или единичные понятия. Эти понятия в технике метаплана обозначаются кругами. Кроме того, маленькими кругами обозначают нумерацию, а также отдельные моменты важных вопросов (приложение).
Для того чтобы метаплан-техника выполнял задачи по опредмечиванию мыслительных операций, структурированию учебных элементов (понятий), материализации их содержательных признаков и причинно-следственных связей, необходимо строго соблюдать следующие правила: - формулировка высказываний должна быть краткой; - информация должна фиксироваться на самих элементах; - на каждой карте фиксируется только один аргумент или понятие; - текст должен быть разборчиво написан (не более трех строк на элементах-картах); -следует использовать не более четырех цветов; - игнорирование цвета не разрешается; - изменение формы элемента без изменения значения не допускается; - изменение цвета элемента без изменения значения не допускается. Метаплан как знаковое визуальное средство отвечает определенным психологическим и эргономическим критериям. Психологический аспект использования метаплан-техники полностью соответствует особенностям зрительного восприятия. Элемент метаплана — знак, опредмеченный объект. Он обладает чувственно воспринимаемыми свойствами — формой и цветом. Форма знака способствует его распознаванию. Кроме того, форма не напоминает о содержании понятия (учебном элементе) или идее, а только представляет их. Формы элементов метаплана четкие, различимые и простые, что соответствует специальным требованиям, которые диктуются необходимым в обучении чувственным восприятием материальных форм знака. Как подчеркивают некоторые психологи, чем проще физическая форма объекта, тем легче ее восприятие, тем меньшее количество информации требуется для восприятия фигуры. Выделение фигуры позволяет сравнительно быстро локализировать взгляд на предъявляемую учебную информацию. Поэтому если элементы выполняют функцию обозначения (представления) учебных элементов, то они должны относительно постоянно, устойчиво, стабильно употребляться в установленных значениях. Элементы метаплана выполняют многообразные когнитивные функции, также они способны закрепить, фиксировать в определенной форме результаты отражения (опредмечивания) мыслительных процессов. Цвет как атрибут предметного образа непосредственно воздействует на ощущения и чувства, повышает внимание. При работе в метаплан-технике рекомендуется применять белый, светло-зеленый, светло-желтый, светло-розовый цвета. Использование цвета в метаплан-технике ограничивается важными перцептивными особенностями, поэтому следует соблюдать следующие правила: - использовать не более трех-четырех цветов в одном метаплане; - иллюстрировать одним цветом одинаковые положения, признаки понятий; - избегать яркого белого цвета, так как он ослепляет и утомляет глаза учащихся; -обеспечивать хороший контраст фигур и фона; - избегать комбинации красного и желтого цветов, так как не -не забывать о том, что цвет может вызывать ассоциации, например красным, желтым и оранжевым, как правило, выделяются указания, требующие обязательного выполнения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|