Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональная деятельность специалиста. Структура трудового процесса




Профессиональная подготовка будущих специалистов в про­фессиональных учебных заведениях ведется на основе производи­тельного труда. Для того чтобы профессиональные умения и на­выки учащихся соответствовали уровню современного специали­ста, в производственном обучении необходимо воспроизведение основных видов профессиональной деятельности специалистов соответствующего профиля. Это не означает, что в учебных мас­терских необходимо организовать реальное производство. Произ­водственный процесс можно смоделировать, используя тренаже­ры. В то же время для формирования профессиональных умений и навыков содержание производственного обучения должно отра­жать основные виды работ и логику трудового процесса.

Под производственным процессом понимается совокупность воз­действий природных и трудовых процессов, в результате кото­рых получается необходимый продукт, или, в более широком смысле, полезный производственный результат [18]. К. Маркс от­мечал, что в процессе трудовой деятельности человек приводит в действие принадлежащие ему естественные силы и естествен­ные процессы (природные), происходящие в предмете и сред­ствах труда.

Необходимо иметь в виду, что трудовой процесс — только часть производственного процесса. Производственный процесс отлича­ется от трудового в ряде отраслей производства временем проте­кания. Например, в химической промышленности время трудово­го участия человека в производстве значительно меньше, чем сам производственный процесс. В ряде профессий производственный процесс совпадает с процессом труда рабочего. Например, сле­сарь-сборщик контрольно-измерительных приборов сборочные и ремонтные операции в основном выполняет вручную, поэтому производственный и трудовой процессы совпадают. Однако тру­довой процесс гальванщика не совпадает с производственным по


времени: длительность производственного процесса больше, чем время выполнения трудовых операций.

Рассмотрим структуру процесса труда. Процесс труда составля­ет часть процесса производства. Сам труд как целесообразная дея­тельность является, по словам К.Маркса, одним из моментов тру­дового процесса. Процесс труда именно потому, что он представ­ляет собой целесообразную деятельность человека в отличие от действий животных, включает кроме действий как таковых пред­мет и средства труда. Следовательно, процесс труда — более ши­рокое понятие, чем сам труд. Трудовой процесс можно предста­вить следующей схемой (рис. 9).

Предмет труда — это то, на что направлен труд специалиста (сырье, материалы, оборудование).

Средства труда — это то, с помощью чего осуществляется тру­довой процесс (измерительные приборы, инструменты, станки и машины и т.д.).

Труд специалиста — это деятельность в сфере материального и нематериального производства, преобразующая предметы труда, изменяющая их в соответствии с потребностями человека.

Наглядно взаимодействие предмета труда, средств труда и не­посредственно интеллектуальной и моторно-двигательной деятель­ности (труда) специалиста представлено на рис. 10.

В организации труда трудовой процесс принято расчленять на следующие части: операция, прием, действие. Для профессий элек­тротехнического профиля это деление условно. Более крупные части трудового процесса принято называть операциями, например мон­таж, наладку, пайку, измерение. Это крупные части трудовой де­ятельности рабочего электротехнического профиля. Каждая опе­рация выполняется с помощью нескольких приемов.

Прием — это часть операции, имеющая самостоятельную цель. В операции пайки самостоятельная часть — лужение — является приемом. Оконцевание жил в операции разделки кабеля является отдельным приемом.

Следующие более мелкие части трудового процесса — действие и движение. Действие — законченная совокупность движений (взять паяльник, нажать кнопку «Пуск» и т.д.). Принято считать, что каждое действие включает два-три движения.

Выше мы дали краткую характеристику структуры трудового процесса. Однако, как уже отмечалось, для целого ряда профессий это расчленение условно, так как в них доминируют умственные

 

 

 

 

Предмет труда   Труд (человека)   Средства труда
   

Рис. 9. Схема трудового процесса


Средства труда

Труд специалиста

Результаты труда

Объект тр уда

Рис. 10. Взаимодействие компонентов трудового процесса


компоненты деятельности, а значение моторно-двигательной дея­тельности специалиста минимально. Это особенно характерно для сложных профессий — регулировщика радиоаппаратуры и прибо­ров, электромонтера по ремонту электрооборудования, наладчика оборудования и др. Исследования содержания труда современных рабочих электротехнического производства показывают, что 71 % рабочего времени электрослесаря-ремонтника занимает преимуще­ственно умственный труд, у дежурных электриков и слесарей авто­матизированных участков он составляет 81—84%, у наладчиков автоматических линий — 93 —95 % рабочего времени.

Отметим, что одна из особенностей содержания производствен­ного обучения состоит в том, что оно включает основы трудовой деятельности специалиста соответствующего профиля. Трудовая деятельность осваивается в процессе труда, следовательно, струк­турными элементами содержания производственного обучения являются организационные структуры трудового процесса, т.е. конкретные операции, приемы, действия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...