Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понимание учебной информации




Психологи, изучающие процессы понимания, констатируют факт, что учебная информация может быть воспринята, но не понята или недостаточно понята, и наоборот. В процессе понима­ния выделяют следующие этапы: восприятие (соотнесение язы­ковых знаков с их значениями, формальное и смысловое пред­восхищение), понимание текста (его осмысливание, связанное с раскрытием символов, эмоциями, оценкой, включающей умо­заключение) и его интерпретация (помещение в контекст: пред­метный или личностный).

Установлено, что восприятие смыслового содержания текста представляет собой сложную аналитико-синтетическую речемыс-лительную деятельность, смысл которой состоит в переводе по­следовательности языковых средств на метаязык образных схем, в так называемую систему универсально-предметного кода (УПК), позволяющего представить в целостном виде те предметные отно­шения, о которых «идет речь» в тексте.

По мнению исследователей, письменная речь наиболее важна в процессе понимания, закрепления и передачи знаний, а вос­приятие текста выступает в практике письменной коммуникации как заключительный этап, конечный пункт процесса передачи мысли [11]. Поэтому в профессиональном обучении важным явля­ется вопрос о степени адекватности восприятия и интерпретации обучаемыми смысловой информации, содержащейся в текстах (речевых сообщениях). Психологи и психолингвисты указывают на тесную связь восприятия и интерпретации текста с его пони­манием.

Понимание текста стало предметом изучения лишь в начале 1980-х гг. Понимание рассматривается как трехступенчатый про­цесс. Первая ступень связана с пониманием предложений, пере­водом их в глубинные структуры, которые могут быть описаны как своего рода «фреймы», а вторая — с пониманием связного текста, поиском межпозиционных связей с помощью процедуры логического вывода, умозаключения и т. п. Третья ступень заклю­чается в использовании знаний, имеющих отношение к тексту.

Особую важность имеют в этой связи исследования психолин­гвистов, которые установили феномен неоднозначности (вариа­тивности) понимания одного и того же текста разными учащи-


мися. Вариативность понимания текста представляют как его ин­терпретацию. Именно в феномене вариативности (интерпретации) усматривается одна из причин трудности процесса понимания.

Ученые в области ландаматики, психологии чтения, психосе­миотики установили другие психологические особенности пони­мания текстовых форм (учебников, инструкций, технических до­кументов и др.), которые заключаются:

- в несоответствии логики написания текстовых форм и психо­логии «пользователя»;

- зависимости содержания познавательного образования от перцептивных возможностей учащихся с разными когнитивными стилями разных уровней развития;

-рассогласованности логики текстовых форм с логикой и струк­турой действий обучаемого.

Мотивация

Мотивация (мотивы) характеризует направленность учащихся на различные основы учебной деятельности. В структуре мотивов выделяется самостоятельная группа — познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Содержательной характеристикой мотива является наличие личностного смысла учения для учащегося через анализ, оценку и принятие решений. На основе этого складываются отно­сительно устойчивое отношение к учению в целом, интерес к учебному материалу, методам работы на уроке. От мотивации за­висит, как и в каком направлении будут использованы различные психологические процессы (восприятие, мышление, речь и др.), обусловленные психологическими программами познавательной деятельности.

Мотивация, с одной стороны, «замыкает» основные психоло­гические программы обучения, а с другой — «открывает» любой познавательный акт. Однако чтобы у учащегося складывалась внут­ренняя, устойчивая, обобщенная мотивация, его необходимо включать в самостоятельную деятельность по анализу, преобразо­ванию учебной деятельности, например в решение системы за­дач, выполнение упражнений, планирование своей учебной ра­боты и т.д.

В процессе производственного обучения учащийся выступает не только как субъект обучения, приобретающий профессиональ­ные знания, умения и навыки. Он одновременно участвует в про­изводительном труде, поэтому его учебно-производственная дея­тельность связана с разнообразными орудиями труда: от простей­ших слесарных инструментов до сложных измерительных комп­лексов, а также индивидуальными материальными результатами своей деятельности. В личностно-психологическом плане учебно-


производственная деятельность обуславливает формирование осо­бой мотивации. В структуру этой мотивации органически включе­ны такие компоненты, как стремление выполнить быстрее и ка­чественнее работу, получить более высокий уровень профессио­нальной квалификации.

Вопросы и задания

1. Какие периоды выделены в истории развития методического зна­ния в профессиональном обучении?

2. В чем отличия методического знания от педагогического?

3. Приведите основания классификации методических понятий.

4. В чем отличия деятельности педагога-предметника от деятельности педагога-методиста?

5. Приведите примеры реализации для каждой функции методиче­ской деятельности.

6. Дайте характеристику целей методической деятельности для каждо­го из трех уровней ее выполнения.

7. Что лежит в основании классификации средств обучения?

8. Приведите примеры каждой группы средств обучения, которые яв­ляются продуктами методической деятельности педагога.

9. Отобразите графически жизненный цикл методики обучения.

 

10. Дайте дидактическую характеристику наглядным средствам пред­ставления технического знания.

11. Почему в 20-х гг. прошлого века мнемонические приемы были за­прещены в методике преподавания?

12. В чем отличия метаплан-техники от приемов ассоциативных связей?

13. Дайте характеристику двум подходам развития психологии вос­приятия.

14. Какими характеристиками можно представить техническое поня­тие?

 

15. Какие существуют закономерности понимания текстовых форм представления технического знания?

16. Почему у учащихся профессиональных учебных заведений моти­вация практической деятельности значительно выше, чем мотивация теоретической деятельности?


Глава 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...