Правила применения монологического метода
Деятельность преподавателя
| Деятел ьность уч ащихся
|
Сообщение учащимся темы урока и представление плана объяснения
| Запись темы урока и плана
|
Формулирование основной проблемы содержания учебного материала
| Уяснение основной проблемы
|
Проведение демонстрационного эксперимента
| Наблюдение за принципом работы технических устройств
|
Объяснение принципа действия технических объектов
| Запись основных пояснений по ходу объяснения преподавателя
|
Показ основных математических уравнений, описывающих взаимосвязь параметров технических устройств
| Запись основных математических зависимостей
|
Демонстрация примера расчета типовых технических задач
| Уяснение алгоритма расчета задач
|
Таблица 6 Правила применения показательного метода
Деятельность преподавателя
| Деятельность учащихся
|
Сообщение учащимся темы урока и представление плана объяснения
| Запись темы и плана урока
|
Формулирование основной проблемы содержания учебного материала
| Уяснение содержания проблемы. Небольшие сообщения учащихся
|
Иллюстрация содержания проблемы примерами из истории науки
| Осмысление проблемы в истории развития науки. Осознание проблемы
|
Проведение демонстрационного эксперимента с целью усиления наглядности и доступности понимания проблемы для учащихся
| Наблюдение за демонстрационным экспериментом
|
Демонстрация всех этапов эксперимента, измерение параметров технических объектов
| Внесение измеренных параметров в таблицу
|
Построение графиков функциональных зависимостей параметров
| Построение графиков функциональных зависимостей параметров, снятых в процессе эксперимента под руководством преподавателя
|
Окончание табл. 6
Деятельность преподавателя
| Деятельность учащихся
|
Выведение основных математических зависимостей между параметрами
| Запись основных формул
|
Возвращение к поставленной проблеме и повторение этапа решения проблемы
| Повторение этапов решения проблемной ситуации
|
Формулирование основных выводов
| Запись и осмысление выводов
|
Диалогический метод. Основные признаки: в диалоге между преподавателем и учащимся решаются поставленные проблемы, в то же время в ходе диалога учащимся задаются репродуктивные вопросы, активизирующие работу памяти, предусматривающие повторение опорных понятий (табл. 7).
Эвристический метод. Основные признаки: материал изучается в ходе беседы; деятельность преподавателя носит инструктивный характер; объяснение учебного материала сочетается с постанов-
Табли ца 7
Правила применения диалогического метода
Деятельность преподавателя
| Деятельность учащихся
|
Постановка проблемного вопроса перед учащимися
| Понимание сущности вопроса
|
Наглядное представление противоречия с помощью демонстрационного эксперимента
| Осмысление проблемы. Один или двое учащихся участвуют в проведении опытов
|
Раскрытие взаимосвязи рассматриваемого вопроса с ранее изученным материалом
| Понимание сущности логических связей
|
Предложение выдвинуть гипотезы для решения проблемы
| Выдвижение гипотез
|
Предложение решить проблему. Иллюстрация процесса поиска необходимыми схемами, измерением параметров электрической цепи, построением графиков, диаграмм и т.д.
| Коллективная деятельность учащихся. Анализ результатов демонстрационного эксперимента. Построение графиков, заполнение таблиц эксперимента
|
Обсуждение результатов эксперимента. Формулирование решения проблемы
| Запись основных выводов. Защита решений проблемы
|
Формулирование общего вывода о правильном решении
| Запись решения проблемы
|
кой проблемных вопросов. Проблемные задачи (вопросы) решаются учащимися с помощью преподавателя (табл. 8).
Исследовательский метод. Основные признаки: организация учебно-воспитательной деятельности учащихся по изучению учебного материала; инструктаж со стороны преподавателя при ведении учебного эксперимента; учебно-познавательная деятельность учащихся носит в основном исследовательский характер (табл. 9).
Алгоритмический метод. Основные признаки: преподаватель показывает систему действий, ведущих к решению типовой задачи; последовательность выполнения действий зависит от метода расчета.
Таким образом, усваивая тот или иной алгоритм решения задачи, учащиеся овладевают методом соответствующей науки.
Таблица 8 Правила применения эвристического метода
Деятельность преподавателя
| Деятельность учащихся
|
Сообщение темы урока
| Запись темы
|
Раскрытие взаимосвязи рассматриваемой темы с ранее изученным материалом
| Осмысление связи. Осознание сущности проблемы
|
Постановка проблемного вопроса. Наглядное представление технического противоречия с помощью демонстрационного эксперимента. Мотивирование решения проблемы. Объяснение значимости решения поставленных задач
| Осознание сущности проблемы
|
Предложение сформулировать решение проблемы
| Выдвижение предложений
|
Указание к проведению демонстрационного эксперимента учащимися. Инструкция о форме представления результатов эксперимента
| Наблюдение, проведение демонстрационного эксперимента на местах (если есть такая возможность). Заполнение таблиц
|
Предложение представить результаты эксперимента в наглядной форме
| Построение диаграмм, графиков и т.д.
|
Комментирование полученных результатов
| Формулирование выводов
|
Повторение главного, установление причин и объяснение следствия. Формулирование теоретических положений
| Запись теоретических положений. Вопросы к преподавателю по уточнению выводов и положений
|
Таблица 9
Правила применения исследовательского метода
Деятельность преподавателя
| Деятельность учащихся
|
Формулирование темы и цели урока
| Записьтемы
|
Раскрытие взаимосвязи рассматриваемой темы с ранее изученным материалом
| Осмысление связи
|
Стимулирование деятельности учащихся при постановке главной проблемы
| Выдвижение проблемных вопросов. Выступление учащихся с небольшими сообщениями об истории науки
|
Постановка основной проблемы или формулирование задач деятельности учащихся
| Осмысление сущности проблемы
|
Мотивирование деятельности учащихся на решение поставленных задач
| Выдвижение предложений
|
Анализ предложений. Рекомендации по выбору этапов проведения лабораторного эксперимента
| Разработка этапов лабораторного эксперимента (хода выполнения исследования)
|
Указания по выбору методов исследования на каждом этапе лабораторной работы (или эксперимента)
| Выбор методов исследования
|
Работа с инструкцией по проведению лабораторной работы. Постановка вопросов перед учащимися
| Анализ методических указаний по проведению лабораторной работы. Ответы на вопросы преподавателя
|
Объяснение техники безопасности при проведении лабораторной работы. Проверка готовности учащихся. Инструктаж учащихся на рабочих местах
| Выполнение лабораторной работы или учебного эксперимента
|
В качестве проблемы для учащихся в данном случае выступает новая система связей между известными понятиями в алгоритме решения типовой задачи (табл. 10).
Программированный метод. В практике обучения программированный метод часто отождествляется с программированным контролем. Поэтому когда на уроке применяют карты программированного контроля знаний учащихся, контролирующие устройства, то возникает иллюзия применения программированного метода. В действительности программированный метод предполагает организацию изучения учебного материала по специальной обучающей программе, которая включает покадровую разбивку учебного ма-
Таблица 10
Воспользуйтесь поиском по сайту: