Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила применения монологического метода




 

Деятельность преподавателя Деятел ьность уч ащихся
Сообщение учащимся темы урока и представление плана объяснения Запись темы урока и плана
Формулирование основной пробле­мы содержания учебного материала Уяснение основной проблемы
Проведение демонстрационного эксперимента Наблюдение за принципом работы технических устройств
Объяснение принципа действия технических объектов Запись основных пояснений по ходу объяснения преподавателя
Показ основных математических уравнений, описывающих взаимо­связь параметров технических устройств Запись основных математических зависимостей
Демонстрация примера расчета типовых технических задач Уяснение алгоритма расчета задач

Таблица 6 Правила применения показательного метода

 

Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
Сообщение учащимся темы урока и представление плана объяснения Запись темы и плана урока
Формулирование основной пробле­мы содержания учебного материала Уяснение содержания проблемы. Небольшие сообщения уча­щихся
Иллюстрация содержания пробле­мы примерами из истории науки Осмысление проблемы в исто­рии развития науки. Осознание проблемы
Проведение демонстрационного эксперимента с целью усиления наглядности и доступности пони­мания проблемы для учащихся Наблюдение за демонстра­ционным экспериментом
Демонстрация всех этапов эксперимента, измерение параметров технических объектов Внесение измеренных параметров в таблицу
Построение графиков функцио­нальных зависимостей параметров Построение графиков функцио­нальных зависимостей парамет­ров, снятых в процессе экспе­римента под руководством преподавателя

Окончание табл. 6

 

Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
Выведение основных математических зависимостей между параметрами Запись основных формул
Возвращение к поставленной проблеме и повторение этапа решения проблемы Повторение этапов решения проблемной ситуации
Формулирование основных выводов Запись и осмысление выводов

Диалогический метод. Основные признаки: в диалоге между преподавателем и учащимся решаются поставленные проблемы, в то же время в ходе диалога учащимся задаются репродуктивные вопросы, активизирующие работу памяти, предусматривающие повторение опорных понятий (табл. 7).

Эвристический метод. Основные признаки: материал изучается в ходе беседы; деятельность преподавателя носит инструктивный характер; объяснение учебного материала сочетается с постанов-

Табли ца 7

Правила применения диалогического метода

 

Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
Постановка проблемного вопроса перед учащимися Понимание сущности вопроса
Наглядное представление противо­речия с помощью демонстра­ционного эксперимента Осмысление проблемы. Один или двое учащихся участвуют в проведении опытов
Раскрытие взаимосвязи рассматри­ваемого вопроса с ранее изученным материалом Понимание сущности логических связей
Предложение выдвинуть гипотезы для решения проблемы Выдвижение гипотез
Предложение решить проблему. Иллюстрация процесса поиска необходимыми схемами, измере­нием параметров электрической цепи, построением графиков, диаграмм и т.д. Коллективная деятельность учащихся. Анализ результатов демонстрационного экспери­мента. Построение графиков, заполнение таблиц экспери­мента
Обсуждение результатов экспери­мента. Формулирование решения проблемы Запись основных выводов. Защита решений проблемы
Формулирование общего вывода о правильном решении Запись решения проблемы

кой проблемных вопросов. Проблемные задачи (вопросы) реша­ются учащимися с помощью преподавателя (табл. 8).

Исследовательский метод. Основные признаки: организация учебно-воспитательной деятельности учащихся по изучению учеб­ного материала; инструктаж со стороны преподавателя при веде­нии учебного эксперимента; учебно-познавательная деятельность учащихся носит в основном исследовательский характер (табл. 9).

Алгоритмический метод. Основные признаки: преподаватель показывает систему действий, ведущих к решению типовой зада­чи; последовательность выполнения действий зависит от метода расчета.

Таким образом, усваивая тот или иной алгоритм решения за­дачи, учащиеся овладевают методом соответствующей науки.

Таблица 8 Правила применения эвристического метода

 

Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
Сообщение темы урока Запись темы
Раскрытие взаимосвязи рассмат­риваемой темы с ранее изученным материалом Осмысление связи. Осознание сущности проблемы
Постановка проблемного вопроса. Наглядное представление техни­ческого противоречия с помощью демонстрационного эксперимента. Мотивирование решения проблемы. Объяснение значимости решения поставленных задач Осознание сущности проблемы
Предложение сформулировать решение проблемы Выдвижение предложений
Указание к проведению демонстра­ционного эксперимента учащимися. Инструкция о форме представления результатов эксперимента Наблюдение, проведение демонстрационного экспери­мента на местах (если есть такая возможность). Заполнение таблиц
Предложение представить резуль­таты эксперимента в наглядной форме Построение диаграмм, графиков и т.д.
Комментирование полученных результатов Формулирование выводов
Повторение главного, установление причин и объяснение следствия. Формулирование теоретических положений Запись теоретических положе­ний. Вопросы к преподавателю по уточнению выводов и поло­жений

Таблица 9

Правила применения исследовательского метода

 

Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
Формулирование темы и цели урока Записьтемы
Раскрытие взаимосвязи рассмат­риваемой темы с ранее изученным материалом Осмысление связи
Стимулирование деятельности учащихся при постановке главной проблемы Выдвижение проблемных вопросов. Выступление уча­щихся с небольшими сообще­ниями об истории науки
Постановка основной проблемы или формулирование задач деятельности учащихся Осмысление сущности проблемы
Мотивирование деятельности уча­щихся на решение поставленных задач Выдвижение предложений
Анализ предложений. Рекомен­дации по выбору этапов проведе­ния лабораторного эксперимента Разработка этапов лаборатор­ного эксперимента (хода выполнения исследования)
Указания по выбору методов иссле­дования на каждом этапе лабора­торной работы (или эксперимента) Выбор методов исследования
Работа с инструкцией по проведе­нию лабораторной работы. Поста­новка вопросов перед учащимися Анализ методических указаний по проведению лабораторной работы. Ответы на вопросы преподавателя
Объяснение техники безопасности при проведении лабораторной работы. Проверка готовности уча­щихся. Инструктаж учащихся на рабочих местах Выполнение лабораторной работы или учебного экспери­мента

В качестве проблемы для учащихся в данном случае выступает но­вая система связей между известными понятиями в алгоритме решения типовой задачи (табл. 10).

Программированный метод. В практике обучения программиро­ванный метод часто отождествляется с программированным кон­тролем. Поэтому когда на уроке применяют карты программиро­ванного контроля знаний учащихся, контролирующие устройства, то возникает иллюзия применения программированного метода. В действительности программированный метод предполагает орга­низацию изучения учебного материала по специальной обучающей программе, которая включает покадровую разбивку учебного ма-


Таблица 10

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...