Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сходные для действий dj и d2 признаки Р и Q должны быть юридически




Существенными, определяющими род правоотношений. Помимо

Сходных сравнительному анализу подлежат также признаки М и N.

Перенос признака — в данном случае правового последствия S —

Будет оправдан лишь в том случае, если признаки М и N будут видовыми,

При этом признак N не будет противоречить правовому последствию

S.

Правовая оценка протекает в форме умозаключения по аналогии

И в случае допущения в судопроизводстве прецедента, когда суд в своих

Выводах об основаниях и пределах правовой ответственности по

Конкретному делу опирается на ранее вынесенное судом решение по

Сходному делу.

Такое уподобление не может претендовать на демонстративность.

Каждое правонарушение, особенно в области уголовного права, — это

Строго определенная совокупность объективных и субъективных обстоятельств,

Требующая конкретной оценки и строго индивидуального

Подхода к избранию меры наказания. Ссылка же на судебный прецедент

Часто нивелирует различия и тем самым не обеспечивает

Правовой справедливости. Именно поэтому обращение к судебному

Прецеденту, которое практикуется, к примеру, в англо-американской

Правовой системе, никогда не признавалось в теории и практике достаточно

Надежным источником права. В российской истории судебное

Право никогда не придавало прецеденту значение источника права.

В правовой деятельности, помимо понятия аналогии закона, встречается

Понятие аналогии права. Суть его состоит в том, что при отсутствии

Закона, прямо регулирующего спорное отношение, а также при

Отсутствии нормы, рассматривающей сходный случай, суду предоставляется

Право оценивать спорное отношение, руководствуясь общими

Началами и смыслом законодательства. В этом случае правовая

Оценка протекает не в форме умозаключения по аналогии, а в форме

Силлогизма, большей посылкой которого выступает конкретное положение

Общих начал законодательства. Институт аналогии права,

Следовательно, не имеет прямого отношения к умозаключению по

Аналогии, совпадение здесь чисто терминологическое.

(2) Аналогия в процессе расследования. Анализируя фактический материал,

Судья и следователь используют не только общие знания, полученные

Наукой и практикой, не в меньшей мере они обращаются

И к индивидуальному опыту — своему и чужому. Сравнение конкретного

Дела с ранее исследованными единичными случаями,помогает

Выяснить сходство между ними и на этой основе, уподобив одно событие

Другому, обнаружить ранее неизвестные признаки и обстоятельства

Преступления.

В наиболее отчетливой форме умозаключение по аналогии встречается

При раскрытии преступлений по способу их совершения.

Например, по делу о квартирной краже следователь обратил внимание

На тот факт, что преступники проникли в квартиру в то время,

Когда хозяйка развешивала во дворе выстиранное белье. Оказалось,

Что несколько месяцев назад прокуратурой было приостановлено расследование

По двум другим делам о квартирных кражах, где преступники

Использовали аналогичное обстоятельство для проникновения

В квартиру. Догадка на основе аналогии в дальнейшем была подтверждена

— оказалось, что квартирные кражи были совершены одной

И той же группой.

Вероятный характер получаемого с помощью аналогии знания

Предопределяет неодинаковую роль этого умозаключения на различных

Стадиях судебного исследования. Так, в процессе предварительного

Расследования и судебного следствия обращение к аналогии вполне

Правомерно, здесь она выполняет эвристическую функцию — служит

Стимулом к размышлениям, выступает логической основой построения

Версий.

Умозаключение по аналогии часто используется при производстве

Отдельных видов криминалистических экспертиз, ставящих задачу

Идентификации по признакам внешности, по отпечаткам пальцев, по

Следам ног, зубов, рук и т. д.; исполнителя текста или подписи; установление

Оружия по стреляным пулям и гильзам, а также инструментов,

Орудий взлома, транспортных средств по их следам.

С логической стороны вывод эксперта в таких случаях идентификации

— это переход от знания об одном единичном предмете к знанию

О другом, подобном предмете. Переносимым признаком в этом

Случае выступает либо знание о том, что, например, найденный след

Принадлежит конкретному лицу, либо знание о том, что взлом произведен

Определенным орудием или инструментом, либо вывод о том,

Что след на фунте оставлен конкретным автомобилем, мотоциклом,

Подводой и т. д.

Обоснованность заключения эксперта-криминалиста определяется

Прежде всего правильностью оценки сходств и различий в сравниваемых

Объектах. Обнаружение сходства в устойчивых, повторяющихся

Признаках при случайном характере различий, а также выявление

Качественно неповторимой, индивидуальной зависимости между сходными

Признаками — таковы основные условия, выполнение которых

Обеспечивает обоснованный вывод по аналогии при производстве

Криминалистической экспертизы. Эти требования совпадают с теми

Правилами, которые предъявляются логикой к умозаключениям строгой

Аналогии.

В силу ряда причин выводы эксперта-криминалиста бывают проблематичными.

В отличие от достоверных выводов такие вероятные

Заключения, как и всякие иные предположения, не могут выполнять

Роль судебных доказательств. Но эти же вероятные заключения не169

Редко играют важную эвристическую роль, оказывая неоценимую

Услугу следствию в поисках истины: при построении версий и их проверке,

Выполнении оперативных действий и т. п.

Поскольку судья и следователь, оперативный работник и эксперт-

Криминалист обращаются к умозаключению по аналогии, возникает

Необходимость практического усвоения основных особенностей, правил

И структуры этого вида умозаключения, что поможет правильной

Оценке и использованию тех результатов, которые могут быть получены

С его помощью.

Вопросы для самопроверки

Какова роль аналогии в научном познании?

В чем состоит роль аналогии в правовом процессе, правовой

Оценке, в процессе расследования, в судебной экспертизе?

Глава XI

АРГУМЕНТАЦИЯ

(ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ)

Доказательство и аргументация. — Состав аргументации: субъекты, структура.

— Способы аргументации: обоснование и критика. — Правила и ошибки

В аргументации. — Поля аргументации.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И АРГУМЕНТАЦИЯ

Цель познания — достижение достоверного, объективного, истинного

Знания для активного воздействия на окружающий мир. Установление

Объективной истины — важная задача демократической

Системы правосудия. Достоверное познание обеспечивает правильное

Применение закона, служит гарантией вынесения справедливых

Решений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...