Результаты научного и практического познания признаются истинными,
Если они прошли тщательную и всестороннюю проверку. В простейших случаях, на ступени чувственного познания проверка Суждений осуществляется непосредственным обращением к фактическому Положению дел. На ступени абстрактного мышления результаты процесса познания Проверяют главным образом сопоставлением полученных результатов С другими, ранее установленными, суждениями. Процедура проверки знаний в этом случае носит опосредованный характер: Истинность суждений устанавливается через посредство других суждений. Такая логическая операция называется доказательством. Доказательство — это логическая операция обоснования истинности Какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним Суждений1. Доказательное рассуждение — характерная черта научного Стиля мышления. 1 Термин ≪доказательство≫ в процессуальном праве употребляется для обозначения Фактических обстоятельств, выступающих носителями информации о существенных сторонах уголовного или гражданского дела (например, угроза обвиняемого в адрес потерпевшего; Оставленные на месте совершения преступления следы и т. д.); для обозначения Источников информации о фактических обстоятельствах, имеющих отношение К делу (например, показания свидетелей, письменные документы и т. д.). В логике эти доказательства выполняют функцию оснований (аргументов). Процесс обоснования в процессуальном праве называется доказыванием. Но всегда ли доказательство, построенное по всем правилам логики, Оказывается убедительным? Убедить — это значит добиться признания
Выдвинутого положения, согласия с его истинностью. Логика воздействует прежде всего на разум человека, но без влияния На его чувства не всегда удается добиться убедительности доказательства. Иначе говоря, можно доказать, но не убедить. С другой стороны, Воздействуя на чувства и пренебрегая логическими средствами Обоснования тезиса, можно убедить, но не доказать. Поэтому, чтобы Доказательство было убедительным, а убеждение доказательным, Нужно использовать и логические, и внелогические приемы обоснования Тезиса. Обоснование суждения, в котором наряду с логическими применяются Внелогические приемы убеждающего воздействия, называется аргументацией. К внелогическим приемам, используемым в аргументации, относятся Прежде всего разнообразные приемы, составляющие предмет Риторики — науки об ораторском искусстве. Они усиливают выразительность Речи, придают ей яркость, эмоциональность, воздействуя Тем самым на чувства человека. С этой целью используются сравнения, Эпитеты, метафоры, повторы, усиливающие образность и эмоциональность Процесса доказательства. Применяются также многие Другие риторические приемы. Определенное значение имеют интонация И темп речи оратора, умелое использование им пауз, жестов, мимики И т. п. Важно, однако, подчеркнуть, что риторические приемы должны Применяться в союзе с логикой. Увлечение ораторскими приемами, Недооценка логических приемов доказательства превращают Аргументацию во внешне красивое, эффектное, но малосодержательное Рассуждение, которое может убедить, но не способно Доказать. В аргументации применяются также эмоционально-психологические
И другие методы и приемы убеждения. Таким образом, убеждающее воздействие в процессе аргументации Зависит не только от логического фактора — правильного обоснования Мысли, важное значение имеют факторы внелогические. Аргументация не всегда дает однозначные по логической ценности Результаты. Так, при построении версий в судебном исследовании Недостаточность исходного фактического материала позволяет получать Лишь правдоподобные заключения. Такие же результаты получает Исследователь, когда использует в рассуждении умозаключения по Аналогии или умозаключения неполной индукции. В других случаях, когда исходный материал установлен с достоверностью И достаточен для применения в процессе обоснования де172 Монстративных рассуждений, процесс аргументации обеспечивает Получение достоверного, объективно-истинного знания. Такого рода Аргументация приобретает характер строгого рассуждения — доказательства, Представляющего собой логическую операцию, обосновывающую Выдвинутое положение без использования внелогических Средств убеждения. Учитывая, что понятие «аргументация» является более широким, Чем понятие «доказательство», в дальнейшем изложении будут рассматриваться Состав, структура и правила аргументации. К доказательству Мы будем обращаться лишь в тех случаях, когда возникнет Необходимость показать отличительные черты этой операции. Вопросы для самопроверки Что такое доказательство? Какова его роль в познании? Что такое аргументация? В чем ее отличие от доказательства? Какие внелогические приемы убеждения применяются в аргументации? СОСТАВ АРГУМЕНТАЦИИ: СУБЪЕКТЫ, СТРУКТУРА Субъекты аргументации Обязательными участниками, или субъектами аргументации, являются: Пропонент, оппонент и аудитория. Пропонентом называют участника, выдвигающего и отстаивающего Определенное положение. Без пропонента нет процесса аргументации, поскольку спорные вопросы не возникают сами по себе, они
Должны быть кем-то сформулированы и поставлены на обсуждение. Пропонент может выражать свою личную позицию либо представлять Коллективное мнение — научной школы, партии, религиозного сообщества, Трудового коллектива, обвинения. Оппонентом называют участника, выражающего несогласие с позицией Пропонента. Оппонент может непосредственно присутствовать И лично участвовать в обсуждении. Но может и не бьггь непосредственным Участником процесса аргументации. Например, в лекции по истории политических учений оратор выражает Несогласие и подвергает критике взгляды античного мыслителя Платона, позиция которого несовместима с развиваемой оратором Концепцией. В этом случае Платон с его взглядами выполняет роль Оппонента. Оппонент — это не всегда явный и персонифицированный участник Обсуждения. Бывают выступления, когда присутствующие Не возражают пропоненту, однако в аудитории находится неявный Оппонент, который впоследствии может выступить с возражениями. Пропонент может также «изобрести» себе оппонента, рассуждая По принципу: «Нам никто сейчас не возражает, но могут так-то И так-то возразить». Затем начинается разбор «возражений» мнимого Оппонента. Позиция в спорах не такая уж частая, но продуктивная. Аудитория — это третий, коллективный субъект процесса аргументации, Поскольку как пропонент, так и оппонент видят главную цель
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|