Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты научного и практического познания признаются истинными,




Если они прошли тщательную и всестороннюю проверку.

В простейших случаях, на ступени чувственного познания проверка

Суждений осуществляется непосредственным обращением к фактическому

Положению дел.

На ступени абстрактного мышления результаты процесса познания

Проверяют главным образом сопоставлением полученных результатов

С другими, ранее установленными, суждениями. Процедура

проверки знаний в этом случае носит опосредованный характер:

Истинность суждений устанавливается через посредство других суждений.

Такая логическая операция называется доказательством.

Доказательство — это логическая операция обоснования истинности

Какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним

Суждений1. Доказательное рассуждение — характерная черта научного

Стиля мышления.

1 Термин ≪доказательство≫ в процессуальном праве употребляется для обозначения

Фактических обстоятельств, выступающих носителями информации о существенных

сторонах уголовного или гражданского дела (например, угроза обвиняемого в адрес потерпевшего;

Оставленные на месте совершения преступления следы и т. д.); для обозначения

Источников информации о фактических обстоятельствах, имеющих отношение

К делу (например, показания свидетелей, письменные документы и т. д.).

В логике эти доказательства выполняют функцию оснований (аргументов).

Процесс обоснования в процессуальном праве называется доказыванием.

Но всегда ли доказательство, построенное по всем правилам логики,

Оказывается убедительным? Убедить — это значит добиться признания

Выдвинутого положения, согласия с его истинностью.

Логика воздействует прежде всего на разум человека, но без влияния

На его чувства не всегда удается добиться убедительности доказательства.

Иначе говоря, можно доказать, но не убедить. С другой стороны,

Воздействуя на чувства и пренебрегая логическими средствами

Обоснования тезиса, можно убедить, но не доказать. Поэтому, чтобы

Доказательство было убедительным, а убеждение доказательным,

Нужно использовать и логические, и внелогические приемы обоснования

Тезиса.

Обоснование суждения, в котором наряду с логическими применяются

Внелогические приемы убеждающего воздействия, называется аргументацией.

К внелогическим приемам, используемым в аргументации, относятся

Прежде всего разнообразные приемы, составляющие предмет

Риторики — науки об ораторском искусстве. Они усиливают выразительность

Речи, придают ей яркость, эмоциональность, воздействуя

Тем самым на чувства человека. С этой целью используются сравнения,

Эпитеты, метафоры, повторы, усиливающие образность и эмоциональность

Процесса доказательства. Применяются также многие

Другие риторические приемы. Определенное значение имеют интонация

И темп речи оратора, умелое использование им пауз, жестов, мимики

И т. п.

Важно, однако, подчеркнуть, что риторические приемы должны

Применяться в союзе с логикой. Увлечение ораторскими приемами,

Недооценка логических приемов доказательства превращают

Аргументацию во внешне красивое, эффектное, но малосодержательное

Рассуждение, которое может убедить, но не способно

Доказать.

В аргументации применяются также эмоционально-психологические

И другие методы и приемы убеждения.

Таким образом, убеждающее воздействие в процессе аргументации

Зависит не только от логического фактора — правильного обоснования

Мысли, важное значение имеют факторы внелогические.

Аргументация не всегда дает однозначные по логической ценности

Результаты. Так, при построении версий в судебном исследовании

Недостаточность исходного фактического материала позволяет получать

Лишь правдоподобные заключения. Такие же результаты получает

Исследователь, когда использует в рассуждении умозаключения по

Аналогии или умозаключения неполной индукции.

В других случаях, когда исходный материал установлен с достоверностью

И достаточен для применения в процессе обоснования де172

Монстративных рассуждений, процесс аргументации обеспечивает

Получение достоверного, объективно-истинного знания. Такого рода

Аргументация приобретает характер строгого рассуждения — доказательства,

Представляющего собой логическую операцию, обосновывающую

Выдвинутое положение без использования внелогических

Средств убеждения.

Учитывая, что понятие «аргументация» является более широким,

Чем понятие «доказательство», в дальнейшем изложении будут рассматриваться

Состав, структура и правила аргументации. К доказательству

Мы будем обращаться лишь в тех случаях, когда возникнет

Необходимость показать отличительные черты этой операции.

Вопросы для самопроверки

Что такое доказательство? Какова его роль в познании?

Что такое аргументация? В чем ее отличие от доказательства?

Какие внелогические приемы убеждения применяются в аргументации?

СОСТАВ АРГУМЕНТАЦИИ: СУБЪЕКТЫ, СТРУКТУРА

Субъекты аргументации

Обязательными участниками, или субъектами аргументации, являются:

Пропонент, оппонент и аудитория.

Пропонентом называют участника, выдвигающего и отстаивающего

Определенное положение. Без пропонента нет процесса аргументации,

поскольку спорные вопросы не возникают сами по себе, они

Должны быть кем-то сформулированы и поставлены на обсуждение.

Пропонент может выражать свою личную позицию либо представлять

Коллективное мнение — научной школы, партии, религиозного сообщества,

Трудового коллектива, обвинения.

Оппонентом называют участника, выражающего несогласие с позицией

Пропонента. Оппонент может непосредственно присутствовать

И лично участвовать в обсуждении. Но может и не бьггь непосредственным

Участником процесса аргументации.

Например, в лекции по истории политических учений оратор выражает

Несогласие и подвергает критике взгляды античного мыслителя

Платона, позиция которого несовместима с развиваемой оратором

Концепцией. В этом случае Платон с его взглядами выполняет роль

Оппонента.

Оппонент — это не всегда явный и персонифицированный участник

Обсуждения. Бывают выступления, когда присутствующие

Не возражают пропоненту, однако в аудитории находится неявный

Оппонент, который впоследствии может выступить с возражениями.

Пропонент может также «изобрести» себе оппонента, рассуждая

По принципу: «Нам никто сейчас не возражает, но могут так-то

И так-то возразить». Затем начинается разбор «возражений» мнимого

Оппонента. Позиция в спорах не такая уж частая, но продуктивная.

Аудитория — это третий, коллективный субъект процесса аргументации,

Поскольку как пропонент, так и оппонент видят главную цель

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...