Здесь она дает, как правило, проблематичные заключения. Метод моделирования
В различных областях техники обеспечивает логически Обоснованные результаты, если разработаны теоретически оправданные Критерии подобия. К аналогии как к правдоподобному, но единственно возможному Способу обоснования прибегают в исторических исследованиях. На Основе уподобления строятся выводы экспертов в дактилоскопических, Трассологических и других видах судебных экспертиз. Косвенным называют обоснования тезиса путем установления ложности Антитезиса или других конкурирующих с тезисом допущений. Конкурирующими с тезисом (Т) допущениями могут быть две их Разновидности: (1) противоречащее тезису суждение, которое называют Антитезисом (П Т), (2) члены дизъюнкции в разделительном суждении, В котором тезис является одним из членов этой дизъюнкции: Т v A v В. Различие в структуре конкурирующих допущений определяет два Вида косвенного обоснования: (1) апагогическое и (2) разделительное. (1) Апагогическим1 называют обоснование тезиса путем установления Ложности противоречащего ему допущения — антитезиса. Аргументация В этом случае строится в три этапа. Первый этап. При наличии тезиса Т выдвигают противоречащее Ему положение — антитезис ПТ; условно признают его истинным (допущение косвенного доказательства — ДКД) и выводят логически Вытекающие из него следствия. Тезис и антитезис могут быть выражены в форме различных суждений. Так, для тезиса в форме единичного утвердительного суждения «Н. виновен в совершении данного преступления» антитезисом будет Отрицание этого суждения: «Н. не виновен в совершении данного
Преступления». Антитезисом для единичного утвердительного суждения Может быть и утвердительное суждение, если в нем речь вдет о несовместимых Свойствах одного и того же явления. Например, отношение Противоречия имеет место между тезисом «Преступление Совершено умышленно» и антитезисом «Преступление совершено по Неосторожности». Если тезис представлен общеутвердительным суждением — «Все S Суть Р», то антитезисом будет противоречащее ему частноотрицательное Суждение: «Некоторые S не есть Р». Для общеотрицательного тезиса «Ни одно S не есть Р» антитезисом выступает частноутвердительное: «Некоторые S есть Р» (см. об этом гл. IV, § 6). 1 Греч, apagogos — ≪отводящий≫, ≪уводящий≫. Если тезис представляет собой сложное суждение, например, Дизъюнкцию р v q, то антитезисом будет отрицание этого выражения Р v Q) или эквивалентная ему конъюнкция 1р л iq. Например, для Тезиса «В данном случае имело место убийство или самоубийство» Антитезисом будет высказывание: «Неверно, что в данном случае имело Место убийство или самоубийство». «В данном случае не было ни Убийства, ни самоубийства». Далее из условно принятого за истину антитезиса как из допущения (~1Т) выводят логически вытекающие следствия (С): "IT— С. Второй этап. Логически выведенные из антитезиса следствия сопоставляют С положениями, истинность которых ранее установлена (F). В случае же несовпадения отказываются от этих следствий. В случае Несовместимости следствий с этими данными приоритет остается за Истинными положениями, а логически выведенные из допущения следствия расцениваются как ложные: С У F, F 1C Третий этап. Из ложности следствий логически заключают о ложности
Допущения. Рассуждение протекает в форме отрицающего модуса условно-категорического умозаключения: 1Т^С,1С П Т В итоге из ложности допущения заключают на основе законадвой- ного отрицания об истинности тезиса Т: П Т Т Пример такого рассуждения: «Из ложности высказывания о том, Что данный поступок является неправомерным, следует, что он правомерен ». Апагогический вид косвенного обоснования применяется лишь в том Случае, если тезис и антитезис находятся в отношении противоречия, Когда по закону исключенного третьего действует принцип tertium поп Datur: либо одно — либо другое, третьего не дано. При других видах несовместимости, Включая противоположность, апагогические обоснование Становится несостоятельным. (2) Разделительным называют косвенное обоснование тезиса, выступающего Членом дизъюнкции, путем установления ложности и исключения Всех других членов дизъюнкции. В отличие от апагогического в разделительном обосновании фигурируют Не два (Т и 1Т), а несколько положений — Т, В, С, каждое из Которых претендует на роль тезиса и полностью или частично исключает Все другое. Обоснование тезиса строится в этом случае методом исключения. В процессе аргументации показывают несостоятельность всех членов Дизъюнкции, кроме одного (Т). Тем самым косвенно обосновывают Истинность оставшегося тезиса. Рассуждение протекает в форме Отрицающе-утверждающего модуса разделительно-категорического умозаключения: TvBvC,lB,~lC Т Разделительное обоснование состоятельно лишь в том случае, если дизъюнктивное суждение является полным, или закрытым: < Т V В V С >. Если же рассматриваются не все варианты решения, то метод исключения Не обеспечивает достоверность тезиса, а дает лишь проблематичное заключение. Разделительная аргументация, включая и доказательство, часто Применяется в судебно-следственной практике при проверке версий Относительно лиц, виновных в совершении того или иного преступления, При объяснении причин возникновения конкретных явлений,
При выборе одной из конкурирующих статей в процессе квалификации Правонарушений и во многих других случаях. Критика Наряду с приемами обоснования тезиса искусство аргументации Предполагает также овладение рациональными приемами критики. Критика — это логическая операция, направленная на разрушение Ранее состоявшегося процесса аргументации. По форме выражения критика бывает неявной и явной. Неявная критика — это скептическая оценка позиции пропонента Без конкретного анализа недостатков и точного указания на слабые места. Сомнение в этом случае выражают примерно в такой форме: «Ваши идеи мне представляются сомнительными», «Я отношусь к Вашим Утверждениям весьма скептически» и т. п. Просьбу об уточнении И конкретизации такой критики обычно оставляют без ответа. Явная критика — указание на конкретные недостатки, выявленные В аргументации пропонента. По направленности явная критика может быть трех видов: деструктивная, Конструктивная' и смешанная. Лат. destructio — разрушение, опровержение; const ructio — строение, построение. Деструктивная критика Деструктивной будем называть критику, направленную на разрушение Процесса аргументации путем критики тезиса, аргументов или Демонстрации (схема 39). (1) Критика тезиса — весьма эффективная по разрушительной силе Операция, цель которой — показать несостоятельность тезиса. Такая Критика называется опровержением тезиса. Тезис расценивается
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|