Правила применения алгоритмического метода
*В дальнейшем рассмотрение алгоритма расчета задачи зависит от метода расчета. териала, специальные правила его структурирования, приемы управления самостоятельной деятельностью учащихся. Применение программированного метода сочетается с работой преподавателя и учащихся на компьютере. Однако до сих пор слабо разработана технология составления обучающих программ. Таким обра-
зом, проблема реализации программированного обучения требует специальных исследований. Обобщая вышесказанное, отметим, что в деятельности преподавателя не существует универсального метода. Преподаватель, как правило, отдает предпочтение тому или иному методу в зависимости от способностей учащихся, характера учебного материала и своего владения технологией обучения. Одной из закономерностей реализации методов обучения на уроке является сочетание двух-трех методов при каком-то одном ведущем. Приведем пример реализации диалогического и эвристического методов обучения при изучении темы «Последовательное соединение активного, емкостного и индуктивного сопротивлений в цепях переменного тока». На этапе повторения понятий происходит систематизация знаний учащихся о свойствах активного, емкостного и индуктивного сопротивлений в цепях переменного тока. После повторения основных понятий учащимся демонстрируется схема последовательного соединения элементов. Затем вычерчивается принципиальная схема электрической цепи (рис. 21). Перед учащимися ставятся цели: методом измерений определить падение напряжения на элементах цепи и рассчитать напряжение, подаваемое в схему; вывести формулы полного сопротивления электрической цепи. Учащиеся проводят соответствующие измерения и записывают значения напряжения на участках цепи. Следует вопрос преподавателя: «Каким, по вашему мнению, будет напряжение на всей цепи?» Зная свойства последовательного соединения элементов в цепях постоянного тока, учащиеся прогнозируют значение напряжения на зажимах генератора. Однако после его измерения они видят несоответствие между предполагаемым значением напряжения и измеренным. Таким образом, возникает проблемная ситуация, т.е. противоречие между результатами проведенного демонстрационного эксперимента и ранее сформированными знаниями о свойствах последовательного соединения элементов цепи. Преподаватель побуждает учащихся рассмотреть физические процессы на участках электрической цепи. Учащимся задаются следующие
____ МС s -J^ ^ U вопросы: чему равно напряжение на '—"П активном сопротивлении цепи? Каково значение напряжения на индуктивном сопротивлении? Чему равен сдвиг фаз между напряжением и током на индуктивности? По какой формуле рас- _______ ^___________ | считывается напряжение на емкости? Чему равен сдвиг фаз между током и Рис. 21. Принципиальная напряжением на емкостном сопротив-схема электрической цепи лении? ПО Ur uR V,
Рис. 22. Векторная диаграмма напряжений Рис. 23. Треугольник сопротивлений Затем строится векторная диаграмма напряжений для рассматриваемой цепи (рис. 22). Из построенного треугольника напряжений учащиеся определяют, что напряжение на зажимах генератора определяется геометрической суммой напряжений на элементах цепи. Они выводят формулу расчета напряжений всей цепи, исходя из известной фор мулы теоремы П ифагора. После того как расчетная формула U - ^jUj, +{UL -Uc)2 выведена, преподаватель побуждает учащихся разрешить противоречие, возникшее в результате эксперимента. После проведения соответствующих расчетов учащиеся подтверждают значение напряжения на зажимах генератора. Очередной вопрос преподавателя: «Чему равны полное сопротивление цепной сдвиг фаз между током и напряжением?» Затем следует пояснение. Учащимся указывается, что для решения проблемы необходимо воспользоваться треугольником напряжений, разделив катеты и гипотенузу на силу тока в цепи. Учащиеся получают новый треугольник (рис. 23), катеты которого соответственно равны: ХР = XL - Хс и R, а гипотенуза представляет полное сопротивление цепи — Z. Учащиеся самостоятельно выводят формулу полного сопротивления цепи Z = y)R2+(XL -Хс)1 и формулу расчета сдвига фаз в R цепи переменного тока coscp = —.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|