Дыхательные и общеукрепляющие упражнения для мышц корпуса («мостики», повороты, наклоны, вращения)
Проводят в медленном темпе, плавно, а разных исходных положениях.
Основной
30-35
Упражнения в избирательном и дозированном расслаблении и напряжении отдельных мышц и мышечных групп, начиная с крупных и тех, где гиперкинез менее выражен (мышцы спины, бедер, брюшного пресса).
До показа используют здоровые мышцы
Упражнения с искусственным увеличением массы конечности и всего корпуса (свинцовые пластины, гантели, мешочки с песком).
Массу подбирают индивидуально.
Целенаправленное повторение «рисунка» гиперкинеза с разной амплитудой и скоростью.
Постепенное увеличение амплитуды.
Упражнения с преодолением эластичного сопротивления (изотонические упражнения) – противодержания вначале в мелких, затем – крупных суставах и мышечных группах.
Сила противодержания регулируется эффектом уменьшения гиперкинеза.
Общеукрепляющие упражнения с помощью гимнастических снарядов (палка, медицинбол, эспандеры) с обязательным участием той конечности, где гиперкинез отсутствует или менее выражен.
Деторсионные движения (в направлении, обратном торсии), то же при ходьбе
Рука или нога, в которой есть тремор, не должна касаться здоровой.
Тренировка бытовых прикладных навыков с использованием всех предыдущих видов упражнений.
Повторение избирательного расслабления
Преимущество отдается искусственному увеличению массы конечности
Заключи-тельный
3-4
Краткое повторение наиболее удачно выполненных упражнений, особенно с произвольным подавлением гиперкинеза.
Общие и локальные дыхательные упражнения.
Повторение упражнений для «домашнего задания».
Всего
38-45
Т а б л и ц а 66.
Примерная схема процедуры лечебной гимнастики для больных неврастенией в первой стадии лечения ( для середины курса лечения)
Раздел и содержание
процедуры
Доз.
мин
Методические
указания
Целевая установка
1.Построение, перепостроение. Ходьба ритмированная без движения рук и с движением или в различных комбинациях.
3-4
Точно сочетать движения рук и ног соответственно команде. Темп спокойный.
Дисциплинировать и мобилизировать внимание и повысить настроение больных. Развитие комбинации движения.
2. Общеукрепляющие гимнастические упражнения в чередовании с дыхательными стоя, сидя с гимнастическими палками, булавами, медицинболами и др.
7
С постепенным усложнением. Средний спокойный темп. То же с замедлением темпа.
Развить согласованную реакцию основных систем на возрастающую физическую нагрузку.
3. Упражнения на равновесие тела на широкой и узкой площади опоры. Упражнения на точность движений верхних конечностей. Элементы лазанья с участием рук и ног. Упражнения в метении.
7-8
Упражнения на равновесие чередовать с упражнениями на точность движения.
Способствовать развитию моторных навыков, волевых качеств и др. общее укрепление организма.
4. Игра подвижная без мяча и с мячом. Эстафетные игры с включением элементов лазанья, перелезания, подлезания, прыжков и др.
10-12
С целью дозировки включать кратковременные паузы и дыхательные упражнения.
Повысить эмоциональное содержание процедуры. Влиять на поведение больных (находчивость, сообразительность), способствовать общему укреплению больных и развитию прикладных качеств.
5. Построение в круг. Элементарные гимнастические упражнения в чередовании с дыхательными
3-4
Снизить общую нагрузку.
Всего
30-35
Т а б л и ц а 67.
Примерная схема процедуры лечебной гимнастики для больных неврастенией во второй стадии лечения ( для середины курса лечения)
Раздел и содержание
процедуры
Доз.
Мин
Методические
указания
Целевая установка
1. Построение. Ходьба ритмированная в спокойном темпе.
2-3
По кругу с изменением направления.
Дисциплинировать занимающихся, ритмировать движения.
2. Элементарные гимнастические упражнения в положении стоя для рук, ног и корпуса. Упражнения на несложную координацию.
5
Обращать внимание на точность и ритмичность выполнения упражнения, согласованность движения рук и ног.
Способствовать развитию точности, ритмичности и координации движения. Воспитательное влияние на поведение больного.
3. Ходьба простая и усложненная движениями рук. Дыхательные упражнения.
2-3
Следить за ритмом и согласованностью движений рук и ног.
Осуществить динамический характер упражнения в передвижении с требованиями к координации.
4. Упражнения в метании и ловле мячей. Упражнения координирующего характера, стоя или сидя.
6-7
Использовать разнообразие приемов метания. Координирующие упражнения чередовать с дыхательными.
Повысить интерес к занятиям, тонизировать организм, укрепить разгибатели корпуса, способствовать развитию правильной осанки.
5. Игра на месте малоподвижная или подвижная.
8-10
Выбор игры определяется переносимостью больными предварительной нагрузки. Использовать игры с мячом, эстафеты на месте и с передвижением. Включать паузы для дыхания.
Повысить эмоциональное содержание процедуры.
6. Элементарные гимнастические упражнения в чередовании с дыхательными.
2-3
Спокойный темп, регулировать дыхание.
Снизить нагрузку, выровнять реакцию организма.
Всего
25-30
Т а б л и ц а 68.
Примерная схема процедуры лечебной гимнастики для больных неврастенией (гипостения) третьей стадии ( для середины курса лечения)
Раздел и содержание
процедуры
Доз.
Мин.
Методические
указания
Целевая
установка
1.Элементарные упражнения для рук и ног. Дыхательные упражнения
3-5
Преимущественно отдельно для рук и ног.
Постепенное возрастание физической нагрузки. Воспитание правильного дыхания.
2. Ходьба с ускорением и с замедлением.
2-3
С добавлением движений рук в соответствии с ритмом ходьбы.
Повысить общую нагрузку, координацию движений.
3.Упражнения координирующего типа с чередованием исходных положений стоя и сидя.
4-5
Использовать гимнастическую стенку и стул. Вариант стоя и сидя на стуле и др.
Оказать тонизирующее влияние на больного. Укрепить мышцы корпуса: продиводействовать проявлению астении.
4. Упражнения в метании и ловле мячей простыми способами. Упражнения в равновесии.
4-5
На коротком расстоянии. Равновесие на широкой площади опоры (преимущественно).
Повысить эмоциональный фон процедуры и общетонизирующее влияние на больного.
5.Элементарные гимнастические упражнения в положении сидя.
2-3
Глубокое дыхание.
Снизить нагрузку на организм. Обеспечить укорочение восстановительного периода.