Возвратим Осени память
Цели: знать признаки осени; уметь называть и описывать их; связывать явления живой и неживой природы; объяснять взаимозависимость в изменении погоды и одежды людей, наступления осени и труда. Правила. Педагог в образе Осени приходит к детям и говорит о том, что злая волшебница ее заколдовала, она не помнит, что происходит, когда наступает осень, после какого времени года она идет, какое время года ее сменяет. Просит детей помочь вспомнить признаки осени и рассказать ей, чтобы не нарушить равновесие в природе. Дети по одному выходят к столу, на котором лежат разнообразные картинки, изображающие осенние явления, выбирают одну, прикрепляют на платье Осени и рассказывают ей о данном явлении. Если ребенок допускает неточности, ошибки, то Осень задает наводящие вопросы, просит детей помочь. Когда платье Осени будет наряжено, она вместе с детьми водит осенний хоровод. Затем педагог читает зарифмованные тексты и задает детям вопросы по содержанию. * * * Листопад, листопад — Листья по ветру летят. В вальсе кружат над землею И любуются собою. Платьем хвалятся сроим — Желтым, красным, золотым. Солнцу подставляют щечки Все осенние листочки. На земле ковром лежат, Нас порадовать хотят. · Что такое листопад? · В какой период осени наблюдается листопад? · Почему листочек с дерева падает не быстро, а кружится? · В какие цвета окрашивает осень листья разных деревьев и кустарников? · Почему листья на земле сравнивают с ковром?
* * * Паутинки, как тюль, Принакрыли кусты. И тепло, словно летом, Солнце землю ласкает.
Астры ярко цветут, Хризантемы-принцессы Свои чудо -цветки Под лучи подставляют.
· О каком периоде осени говорится в тексте? · Как называют этот период осени в народе? (Бабье лето. ) · С чем сравниваются паутинки? · О каких осенних цветах говорится в тексте? · Какого цвета бывают астры? · С кем сравниваются хризантемы? Почему? · Чем они отличаются от астр? * * * Осень хмурится, осень сердится И печалится, слезы льет. Вдруг вся в золото приоденется, Паутинки быстро наткет.
Пригласит к себе всех художников И закажет дивный ковер. Из осинок, кленов багряных Разожжет прощальный костер. · О каком периоде осени говорится в тексте? · Почему автор говорит об осени, как о человеке? · Какие эмоции он приписал осени? · Что значит — осень хмурится? Сердится? Печалится? Льет слезы? · Какой дивный ковер зака пала осень? Из чего он составлен. ' · Почему листья клена и листья осинок сравнили с костром? · Почему костер назван прощальным? * * * Почему я в сапогах, Зонт над головою? Осень слякоть принесла И дожди с собою. Под ногами — лужи, грязь, Ветер гонит листья, Небо серое грустит — Тучи в нем повисли. · О каких признаках осени говорится в тексте? · К какому периоду осени подходит такое описание? · Как реагируют люди на изменение погоды? * * *
Осень, шлепаю по лужам В теплой куртке, сапогах. Капюшон от ветра скроет, Зонт от дождика в руках.
Мне тепло, не страшен холод. Только зябнут воробьи. Нет у них одежды теплой, Вот и съежились они. · Как меняется одежда человека осенью? Почему? · Какую обувь используют люди в дождливую погоду? Почему? · Что придумали в одежде, чтобы ее не продувал ветер и она не промокала? · Какие головные уборы носят осенью? Почему?
* * * Сад гол и пуст, пожухлая трава, Листва последняя лежит в холодной луже. Сквозь ветви уж не видно синевы. Лишь тучи серые, продрогшие от стужи. · О каком периоде осени говорится в тексте?
· Какими словами автор описывает позднюю осень? · Какое настроение вызывают у вас эти строки?
* * * Насекомые исчезли, И замерзли водоемы. Осень поздняя настала, Холод принесла с собою.
Потянулись птицы к югу — Нечем стало им питаться. До весны с родимым краем Им придется распрощаться. · О каких признаках осени говорится в тексте? · Почему птицы улетают осенью на юг? · Первыми улетают насекомоядные или водоплавающие птицы? · Когда птицы возвращаются в родные края? Почему? · Как называют птиц, которые улетают на юг? · Каких перелетных птиц вы знаете? · Как называют птиц, которые остаются зимовать? · Каких зимующих птиц вы знаете?
* * * За осенью зима приходит, И к ней готовятся в лесу: Там белки, мыши впрок запасы Всю осень для семьи несут.
Линяют лисы, зайцы, белки, Чтоб теплой стала шерсть к зиме. Барсук, медведь и еж колючий
Нагуливают жир себе. В кору и пни, коряги, щели Забились мухи, комары. Все насекомые заснули, Оцепенели до весны. · Как лесные жители готовятся к зиме? · Почему для медведя, барсука и ежа важно накопить жир? · Почему у многих животных линяет шерсть к зиме? · Какие запасы заготавливают на зйму белки, мыши? · Что будет, если медведь не заснет на зиму? Если не нагуляет жир? · Что случится, если животные не сделают запасы на зиму? · Как зимуют насекомые?
* * * Осень с урожаем к нам пришла. Много вкусных фруктов принесла. Овощей доставила целый воз. Людям всем ответила на вопрос:
Чем зимой питаться? Что варить? Из чего варенье и компот закрыть?
Собирают люди урожай в садах, В огородах трудятся, на больших полях. · Каким трудом заняты люди осенью в деревнях, селах, на дачах? · Какие фрукты поспевают осенью? · Как заготавливают фрукты и овощи на зиму люди? · Почему урожай так важно убрать до дождей? · Из чего варят варенье? Какое варенье вам нравится больше всего? · Из чего варят и закручивают в банки компоты на зиму? · Какие салаты консервируют? Из чего они состоят? · Как хранят картофель, свеклу, морковь, лук и другие овощи? · Какие фрукты и овощи можно сушить на зиму? Солить? Мариновать?
* * * В сентябре тепло, как летом,
И цветы кругом цветут. Школьники идут учиться, Их уроки в школе ждут.
В октябре желтеют листья И багряные леса, Листопад украсит землю. Ах, какая красота!
В ноябре дождливо, сыро, Небо тучами закрыто, Лужи, грязь, завяли травы, И тепло уже забыто. · О каких осенних месяцах говорится в тексте? · В каком порядке они сменяют друг друга? · Чем отличаются явления природы в каждый из осенних месяцев? · Вслед за каким месяцем наступает зима? · Какой месяц осени самый теплый? · Какой месяц осени самый холодный? · В каком месяце осени уже может идти снег?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|