Контрольные вопросы и задания. Первая половина дня. Вводная беседа. Утренняя гимнастика. Оформление группы. Занятия. Путешествие по замку Зимы
Контрольные вопросы и задания Вопросы нужно задавать с обязательной опорой на наглядные материалы, особенно для детей с проблемами в развитии. 1. Что такое осень? (Время года. ) 2. После какого времени года наступает осень? 3. Какое время года наступает вслед за осенью? 4. Назовите первый осенний месяц. 5. Назовите осенние месяцы по порядку. 6. Перечислите известные осенние приметы. · В растительном мире. · В животном мире. · В неживой природе. · В жизни людей. 7. Почему деревья сбрасывают листву осенью? 8. Почему перелетные птицы улетают в теплые края? 9. Почему медведю, барсуку и ежу необходимо осенью нагулять жир? 10. Почему у животных происходит осенняя линька? 11. Почему, в отличие от медведя, белки и мыши заготавливают запасы на зиму? 12. Какие периоды осени можно выделить? 13. Назовите признаки каждого периода осени. 14. Чем занимаются люди в огородах, полях, садах осенью? 15. Какие дары приносит людям и животным осенний лес? 16. Какие осенние цветы вы знаете? 17. Почему осенью природа не расцветает, а увядает, сохнет? 18. Почему об осени поэты написали много стихов? 19. Что вам нравится в осени? 20. Что было бы, если бы вслед за. летом сразу наступала зима? ЗИМА ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ Дети должны знать: — основные приметы зимы, названия зимних месяцев; — изменения, которые происходят зимой в растительном и животном мире; — то, что зима — это время года, которое наступает за осенью; — особенности жизни людей в зимний период (одежда, труд, отдых, игры, помощь животным). Дети должны уметь: — обобщать признаки зимы и конкретизировать их; — сравнивать зиму с другими временами года;
— анализировать явления; — использовать полученные ранее знания и умения в решении проблемных ситуаций, задач, заданий; — использовать имеющийся по теме лексикон в речевом общении; — общаться со сверстниками, эмоционально окрашивать свои впечатления, отношение к деятельности. МАТЕРИАЛЫ Картины с изображением разных признаков зимы, зимние пейзажи, детские рисунки, мишура, игрушки и т. д. ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ (ВАРИАНТЫ) Зима (педагог), Снеговик, Снегурочка, Снежная Королева и т. п. Первая половина дня Утро Вводная беседа Цели: настроить детей на предстоящую деятельность; собрать внимание; вызвать интерес к теме дня; спланировать основные его этапы. Утренняя гимнастика Цели: уметь выполнять упражнения ритмично, с хорошим мышечным напряжением, настроением; ориентироваться в пространстве зала вокруг себя; выразительно показывать образы, связанные с зимой. * * * Ходьба по глубокому снегу, по узкой тропинке, на четвереньках — следы животных, бег врассыпную — снежинки; бег змейкой — речка во льду, разгребание снега лопатой вправо, влево; поднимание снежного кома для лепки снеговика; игра со снежками; лежа — стряхивание снега с ног; подпрыгивание — стряхивание снега с веток — снежный дождь; прыжки — греемся, растираем ладони, пальцы; дыхательные упражнения — морозный воздух, кружение — вьюга; приседание — ныряем в прорубь, скользящий шаг — ходьба на лыжах; катание на коньках; взмахи руками — метелица. Оформление группы Цели: уметь проявлять творческую инициативу; выбирать оформление, соответствующее сезону — зиме; красиво размещать элементы оформления, создавая целостную композицию; объяснять свои действия и выбор.
* * * Педагог предлагает из имеющихся картинок, элементов, рисунков детей, мишуры, игрушек и т. п. сделать замок или дворец (терем), в котором живет Зима. Но так, чтобы все признаки зимы были в оформлении. Обсуждает предложения, выслушивает ответы детей, побуждает творческое начало.
Занятия Путешествие по замку Зимы Цели: уметь использовать полученные знания о зиме, зимних явлениях в отгадывании загадок, описании явлений, выполнении заданий; грамотно оформлять в речи свои суждения, умозаключения; использовать имеющийся словарный запас по теме, обобщать характерные признаки зимы, как времени года. * * * 1. Чтение стихов о зиме. Педагог предлагает задобрить Зиму, чтобы она пустила детей в свой замок, рассказать ей, какая она красавица. Ставит условие: читать стихи выразительно, не повторять одно и то же стихотворение. Один ребенок читает стихотворение, а остальные выделяют образные выражения, красивые речевые обороты. Дети поощряются снежинками и становятся маленькими детками матушки-Зимы. 2. Стихотворение-загадка. Педагог просит детей внимательно послушать стихотворение о снежинках, выделить их признаки и запомнить, как их описывает поэт. Белые, мохнатые, Легкие снежинки Тихо с неба падают,
Будто бы пушинки. Все они холодные И тепла боятся. Тонкие и хрупкие, Могут поломаться.
Словно балерины, В воздухе порхают. Что красивы очень, Все снежинки знают. 3. Пластический этюд «Снежинки». Педагог в образе Зимы' или Снежной Королевы предлагает детям под музыку потанцевать, полетать, как снежинки. Не забыть при этом, какие снежинки, прислушиваться к музыке и словам. Попытаться передать образ легкой, хрупкой, красивой снежинки под любую вальсовую музыку. Тихо падают снежинки, Легкий ветер гонит их. То построит в хороводы, То, как в вальсе, закружит.
Ветер стих, снежинки плавно Ниже опускаются. Собрались в комок пушистый, На ветру качаются.
Лишь земли коснулась вата, И снежинки разлетелись. По замерзшему асфальту Закружил, понес их ветер.
Кувыркаются снежинки, Поворачивают спинки, Веселятся и резвятся, Землю всю покрыть стремятся. 4. Отгадывание загадок. Педагог по своему выбору предлагает детям отгадать загадки о зиме и ее явлениях, объясняя, как они догадались.
· Королева ледяная Мчится в ледяной карете, И ее сопровождает Северный холодный ветер. · А за ней бегут вдогонку Вьюга, колкая поземка. И несутся, словно змеи, Серебристые метели. (Зима. ) Т. Шорыгина · Кто поляны белит белым И на стенах пишет мелом, Шьет пуховые перины, Разукрасила витрины? (Зима. )
· На дворе горой, А в избе водой. (Снег. )
· Лежало одеяло Мягкое, белое. Солнце напекло, Одеяло утекло. (Снег. )
· Скатерть бела Весь свет одела. ('Снег. )
· Бел, да не сахар. Ног нет, а идет. (Снег. )
· Он черной тучей был сначала, Он белым пухом лег на лес, Покрыл всю землю одеялом, А по весне совсем исчез. (Снег. )
· Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь: Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь. (Снег. )
· Он летает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. Он на солнышке румяный, Под луной он голубой. Он за ворот и в карманы Залетает нам с тобой. Он и белый, и мохнатый, И пушистый, как медведь. Раскидай его лопатой. Назови его. Ответь. (Снег. )
· Что за звездочка такая На пальто и на платке; Вся сквозная, вырезная, А сожмешь — вода в руке? (Снежинка. )
· С неба падают зимой И кружатся над землей Легкие пушинки, Белые... (снежинки).
· Сама я ледяная. Моя юбка — кружевная. Я кружусь, как балеринка. Угадали? Я —... (снежинка). · Кручу, урчу, Знать никого не хочу. (Вьюга. )
· Белые змеи Над землей полетели. По дорогам поползли И сугробы намели. (Метель. ) Т. Шорыгина · Меня не растили Из снега слепили, Вместо носа ловко Вставили морковку. Глаза — угольки, Губы — сучки. Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба. )
· По снегу покатите — Я подрасту. На костре согреете — Я пропаду. (Снежный ком. )
· Чтобы осень не промокла, Не раскисла от воды, Превратил он лужи в стекла, Сделал снежными сады. (Мороз. )
· Без рук, без ног, А рисовать умеет. (Мороз. ) · Какой это мастер На стекла нанес И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз. )
· Удивительный художник У окошка побывал. Удивительный художник Нам окно разрисовал. Пальмы, папоротники, клены — На окошках лес густой. Только белый, не зеленый Лес чудесный, не простой. (Мороз. ) Л. Потапова · Кто букет белых роз Ночью на стекло нанес? (Мороз. ) Т. Шорыгина · По дорогам он ходил Да все лужи застеклил. (Мороз. ) Т. Шорыгина · Мост ледяной построен через пруд. Угадайте, дети, чей это труд. (Мороз. ) Т. Шорыгина
· Мост, как синее стекло: Скользко, весело, светло. (Лед. )
· Он прозрачный, как стекло. Белый, словно молоко. И холодный, будто снег. Он зимой — каток для всех. (Лед. )
· Растет она вниз головой. Не летом растет, а зимой. Но солнце ее припечет — Заплачет она и умрет. (Сосулька. )
· Я прозрачна, как хрусталь, С крыши я зимой свисаю. Только очень, очень жаль, Что в тепле я быстро таю. (Сосулька. ) Т. Шорыгина
· Что вниз вершиной растет? (Сосулька. )
5. Соревнование «Кто быстрее решит ребус? » Педагог предлагает детям по первым буквам (звукам) отгадать название месяцев зимы. Каждая команда выкладывает один месяц и определяет его место в ряду месяцев. · Дом, ель, каток, аист, береза, рябина, мягкий знак. · Яблоко, неваляшка, волк, аист, рыба, мягкий знак. · Филин, ель, волк, рысь, аист, лев, мягкий знак.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|