Варианты содержания тематического дня
Варианты содержания тематического дня Дидактические игры Назови действие Цели: уметь подбирать действие по содержанию предложения; активизировать знания об осенних явлениях. * * * Педагог предлагает детям варианты предложений на выбор. Листья под ногами... (шуршат). Листья с деревьев... (падают), в воздухе... (кружатся), на землю... (ложатся). Небо осенью... (хмурится). Птицы осенью... (улетают на юг). Журавли, прощаясь с родиной... (курлычат). Люди урожай... (убирают, собирают). Трава и цветы поздней осенью... (увядают, сохнут). Как дикие звери готовятся к зиме Цели: знать, как дикие, звери готовятся к зиме; уметь находить соответствующую картинку, объяснять ее содержание, показывать действия. Материалы: картинки с изображением диких зверей, их жилищ, корма. Правила. Педагог называет зверя, а дети должны выбрать соответствующие картинки и изобразить его действия, рассказать, что он делает и почему.
Разложи по порядку Цели: знать последовательность времен года; уметь называть их признаки. Правила. Педагог предлагает детям картинки с изображением времен года, которые дети должны разложить по порядку, начиная с осени, назвать признаки каждого времени года.
Собери урожай Цели: знать способы хранения овощей и фруктов; уметь подбирать варианты хранения урожая к конкретным овощам и фруктам, рассказывать об этом. Правила. Педагог показывает картинку с изображением овоща или фрукта, а дети должны подобрать к нему условные обозначения: хранение, консервация, сушка, заморозка, засолка и т. п. Осень в музыке Цели: уметь внимательно слушать музыкальный фрагмент; включать воображение, вспоминать образы, связанные с осенью, описывать их, используя образные выражения, строки стихотворений.
Правила. Педагог предлагает детям отправиться в путешествие в музыкальную осень. Дети слушают фрагменты произведений А. Глазунова, П. Чайковского «Времена года» (осень), затем рассказывают, что они представляли под музыку разных композиторов. Далее можно предложить детям нарисовать представленные образы, показать их в пантомимических этюдах под музыку. Поощряются рассказы, богатые образами осени, с использованием красивых выражений из стихов, песен, эмоционально окрашенные.
Какое время года? Цели: уметь внимательно слушать стихи, эмоционально окрашивать слушание; знать характерные особенности времен года; при чтении стихов использовать выразительные средства языка и мимики. Правила. Педагог предлагает детям отправиться в мир поэзии, вспоминает с ними, каких поэтов они знают, какие стихи о временах года уже выучили в старшей группе. Просит внимательно послушать стихотворения, понять, о каком времени года оно написано, какими словами, выражениями поэт передал его характерные признаки; отметить, что особенно понравилось в стихотворении! Тот, кто отгадает загадку, получает приз (фишку). Если дети знают стихотворение, то могут читать его сами или вместе с педагогом. Педагог читает стихи по своему выбору. Варианты стихотворений см. [28]. В дидактической игре можно использовать материал по всем временам года, а можно только по осени или сравнить лето и осень. Зима * * * Идет волшебница-зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы. А. Пушкин * * *
В декабре, в декабре Все деревья в серебре. Нашу речку, словно в сказке, За ночь вымостил мороз, Обновил коньки, салазки, Елку из лесу привез. С. Маршак * * * Открываем календарь — Начинается январь. В январе, в январе Много снегу на дворе. Снег — на крыше, на крылечке. Солнце в небе голубом. В нашем доме топят печки, В небо дым идет столбом. С. Маршак * * * Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле Легкая поземка. Поднимаясь, мчатся вдаль Самолетов звенья. Это празднует февраль Армии рожденье. С. Маршак * * * Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Словно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. С. Есенин * * * Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, . Точно пеленою Все его одело... Божьи дни коротки, Солнце светит мало, Вот пришли морозцы — И зима настала. И. Суриков * * * Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям. 1 Есть раздолье у нас, — Где угодно гуляй; Строй мосты по рекам И ковры расстилай И. Никитин * * * Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит А. Пушкин Весна * * * ... Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Еще прозрачные леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют; Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей А. Пушкин * * * Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало; Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала А. Плещеев * * * Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом...
С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный — Все вторит весело громам Ф. Тютчев * * * Идет-гудёт Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум! Играючи расходится Вдруг ветер верховой: Качнет кусты ольховые, Подымет пыль цветочную, Как облако: все зелено, И воздух, и вода!.. Н. Некрасов Лето * * *
Зеленейся, зеленейся, Мой зеленый сад. Расцветайте, расцветайте, Мои алые цветочки! Поспевайте, поспевайте, Вкусны ягоды, скорей. М. Кольцов * * * Пришел июнь. «Июнь, июнь! » — В саду щебечут птицы. На одуванчик только дунь — И весь он разлетится. С. Маршак * * * Ярко солнце светит, В воздухе тепло, И куда ни взглянешь, Все кругом светло. По лугу пестреют. Яркие цветы, Золотом облиты Темные листы. Дремлет лес: ни звука, — Лист не шелестит, Только жаворонок В воздухе звенит. И. Суриков * * * Собираем в августе Урожай плодов. Много людям радости После всех трудов. Солнце над просторными Нивами стоит, И подсолнух зернами Черными набит. С. Маршак * * * Уронило солнце Лучик золотой, Вырос одуванчик — Первый, молодой. У него чудесный Золотистый цвет, От большого солнца Маленький портрет. Е. Серова Осень * * * ... Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. А. Пушкин * * * Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях А. Плещеев * * * Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца. А. Плещеев * * * Мелькает желтый лист На зелени дерев. Работу кончил серп на нивах золотистых. И покраснел уже вдали Ковер лугов, И зрелые плоды висят В садах тенистых. А. Толстой * * * Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин. А. Толстой * * * Ясным утром сентября Хлеб молотят села. Мчатся птицы за моря, И открылась школа. С. Маршак * * * В октябре, в октябре Чистый дождик на дворе. На лугах мертва трава, Замолчал кузнечик. Заготовлены дрова На зиму для печек. С. Маршак * * * Хоть ноябрь хмурится И ветер дует злой, Сегодня с нашей улицы Повеяло весной. Г. Ладонщиков * * * Птичка летает, Птичка играет, Птичка поет; Птичка летала, Птичка играла, Птички уж нет! Где же ты, птичка? Где ты, певичка? В дальнем краю Гнездышко вьешь ты; Там и поешь ты Песню свою. В. Жуковский * * * Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес, Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей сухой и острой Набегает холодок. Полумрак на все ложится; Налетев со всех сторон, С криком в воздухе кружится Стая галок и ворон... Н. Некрасов * * * Льет дождь, холодный, точно лед, Кружатся листья по полянам, И гуси длинным караваном Над лесом держат перелет... И. Бунин * * * Ласточки пропали, А вчера зарей Все грачи летали Да как сеть мелькали Вон над той горой. С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно... А. Фет * * * Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу... Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу. С холоду щеки горят: Любо в лесу мне бежать, Слушать, как сучья трещат, Листья ногой загребать! Долго на листьях лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес. А. Майков * * * Скоро белые метели Снег подымут от земли. Улетают, улетели, Улетели журавли. Не слыхать кукушки в роще, И скворечник опустел, Аист крыльями полощет — Улетает, улетел! Лист качается узорный В синей луже на воде. Ходит грач с грачихой черной В огороде, по гряде. Осыпаясь, пожелтели Солнца редкие лучи. Улетают, улетели, Улетели и грачи. Е. Благинина * * * Расправила широкие крылья, Над желтым простором полей Плывет в небесах эскадрилья Спешащих на юг журавлей. Осенний старательный ветер Листву по дорогам разнес, И в город вчера на рассвете Отправлен последний обоз. М. Исаковский * * * Меж редеющих верхушек Показалась синева. Зашумела у опушек Ярко-желтая листва. Птиц не слышно. Треснет мелкий Обломившийся сучок, И, хвостом мелькая, белка Легкий делает прыжок. Стала ель в лесу заметней — Бережет густую тень. Подосиновик последний Сдвинул шляпу набекрень. А. Твардовский * * * Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. С. Есенин * * * Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком... С. Есенин
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|