Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод кумулятивного построения ставки дисконта 1 глава




КАРТЫ ПОТОКОВ

 

Карты потоков, или потоковые диаграммы, изображают графически отдельные технологические процессы производства и их взаимосвязь. Эти карты полезны для выявления основных эле­ментов производственного процесса, от которых зависит его на­дежность и устойчивость. Такие элементы называют узловыми, поскольку нарушение их режима и выход из строя прерывают весь производственный процесс или приводят к возникновению крити­ческих с точки зрения аварийности ситуаций. Процесс, зафиксиро­ванный в конкретной карте, может охватывать какой-то один вид деятельности организации, все внутренние производственные про­цессы или отдельную технологическую цепочку.


На рис. 4.6 приведена карта потоков для процесса сборки изде­лия, осуществляемого компактно на территории завода. Анализ такой карты позволяет выявить последствия, связанные, например, с аварией на складе сырья и комплектующих и прекращением его поступления на последующие этапы производства. Точно так же можно исследовать последствия инцидентов, произошедших на складе готовых узлов или в цехе упаковки готовой продукции.

 

Таким образом, карта потоков позволяет выявить критические об­ласти производственного процесса и грубо оценить масштабы того или иного инцидента. Например, задержка поступления комплектую­щих не приведет к немедленной остановке производства, если на складе готовых узлов имеется определенный запас, в то время как авария в цехе упаковки готовой продукции сразу же вызовет останов­ку отгрузки готовой продукции и повлечет за собой убытки.

Рис. 4.7. Карта потоков для процесса производства вина   Рис.4.7. Карта потоков для процесса производства вина

В качестве другого примера приведем карту потоков для про­цесса производства вина (рис. 4.7), отдельные этапы которого осуществляются в различных местах. На ней выделены некоторые ключевые элементы производственного процесса — давильное производство, бутылирование и т.д. Изучение такой карты вызыва­ет ряд вопросов: существуют ли альтернативные поставщики стек­лотары, как скажется на производительности потеря части урожая винограда и т.д. На эти вопросы и должен найти ответы риск- менеджер.

 

Карта потоков на рис. 4.8 показывает процесс сборки изделия, аналогичный представленному на рис. 4.6, но в несколько моди­фицированном виде. На ней в отличие от предыдущей зафиксированы денежные эквиваленты запасов и добавленной стоимости, переходящей в процессе каждой стадии в готовый продукт: внутри прямоугольников указана добавленная стоимость, возникающая на каждой стадии; а на стрелках — общая стоимость, передаваемая от одной стадии к другой.


 

Одно из преимуществ представления карты потоков в таком виде состоит в том, что из нее можно получить (в первом прибли­жении) количественные значения возможных убытков в случае сбоя на одной из стадий технологического цикла, другое — в том, что риск-менеджер имеет возможность увидеть различные пути перераспределения ресурсов между параллельными ветвями сис­темы и тем самым минимизировать возможные убытки.

В настоящее время существуют мощные программные средст­ва для персональных компьютеров, позволяющие существенно упростить задачу моделирования структуры предприятия и пото­ков ресурсов внутри него. Отличительной их особенностью явля­ется возможность оптимизации распределения ресурсов, что позволяет предприятию достичь наивысшей производительности, а риск-менеджеру — проводить количественный анализ рисков. К таким программным средствам, в частности, относится распро­страненный в России пакет iThink фирмы Cognitus.

Возможные виды карт потоков можно разделить на три боль­шие группы, которые описывают:

• отдельный технологический процесс внутри предприятия;

• совокупность производственных процессов и элементов управ­ления;

• технологическую цепочку, в которой предприятие составляет одну из частей.

Анализ карты потоков позволяет выявить «узкие» места произ­водственного процесса. Любой технологический процесс можно подразделить на три этапа: поступление исходных материалов, их обработка и выход готовой продукции. Если какой-нибудь инци­дент приводит к выходу из строя элемента технологической це­почки, то по карте потоков можно легко проследить, насколько серьезны будут последствия происшествия и к каким убыткам это может привести.

Использование карты потоков, описывающей совокупность про­изводственных процессов и элементов управления, позволяет вклю­чить в сферу рассмотрения инциденты, возникающие не только как результат физической поломки оборудования, но и как следствие ошибочных управленческих решений. Это особенно важно при рас­смотрении инвестиционных и предпринимательских рисков.

Карты потоков оказываются полезными при анализе процес­сов, включающих в себя участки, состоящие из ряда параллель­ных ветвей, соответствующих одновременному протеканию субпроцессов. В качестве примера можно привести комплекс средств пожарозащиты, состоящий, предположим, из нескольких дублирующих друг друга систем оповещения и одной системы пожаротушения. Анализ соответствующей карты потоков позво­ляет показать, что отказ одной из систем оповещения не должен сильно сказаться на готовности системы в целом, в то время как отказ конечного звена приводит к полному выводу ее из строя (рис. 4.9).

  Рис.4.9. Пример карты потоков для системы пожарозащиты

 

Ограниченность применения карт потоков как метода анализа риска связана с тем, что они ориентированы на процессы. Поэтому одновременно следует использовать иные методы получения ис­ходной информации о рисках. Другой недостаток состоит в том, что карты сами по себе не указывают на уязвимость отдельных стадий производственного процесса. Даже когда из них с очевид­ностью следует, что тот или иной элемент является узким местом для данного процесса и его отказ может привести к серьезному ущербу, без привлечения дополнительных источников данных нельзя понять, насколько такая ситуация вероятна. Поэтому карты потоков должны дополняться сведениями о возможной частоте и тяжести прошлых убытков, почерпнутых, например, из опросных листов.

 

4.5. ПРЯМАЯ ИНСПЕКЦИЯ

Описанные выше методы выявления риска удобны тем, что полу­чать данные можно, не выходя из офиса, т.е. используя современные средства связи. Однако не исключено, что при изучении опросных листов, финансовой документации или карт потоков некоторые моменты окажутся неясными и вызовут дополнительные вопросы. Кро­ме того, при заполнении в подразделениях предприятия подготовлен­ных для них форм отчетности по рискам могли быть упущены важные факторы. Поэтому для получения дополнительной информации и проверки на местах ее достоверности и полноты риск-менеджеры мо­гут организовывать инспекционные поездки на предприятия.

Эффективность инспекции напрямую зависит от квалификации сотрудников, ее осуществляющих. Если риск-менеджеры облада­ют достаточно высокой квалификацией и имеют большой опыт работы, то они отметят те важные нюансы, которые могут быть упущены респондентами опросных листов и другими специали­стами, работающими на соответствующих объектах или осуществ­ляющими определенные технологические операции.

Прямая инспекция позволит также выявить и уточнить отдель­ные аспекты разрабатываемой программы управления риском, оценить возможные затраты на управление на данном предприятии и дать рекомендации по регулированию уровня риска.

При планировании посещения любого объекта необходимо прежде всего четко определить перечень задач, которые должны быть решены путем проведения инспекции, и учесть ряд специфи­ческих факторов:

• уровень лояльности и подчиненности руководства предприятия центральному управлению (для региональных отделений);

• общее количество времени, которое планируется затратить на инспекцию;

• время года, которое наиболее благоприятно для инспекции;

• возможные условия работы инспекторов на предприятии, сте­пень оснащенности техникой, наличие современных средств связи с центральным офисом.

После предварительной оценки задач, которые предстоит ре­шить в процессе инспекции, и учета различных особых факторов следует составить программу посещения предприятия. Даже не­большое производство часто занимает несколько площадок или зданий, каждое из которых может быть источником риска. Если же речь идет, например, о крупной торговой структуре, то она, как правило, имеет в своем составе многочисленные магазины, склад­ские помещения, отделения в различных районах города или об­ласти, что существенно осложняет задачу проведения инспекции. Необходимо выстроить некую логическую схему выявления рис­ков таким образом, чтобы свести к минимуму возможность упус­тить что-либо существенное.

Один из способов решения этой задачи — подготовка для каж­дого из объектов специальных карт, содержащих перечень вопро­сов и сведений, которые предстоит уточнить. В процессе инспекции такие карты должны быть заполнены для каждого из объектов. Они определяют содержание и структуру инспектирова­ния, уменьшают время пребывания на объекте и, что более важно, снижают опасность упустить что-либо важное. Если это не первое посещение объекта, необходимо просмотреть предыдущий отчет и проверить, остались ли какие-либо нерешенные вопросы и нужно ли возвращаться к ним снова.

Существует практика неожиданных инспекций объектов и за­благовременного извещения его сотрудников об инспекции. В пер­вом случае появление инспекторов на предприятии позволяет зафиксировать такие стороны организации бизнеса, которые были бы скрыты, если бы руководство было извещено заранее. Напри­мер, при неожиданной инспекции можно отметить реальные от­клонения от планового течения технологического процесса или имеющие место нарушения правил безопасности.

Заблаговременное извещение руководства и сотрудников предприятия о предстоящей инспекции целесообразно использо­вать при необходимости получить материалы и данные, для на­хождения которых требуется время. В этом случае на предприятие за несколько дней до начала посещения по факсу или электронной почте высылается запрос или формы для запол­нения, и к моменту начала инспекции сотрудники предприятия уже имеют на руках требуемые материалы, что существенно со­кращает затраты времени.

Приведем примерный перечень вопросов, которые могут бьггь решены либо уточнены в процессе инспекции:

• расположение объекта и степень близости к населенным пунк­там, другим промышленным объектам;

• описание и оценка системы управления (общий и финансовый менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет);

• наличие и состояние основных и оборотных фондов;

• общая характеристика и состояние особо опасных агрегатов;

• подробности недавних происшествий или заявленных претен­зий, если оборудование было застраховано.

После того как инспекция проведена, необходимо все резуль­таты оформить в виде отчета, где для каждой запланированной задачи указать:

• цель обследования;

• дату и место его проведения;

• краткое содержание проведенных бесед с сотрудниками;

• полученные данные и материалы;

• результаты обследования;

• резюме.

По итогам инспекции в общую базу данных предприятия необхо­димо внести соответствующие уточнения, касающиеся списка обору­дования, выявленных рисков, а также выработать рекомендации по пересмотру существующего уровня риска и методам его регулирова­ния. Если риски были застрахованы, то риск-менеджеры обязаны не­медленно известить страховщиков обо всех найденных в ходе инспекции изменениях, существенных для договора страхования.

 

4.6. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

ОТЧЕТНОСТИ

 

Работа с финансовой и управленческой документацией пред­приятия имеет важное значение для выявления рисков по той про­стой причине, что в документах фиксируются все произошедшие инциденты, приведшие к убыткам, а также события, имеющие от­ношение к увеличению или уменьшению риска.

Убытки предприятия, возникающие вследствие наступления непредвиденных событий, вначале фиксируются в актах, а затем находят свое отражение в бухгалтерской отчетности. Рассмотрим, к примеру, как осуществляется отражение в документах аварии, произошедшей на промышленном предприятии.

Вначале составляется акт расследования аварии. Затем подго­тавливается так называемая дефектная ведомость на восстанов­ление объекта, на основании которой рассчитывается величина убытка и определяется объем работ. Далее, в соответствии с объе­мами работ составляется смета, в которой указываются все убытки от аварии. В них-включаются стоимость потерянных основных и оборотных фондов, затраты материалов, запчастей, стоимость ра­бочей силы и т.д. Эти данные затем фиксируются в различных формах бухгалтерской отчетности.

К финансовым документам предприятия относятся:

• бухгалтерский баланс;

• отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках);

• данные об учете основных средств;

• данные других форм бухгалтерской отчетности.

Основными финансовыми документами, суммирующими дея­тельность предприятия за определенный период, являются баланс и отчет о финансовых результатах. Анализ структуры баланса дает возможность оценить основные финансовые показатели ком­пании — активы, пассивы, свободные (или чистые) активы, собст­венный капитал, дебиторскую и кредиторскую задолженность и др. Анализ структуры баланса осуществляется путем сопоставле­ния отдельных его статей, определенных на начало и конец отчет­ного периода, с валютой баланса. Такой подход к оценке изменений показателей баланса позволяет сопоставлять получен­ные результаты с данными по различным предприятиям, а также сравнивать финансовую отчетность за разные периоды времени.

Бухгалтерский баланс состоит из двух основных частей — ак­тива и пассива. Анализ структуры активов позволяет выявить следующие основные показатели:

• состав денежных средств;

• состав дебиторской задолженности;

• запасы;

• внеоборотные активы.

Анализ структуры пассивов дает важную информацию о капи­тале и других источниках средств предприятия:

• размер краткосрочных обязательств;

• размер долгосрочных обязательств;

• собственные средства, включая уставный капитал, добавочный капитал и реинвестированную прибыль.

В ходе анализа отчета о финансовых результатах (отчета о прибылях и убытках) производится расчет следующих показателей деятельности предприятия:

• себестоимость;

• операционная и чистая прибыль;

• реинвестированная прибыль;

• выплаты процентов и налогов.

Баланс и отчет о прибылях и убытках предприятия представ­ляют собой «моментальный» снимок состояния предприятия в конце каждого отчетного периода (квартала или года). Для целей управления риском первостепенное значение имеют содержащиеся в этих документах сведения о величине и структуре активов, раз­мер которых может уменьшаться из-за наступления убытков. Зна­чение имеет также размер обязательств предприятия, которые могут увеличиваться вследствие произошедших инцидентов как заявленные претензии или наложенные штрафы, а также обяза­тельства, по которым уже производятся выплаты.

Для целей оценки предпринимательского риска важны также сведения об основных средствах предприятия, которые заносятся в карточку учета основных средств, а именно: первоначальная и те­кущая стоимость основных средств, нормативы амортизации. На основании этих данных можно вычислить восстановительную стоимость конкретного основного средства, т.е. стоимость его замены или восстановления в случае гибели или повреждения. На­до отметить, что существует большое количество методов оценки восстановительной стоимости объектов. Поэтому данную часть работы целесообразно поручить специализированной оценочной фирме.

Анализ финансовой документации имеет первостепенное зна­чение при оценке финансовых рисков.

Из документов управленческой отчетности наиболее важны­ми являются разнообразные договора, заключенные предприятием со своими партнерами и акционерами. Риск-менеджер должен об­ратить внимание на следующие документы:

• учредительный договор;

• договоры на поставку продукции;

• договоры с поставщиками сырья и производственного оборудо­вания;

• импортно-экспортные контракты.

Кроме того, особый интерес представляют данные о претензи­ях и выплаченных предприятием по решению судебных или иных органов штрафах и компенсациях потребителям, государственным налоговым и другим органам, общественным организациям.

Для оценки финансовых и коммерческих рисков существенное значение имеют условия договоров на поставку продукции, обору­дования и материалов, заключенные предприятием с контрагента­ми, в том числе следующие сведения:

• условия оплаты — предоплата, по факту, валюта оплаты;

• цена поставляемой продукции, оборудования и материалов;

• вид транспорта, посредством которого осуществляется по­ставка — водный, автомобильный, воздушный и т.д.;

• штрафные санкции, предусмотренные за невыполнение условий контракта.

В случае наличия договоров на поставку исходного сырья или оборудования предприятие может понести убытки, вызванные простоем производства вследствие нарушения обязательств контр­агентом. Это особенно важно учитывать при наличии импортного оборудования на предприятии, обслуживание и наладка которого производится иностранными специалистами.

Для целей оценки эффективности страхования и использо­вания других методов управления риском важное значение имеют показатели прибыльности работы предприятия. Хотя получение этих данных не имеет прямого отношения к рассмат­риваемым в данной главе методам выявления риска, такая ин­формация все же необходима при принятии решений по управлению риском.

Для оценки прибыльности работы обычно используют раз­личные варианты показателя рентабельности, под которой по­нимают отношение прибыли, полученной предприятием за отчетный период, к какому либо базовому показателю хозяйст­венной деятельности — выручке, величине активов, капиталу и т.д. Соответственно имеются различные виды рентабельности: активов, продаж, инвестиций. Для оценки рентабельности мо­гут использоваться различные виды прибыли — валовая, опе­рационная, чистая и т.д.

К числу показателей рентабельности относится рентабель­ность продаж, рассчитываемая как отношение прибыли (П) к вы­ручке от реализации продукции (В):

(4.1)

В качестве величины прибыли рекомендуется брать либо зна­чение чистой прибыли (ЧП), либо значение балансовой прибыли, которое равно чистой прибыли плюс уплаченный налог на при­быль (ЧП + НП).

Рентабельность активов определяется как отношение прибы­ли к средней величине общих активов предприятия:

(4.2)

Рентабельность инвестиционного капитала — это отношение прибыли к средней величине инвестиционного капитала (ИК):

(4.3)

В свою очередь, инвестиционный капитал равен сумме величин собственного капитала и долгосрочных обязательств и может рас­считываться по формуле:

ИК = А — КрО, (4.4)

где КрО — сумма краткосрочных обязательств.

В качестве оценки доходности инвестиций в предприятие ре­комендуется брать значение рентабельности продаж или инвести­ционного капитала.

Какой из видов прибыли при этом использовать (балансовую или чистую), зависит от того, принима­ется ли значение рентабельности как абсолютная величина для расчета или для сравнения с другими финансовыми инструмента­ми. В первом случае целесообразно использовать величину чистой прибыли. Во втором случае выбор зависит от того, учитывается ли налог при оценке доходности сравниваемого финансового инстру­мента.

 

Глава 5

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РИСКА

Оценка риска — это этап анализа риска, имеющий целью оп­ределить его количественные характеристики: вероятность насту­пления неблагоприятных событий и возможный размер ущерба (рис. 5.1). Можно выделить три основных метода оценки риска для конкретных процессов:

• анализ статистических данных по неблагоприятным событиям, имевшим место в прошлом;

• теоретический анализ структуры причинно-следственных свя­зей процессов;

• экспертный подход.

 

    Рис. 5.1. Общая схема процесса количественной оценки риска

 

Используя имеющиеся статистические данные, можно оценить и вероятность возникновения неблагоприятных событий, и размеры ущерба. Этот метод подходит для частых и однородных событий.

Для редких и уникальных событий, например крупных аварий, не имеющих репрезентативной статистики, используется теоретиче­ский анализ системы, имеющий целью выявить возможный ход раз­вития событий и определить их последствия. Условно такой метод можно назвать сценарным подходом, поскольку итогом рассмотре­ния процесса в этом случае является построение цепочек событий, связанных причинно-следственными связями, для каждой из кото­рых определена соответствующая вероятность. В начале цепочки стоит группа исходных событий, называемых принтами, в конце — группа событий, называемых последствиями.

Существует ряд принципиальных сложностей, связанных с оценкой риска при помощи сценарного подхода. Используемые математические модели и методы для расчета последствий аварий и отказов оборудования содержат внутри себя значительную неоп­ределенность, связанную с большой сложностью моделируемых объектов и недостаточным знанием путей развития неблагоприят­ных процессов. Поэтому большое значение для разработки страте­гии управления рисками крупных производственных предприятий и повышения точности расчетов имеет создание баз данных по от­казам элементов оборудования, проработка различных вариантов и создание базы данных по сценариям развития аварий, а также по­вышение качества сбора первичной статистической информации.

5.1. ОЦЕНКА ВЕРОЯТНОСТИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ

СОБЫТИЙ

Среди методов оценки вероятности наступления небла­гоприятных событий наиболее известными являются следующие:

• метод построения деревьев событий;

• метод «События — последствия»;

• метод деревьев отказов;

• метод индексов опасности.

 

 

5.1.1. Метод построения деревьев событий

 

Метод построения деревьев событий — это графический способ прослеживания последовательности отдельных возможных инцидентов, например отказов или неисправностей каких-либо элементов технологического процесса или системы, с оценкой ве­роятности каждого из промежуточных событий и вычисления суммарной вероятности конечного события, приводящего к убыт­кам.

Дерево событий строится, начиная с заданных исходных собы­тий, называемых инцидентами. Затем прослеживаются возможные пути развития последствий этих событий по цепочке причинно- следственных связей в зависимости от отказа или срабатывания промежуточных звеньев системы.

В качестве примера такого анализа рассмотрим построение дерева событий для случая развития аварии в виде пожара или взрыва на компрессорной станции (КС) магистрального газопро­вода. Исходным событием при этом является утечка газа вслед­ствие нарушения уплотнений аппаратуры или разрыва трубо­провода.

Предположим, что в данном случае функционирует простей­шая схема предупреждения пожара, состоящая из четырех после­довательных звеньев — систем: контроля утечки газа; авто­матического прекращения подачи газа в поврежденный участок трубопровода'; аварийной вентиляции; взрыво- и пожарозащиты (рис. 5.2).

Все элементы схемы развития аварии обозначены в верхней части рисунка в соответствующей последовательности. На каж­дом шаге развития событий рассматриваются две возможности: срабатывание системы (верхняя ветвь дерева) или отказ (нижняя ветвь). Предполагается, что каждое последующее звено срабаты­вает только при условии срабатывания предыдущего. Около каж­дой ветви указывается вероятность отказа (Р), либо вероятность срабатывания (1-Р). Для независимых событий вероятность реа­лизации данной цепочки определяется произведением вероятно­стей каждого из событий цепочки. Полная вероятность событий указывается в правой части диаграммы. Поскольку вероятности отказов, как правило, очень малы, а вероятность срабатывания есть 1-Р, то для всех верхних ветвей в данном примере вероят­ность считается приблизительно равной 1.

Построение дерева событий позволяет последовательно про­следить за последствиями каждого возможного исходного события и вычислить максимальную вероятность главного (конечного) со­бытия от каждого из таких инцидентов. Основное при этом — не пропустить какой-либо из возможных инцидентов и учесть все промежуточные звенья системы.

 


Конечно, такой анализ может дать достоверный результат ве­роятности главного события только в том случае, если достоверно известны вероятности исходных и промежуточных событий. Но это и непременное условие любого вероятностного метода.

Анализ риска может происходить и в обратную сторону — от известного последствия к возможным причинам. В этом случае мы получим одно главное событие у основания дерева и множество возможных причин (инцидентов) в его кроне. Такой метод называ­ется деревом отказов и фактически представляет собой инверсию рассмотренного здесь дерева событий. Оба метода являются вза­имно дополняющими друг друга.

 

 

5.1.2. Метод «События — последствия»

 

 

Метод «События — последствия» (СП-метод; в англоязыч­ной литературе имеет название HAZOR — Hazard and Operability Research) — это тот же метод деревьев событий, но только без ис­пользования графического изображения цепочек событий и оценки вероятности каждого события. По существу, это критический ана­лиз работоспособности предприятия с точки зрения возможных неисправностей или выхода из строя оборудования, который на этапе проектирования широко используется в промышленности. Основная идея — расчленение сложных производственных систем на отдельные более простые и легче анализируемые части. Каждая такая часть подвергается тщательному анализу с целью выявить и идентифицировать все опасности и риски.

В рамках рассматриваемого метода процесс идентификации риска разделяется на четыре последовательных этапа, на каждом из которых следует ответить на свой ключевой вопрос:

1- й этап — каково назначение исследуемой части установки или процесса?

2- й этап — в чем состоят возможные отклонения от нормаль­ного режима работы?

3- й этап — в чем причины отклонений?

4- й этап — каковы последствия отклонений?

Сначала следует выделить одну из частей установки или про­цесса и определить ее назначение. Очевидно, что это ключевой момент, поскольку, если назначение установлено неточно, то и от­клонения параметров от нормального режима работы нельзя уста­новить точно. Исследование выполняется последовательно для каждой части установки. В целях обеспечения достоверности и полноты анализа необходимо, чтобы такая работа выполнялась группой специалистов-практиков, а не одним человеком.

После того как определены назначение и условия нормально­го функционирования всех частей установки или процесса, необ­ходимо перечислить возможные отклонения параметров от нормальных проектных значений. Перечень отклонений — это и есть, по существу, основное ядро исследований. Чтобы структу­рировать перечень отклонений, используются специальные клю­чевые слова.

Следующий шаг — составление перечня причин каждого от­клонения. Необходимо перечислить все возможные причины, а не только наиболее вероятные или те, которые имели место в про­шлом.

И, наконец, составляется перечень последствий возможных от­клонений параметров или режимов. Анализ последствий позволяет разработать различные меры безопасности. Эти меры часто начи­нают осуществляться уже в процессе анализа риска, не дожидаясь пока закончится все исследование.

Первый этап — определение назначения устройства. Проил­люстрируем использование СП-метода на простом примере. Рас­смотрим подземную емкость для хранения топлива для автомобилей. Емкость оборудована насосом, вентилями и клапа­нами, а также уровнемером. Схема всего оборудования приведена на рис. 5.3, на котором изображен подземный бак, из которого то­пливо подается на поверхность при помощи насоса. Насос включа­ется, когда наконечник бензошланга вынимается из гнезда шлангодержателя. Такая схема устройства характерна для боль­шинства бензоколонок.

Рис.5.3. Пример использования СП-метода (схема установки для заправки автомобилей)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...