Метод кумулятивного построения ставки дисконта 1 глава
Стр 1 из 13Следующая ⇒ КАРТЫ ПОТОКОВ
Карты потоков, или потоковые диаграммы, изображают графически отдельные технологические процессы производства и их взаимосвязь. Эти карты полезны для выявления основных элементов производственного процесса, от которых зависит его надежность и устойчивость. Такие элементы называют узловыми, поскольку нарушение их режима и выход из строя прерывают весь производственный процесс или приводят к возникновению критических с точки зрения аварийности ситуаций. Процесс, зафиксированный в конкретной карте, может охватывать какой-то один вид деятельности организации, все внутренние производственные процессы или отдельную технологическую цепочку. На рис. 4.6 приведена карта потоков для процесса сборки изделия, осуществляемого компактно на территории завода. Анализ такой карты позволяет выявить последствия, связанные, например, с аварией на складе сырья и комплектующих и прекращением его поступления на последующие этапы производства. Точно так же можно исследовать последствия инцидентов, произошедших на складе готовых узлов или в цехе упаковки готовой продукции.
Таким образом, карта потоков позволяет выявить критические области производственного процесса и грубо оценить масштабы того или иного инцидента. Например, задержка поступления комплектующих не приведет к немедленной остановке производства, если на складе готовых узлов имеется определенный запас, в то время как авария в цехе упаковки готовой продукции сразу же вызовет остановку отгрузки готовой продукции и повлечет за собой убытки.
В качестве другого примера приведем карту потоков для процесса производства вина (рис. 4.7), отдельные этапы которого осуществляются в различных местах. На ней выделены некоторые ключевые элементы производственного процесса — давильное производство, бутылирование и т.д. Изучение такой карты вызывает ряд вопросов: существуют ли альтернативные поставщики стеклотары, как скажется на производительности потеря части урожая винограда и т.д. На эти вопросы и должен найти ответы риск- менеджер.
Карта потоков на рис. 4.8 показывает процесс сборки изделия, аналогичный представленному на рис. 4.6, но в несколько модифицированном виде. На ней в отличие от предыдущей зафиксированы денежные эквиваленты запасов и добавленной стоимости, переходящей в процессе каждой стадии в готовый продукт: внутри прямоугольников указана добавленная стоимость, возникающая на каждой стадии; а на стрелках — общая стоимость, передаваемая от одной стадии к другой.
Одно из преимуществ представления карты потоков в таком виде состоит в том, что из нее можно получить (в первом приближении) количественные значения возможных убытков в случае сбоя на одной из стадий технологического цикла, другое — в том, что риск-менеджер имеет возможность увидеть различные пути перераспределения ресурсов между параллельными ветвями системы и тем самым минимизировать возможные убытки. В настоящее время существуют мощные программные средства для персональных компьютеров, позволяющие существенно упростить задачу моделирования структуры предприятия и потоков ресурсов внутри него. Отличительной их особенностью является возможность оптимизации распределения ресурсов, что позволяет предприятию достичь наивысшей производительности, а риск-менеджеру — проводить количественный анализ рисков. К таким программным средствам, в частности, относится распространенный в России пакет iThink фирмы Cognitus.
Возможные виды карт потоков можно разделить на три большие группы, которые описывают: • отдельный технологический процесс внутри предприятия; • совокупность производственных процессов и элементов управления; • технологическую цепочку, в которой предприятие составляет одну из частей. Анализ карты потоков позволяет выявить «узкие» места производственного процесса. Любой технологический процесс можно подразделить на три этапа: поступление исходных материалов, их обработка и выход готовой продукции. Если какой-нибудь инцидент приводит к выходу из строя элемента технологической цепочки, то по карте потоков можно легко проследить, насколько серьезны будут последствия происшествия и к каким убыткам это может привести. Использование карты потоков, описывающей совокупность производственных процессов и элементов управления, позволяет включить в сферу рассмотрения инциденты, возникающие не только как результат физической поломки оборудования, но и как следствие ошибочных управленческих решений. Это особенно важно при рассмотрении инвестиционных и предпринимательских рисков. Карты потоков оказываются полезными при анализе процессов, включающих в себя участки, состоящие из ряда параллельных ветвей, соответствующих одновременному протеканию субпроцессов. В качестве примера можно привести комплекс средств пожарозащиты, состоящий, предположим, из нескольких дублирующих друг друга систем оповещения и одной системы пожаротушения. Анализ соответствующей карты потоков позволяет показать, что отказ одной из систем оповещения не должен сильно сказаться на готовности системы в целом, в то время как отказ конечного звена приводит к полному выводу ее из строя (рис. 4.9).
Ограниченность применения карт потоков как метода анализа риска связана с тем, что они ориентированы на процессы. Поэтому одновременно следует использовать иные методы получения исходной информации о рисках. Другой недостаток состоит в том, что карты сами по себе не указывают на уязвимость отдельных стадий производственного процесса. Даже когда из них с очевидностью следует, что тот или иной элемент является узким местом для данного процесса и его отказ может привести к серьезному ущербу, без привлечения дополнительных источников данных нельзя понять, насколько такая ситуация вероятна. Поэтому карты потоков должны дополняться сведениями о возможной частоте и тяжести прошлых убытков, почерпнутых, например, из опросных листов.
4.5. ПРЯМАЯ ИНСПЕКЦИЯ Описанные выше методы выявления риска удобны тем, что получать данные можно, не выходя из офиса, т.е. используя современные средства связи. Однако не исключено, что при изучении опросных листов, финансовой документации или карт потоков некоторые моменты окажутся неясными и вызовут дополнительные вопросы. Кроме того, при заполнении в подразделениях предприятия подготовленных для них форм отчетности по рискам могли быть упущены важные факторы. Поэтому для получения дополнительной информации и проверки на местах ее достоверности и полноты риск-менеджеры могут организовывать инспекционные поездки на предприятия. Эффективность инспекции напрямую зависит от квалификации сотрудников, ее осуществляющих. Если риск-менеджеры обладают достаточно высокой квалификацией и имеют большой опыт работы, то они отметят те важные нюансы, которые могут быть упущены респондентами опросных листов и другими специалистами, работающими на соответствующих объектах или осуществляющими определенные технологические операции. Прямая инспекция позволит также выявить и уточнить отдельные аспекты разрабатываемой программы управления риском, оценить возможные затраты на управление на данном предприятии и дать рекомендации по регулированию уровня риска. При планировании посещения любого объекта необходимо прежде всего четко определить перечень задач, которые должны быть решены путем проведения инспекции, и учесть ряд специфических факторов: • уровень лояльности и подчиненности руководства предприятия центральному управлению (для региональных отделений);
• общее количество времени, которое планируется затратить на инспекцию; • время года, которое наиболее благоприятно для инспекции; • возможные условия работы инспекторов на предприятии, степень оснащенности техникой, наличие современных средств связи с центральным офисом. После предварительной оценки задач, которые предстоит решить в процессе инспекции, и учета различных особых факторов следует составить программу посещения предприятия. Даже небольшое производство часто занимает несколько площадок или зданий, каждое из которых может быть источником риска. Если же речь идет, например, о крупной торговой структуре, то она, как правило, имеет в своем составе многочисленные магазины, складские помещения, отделения в различных районах города или области, что существенно осложняет задачу проведения инспекции. Необходимо выстроить некую логическую схему выявления рисков таким образом, чтобы свести к минимуму возможность упустить что-либо существенное. Один из способов решения этой задачи — подготовка для каждого из объектов специальных карт, содержащих перечень вопросов и сведений, которые предстоит уточнить. В процессе инспекции такие карты должны быть заполнены для каждого из объектов. Они определяют содержание и структуру инспектирования, уменьшают время пребывания на объекте и, что более важно, снижают опасность упустить что-либо важное. Если это не первое посещение объекта, необходимо просмотреть предыдущий отчет и проверить, остались ли какие-либо нерешенные вопросы и нужно ли возвращаться к ним снова. Существует практика неожиданных инспекций объектов и заблаговременного извещения его сотрудников об инспекции. В первом случае появление инспекторов на предприятии позволяет зафиксировать такие стороны организации бизнеса, которые были бы скрыты, если бы руководство было извещено заранее. Например, при неожиданной инспекции можно отметить реальные отклонения от планового течения технологического процесса или имеющие место нарушения правил безопасности. Заблаговременное извещение руководства и сотрудников предприятия о предстоящей инспекции целесообразно использовать при необходимости получить материалы и данные, для нахождения которых требуется время. В этом случае на предприятие за несколько дней до начала посещения по факсу или электронной почте высылается запрос или формы для заполнения, и к моменту начала инспекции сотрудники предприятия уже имеют на руках требуемые материалы, что существенно сокращает затраты времени.
Приведем примерный перечень вопросов, которые могут бьггь решены либо уточнены в процессе инспекции: • расположение объекта и степень близости к населенным пунктам, другим промышленным объектам; • описание и оценка системы управления (общий и финансовый менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет); • наличие и состояние основных и оборотных фондов; • общая характеристика и состояние особо опасных агрегатов; • подробности недавних происшествий или заявленных претензий, если оборудование было застраховано. После того как инспекция проведена, необходимо все результаты оформить в виде отчета, где для каждой запланированной задачи указать: • цель обследования; • дату и место его проведения; • краткое содержание проведенных бесед с сотрудниками; • полученные данные и материалы; • результаты обследования; • резюме. По итогам инспекции в общую базу данных предприятия необходимо внести соответствующие уточнения, касающиеся списка оборудования, выявленных рисков, а также выработать рекомендации по пересмотру существующего уровня риска и методам его регулирования. Если риски были застрахованы, то риск-менеджеры обязаны немедленно известить страховщиков обо всех найденных в ходе инспекции изменениях, существенных для договора страхования.
4.6. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Работа с финансовой и управленческой документацией предприятия имеет важное значение для выявления рисков по той простой причине, что в документах фиксируются все произошедшие инциденты, приведшие к убыткам, а также события, имеющие отношение к увеличению или уменьшению риска. Убытки предприятия, возникающие вследствие наступления непредвиденных событий, вначале фиксируются в актах, а затем находят свое отражение в бухгалтерской отчетности. Рассмотрим, к примеру, как осуществляется отражение в документах аварии, произошедшей на промышленном предприятии. Вначале составляется акт расследования аварии. Затем подготавливается так называемая дефектная ведомость на восстановление объекта, на основании которой рассчитывается величина убытка и определяется объем работ. Далее, в соответствии с объемами работ составляется смета, в которой указываются все убытки от аварии. В них-включаются стоимость потерянных основных и оборотных фондов, затраты материалов, запчастей, стоимость рабочей силы и т.д. Эти данные затем фиксируются в различных формах бухгалтерской отчетности. К финансовым документам предприятия относятся: • бухгалтерский баланс; • отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках); • данные об учете основных средств; • данные других форм бухгалтерской отчетности. Основными финансовыми документами, суммирующими деятельность предприятия за определенный период, являются баланс и отчет о финансовых результатах. Анализ структуры баланса дает возможность оценить основные финансовые показатели компании — активы, пассивы, свободные (или чистые) активы, собственный капитал, дебиторскую и кредиторскую задолженность и др. Анализ структуры баланса осуществляется путем сопоставления отдельных его статей, определенных на начало и конец отчетного периода, с валютой баланса. Такой подход к оценке изменений показателей баланса позволяет сопоставлять полученные результаты с данными по различным предприятиям, а также сравнивать финансовую отчетность за разные периоды времени. Бухгалтерский баланс состоит из двух основных частей — актива и пассива. Анализ структуры активов позволяет выявить следующие основные показатели: • состав денежных средств; • состав дебиторской задолженности; • запасы; • внеоборотные активы. Анализ структуры пассивов дает важную информацию о капитале и других источниках средств предприятия: • размер краткосрочных обязательств; • размер долгосрочных обязательств; • собственные средства, включая уставный капитал, добавочный капитал и реинвестированную прибыль. В ходе анализа отчета о финансовых результатах (отчета о прибылях и убытках) производится расчет следующих показателей деятельности предприятия: • себестоимость; • операционная и чистая прибыль; • реинвестированная прибыль; • выплаты процентов и налогов. Баланс и отчет о прибылях и убытках предприятия представляют собой «моментальный» снимок состояния предприятия в конце каждого отчетного периода (квартала или года). Для целей управления риском первостепенное значение имеют содержащиеся в этих документах сведения о величине и структуре активов, размер которых может уменьшаться из-за наступления убытков. Значение имеет также размер обязательств предприятия, которые могут увеличиваться вследствие произошедших инцидентов как заявленные претензии или наложенные штрафы, а также обязательства, по которым уже производятся выплаты. Для целей оценки предпринимательского риска важны также сведения об основных средствах предприятия, которые заносятся в карточку учета основных средств, а именно: первоначальная и текущая стоимость основных средств, нормативы амортизации. На основании этих данных можно вычислить восстановительную стоимость конкретного основного средства, т.е. стоимость его замены или восстановления в случае гибели или повреждения. Надо отметить, что существует большое количество методов оценки восстановительной стоимости объектов. Поэтому данную часть работы целесообразно поручить специализированной оценочной фирме. Анализ финансовой документации имеет первостепенное значение при оценке финансовых рисков. Из документов управленческой отчетности наиболее важными являются разнообразные договора, заключенные предприятием со своими партнерами и акционерами. Риск-менеджер должен обратить внимание на следующие документы: • учредительный договор; • договоры на поставку продукции; • договоры с поставщиками сырья и производственного оборудования; • импортно-экспортные контракты. Кроме того, особый интерес представляют данные о претензиях и выплаченных предприятием по решению судебных или иных органов штрафах и компенсациях потребителям, государственным налоговым и другим органам, общественным организациям. Для оценки финансовых и коммерческих рисков существенное значение имеют условия договоров на поставку продукции, оборудования и материалов, заключенные предприятием с контрагентами, в том числе следующие сведения: • условия оплаты — предоплата, по факту, валюта оплаты; • цена поставляемой продукции, оборудования и материалов; • вид транспорта, посредством которого осуществляется поставка — водный, автомобильный, воздушный и т.д.; • штрафные санкции, предусмотренные за невыполнение условий контракта. В случае наличия договоров на поставку исходного сырья или оборудования предприятие может понести убытки, вызванные простоем производства вследствие нарушения обязательств контрагентом. Это особенно важно учитывать при наличии импортного оборудования на предприятии, обслуживание и наладка которого производится иностранными специалистами. Для целей оценки эффективности страхования и использования других методов управления риском важное значение имеют показатели прибыльности работы предприятия. Хотя получение этих данных не имеет прямого отношения к рассматриваемым в данной главе методам выявления риска, такая информация все же необходима при принятии решений по управлению риском. Для оценки прибыльности работы обычно используют различные варианты показателя рентабельности, под которой понимают отношение прибыли, полученной предприятием за отчетный период, к какому либо базовому показателю хозяйственной деятельности — выручке, величине активов, капиталу и т.д. Соответственно имеются различные виды рентабельности: активов, продаж, инвестиций. Для оценки рентабельности могут использоваться различные виды прибыли — валовая, операционная, чистая и т.д. К числу показателей рентабельности относится рентабельность продаж, рассчитываемая как отношение прибыли (П) к выручке от реализации продукции (В): (4.1) В качестве величины прибыли рекомендуется брать либо значение чистой прибыли (ЧП), либо значение балансовой прибыли, которое равно чистой прибыли плюс уплаченный налог на прибыль (ЧП + НП). Рентабельность активов определяется как отношение прибыли к средней величине общих активов предприятия: (4.2) Рентабельность инвестиционного капитала — это отношение прибыли к средней величине инвестиционного капитала (ИК): (4.3) В свою очередь, инвестиционный капитал равен сумме величин собственного капитала и долгосрочных обязательств и может рассчитываться по формуле: ИК = А — КрО, (4.4) где КрО — сумма краткосрочных обязательств. В качестве оценки доходности инвестиций в предприятие рекомендуется брать значение рентабельности продаж или инвестиционного капитала. Какой из видов прибыли при этом использовать (балансовую или чистую), зависит от того, принимается ли значение рентабельности как абсолютная величина для расчета или для сравнения с другими финансовыми инструментами. В первом случае целесообразно использовать величину чистой прибыли. Во втором случае выбор зависит от того, учитывается ли налог при оценке доходности сравниваемого финансового инструмента.
Глава 5 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РИСКА Оценка риска — это этап анализа риска, имеющий целью определить его количественные характеристики: вероятность наступления неблагоприятных событий и возможный размер ущерба (рис. 5.1). Можно выделить три основных метода оценки риска для конкретных процессов: • анализ статистических данных по неблагоприятным событиям, имевшим место в прошлом; • теоретический анализ структуры причинно-следственных связей процессов; • экспертный подход.
Используя имеющиеся статистические данные, можно оценить и вероятность возникновения неблагоприятных событий, и размеры ущерба. Этот метод подходит для частых и однородных событий. Для редких и уникальных событий, например крупных аварий, не имеющих репрезентативной статистики, используется теоретический анализ системы, имеющий целью выявить возможный ход развития событий и определить их последствия. Условно такой метод можно назвать сценарным подходом, поскольку итогом рассмотрения процесса в этом случае является построение цепочек событий, связанных причинно-следственными связями, для каждой из которых определена соответствующая вероятность. В начале цепочки стоит группа исходных событий, называемых принтами, в конце — группа событий, называемых последствиями. Существует ряд принципиальных сложностей, связанных с оценкой риска при помощи сценарного подхода. Используемые математические модели и методы для расчета последствий аварий и отказов оборудования содержат внутри себя значительную неопределенность, связанную с большой сложностью моделируемых объектов и недостаточным знанием путей развития неблагоприятных процессов. Поэтому большое значение для разработки стратегии управления рисками крупных производственных предприятий и повышения точности расчетов имеет создание баз данных по отказам элементов оборудования, проработка различных вариантов и создание базы данных по сценариям развития аварий, а также повышение качества сбора первичной статистической информации. 5.1. ОЦЕНКА ВЕРОЯТНОСТИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОБЫТИЙ Среди методов оценки вероятности наступления неблагоприятных событий наиболее известными являются следующие: • метод построения деревьев событий; • метод «События — последствия»; • метод деревьев отказов; • метод индексов опасности.
5.1.1. Метод построения деревьев событий
Метод построения деревьев событий — это графический способ прослеживания последовательности отдельных возможных инцидентов, например отказов или неисправностей каких-либо элементов технологического процесса или системы, с оценкой вероятности каждого из промежуточных событий и вычисления суммарной вероятности конечного события, приводящего к убыткам. Дерево событий строится, начиная с заданных исходных событий, называемых инцидентами. Затем прослеживаются возможные пути развития последствий этих событий по цепочке причинно- следственных связей в зависимости от отказа или срабатывания промежуточных звеньев системы. В качестве примера такого анализа рассмотрим построение дерева событий для случая развития аварии в виде пожара или взрыва на компрессорной станции (КС) магистрального газопровода. Исходным событием при этом является утечка газа вследствие нарушения уплотнений аппаратуры или разрыва трубопровода. Предположим, что в данном случае функционирует простейшая схема предупреждения пожара, состоящая из четырех последовательных звеньев — систем: контроля утечки газа; автоматического прекращения подачи газа в поврежденный участок трубопровода'; аварийной вентиляции; взрыво- и пожарозащиты (рис. 5.2). Все элементы схемы развития аварии обозначены в верхней части рисунка в соответствующей последовательности. На каждом шаге развития событий рассматриваются две возможности: срабатывание системы (верхняя ветвь дерева) или отказ (нижняя ветвь). Предполагается, что каждое последующее звено срабатывает только при условии срабатывания предыдущего. Около каждой ветви указывается вероятность отказа (Р), либо вероятность срабатывания (1-Р). Для независимых событий вероятность реализации данной цепочки определяется произведением вероятностей каждого из событий цепочки. Полная вероятность событий указывается в правой части диаграммы. Поскольку вероятности отказов, как правило, очень малы, а вероятность срабатывания есть 1-Р, то для всех верхних ветвей в данном примере вероятность считается приблизительно равной 1. Построение дерева событий позволяет последовательно проследить за последствиями каждого возможного исходного события и вычислить максимальную вероятность главного (конечного) события от каждого из таких инцидентов. Основное при этом — не пропустить какой-либо из возможных инцидентов и учесть все промежуточные звенья системы.
Конечно, такой анализ может дать достоверный результат вероятности главного события только в том случае, если достоверно известны вероятности исходных и промежуточных событий. Но это и непременное условие любого вероятностного метода. Анализ риска может происходить и в обратную сторону — от известного последствия к возможным причинам. В этом случае мы получим одно главное событие у основания дерева и множество возможных причин (инцидентов) в его кроне. Такой метод называется деревом отказов и фактически представляет собой инверсию рассмотренного здесь дерева событий. Оба метода являются взаимно дополняющими друг друга.
5.1.2. Метод «События — последствия»
Метод «События — последствия» (СП-метод; в англоязычной литературе имеет название HAZOR — Hazard and Operability Research) — это тот же метод деревьев событий, но только без использования графического изображения цепочек событий и оценки вероятности каждого события. По существу, это критический анализ работоспособности предприятия с точки зрения возможных неисправностей или выхода из строя оборудования, который на этапе проектирования широко используется в промышленности. Основная идея — расчленение сложных производственных систем на отдельные более простые и легче анализируемые части. Каждая такая часть подвергается тщательному анализу с целью выявить и идентифицировать все опасности и риски. В рамках рассматриваемого метода процесс идентификации риска разделяется на четыре последовательных этапа, на каждом из которых следует ответить на свой ключевой вопрос: 1- й этап — каково назначение исследуемой части установки или процесса? 2- й этап — в чем состоят возможные отклонения от нормального режима работы? 3- й этап — в чем причины отклонений? 4- й этап — каковы последствия отклонений? Сначала следует выделить одну из частей установки или процесса и определить ее назначение. Очевидно, что это ключевой момент, поскольку, если назначение установлено неточно, то и отклонения параметров от нормального режима работы нельзя установить точно. Исследование выполняется последовательно для каждой части установки. В целях обеспечения достоверности и полноты анализа необходимо, чтобы такая работа выполнялась группой специалистов-практиков, а не одним человеком. После того как определены назначение и условия нормального функционирования всех частей установки или процесса, необходимо перечислить возможные отклонения параметров от нормальных проектных значений. Перечень отклонений — это и есть, по существу, основное ядро исследований. Чтобы структурировать перечень отклонений, используются специальные ключевые слова. Следующий шаг — составление перечня причин каждого отклонения. Необходимо перечислить все возможные причины, а не только наиболее вероятные или те, которые имели место в прошлом. И, наконец, составляется перечень последствий возможных отклонений параметров или режимов. Анализ последствий позволяет разработать различные меры безопасности. Эти меры часто начинают осуществляться уже в процессе анализа риска, не дожидаясь пока закончится все исследование. Первый этап — определение назначения устройства. Проиллюстрируем использование СП-метода на простом примере. Рассмотрим подземную емкость для хранения топлива для автомобилей. Емкость оборудована насосом, вентилями и клапанами, а также уровнемером. Схема всего оборудования приведена на рис. 5.3, на котором изображен подземный бак, из которого топливо подается на поверхность при помощи насоса. Насос включается, когда наконечник бензошланга вынимается из гнезда шлангодержателя. Такая схема устройства характерна для большинства бензоколонок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|