Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткие итоги 25 лет развития торговли в условиях рынка. Свобода торговли




СТРАТЕГИЯ

Развития торговли в Российской Федерации до 2025 г.

Общие положения

 

Краткие итоги 25 лет развития торговли в условиях рынка. Свобода торговли

 

В 2017 г. исполнилось 25 лет Указу Президента России от 29 января 1992 г. № 65 «О свободе торговли» (Указ о свободе торговли). Это дает возможность подвести итоги развития торговой отрасли за минувшие 25 лет.

Указ о свободе торговли открыл принципиально новую страницу в экономической истории России. С 1992 до 2014 гг. оборот розницы вырос в три раза. А по непродовольственным товарам рост оборота составил почти четыре раза.

Это означает, что наши граждане стали потреблять не просто существенно больше, а потреблять качественно иные товары. Постоянно росли как ассортимент товаров и услуг, так и комфорт услуг торговли для потребителей. С каждым годом всё большее количество товаров становились доступными широким слоям населения, хотя раньше их могли позволить себе лишь избранные.

Появились совершенно новые форматы торговли, которые не были известны советскому и российскому потребителю – современные торговые сети мирового уровня. Ассортимент наших магазинов сейчас принципиально не отличается от магазинов других цивилизованных стран, о чем еще каких-то 25 лет назад никто не мог и подумать, а качество сервиса российских торговых операторов для покупателей во многих случаях даже опережает сервис их европейских и американских коллег.

Можно с уверенностью сказать, что торговля и общественное питание – одни из немногих отраслей экономики, которые стали несоизмеримо лучше, чем были в советское время. Однако нам ещё далеко до совершенства и настоящей многоформатности и многообразия развитых стран, но между торговлей образца 1930 – 1991 гг. и торговлей сегодняшнего дня – настоящая пропасть.

Рецепт преодоления этой пропасти был очень прост – дерегулирование, либерализация торговли и максимальное высвобождение частной инициативы.

Старт этим преобразованиям и был дан Указом о свободе торговли. Его можно назвать тем гигантским шагом вперёд, который позволил нам достаточно быстро забыть дефицит с очередями, спецраспределители для номенклатуры, забыть хамство и вороватость продавцов, унылое однообразие и бедность всего, что было связано с потребительским рынком.

Свобода торговли позволила создать в России современное производство продуктов питания и многих других товаров – от бытовой техники до автомобилей. В стране никогда не производилось таких продуктов питания и потребительских товаров, как сейчас. В стране никогда не использовались такие современные технологии, какие используются сейчас, как в производстве потребительских товаров, так и в управлении бизнес-процессами в торговле, производстве и логистике.

Конечно, качество, да и зачастую цены на потребительские товары на Западе более благоприятны для потребителей. Но это – следствие большего количества и многообразия всех форматов торговли, большей свободы предпринимательской деятельности и, как следствие, большей конкуренции как среди производителей, так и среди торгующих предпринимателей.

Наконец, свобода торговли позволила людям попросту нормально одеться, обуться, быть уважающими себя полноправными потребителями, имеющими широкий выбор, а не несчастными добытчиками хотя бы какой-нибудь еды и одежды, коими подавляющее большинство граждан было до 1990-х годов.

Рецепт, как снова добиться роста, очень прост. Нужно сменить наметившийся тренд на усиление административного давления на бизнес и вмешательство государства в экономику. Пути продолжения укрепления одной из самых конкурентных отраслей и драйвера российской экономики – торговли – изложены в настоящей Стратегии развития торговли в Российской Федерации до 2025 г. (далее – Стратегия).

    1.2. Цель и задачи Стратегии. Комфортная потребительская среда

 

Целью Стратегии является формирование комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности (как производителей товаров, так и субъектов торговой деятельности) через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности. Иными словами – построение системы, при которой одновременно обеспечивается удовлетворенность трех участников отношений в сфере торговли, а именно:

1. потребителя. Любой потребитель сообразно своему вкусу, желаниям и достатку должен иметь возможность в пределах места жительства и работы приобретать товары, в том числе отечественного и местного производства по справедливой цене, на приемлемых и комфортных условиях, с возможностью выбора разных торговых форматов и хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю, то есть на конкурентных условиях;

2. производителя любого объема качественной и востребованной продукции. Любой производитель должен иметь возможность удобно, предсказуемо, выгодно и гарантированно сбывать свой товар через адекватный этому производству торговый формат или торговые форматы;

3. субъекта торговли – предпринимателя. Субъект торговли профессионально выполняет функцию по соединению интересов потребителей и производителей и транслирует производителю запросы и предпочтения потребителей. Для производителя субъект торговли выступает как безусловный представитель потребителя. Поэтому субъект торговли должен иметь возможность беспрепятственно легально осуществлять торговую деятельность, комфортно открывать, вести и расширять свой торговый бизнес.

В городе потребитель везде, в пределах шаговой доступности, должен иметь возможность исходя из своих доходов купить еду, одежду, товары первой необходимости для дома, а также приобрести готовую еду или поесть в объектах общественного питания - как в формате быстрого питания, в том числе уличного, так и в формате кафе и ресторана. К такому же уровню доступности должны относиться розничные рынки, ярмарки и иные малые форматы торговли.

Помимо этого, потребитель должен иметь в месте своего жительства, в пределах комфортной транспортной доступности, услуги, предоставляемые современными торговыми центрами, гипер- и супермаркетами, крупными специализированными магазинами строительных материалов и товаров для дома, дачи, сада, иных специализированных магазинов.

Наконец, должна быть максимальная представленность в торговле брендов как товаров, так и торговых операторов. По-настоящему комфортная потребительская среда подразумевает, что потребитель имеет реальную возможность приобрести любые товары, которые предлагает современный мировой рынок потребительских товаров и услуг, в том числе одежду, обувь и иные товары зарубежных брендов (торговых марок).

Необходимо отметить, что транснациональные и международные торговые операторы задают повышенную планку качества работы с потребителем, поставщиками и производителями, на которую ориентируется и местная торговля. В этой связи их широкая представленность существенно улучшает потребительскую среду на соответствующей территории.

Наконец, важным фактором комфортной потребительской среды является не только разнообразие, но и стабильность для потребителя, то есть возможность осуществлять покупки в привычных местах. Покупать в одних и тех же местах – магазинах, киосках, павильонах, ярмарках, рынках, привыкать к этому – необходимый элемент комфорта потребителей. Поэтому любая смена привычной для потребителя обстановки – прежде всего закрытие торговых объектов – является нарушением его комфорта.

Именно такая модель является по-настоящему комфортной потребительской средой, обеспечение которой является задачей органов власти всех уровней.

Основными задачами Стратегии прежде всего являются:

1. развитие многоформатной торговли (торговые сети, малые форматы торговли, интернет-торговля и другие форматы);

2. развитие оптового продовольственного звена;

3. развитие стрит-ритейла в городах;

4. развитие саморегулирования в торговле, самоорганизации и кооперации;

5. дерегулирование в сфере торговли;

6. улучшение имиджа торговой отрасли.

Под развитием торговой отрасли в настоящей Стратегии понимается создание равных возможностей для беспрепятственного открытия, расширения и ведения бизнеса субъектами торговой деятельности любых размеров (малых, средних, крупных) вне зависимости от выбранного хозяйствующим субъектом торгового формата, при стабильных условиях ведения бизнеса, всесторонней гарантии прав и минимизации административного воздействия.

Все форматы торговли, независимо от размера, признаются цивилизованными и имеют право на беспрепятственное развитие в рамках своей самобытности и уникальности, а также на естественную эволюцию без вмешательства государства вследствие роста предпринимательской активности, изменений предпочтений потребителей и стремления граждан к комфортной среде обитания.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, курирующие вопросы торговой деятельности, не должны препятствовать развитию отдельных форматов торговли (и/или отдельных товарных специализаций), в том числе устанавливать предельную численность торговых объектов или иным образом определять достаточность их количества в конкретных местах. Указанную функцию должен выполнять рынок, то есть хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, которые предполагают развивать бизнес на конкретной территории.

Если предприниматель готов открывать магазин или иную торговую точку в данном месте и нести связанные с этим предпринимательские риски, это означает востребованность предлагаемых предпринимателем товаров и услуг у потребителей, даже если в данном месте уже существуют другие торговые объекты аналогичных товарных специализаций других хозяйствующих субъектов.

Государство заинтересовано в увеличении количества торговых объектов разных хозяйствующих субъектов, так как это увеличивает конкуренцию, создает более комфортную среду для потребителей и расширяет каналы сбыта для отечественных товаропроизводителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны лишь установить прозрачные и стабильные правила и условия для осуществления предпринимательской деятельности в сфере торговли и содействовать соблюдению хозяйствующими субъектами установленных правил.

Другими словами, сбалансированность различных форматов торговли, их доля в общем объеме оборота розничной торговли должны выстраиваться рынком, то есть его участниками, а, в конечном счете – потребителями.

Основой определения целевых индикаторов настоящей Стратегии являются критерии комфортной потребительской среды и эффективной инфраструктуры торговли, а также уровня предпринимательской активности, к которым относятся:

1. количество торговых объектов всех форматов торговли, включая торговые места на рынках и ярмарках;

2. обеспеченность розничной торговлей (количество торговых площадей, дифференцированных по различным форматам, на 1000 человек населения). Данный критерий отображает ключевой показатель социально-экономического благополучия населения – возможность удовлетворения им основных жизненных потребностей (бытовых, социальных, культурных, иных) на конкурентных условиях (с возможностью выбора получения аналогичных услуг торговли у разных хозяйствующих субъектов) и с надлежащим комфортом. Доступность товаров для граждан измеряется в двух параметрах:

физическом, отражающим возможность приобретения товаров в необходимых для комфортной жизни объёме и ассортименте, которые определяются фактическим наличием таких товаров на территории проживания на конкурентных условиях (физическая доступность);

экономическом, отражающим возможность приобретения товаров по сложившимся ценам в необходимых для комфортной жизни объеме и ассортименте в соответствии с реальным доходом каждого человека (экономическая доступность);

3. плотность торговой сети (численность населения, приходящееся на одно предприятие торговли каждого формата);

4. количество хозяйствующих субъектов (организаций и индивидуальных предпринимателей), осуществляющих розничную торговлю.

В дальнейшем, по мере реализации Стратегии и дифференциации индикаторов для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом их особенностей, данные индикаторы будут являться системой оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению гражданам комфортной потребительской среды на соответствующей территории и по обеспечению здорового предпринимательского климата - ключевыми показателями эффективности торговой политики (KPI).

Стратегия подразумевает необходимость обеспечения постоянного роста количества хозяйствующих субъектов, занятых в сфере розничной торговли, прежде всего малых и средних предприятий, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей, как неотъемлемого элемента формирования конкурентной среды.

Стратегия охватывает сегменты розничной и оптовой торговли товарами потребительского назначения (за исключением торговли автотранспортными средствами и оборудованием, моторным топливом), и направлена на формирование комфортной потребительской среды посредством обеспечения развития всех форматов торговли, обеспечивающей максимальный выбор ассортимента товаров, форматов торговли и торговых операторов на любой вкус любого потребителя.

Стратегия отражает результаты анализа состояния и развития торговли в мире и в Российской Федерации, действующего правового регулирования отношений в области торговой деятельности, основных проблем развития внутренней торговли в Российской Федерации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...