Развитие нестационарной и мобильной торговли
В России ввиду острого дефицита в городах небольших торговых площадей стрит-ритейла (небольшие качественные помещения с витринами, с отдельным безбарьерным входом с тротуара или пешеходной улицы) высоко востребована нестационарная торговля – то есть торговля с использованием нестационарных торговых объектов. Согласно ведомственной статистике Минпромторга России (ведется с 2014 г.) количество нестационарных и мобильных торговых объектов круглогодичного размещения (функционирования) увеличилось с 169017 объектов в 2014 г. до 182730 в I квартале 2019 г. Рост составил более 8%, что удалось достигнуть благодаря мерам, принимаемым Правительством Российской Федерации и Минпромторгом России по координации и методической поддержке органов исполнительной власти регионов и органов местного самоуправления по формированию более благоприятной и стабильной бизнес-среды для малого торгового бизнеса. Ошибочно утверждение, что количество нестационарных павильонов и киосков в России «нецивилизованно» велико по сравнению со странами Европы и Америки. Объективно в России востребованность нестационарного размещения намного выше, чем в странах с высоким уровнем развития торговых улиц и стрит-ритейла, где небольшие магазины, кафе, предприятия бытового обслуживания (сервиса) имеют возможность размещаться в нормальных и удобных небольших нежилых помещениях с витринами. Ошибочно представление, что малые форматы торговли,– это всего лишь стартапы для обязательного последующего роста предпринимателя в более крупный бизнес. Часто этим объясняется краткосрочность размещения киосков, павильонов и мобильных торговых объектов.
Между тем перерастание малого предпринимателя в среднего и крупного – статистически крайне редкое явление и является исключением. Наоборот, в развитых и развивающихся странах с благоприятной и стабильной бизнес-средой малый торговый бизнес в абсолютном большинстве случаев существует из поколения в поколение, права на его ведение и навыки передаются по наследству. И формирование именно такой модели – появление в России, наконец, полноценного, стабильного, не ограниченного административными сроками малого торгового бизнеса – является жизненно важной задачей как для экономики страны, так и для создания комфортной потребительской среды. Например, в Лондоне торговцы на ярмарках или с уличных лотков имеют бессрочные разрешения на торговлю, передаваемые по наследству из поколения в поколение (известны и столетние примеры). В Германии по общегерманскому федеральному Уложению о промыслах (Gewerbeordnung, GewO) 1869 г., действующему и сейчас, даны максимальные гарантии деятельности мелких торговцев – ярмарок, автолавок (мобильных торговых объектов), торговли на разных фестивалях и праздниках. По общему правилу GewO разрешение на осуществление разъездной торговли (в российской терминологии – мобильной торговли) не ограничивается сроками. При этом в параграфе 55а GewO перечислена масса вариантов, при которых разрешения на разъездную торговлю вообще не требуется. Места для осуществления малой торговли, конечно, согласуются с местными органами (общинами), но делается это для всеобщего удобства, по абсолютно здравому смыслу. По факту, предприниматель, желающий в Германии заниматься малой торговлей, гарантированно имеет такую возможность. Предприниматель сам определяет ассортимент, перечень запрещенных товаров очень узок и абсолютно логичен – например, яды, электромедицинские приборы. Разрешена продажа пива и вина, алкоголя из продуктов собственного производства.
Киоски, находящиеся прямо на платформах метро в Берлине, предлагают покупателям, помимо газет и иной печатной продукции, сигареты, пиво и даже крепкие алкогольные напитки. Как видно из приведенных фактов, государственная политика и законодательство в названных странах направлена на всяческую поддержку малых форматов торговли. Развитие мобильной торговли (торговли с использованием специализированных автомагазинов, автолавок и иных специально оборудованных для осуществления розничной торговли транспортных средств) предполагает также развитие смежных с торговлей отраслей экономики. Дополнительное развитие получат отечественная автомобильная промышленность и производство кузовов со специализированным торговым оборудованием. Региональными производителями продуктов питания постепенно будут создаваться специальные базы для участия в мобильной торговле, предполагающие наличие складской инфраструктуры и ремонтной базы для обслуживания автотранспорта. В свою очередь развитие торговли из автомагазинов дает толчок развитию малых предприятий сервиса, сопутствующих услуг и производства. Мобильная торговля является действенным способом продвижения бренда и прямой дистрибуции для производителей продовольственных товаров напрямую покупателям минуя торговые сети. Это даст возможность производителям повысить узнаваемость своих брендов и занять более серьезное место на рынке. Для удаленных и малонаселенных пунктов мобильная торговля - один из немногих, а порой единственный способ снабжения жителей товарами. Важное значение мобильная торговля имеет для проведения массовых мероприятий, а также в чрезвычайных ситуациях, так как мобильная торговля является постоянно действующей инфраструктурой по реализации продовольствия, которая может быть быстро передислоцирована и развернута в любом месте, где это будет необходимо. В отсутствии на территории постоянно действующих мобильных торговых объектов различных товарных специализаций отсутствует резерв для развертывания системы снабжения населения продовольствием в экстренных случаях. Осуществление мобильной торговли предполагает серьезные инвестиции хозяйствующего субъекта в приобретение и обслуживание автомагазина или автокафе, то есть в автомобильную промышленность и сопутствующую инфраструктуру. В этой связи мобильная торговля должна быть освобождена от излишнего администрирования.
При отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип «меняется место - сохраняется бизнес». Требуется также упрощение и сокращение сроков процедуры размещения новых торговых объектов для удовлетворения потребностей как населения в услугах торговли, так и хозяйствующих субъектов, желающих открывать новый торговый бизнес либо расширять существующий. Местные власти порой тратят огромные усилия на «наведение порядка», «оптимизацию» и «упорядочивание» в мелкой торговле. На самом деле под этими терминами скрыто два явления: снос и сокращение числа объектов, и размещение оставшихся так, что это противоречит всей логике бизнеса и торговли – например, в местах, где отсутствует покупательский трафик. Соответственно, это становится неудобным и бизнесу, и гражданам. Подобные практики невозможно устранить законодательным путем, так как федеральный закон не может предусмотреть весь набор допустимых вариантов размещения нестационарных и мобильных торговых объектов, и этот вопрос объективно будет находиться в ведении органов местного самоуправления. Но практики, заведомо приводящие к невозможности начала и осуществления торговой деятельности с использованием нестационарных и мобильных торговых объектов следует признать противоречащим духу и смыслу федерального законодательства.
Указанная позиция подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации (определение от 29 января 2015 г. № 225-О) по жалобе Администрации города Иркутска, оспаривающей конституционность положения части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле). Согласно указанной норме утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы. Конституционный Суд Российской Федерации, отклонив жалобу администрации города, указал, что оспариваемое положение Закона о торговле направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что «реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации оспариваемое законоположение не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся. Таким образом, даже до внесения изменений в Закон о торговле, предусматривающих введение принципа «меняется место – сохраняется бизнес» и продление права на размещение объектов без торгов, действующее законодательство не позволяет органами местного самоуправления проводить в жизнь практики, направленные на ущемление прав малого торгового бизнеса.
Развитие розничных рынков
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|