Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Территориальное размещение торговых объектов и ярмарок для формирования комфортной потребительской среды




 

Торговля является неотъемлемым элементом комфортной потребительской среды любой территории. Что касается городов и поселений, то торговля в значительной мере определяет облик любого населенного пункта. Чем больше в городе разнообразной легальной торговли, основанной на твердых правах предпринимателей, то есть чем больше торговых объектов всех форматов, ярмарок, праздничных и иных торговых мероприятий – тем комфортнее, богаче и красивее этот город. И наоборот: чем однообразнее торговля и сектор потребительского рынка города, тем он беднее и тем менее комфортна потребительская среда в нём.

Торговля всегда стремится к сосредоточению в зонах повышенного людского трафика. Эти зоны и являются так называемыми общественными пространствами. Прежде всего это касается малых форматов торговли – нестационарной и мобильной торговли, рынков и ярмарок. В этой связи сосредоточение малых форматов торговли в местах, где присутствует множество людей, являющихся потребителями товаров и услуг – естественное явление и единственно правильная модель их территориального размещения.

И, наоборот, рассредоточение торговых объектов малых форматов, тем более попытки искусственно организовать торговлю в местах, где недостаточно покупателей, противоречит всей логике торгового процесса, неудобно покупателям и, как следствие, заведомо обречено на неудачу.

Другую модель территориального размещения целесообразно применять к крупным торговым форматам (например, к крупным торговым центрам, гипермаркетам). Они, в силу большого объема и ассортимента предлагаемых потребителю товаров и услуг, сами являются источником притяжения людей и могут, таким образом, создавать покупательский трафик, а не использовать существующий.

Поэтому крупные форматы целесообразно размещать исходя из возможности использования их для формирования новых точек притяжения людей. Эти точки должны также стать средой для развития малых торговых форматов, в том числе для размещения нестационарных и мобильных торговых объектов, ярмарок.

Ошибочно мнение, что размещенные на площадке около супермаркета или гипермаркета ярмарка, или нестационарные торговые объекты со схожим ассортиментом оттягивают на себя покупателей. Ввиду того, что малые форматы не могут конкурировать с крупной торговой сетью на абсолютно такой же товар, малый бизнес предложит покупателям иной товар или иной ассортимент – например, местную плодоовощную продукцию или продукцию мелких производителей, отсутствующую на полке торговой сети. Такое разнообразие предложения товаров и форм обслуживания создаст дополнительный покупательский трафик в месте такой концентрации разных форматов торговли. Что, в свою очередь, увеличит коммерческие показатели всех торговых операторов, в том числе торговой сети.

Важным является вопрос размещения нестационарных и мобильных торговых объектов, рынков, ярмарок – то есть той торговой инфраструктуры, размещение которой прямо регулируется органами исполнительной власти регионов и органами местного самоуправления. Эти торговые форматы должны располагаться в местах, максимально удобных покупателям с точки зрения предпринимателей, организующих на свой страх и риск указанные форматы торговли.

Задача органов исполнительной власти и органов местного самоуправления – создать правила, оптимизирующие возможные негативные последствия для городской среды от размещения данных объектов и ярмарок, но позволяющие динамично развиваться этим сегментам бизнеса с минимальными издержками.

Распространенной практикой в российских городах является размещение магазинов, кафе, объектов бытовых услуг на первых этажах многоквартирных жилых домов в бывших квартирах, переведенных в нежилые помещения. В ряде случаев это создает неудобства как жителям этих домов, так и самим предпринимателям, которые вынуждены использовать помещения, малоприспособленные для нормальной торговой деятельности.

Причина такого явления – острый дефицит нежилых помещений сегмента так называемого стрит-ритейла (магазины и объекты общественного питания на первых этажах жилых домов в городах с витринами и отдельным входом с тротуара или пешеходной улицы), о чем речь пойдет в соответствующем разделе Стратегии. По причине дефицита качественных небольших торговых площадей стрит-ритейла (15 – 50 кв.м.) для малого бизнеса в России востребованность нестационарных торговых объектов объективно намного выше, чем в странах Запада.

Поэтому в текущих условиях, до создания качественных площадей стрит-ритейла, использование для целей торговой деятельности бывших квартир многоквартирных жилых домов, переведенных в нежилой фонд, является вынужденной и адекватной мерой.

Отдельно следует отметить проблематику размещения государственных и муниципальных учреждений и организаций, в первую очередь тех, которые оказывают услуги населению. Указанные учреждения и организации не нуждаются в наружной рекламе, витринах и иных способах привлечения покупательского потока. Наоборот, они сами являются точками притяжения людей, которые могут быть покупателями магазинов или посетителями объектов общественного питания. Поэтому размещать их целесообразно не на главных улицах, в тех помещениях, которые могли бы занимать магазины или объекты общественного питания, а в иных местах, создавая в этих местах увеличение людского трафика, который может быть, в свою очередь, использован находящимися поблизости торговыми объектами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...