Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие ярмарок, фестивалей и иных торговых праздничных мероприятий




 

Роль и значение ярмарок и рынков схожее, и их отличие заключается лишь в том, что рынок является постоянно действующим торговым объектом, а ярмарка – торговым мероприятием. Поэтому соображения, изложенные в настоящей Стратегии в отношении рынков, почти полностью применимы и к ярмарочной торговле.

Ярмарка как торговое мероприятие - простейшая и важнейшая инфраструктура для роста предпринимательской активности в малой торговле, а также мелком и среднем производстве, в первую очередь в производстве продуктов питания и сельскохозяйственном производстве, а также одежды, обуви, изделий кустарей и народных художественных промыслов.

Смысл ярмарки заключается в том, что она, если её искусственно не перегрузили несвойственными ей функциями вроде организации развлечений и досуга граждан, которые серьезно удорожают проведение ярмарок, является самым простым и дешевым способом организовать сбыт самых востребованных товаров для населения.

Ярмарки позволяют максимально быстро вовлечь в торговлю продукты питания и товары, производимые недалеко от города (в радиусе примерно 200 км) и, соответственно, дать толчок к увеличению их производства, а потребителю на регулярной основе получать свежие и доступные продовольственные товары, а также одежду, обувь и текстиль мелких производителей.

Одним из главных преимуществ ярмарки является возможность её проведения без предоставления земельного участка.

Многолюдные «живые», наполненные товарами ярмарки, как и рынки, являются украшением любого города и неотъемлемой составляющей комфортной потребительской среды.

В Великобритании в рамках правительственной программы «оживления» торговых улиц, то есть малых магазинов и кафе на первых этажах зданий, ярмарки выступают как действенный инструмент привлечения людей и оживления экономики окрестных магазинов и кафе. С появлением на улице ярмарок выручка и другие показатели этих магазинов и кафе заметно растут, даже если на ярмарке торгуют схожим товаром.

Не следует бояться предоставлять для проведения ярмарок самые знаковые, в том числе центральные, площади и улицы городов. Наоборот, превращение улиц и площадей города в определенный день или дни недели в красочную и разнообразную ярмарку – один из самых действенных способов оживить городскую среду. Недаром в городах Европы, Америки и Азии многочисленные ярмарки проводятся в самых людных, в исторических местах, и этой традиции уже многие сотни, а то и тысячи, лет.

Категорически не следует навязывать организаторам ярмарок и торгующим использование дорогостоящего и, как правило, неудобного торгового оборудования и конструкций исключительно лишь из соображений якобы их красивого внешнего вида. Ярмарка – это временное мероприятие, поэтому наиболее адекватным ярмарочным оборудованием являются традиционные ярмарочные палатки, столики, тентовые конструкции, а также обычные автомашины для торговли плодоовощной продукцией. Ровно такое оборудование и конструкции применяются во всем мире, и действовать иначе – значит противоречить здравому смыслу и коммерческой логике.

Вся красота ярмарок как раз заключается в их простоте, незатейливости и наполненности товаром, а не арт-объектами и искусственными инсталляциями.

Задачами органов местного самоуправления являются предоставление организаторам ярмарок коммерчески привлекательных площадок, обеспечение уборки мусора, подключение ярмарок к сетям электроснабжения, обеспечение транспортной доступности, при необходимости перекрытия движения автотранспорта на время проведения ярмарки, и др.

Необходимо предостеречь органы местного самоуправления и органы государственной власти регионов от создания «потемкинских деревень» в виде различного рода дорогостоящих конструкций, шале, домиков, уместных для рождественской, новогодней или другой праздничной ярмарочной торговли подарками и сувенирами, но совершенно излишних для обычных ярмарок, с массовым товаром, прежде всего сельскохозяйственной продукцией.

Ярмарки, организованные вопреки коммерческой логики и целесообразности, в неудобных и «непроходных местах», зачастую «для галочки» или разовой телевизионной картинки в рамках какого-то официального мероприятия, с использованием несвойственного ярмарочной торговле дорогостоящего и нефункционального оборудования и конструкций, лишены смысла.

Проведение таких «чиновничьих ярмарок» не приносит никакой пользы экономике города и региона. Это подтверждается тем, что органам власти часто приходится «упрашивать» местных производителей и торговые организации участвовать в таких мероприятиях.

Логика ярмарочной торговли должна строиться на том, что организатору ярмарки должна предоставляться коммерчески привлекательная площадка, и организатор ярмарки самостоятельно наполняет её участниками, которые приходят на ярмарку для того, чтобы заработать денег. Именно это и создаёт колорит и смысл ярмарки.

Как показывает практика, никакие выступления фольклорных и творческих коллективов, никакие искусственно организованные развлечения не способны подменить собой самую важную функцию ярмарки – торговую функцию, или как-то помочь ей.

Для обеспечения развития ярмарочной торговли важно определение правового статуса всех сторон процесса организации и функционирования ярмарок. Этими сторонами являются, во-первых, участники ярмарок – лица, непосредственно осуществляющие розничную торговлю на торговых местах на ярмарке.

Во-вторых, это организаторы ярмарок – лица, которые осуществляют функции по подготовке и организации ярмарки как мероприятия и обеспечивают участникам ярмарки комфортную работу, а потребителям – удобное обслуживание, безопасность реализуемых продуктов.

Наконец, стороной организации ярмарочной торговли являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые регуляторными мерами должны обеспечить удовлетворение спроса на ярмарочные площадки и места на ярмарках способами, не нарушающими права и интересы других лиц.

Как правило, непосредственные производители, в том числе фермеры, по объективным причинам не могут осуществлять своими силами розничную продажу производимой ими продукции. Это связано с тем, что розничная торговля, даже в своих простых формах (как, например, ярмарочная торговля), является специфическим видом деятельности, который требует особых подходов и навыков.

По этой причине в мировой практике складываются специальные длящиеся коммерческие отношения между малыми производителями, профессионально занимающимися производством товаров, и малыми продавцами – предпринимателями, профессионально осуществляющими розничную торговлю этими товарами на ярмарках, рынках, через автолавки и иные малые торговые форматы.

Взаимодействие производителей товаров, продавцов и покупателей обеспечивает специальное звено – организаторы ярмарок. Именно организаторы ярмарок отвечают за внешний вид ярмарки, внутреннее наполнение, товарную специализацию, обеспечение ветеринарного и фитосанитарного контроля, в том числе, в определенных случаях, подбор определенного круга участников ярмарок (например, на специализированных ярмарках – ярмарках одежды, текстиля и обуви, ярмарках меда, народных промыслов и так далее).

Организация ярмарок – очень специфический вид деятельности, который требует определенных навыков. Малые производители за рубежом часто объединяются в различные кооперативы, которые консолидируют производимые ими товары, централизованно организуют профессиональные ярмарочные мероприятия. В этом случае профессиональным организатором ярмарок выступают также потребительские общества и объединения предпринимателей. Это одна из самых эффективных форм организации ярмарок, широко распространенная до революции и которой только предстоит возродиться в России.

В триаде «производитель – организатор ярмарки – продавец» ключевая роль принадлежит именно организатору ярмарки, который создает ярмарку как мероприятие, то есть организованную инфраструктуру, которой пользуются продавцы. Поэтому развитие ярмарочной торговли может происходить исключительно путем развития такого вида деятельности, как организация ярмарок.

В общественном мнении, а также во взглядах должностных лиц, ответственных за развитие торговли в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, зачастую сохранился прежний подход к ярмарочной и рыночной торговле, сформировавшийся в советское время. Согласно этому подходу торговать на ярмарках и рынках должны «непосредственные производители» или фермеры. Профессиональные же предприниматели по этой логике часто именуются негативными терминами «перекупщик», «спекулянт» или «посредник».

В этой связи региональным органам власти следует обеспечивать права профессиональных малых продавцов (так называемых ярмарочных торговцев), в том числе закреплять их в нормативных актах, устанавливающих порядок организации ярмарок в соответствующем субъекте Российской Федерации. Необходимо признать их важность для государства, что должно повлечь за собой развитие этого вида торгового микробизнеса.

Здоровая система экономических взаимоотношений (производитель – участник ярмарки – потребитель при посредничестве профессионального организатора ярмарки) позволяет малым и средним производителям, прежде всего, производителям продуктов питания, изделий ремесленничества, кустарных производств, народных художественных промыслов, одежды, обуви и текстиля, иметь гарантированные способы реализации товара по ценам, которые устраивают все стороны – и потребителя, и производителя.

Однако принести прибыль эта экономическая модель может исключительно в случае, когда имеется гарантированная возможность организации новых ярмарок как инфраструктуры, которой могут пользоваться профессиональные участники ярмарок. Только в таком случае ярмарки станут гарантированным каналом сбыта и будут оказывать значимое влияние на рост производства.

В этой связи перед государственной торговой политикой стоят следующие задачи:

1. расширение ярмарочной торговли путем увеличения количества ярмарок (ярмарочных площадок), их доступности для организаторов ярмарок, а также увеличения количества торговых мест на ярмарках для вовлечения в торговую деятельность новых участников ярмарок;

2. обеспечение появления и развития специализированной деятельности по организации ярмарок путем закрепления гарантий организаторам ярмарок, в том числе организациям потребительской кооперации, организовывать новые ярмарки;

3. формирование единой информационной среды для организаторов и участников ярмарок, а также потребителей. Для этого должно обеспечиваться обязательное опубликование в сети «интернет» информации о доступных ярмарочных площадках, с графиком свободных ярмарочных дней (так называемой «системы ярмарочных площадок»), и информации о проводимых ярмарках;

4. установление в регионах прозрачных, разумных и посильных для бизнеса правил о внешнем виде ярмарок и торговых мест на них.

Это позволит:

1. сформировать среду профессиональных организаторов и участников ярмарок, сделает их предпринимательскую деятельность прогнозируемой и предсказуемой, что повлечет за собой рост производства в малых и средних хозяйствах, которые получат гарантированный и стабильный канал сбыта;

2. создать серьезный стимул развитию потребительской кооперации, которая получит возможность организации собственных ярмарок на гарантированных, стабильных и долгосрочных началах;

3. вовлечь в товарный оборот продукцию малых хозяйств и личных подсобных хозяйств, что окажет положительное влияние на укрепление продовольственной безопасности страны и серьезно улучшит комфорт потребителей и общую конкурентную среду.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...