Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема внешнего вида торговых объектов




 

Торговля, торговые объекты и их внешнее оформление в значительной мере определяют облик любого современного города. Это предопределяет повышенное внимание органов местного самоуправления к внешнему виду торговых объектов, что обоснованно и правильно.

Однако решение вопроса улучшения внешнего облика торговых объектов и торговли в целом не должно лежать исключительно в плоскости нормотворчества и административной практики. Это – эволюционный процесс, в базисе которого лежит уровень благосостояния граждан региона, культурный уровень и местные традиции.

Как правило, депрессивный облик города формируется безликой или даже совсем неэстетичной капитальной застройкой, в том числе жилой и промышленной, а не магазинами, нестационарными торговыми объектами, лоточной торговлей или ярмарками. Наоборот, торговые объекты, даже выглядящие «несовременно» и «некрасиво» по субъективному мнению кого-либо, украшают и оживляют общую депрессивную городскую среду с безликой и ветхой советской застройкой, так как вносят в неё «человеческий» элемент, ибо торговля - глубоко человеческое явление.

Вопрос по внешнему виду торговых объектов можно условно разделить на две части: внешний вид стационарных магазинов и торговых центров, и внешний вид нестационарных торговых объектов, развозной торговли, некапитальных розничных рынков и ярмарок.

В части внешнего вида капитальных объектов (магазинов, торговых центров) полномочия органов местного самоуправления по определению правил по их внешнему виду весьма ограничены и базируются на полномочиях по установлению правил благоустройства территорий, отнесенных к вопросам местного значения.

Если торговый бизнес в соответствующем городе развивается динамично, то он сам, без каких-либо административных воздействий, по рыночным законам стремится к красивому и современному внешнему виду магазинов, киосков, ярмарок и прочей инфраструктуры торговли. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут и должны оказывать содействие бизнесу в этом направлении.

В частности, нормально воспринимаемые покупателями магазины оснащаются удобными витринами и вывесками, внешний вид которых не должен приводить к визуальному захламлению фасадов зданий, тем более имеющих историческую ценность, а способствовать улучшению городской среды.

Магазины и внешние периметры торговых центров, находящихся в городской среде, целесообразно делать открытыми для визуального восприятия, то есть отказываться от глухих непроницаемых фасадов, заменяя их витринами и остеклением, с ночным освещением, возможностью праздничного оформления.

Это создает совершенно иную по эстетике и красоте городскую среду и намного сильнее привлекает покупательский трафик, нежели чем наглухо закрытые фасады вместо витрин или визуально закрытые с внешней стороны коробки торговых центров вместо того, чтобы разместить по их периметру магазины, кафе и рестораны с витринами, открытыми летними площадками и отдельными входами с улицы.

Тем не менее, недопустимо устанавливать единый внешний вид и препятствовать бизнесу в создании многообразия визуальной идентификации магазинов, иных торговых объектов, кафе, ресторанов, так как именно это разнообразие, созданное творчеством предпринимателей, желающих представить свой бизнес более красивым, более привлекательным покупателю, и создаёт красивую, комфортную и разнообразную городскую среду. Недопустимо навязывать единообразие до потери идентичности внешнего вида как самих торговых объектов, так и вывесок, витрин, средств идентификации покупателем бренда (торговой марки) хозяйствующего субъекта.

Отдельно следует остановиться на второй части проблемы внешнего вида торговли – внешнем облике нестационарных торговых объектов, а также рынков и ярмарок, который по действующему законодательству может более жестко регулироваться органами государственной власти и органами местного самоуправления. При таком регулировании следует прежде всего исходить из:

1. обеспечения функциональности данных объектов и ярмарок для осуществления торговой деятельности. Функциональность, то есть удобство для предпринимателя, его персонала и потребителя, должна быть первым и обязательным требованием при разработке соответствующих правовых актов. Внешний вид, или красота, торгового объекта или ярмарки, предписываемые органами власти, не должны ни в коем случае вести к уменьшению или потере их функциональности;

2. недопущения полного единообразия и однообразия внешнего вида и внешнего оформления торговых объектов и ярмарок. Практика показывает, что созданные в последнее время во многих городах России нестационарные торговые объекты или ярмарки, дизайн, конструктивные решения и внешнее оформление которых не навязано органами государственной власти и органами местного самоуправления, а продиктованы творчеством предпринимателей, значительно выигрывают по эстетике, красоте и, самое главное, функциональности перед теми решениями, которые предлагаются органами государственной власти и органами местного самоуправления в качестве «типовых», «единообразных» и т.п. Это, в частности, показали результаты конкурсов «Торговля России», проведенных Минпромторгом России в 2018 и 2019 гг.

Таким образом, требования к внешнему виду нестационарных торговых объектов и ярмарок не должны превращаться в диктат. Это должны быть минимальные рамки, в пределах которых должна сохраняться свобода творчества предпринимателей. Минимальные рамки должны подстраховать городскую среду от ржавого железа и иных недопустимых крайностей, но никак не навязывать внешний вид и внешнее оформление «от и до», и тем более не ограничивать объекты в функциональности.

Наконец, следует отметить, что проблема плохого внешнего вида нестационарных торговых объектов сильно преувеличена. Как правило, их вид адекватен общему виду и состоянию города, где они размещены.

Нельзя требовать от мелких торговцев сверхъестественной эстетики, если они работают в том месте, где общая застройка уныла, ветха и однообразна, при этом сами предприниматели не имеют твердых прав, а покупательская способность населения невысока. Безусловно, многие нестационарные торговые объекты, прежде всего возведенные в 1990-е годы, имеют устаревший внешний вид. Причины этого, во-первых, в общей культуре того времени и ограниченных возможностях по приобретению современных строительных и отделочных материалов. Во-вторых, неуверенность предпринимателей в твердости и долгосрочности своих прав также препятствует модернизации бизнеса. В третьих, наконец, в большинстве российских городов малый торговый бизнес небогат в силу общей экономической ситуации.

Поэтому решать проблему «устаревших» нестационарных торговых объектов нужно путем поэтапного введения новых правил по внешнему виду, давая возможность предпринимателям модернизировать свои объекты взамен на получение твердых и долгосрочных прав.

Попытки «улучшить облик города» только лишь за счет «приведения в порядок» торговых объектов без комплексного решения вопроса об улучшении архитектуры и облика города и его экономики в абсолютном большинстве случаев ведут лишь к подавлению малого торгового бизнеса. Как следствие, это приводит к сокращению местного малого и среднего производства, ориентированного на сбыт через несетевые форматы торговли, и, как следствие, к еще большему ухудшению экономической ситуации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...