Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные задачи оптовых продовольственных рынков. Опыт Испании и Франции




 

Оптовый продовольственный рынок – торговое предприятие, предоставляющее оборудованные торговые места арендаторам (профессиональным оптовикам) и обеспечивающее условия для осуществления ими оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием в определенном месте, в определенное время и по установленным правилам.

Оптовый продовольственный рынок является организатором оптового оборота и оказывает оптовым продавцам и оптовым покупателям необходимые сервисные услуги (информационные, логистические, по контролю качества, фасовке, переработке и др.). В перспективе такие рынки могут организовывать также и аукционную торговлю скоропортящимися продуктами.

Оптовые продовольственные рынки, помимо своей основной функции организатора оптового оборота, выполняют ряд других важных задач:

1. поддержка малого бизнеса. Например, испанская государственная компания Mercasa, управляющая 23 государственными оптовыми рынками, в том числе огромным мадридским оптовым рынком Mercamadrid, расположенным на 230 га, модернизирует за свой счет более 180 муниципальных розничных рынков, чтобы улучшить их коммерческую составляющую, а также организует различные программы поддержки своих клиентов – мелких розничных торговцев и рестораторов;

2. мониторинг и публикация котировок текущих закупочных цен на продовольствие. Котировки цен оптовых продовольственных рынков являются ориентиром как для рынка в целом, так и для государственных или муниципальных закупок данных категорий товаров;

3. «обеление» оборота в целом. Как правило, расчеты на оптовых продовольственных рынках стран Европы и Северной Америки производятся в безналичном порядке;

4. наличие централизованного ветеринарного и фитосанитарного контроля, обеспечиваемого государством, позволяет обеспечить безопасность продуктов.

Оптовые продовольственные рынки в развитых странах являются не просто торговой площадкой, а организаторами оптового оборота продовольствия – важнейшим элементом продовольственной безопасности страны. В силу такого значения наиболее известные их примеры либо являются полностью государственными, либо имеют значительную долю участия государства. Так, испанская система оптовых рынков Mercasa является 100-процентно государственным предприятием. 52% акций компании Semmaris, управляющей парижским Rungis, принадлежат государству, городу Парижу и департаменту Валь-де-Марн, а первоначально эта доля составляла 80%.

Обе названные системы оптовых продовольственных рынков возникли не стихийно, а по специальному решению государства (во Франции, например, Декретом от 30 сентября 1953 г. № 53-959 «Об организации сети рынков национального значения») и с его поддержкой. Государство обеспечило площадки оптовых рынков соответствующей транспортной инфраструктурой, необходимой для возможности использования данных рынков ежедневно тысячами мелкими розничными предпринимателями.

Во Франции государство ввело институт специальных зон, именуемых контрольными периметрами. В течение длительного периода с помощью этого инструмента вокруг рынков национального значения создавались зоны, в которых оптовая торговля продуктами питания была запрещена везде, кроме как на рынке национального значения.

В странах с наиболее эффективным оптовым звеном (Испания, Франция) оптовые продовольственные рынки обеспечивают до 50% (в количественном выражении) оборота по категориям свежих продуктов питания. Как следствие, производитель и импортер имеет возможность максимально быстрого и дешевого сбыта своего товара в конечную розницу с одним посредником (оптовый торговец на оптовом продовольственном рынке) самостоятельно либо в кооперации с другими мелкими производителями.

Другим следствием наличия оптовых продовольственных рынков является огромное разнообразие несетевой розницы, рынков, ярмарок, и, конечно же, кафе и ресторанов в европейских городах, предлагающие потребителям самые свежие и качественные продукты питания и блюда из них.

Наличие системы оптовых продовольственных рынков приводит к относительно низким издержкам обращения и, соответственно, оптимальным розничным ценам и более высоким закупочным ценам для производителей. Например, по экспертным оценкам, в сегменте свежей плодоовощной продукции издержки обращения (издержки оптового и розничного звена) в России составляют до 60-70% в общем объеме издержек. В странах Европы и Северной Америки этот показатель составляет около 30%. Соответственно, возникающая разница делится между розничным покупателем, розничной торговлей и производителем, что, в частности, делает западных производителей относительно богаче их российских коллег.

Логика создания именно государственной системы оптовых продовольственных рынков также состоит в том, чтобы заведомо не ставить во главу угла цель извлечения прибыли. Например, хотя сейчас испанская государственная компания Mercasa и её рынки по отдельности являются операционно прибыльными, но первые несколько десятилетий работы все они были убыточными. Ставки аренды на рынке Mercamadrid и сейчас очень низкие по меркам крупных российских городов. Представители испанского правительства прямо говорят, что у них нет цели извлечения прибыли, а главная цель – создание и поддержка инфраструктуры для сокращения издержек при товародвижении, а также инфраструктурная поддержка малого торгового и производственного бизнеса.

 

Общие положения концепции создания оптовых продовольственных рынков в России

 

Не обязательно принимать в России модель государственных оптовых продовольственных рынков, как сделано в Испании, хотя испанская система оптовой торговли продовольствием считается одной из самых эффективных в мире. При создании оптовых продовольственных рынков в России возможно применение как механизма концессий или государственно-частного партнерства, так и использование сил и средств исключительно частных инвесторов. Однако, ввиду важности этого сегмента, государство должно создать специальные правила для таких организаторов оптового оборота, а также утвердить концепцию их размещения и развития.

Указанную концепцию и правила предлагается формировать исходя из следующих принципов:

1. оптовые продовольственные рынки как объекты торговой, а не производственной или складской инфраструктуры, должны размещаться вблизи крупных городов, то есть максимально приближенно к своим потребителям – в первую очередь предприятиям розничной торговли и общественного питания;

2. площадки для оптовых продовольственных рынков должны размещаться в местах, максимально удобных с точки зрения логистики – как для ежедневного подвоза большого объема продовольствия для продажи, так и для ежедневного обслуживания многих тысяч покупателей – предпринимателей, работающих в городе и его окрестностях;

3. оптовые продовольственные рынки должны быть обеспечены удобным, быстрым и современным автомобильным сообщением с городом, грузовыми терминалами аэропортов, а также возможностью использования железнодорожного транспорта для поставок продовольствия;

4. площадки для оптовых продовольственных рынков должны быть таких размеров, чтобы вмещать в себя все необходимые элементы оптового рынка:

три отдельные зоны оптовой торговли – условно рынок плодоовощной продукции, рыбный и мясной рынки;

логистическую инфраструктуру – погрузочно-разгрузочную, парковки и прочее;

холодильную и иную инфраструктуру для операционной деятельности оптовых операторов. Необходимо отметить, что оптовый рынок как оператор торговли не должен иметь складов долговременного хранения, которые целесообразно располагать в местах производства, а не продажи продукции;

дополнительные сервисы для комфорта участников торговли – кафе, рестораны, гостиницы, магазины, банки и сервисы бытовых услуг и прочее. Барселонский рынок Mercabarna и мадридский Mercamadrid имеют в своем составе даже детские сады для детей тысяч работников рынка;

иметь достаточный резерв для развития и расширения – как собственно инфраструктуры оптовой торговли, так и дополнительных сервисов;

5. в классическом варианте розничная торговля на оптовом продовольственном рынке не должна допускаться. Если это имеет место в силу исторических причин, то зоны оптовой и розничной торговли должны быть четко разделены с недопущением пересечения оптовых и розничных потоков;

6. государство должно обеспечивать на оптовом продовольственном рынке ветеринарный и фитосанитарный контроль.

С созданием системы оптовых продовольственных рынков начнется процесс производственной и сбытовой кооперации мелких сельскохозяйственных производителей и производителей продуктов питания для обеспечения совместного сбыта через оптовый рынок. Таким образом, развитие оптовых продовольственных рынков даст толчок восстановлению кооперации, столь необходимой для роста экономики, развития малого бизнеса, обустройства, заселения и оздоровления территорий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...