Билетов нет... » (юридическая природа Правил и Расписаний пассажирских перевозок)
Совсем иначе решается вопрос о юридической природе правил и расписаний движения пассажирского транспорта — поездов, самолетов, судов, автобусов по путям сообщения (транспортом) общего пользования. Условия договоров пассажирских перевозок находят свое выражение в форме, во-первых, правил пассажирских перевозок, во-вторых — расписаний движения транспорта и в-третьих — билетов. Правила и расписания вывешиваются в доступных для общего пользования местах и публикуются для всеобщего сведения, т. е. обращены к неопределенному кругу лиц. Билеты имеют значение документов, подтверждающих факты заключения договора перевозки конкретного пассажира либо предъявителя билета и внесения им провозной платы. Кроме того, билеты могут детализировать условия конкретного договора пассажирской перевозки. Именно: билеты на транспорт дальнего следования продаются с указанием конкретного (индивидуально-определенного) места проезда пассажира; билеты на пригородный и внутригородской транспорт продаются без такого указания. Естественно, что продажа билетов на транспорт дальнего следования может осуществляться только при условии наличия свободных мест в транспортном средстве, следующем по определенному маршруту в определенное время; продажа билетов на внутригородской и пригородный транспорт — безотносительно к такому наличию [51]. Установив место Правил и расписаний движения пассажирского транспорта в системе документов, определяющих условия договора перевозки пассажира, попытаемся выяснить их юридическую природу. Выше было показано, что данные документы адресованы неопределенному кругу лиц, а значит, возможной является одна из двух квалификаций — либо они образуют собою публичную оферту, либо приглашение делать оферты (см. об этих понятиях выше). На какой из квалификаций остановиться?
Согласно п. 1 ст. 426 и п. 2 ст. 789 ГК, договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором. Особенности публичного договора и процесса его заключения исчерпывающим образом описаны, соответственно, в ст. 426 и 445 ГК. Содержанием публичного договора являются обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые коммерческая организация по характеру своей деятельности должна исполнять в отношении каждого, кто к ней обратится. Итак, коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора на одинаковых для всех условиях, за исключением случаев отсутствия возможности предоставить соответствующие товары, выполнить работы или оказать услуги (п. 1-3 ст. 426). Цитированные нормы законодательства позволяют заключить, что Правила в совокупности Расписаниями пассажирских перевозок представляют собою публичную оферту (п. 2 ст. 437 ГК). Обращение гражданина в билетную кассу с просьбой о продаже билета есть акцепт (принятие) публичной оферты (п. 1 ст. 438). Получив принятие предложения о заключении договора пригородной или внутригородской перевозки (перевозки без определения индивидуального места проезда) — сотрудник организации-перевозчика (кассир) обязан, против оплаты перевозки, выдать проездной документ (билет). Предложение же о заключении договора перевозки с определением индивидуального места для проезда делается перевозчиком под условием наличия свободных мест в соответствующем транспортном средстве. При наличии таковых кассир обязан изготовить и выдать пассажиру проездной документ на испрошенное им транспортное средство, при отсутствии — отказать в заключении договора перевозки по причине объективного отсутствия технической возможности перевозки пассажира в соответствующем транспортном средстве.
Почему правила и расписания движения транспорта дальнего следования не могут быть признаны приглашением делать оферты? Представим себе, что будет, если прибегнуть к такой квалификации: гражданин обращается в кассу за билетом (откликается на приглашение, делает оферту), а в ответ... получает немотивированный отказ в акцепте. Исключить последнюю возможность и дать реализоваться предписаниям п. 1 ст. 426 и п. 2 ст. 789 ГК — о публичной природе договора пассажирской перевозки — можно только в том случае, если квалифицировать связку «правила + расписание» в качестве публичной оферты. 2.4. «Нет сдачи!» (природа и понятие денежной сдачи) Представить себе гражданина, никогда не прибегавшего к частным объявлениям можно. Наверное, существуют и россияне, не пользующиеся услугами общественного транспорта. Но вот представить себе соотечественника, не имевшего дела с магазинами розничной торговой сети, рынками и предприятиями бытового обслуживания, невозможно. И уж наверняка каждому приходилось сталкиваться с кассирами, которые или цедят сквозь зубы, или трясясь от ярости орут что-нибудь вроде: «А сдачу чем мне давать?!», «Где я те мелочь-то возьму?!» и «Мужчина, посмотрите два рубля!». Покупа тели в долгу, разумеется, не остаются[52]. Что же такое сдача с точки зрения гражданского права? Обязан ли продавец изыскивать сдачу или вправе требовать от потребителя оплаты «без сдачи»? Чью «головную боль» она собою представляет? Как известно, договор розничной купли-продажи считаегся заключенным, по общему правилу, с момента оплаты покупателем товара (ст. 493 ГК). Стало быть, все то, что происходит до этого момента, представляет собой преддоговорпый процесс. Покупатель, требуя от представителя продавца (кассира[53]) принятия денег и выдачи чека на индивидуальнo-определенный (или индивидуализируемый) товар, требует, тем самым, заключения с ним договора розничной купли-продажи, который, как известно, признается публичным договором (см. п. 1 ст. 426, п. 2 ст. 492 ГК; см. о чертах публичного договора также выше, в предшествующем вопросе). В лице кассира, отказывающегося от принятия предложенных в платеж денег (в достаточной, разумеется, для оплаты выбранного товара, сумме) мы имеем, с точки зрения юридической, розничную торговую организацию, отказывающую гражданину в заключении с ним публичного договора [54]. А отказ в заключении публичного договора, как известно, не допуска ется (п. 3 ст. 426). Следовательно, бремя изыскания сдаче лежит на розничной торговой организации (продавце). Заботиться о том, чтобы заплатить «без сдачи» покупатель не обязан.
Но не имеет ли здесь места исключение из общего правила? А именно: нельзя ли отсутствие в кассе продавца «мелких денег» квалифицировать как объективное отсутствие возможности заключения публичного договора (п. 3 ст. 426)? Как было в предыдущем вопросе: если все билеты на поезд (в самолет, на теплоход и т. п.) проданы — то возможность дальнейшего заключения договоров отпадает и несмотря на то, что речь идет о договорах публичных, от их заключения можно отказываться. Увы (для продавцов) и ах; в данном вопросе подобные рассуждения неприменимы. Отсутствие мест в транспорте означает невозможность оказания услуг по перевозке; отсутствие определенного рода товара в магазине— невозможность продажи этого товара. Но отсутствие денег в кассе не означает невозможности продажи товаров: отобранные покупателем товары наличествуют и их магазин не может не продать. Не нужно путать невозможность продажи товаров с невозможностью принять деньги: первая позволяет отказаться от заключения договора, вторая — нет. Вообще о невозможности принять деньги рассуждать бессмысленно—деньги, выраженные в российской национальной денежной единице (рублях), как известно, обязательны к приему любыми резидентами России, на всей ее территории во вce платежи по нарицательной стоимости (ст. 30 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). К слову сказать, упомянутые ранее п. 38 Примерных правил работы предприятий розничной торговли, утвержденные Письмом Роскомторга от 17 марта 1994 г. № 1-314/32-9 запрещает предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги. Пусть данный документ не является обязательным для применения; пусть распространяется только на магазины системы розничной торговли и не касается других организаций — пусть! Главное не это. Главное, что к выводу, идентичному нашему, в свое время пришли разработчики указанных Правил, заподозрить которых в стремлении создать режим «наибольшего благоприятствования» покупателям нет никаких оснований. Вывод этот закономерен и базируется на одном из ключевых понятий договорного права — понятии публичного договора.
Обращаясь к вопросу о пределах распространения данного вывода мы должны указать следующее. Во-первых, по общему правилу, бремя изыскания сдачи лежит на коммерческой организации (индивидуальном предпринимателе), обязанной (обязанном) к заключению публичного договора. Значит, о сдаче должны заботиться не только магазины розничной торговой сети, но и различного рода «коммерческие палатки», производители и заготовители сельскохозяйственной продукции, выставляющие ее на рынках, предприятия и организации бытового обслуживания, ну и, естественно, транспортные организации. И во-вторых, в ситуации, когда оплата товара составляет не условие заключения договора, а исполнение покупателем обязательства, вытекающего из договора, который уже заключен, отказ в принятии платежа по мотиву «отсутствия сдачи» также следует считать незаконным, ибо он квалифицируется как кредиторская просрочка продавца со всеми последствиями, предусмотренными ст. 406 ГК. И два слова о юридической природе сдачи. Денежная сдача представляет собой возврат неосновательно полученной суммы, (см. главу 60 ГК). Теоретически можно представить себе ситуацию, когда покупатель соглашается «обождать» с получением сдачи. Но в таком случае нужно помнить, что если это «ожидание» продлится более одного дня, то на сумму несданной сдачи, как и на сумму всякого вообще неосновательного денежного обогащения, подлежат начислению проценты(см. п. 2 ст. 1107 и ст. 395 ГК). Сдача товарами спичками, бульонными кубиками, конфетами и т. п. (что поделаешь, иногда такое все-таки происходит) — в действительности, конечно же, никакая не сдача, а продажа товаров, навязанная покупателю. Разумеется, запрещение такого рода действий можно обосновать не только на пресловутых Примерных правилах, но и на нормах законодательства, в частно-сти — п. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»[55].
2.5. «На чаишко бывшему регенту!» (юридическая природа чаевых) Понятие чаевых чрезвычайно широкое. Обыкновенно под ними разумеется денежная сумма, добровольно уплачиваемая постояльцем гостиницы, клиентом ресторана и т.п., за оказанные ему услуги, сверх стоимости последних (сверх счета), но не организации, а непосредственно физическому лицу — ее работнику, — который эти услуги оказал. Именно такое понимание чаевых содержится в п. 1 ст. 6 Конвенции Международной Организации Труда № 172 об условиях труда в гостиницах, ресторанах и аналогичных заведениях[56]; п. 2 указанной статьи работодатели обязываются к выплате заработной платы своим работникам независимо от того, получают ли они чаевые и если да — то насколько регулярно и как много. В смысле трудового права чаевые никак не могут быть единственным источником дохода гражданина: он не может жить только на чаевые. Некоторым категориям работникам получать чаевые в указанном смысле и вовсе запрещено (см., например, п. 8.9 Инструкции проводнику пассажирского вагона, утвержденной Приказом МПС РФ от 5 ноября 1998 г. №ЦЛ-614[57]). Но под чаевыми могут пониматься и иные суммы. Так, в ряде обслуживающих организаций существует практика требования чаевых в определенном размере (обыкновенно — до 10% суммы счета[58]) в пользу самой организации (часть из сформированного таким образом фонда потом распределяется между ее работниками). Уплата таких чаевых является обязанностью клиента. Другую крайность представляют «чаевые», уплачиваемые в качестве знака или залога доброго расположения (гоголевский городничий, помнится, именно так платил Осипу «на чай и сверх того на баранки»), а порою и взятки; иногда же этим словом, употребляемым с оттенком пренебрежительным, обозначается подобие милостыни, пожертвования (именно их пытается выклянчить с Берлиоза булгаковский Коровьев). Все эти многочисленные отклонения в ту и другую сторону от общераспространенного понятия чаевых — добровольной платы за личные услуги — в настоящей статье не рассматриваются. Соответствует ли определение чаевых как платы за личные услуги (оно, как мы помним, предложено в цитированной выше Конвенции МОТ), действительности? Увы, судя по всему его составители имели в виду лишь образное выражение сути чаевых, но не характеристику их юридической природы. В самом деле, если эта плата за оказанные (по возмездному договору) услуги, то как же она может быть добровольной! Оплата услуг, оказанных по возмездному договору, составляет содержание обязательства заказчика, а обязательство, как известно, подл ежит, исполнению. Односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются (ст. 310 ГК). Добровольный характер внесения чаевых начисто уничтожает самую возможность их квалификации как платы за услуги. Есть и другие причины, препятствующие подобной квалификации. Размер платы за услуги определяется соглашением сторон; размер чаевых — односторонним усмотрением клиента. Причем, определение размера чаевых происходит вовсе не в процессе заключения договора возмездного оказания услуг, а лишь после его исполнения. Хороши услуги, плата за; которые то ли будет внесена, то ли нет; а если и будет — то в каком размере — непонятно! И потом: разве клиент заключает договор с официантом или кельнером? Конечно нет — с рестораном, гостиницей и т. п., словом — с организацией. Платой за услуги организации является плата по выставленному ею счету; чаевые же платятся сверх счета и не организации действующей в лице своих работников, а самим работникам, хотя бы и оказывающим услуги от имени организации. Итак, чаевые — это не плата за услуги организации и не плата за услуги ее работнику. Что же остается? Следующий по своей очевидности вариант — квалификация уплаты чаевых как заключения (а, заодно, и исполнения) договора дарения. Действительно, перед нами, с одной стороны, акт свободной воли дарителя (клиента), с другой — волеизъявление одаряемого в виде принятия чаевых. И все-таки, это не дарение. Дарение, как известно, сделка безвозмездная (в имущественном плане), в то время, как чаевые вручаются челове ку, действиями которого организация оказывала возмездные услуги, т. е. совершала имущественное предоставление. Конечно, может случиться и так, что клиент уплачивает чаевые под влиянием личной симпатии, например, к официанту, которой он успел проникнуться за время пользования услугами ресторана, или из стремления прослыть богатым и щедрым человеком, т. е. исключительно из неимущественных соображений. Но все же так бывает нечасто: обыкновенно чаевые вручаются таким клиентом, который остался доволен качеством обслуживания, т. е. оказанной услугой (имущественным предоставлением). Итак, не дарение. Какие могут быть еще варианты? Добровольность предложения чаевых и односторонность в определении их суммы свидетельствуют о том, что действия но уплате чаевых вовсе выходят за рамки правоотношений. Правоотношения, в содержание которого входила бы обязанность уплаты чаевых, существовать не может, что называется, по определению. Целью их уплаты является, как нам кажется, поощрение физического лица — работника организации обслуживания. Поощрение — действие добровольное, одностороннее, и, вместе с тем, признаваемое правом за достаточное основание для перехода абсолютного права на имущество, составляющее предмет поощрения, от одного лица (поощряющего) к другому (поощряемому); истребовать обратно выданное поощрение как предоставленное неосновательно, невозможно. Уплата чаевых, таким образом, — это односторонняя сделка, направленная на передачу чаевых (как правило — денежной суммы) одним лицом в собственность другому с целью поощрения последнего за оказанные им высококачественные услуги и стимулирования к дальнейшему оказанию подобных услуг. Несмотря на свою неизвестность гражданскому законодательству, совершение этой сделки широко практикуется, а сама она вполне адекватно вписывается в число распорядительных сделок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|