Под присмотром взрослых... » (обязательство по безвозмездному оказанию услуг)
На этот вопрос нас натолкнул Интернет-форум на сайте 7ya.ru на тему «Не ходите в „Мир Детства!!!». Коротко говоря, суть проблемы состояла в следующем: пришедшие в магазин «Мир Детства» родители оставили малыша «под присмотром взрослых» — сотрудников магазина, специально выделенных для развлечения детей — на огороженной игровой площадке, а сами, удостоверившись, что ребенку там нравится и он с удовольствием играет, отправились перекусить в кафе, находящееся в том же магазине. Сделав заказ, мама, на всякий случай решила пойти проведать ребенка. Ребенок пропал. К счастью, все обошлось — разыскать беглеца удалось довольно быстро. И тем не менее, в рамках форума завязался спор: виноват ли «МД», сотрудница которого не усмотрела за малышом? Входит ли такой присмотр в ее обязанности и если да, то из какого юридического факта эти обязанности возникают?[59] Этот случай натолкнул нас на размышления по нескольким юридическим вопросам гораздо более глобального характера. На сайте Торгово-развлекательного центра «Мир Детства»[60] мы наткнулись на следующее объявление: «Центр „Мир детства" — это фирменный магазин с игровой площадкой и кафе „Дом оранжевой коровы". Пока Вы делаете покупки, ребенок может занять себя делом: порисовать мелками на мольберте, собрать конструктор, почитать книжку с веселыми картинками. А может — покачаться на качалках и посмотреть мультфильмы на игровой площад ке в салоне магазина под присмотром взрослых» (выделено мной. — В. Б.). Несомненно, перед нами — предложение, адресованное неопределенному кругу лиц, о готовности компании «МД» оказать бесплатные услуги любым посетителям своего магазина по присмотру за их малолетними детьми, — публичная оферта [61]. Помещение ребенка под пресловутый «присмотр» — ее акцепт; публичная оферта акцепт = договор безвозмездного оказания услуг по присмотру за ребенком. Если сотрудница, осуществляющая присмотр за детьми, понимает, что количество детей на площадке уже превышает допустимую норму, она, разумеется, вправе отказаться впускать туда других детей, т. е. отказать в заключении публичного договора по п. 3 ст. 426 ГК. Если такого отказа или иной оговорки не последовало — договор заключен, а значит, обязательства «МД» по присмотру за малышами, пущенными на площадку, возникли. Как и все иные обязательства таковые надо исполнять, а за их нарушение нести гражданско-правовую ответственность.
И вот тут-то мы сталкиваемся с проблемами. Присмотр за ребенком — это услуга, причем — личная и, к тому же, неимущественного содержания. Не имеется в рассматриваемом случае и имущественного эквивалента этой услуги. Отсюда первая проблема: а могут ли существовать обязательства с исключительно неимущественным содержанием? Обращает на себя внимание, что ГК не знает такой категории (вида) обязательств. Более того, регулируя договор об оказании услуг (глава 39) Кодекс подчеркивает, что ее нормы касаются исключительно случаев возмездного оказания услуг. Но это не мешает ГК урегулировать отдельные случаи (отдельные обязательства) по оказанию услуг безвозмездных, наиболее известные из которых — безвозмездное хранение и безвозмездное исполнение поручений. Несомненно, что к числу бесплатных услуг, распространенных в современной российской жизни, относятся также услуги по юридической помощи отдельным категориям граждан, медицинские и образовательные. Можно ли из этих отдельных случаев сконструировать родовое понятие обязательства по безвозмездному оказанию услуг!
Большинство ученых относятся к такому понятию резко отрицательно. Одно дело — требование и обязанность по безвозмездной передаче имущества — субстанции, пространственно определенной (ограниченной) и существующей независимо от лица — своего собственника. И совсем иное — требовать безвозмездного оказания личных услуг — действий, которые неотделимы от исполнителя и ценны самим процессом своего совершения. В требовании о совершении таких действий заказчик может зайти так далеко, что их содержание выйдет за пределы его договоренности с исполнителем и превратится в господство заказчика над личностью исполнителя. «Санкции, направленные на принуждение должника исполнить такое обязательство, явились бы серьезным ограничением его свободы, не оправданным достаточно вескими основаниями» — пишет М.М. Агарков[62]. Полагающееся исполнителю вознаграждение за оказанные услуги было бы теми самыми «вескими основаниями», о которых говорит ученый, но если исполнителю ничего не причитается, то таких оснований нет; нет, следовательно, причины для признания факта су ществования обязательств по безвозмездному оказанию услуг как вида обязательств. Тем не менее, законодательное признание отдельных случаев существования обязательств такого вида (см. выше) наводит на мысль: в этих отдельных случаях основания, достаточные для ограничения свободы должника, все-таки, существуют, несмотря на безвозмездный характер обязательств. Что это за основания? Что общего между перечисленными выше случаями обязательств безвозмездного оказания услуг? Безвозмездные юридические, медицинские и образовательные услуги гражданам, ясное дело, охраняются из соображения публичных интересов. Но безвозмездное поручение и безвозмездное хранение? Попробуем присмотримся к этим сделкам и возникающим из них обязательствам повнимательнее. Зададимся следующими вопросами. Кто и чьи поручения безвозмездно принимает к исполнению? Кто и у кого принимает имущество для безвозмездного хранения? Очевидно, ответ на первый вопрос должен быть таким: одно лицо принимает к исполнению безвозмездное поручение другого только в том случае, когда проникнуто к последнему безусловным доверием и, в силу каких-то, хотя бы и личных неимущественных соображений^ готово содействовать ему в реализации его интересов и, по сути, таким образом его облагодетельствовать. Безвозмездное же хранение встречается, главным образом, либо в отношениях между гражданами, либо как операция, носящая вспомогательный характер по отношению к иному (основному) виду деятельности. В первом случае основание хранения коренится опять в личных неимущественных отношениях граждан — хранителя и поклажедателя, — во втором — в основной деятельности, которая дополняется хранением. Так, служебный гардероб учреждения принимает на хранение вещи лиц, являющихся в организацию по надобностям службы, гардероб зрелищного учреждения хранит вещи лиц, имеющих право воспользовать ся его услугами; в камерах хранения супермаркетов хранятся вещи покупателей; транспортные организации в течение определенного срока бесплатно хранят багаж и грузы, т. е. вещи своих клиентов — участников перевозочных отношений; гостиницы хранят вещи своих постояльцев и т. п. Достаточным основанием к возложению на лицо обязанностей по хранению является его интерес в том, чтобы возможно более широкий круг лиц пользовался результатами его основной деятельности.
Итак — (1) публичные интересы, (2) личные неимущественные соображения и (3) стремление привлечь внимание клиентов к основной деятельности — вот те три мотива, которые законодатель видит достаточным основанием для возложения на лицо обязательств по безвозмездному оказанию личных услуг. Возвращаясь к примеру с «Миром Детства» мы без труда установим, что он относится к последнему разряду случаев: «... Пока Вы делаете покупки, ребенок может занять себя делом... на игровой площадке... под присмотром взрослых». Присмотр воспитателей за детьми организован здесь, следовательно, для того, чтобы создать большее удобство родителям, пришедшим сделать покупки — воспользоваться основной деятельностью магазина. Налицо достаточно веские основание для признания «МД» обязанным к безвозмездному оказанию услуг по присмотру за детьми, оставленными на игровой площадке, а значит — и для возложения на него ответственности за нарушение этого обязательства[63].
И здесь мы подходим ко второй проблеме: о какой ответственности может идти речь? Не дай Бог, ребенок, оставшийся без обещанного присмотра, бегая по магазину, покалечил ся, или вовсе пропал — что тогда? Опираясь на нормы ГК о безвозмездных договорах можно сделать однозначный вывод: законная ответственность за нарушение обязательства по безвозмездному оказанию услуг может выражаться, во-первых, в возмещении убытков, но в размере только лишь реального ущерба (упущенная выгода возмещению не подлежит), и, во-вторых — в компенсации морального вреда, причиненного как самому ребенку, так и его родителям. В чем выражается реальный ущерб в случае поврежденъя здоровья ребенка — ясно (см. ст. 1087 ГК[64]), а в случае его гибели или пропажи? Наверное, можно было бы допустить иск о возмещении всех тех расходов, которые были произведены родителями в целях его появления на свет, содержания и воспитания[65] и, может быть далее — тех расходов, которые родители понесут для того, чтобы завести другого ребенка. Однако, перспектива удовлетворения подобных исков в современных условиях представляется весьма туманной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|