Суд отказал бывшим заложникам... » (о компенсации морального вреда)
Широкий общественный резонанс получило известие о том, что «Тверской суд Москвы отказал в удовлетворении исков трех пострадавших в результате теракта на Дубровке к столичному правительству» («Известия». 2003, 23 января). Разделяя скорбь по невинно убиенным, соболезнуя и сострадая их родным и близким, мы не должны, однако, утратить бесстрастия и объективности гражданско-правового мышления и попытаться выяснить, насколько правомерно поступил суд. Как известно, «отказные» иски имели своим предметом компенсацию морального вреда, причиненного гибелью заложников их родным и близким (они в данном случае и выступили истцами), а также — морального вреда, понесенного самими бывшими заложниками при их нахождении в плену у террористов. Основанием для предъявления обоих типов исков стала норма п. 1 ст. 17 Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», где постановлено, что «возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции, производится за счет средств бюджета субъекта РФ, на территории которого совершена эта террористическая акция, с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством». Захват, как известно, произошел в Москве; вот почему «козлом отпущения» попытались сделать именно город Москву — субъект федерации. Если же подобные иски захотят вчинить иностранные граждане, то им придется иметь дело с Российской Федерацией в целом: согласно п. 3 той же статьи «возмещение вреда, причиненного иностранным гражданам в ре зультате террористической акции, совершенной на территории РФ, производится за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда».
Прежде всего, обращает на себя внимание, что подобные нормы идут вразрез с общим принципом гражданского права, согласно которому ответственность за последствия противоправных действий несет лицо, совершившее эти действия — лицо, причинившее вред (п. 1 ст. 1064 ГК). Однако, абз. 2 п. 1 указанной статьи Кодекса допускает возможность возложения обязанности по возмещению вреда на лицо, не являющееся его причинителем; такое возложение может быть сделано законом или договором. Таким образом, рассматриваемые нормы ст. 17 Закона о борьбе с терроризмом соответствуют нормам ГК и, стало быть, подлежат применению [21] (см. абз. 2 п. 2 ст. З ГК). О чем говорится в анализируемых нормах Закона? О возмещении вреда. Возмещением называются действия, направленные на замену утраченного (израсходованного, недостающего, потерянного) имущества и выражающиеся в передаче (предоставлении) потерпевшему имущества того же рода, качества и стоимости (натуральное возмещение), либо в уплате денежной суммы в размере, соответствующем стоимости утраченного имущества (денежное возмещение) (см. ст. 393, 1082 ГК). Предметом возмещения являются убытки — вред (ущерб), который может быть выражен в деньгах (ст. 15, 393, 1064). Предметом возмещения может быть только имущественный вред. Иски же были предъявлены отнюдь не о возмещении имущественного, а о компенсации морального вреда. О различии возмещения и компенсации говорится, в частности, в абз. 3 п. 1 ст. 1064 ГК. Компенсацией называются действия, имеющие целью уравновесить имущественную, либо неимущественную потерю (утрату, умаление) посредством уплаты потерпевшему денег в такой сумме или передачи (предоставления) ему какого-либо иного имущества такого рода, качества и стоимости, которые позволят потерпевшему пренебречь понесенной, потерей[22]. Предметом компенсации может быть вред (ущерб), но не убытки; причем, компенсации подлежит не только имущественный, но и неимущественный вред.
Сравнивая возмещение с компенсацией нельзя не заметить принципиального различия их функций. Возмещение возвращает потерпевшего в первоначальное положение, а компенсация — отвлекает его от переживаний, связанных с утратой. Положительные эмоций и имущественная выгода компенсации не устраняют, а лишь уравновешивают отрицательные эмоции и имущественную невыгоду потери. Очевидно, таким образом, что анализируемые нормы Закона о борьбе с терроризмом просто не распространяются на предъявленные иски: они говорят только о возмещении имущественного вреда, но нс. о компенсации морального. Моральный вред, причиненный террористическими актами, компенсируется по общим правилам — лицами, причинившими его, т. е. террористами. К сожаленью, смерть большинства из террористов, задержание и далеко не'блестящее имущественное положение оставшихся в живых, наконец, практическая невозможность исполнения судебных актов о взыскании с них, делает предъявление исков к террористам занятием бесполезным. Не исключено, что именно благодаря этому обстоятельству и возникло стремление потерпевших и их адвоката прочитать ст. 17 Закона о борьбе с терроризмом расширительно, представив дело так, будто бы она распространяется не только на имущественный, но и моральный вред. Увы, к сожаленью для пострадавших, это не так; моральный вред, который стал следствием именно террористического акта, безусловно, потерпевшим никто не компенсирует. Это надо принять и с этим надо смириться. Но на ситуацию следовало бы взглянуть и с несколько иной точки зрения. А всякий ли моральный вред был причинен именно самим террористическим актом! Открывая наши рассуждения по настоящему вопросу мы подчеркнули, что часть исков предъявлена родственниками и близкими погибших заложников. Весь вопрос в том, от чего они погибли: убили ли их террористы, или их смерть стала следствием «газовой атаки», примененной при штурме? В последнем случае налицо все основания возложить ответственность за гибель заложников, — причем, как в части морального, так и имущественного вреда, — на Российскую Федерацию в лице федеральных органов исполнительной власти [23]. Ведь именно ее должностные лица отдали распоряжение об использовании газа; они должны были знать (не могли не знать) о возможных последствиях его применения, в частности — о том, что вдыхание этого газа может повлечь отравление и даже смерть; отдав распоряжение, несмотря на эти знания, должностные лица, тем самым, сознательно допускали возможность наступления вредоносных последствий не только для правонарушителей (террористов), но и для ни в чем не виноватых законопослушных граждан (т. е. имело место виновное, и, более того, умышленное, причинение вреда). Налицо основания для применения в части возмещения имущественного вреда — ст. 1069, в части компенсации морального — ст. 151 и 1099 ГК[24].
Итак, физические и нравственные страдания, причиненные отравлением и (или) смертью заложников, последовавшими в результате применения федеральными войсками при штурме отравляющего вещества (газа), а в более широком плане — в результате вообще всей проведенной контр террористической операции, — несомненно, должны быть компенсированы Российской Федерацией из средств федерального бюджета. В качестве возражения можно услышать, что мировая практика подобных операций почти не обходится без жертв; что операция по освобождению «заложников «Норд-Оста» в сравнении с многими другими подобными мероприятиями вообще может быть названа относительно успешной; что, наконец, применение газа явилось результатом крайней необходи мости (ст. 10Q7 ГК). Все это так. Но! Борьба с терроризмом должна сводиться к борьбе с террористами и их организациями, но никак не с невинными законопослушными гражданами. Понятно, что у всякого общественно-полезного мероприятия (тем более — такого опасного и сложного, как контртеррористическая операция) имеются вредные издержки, на которые приходится идти, чтобы мероприятие принесло успех. Но)то не значит, что данные издержки должны оставаться без компенсации. Статья 1067 ГК устанавливает, что вред, хотя бы и причиненный в состоянии крайней необходимости, все-таки, по общему правилу, подлежит возмещению[25]; на фоне ст. 1099 и 1100 ГК мы полагали бы возможным прибегнуть к се аналогическому распространению и на случаи компенсации морального вреда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|