Признаки классификации акмеологических технологий
Стр 1 из 11Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ Акмеология — новая междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке, предметом которой являются закономерности развития и саморазвития зрелого человека, развития творческой готовности к предстоящей профессиональной деятельности. В настоящее время в акмеологии формируются научные направления, претендующие на относительно самостоятельный статус. На сегодняшний день наиболее разработанным направлением прикладной акмеологии является педагогическая акмеология. Истоками педагогической акмеологии являются труды Н.В.Кузьминой и представителей ее научной школы. Глубокие, содержательные исследования известных педагогических психологов А.А.Бодалева (1993), А.А.Деркача (2000), М.Т.Громковой (2003), Е.А.Климова (1996), Н.Н.Никитиной и др. (2002), Л.М.Митиной (2004) и др. посвящены изучению характерных особенностей педагогического мастерства, психологии труда и профессионального развития учителя. Эти исследования привели к пониманию педагогического труда как целостной и развивающейся реальности. В предметную область педагогической акмеологии входят: а) закономерности и механизмы достижения вершин в педагогической деятельности; б) исследование процессов поэтапного становления учителя-профессионала; в) пути становления учителя-профессионала. В настоящее время уже разработаны акмеографические описания и первые варианты акмеограмм педагогов, которые находят все большее практическое применение. На данном этапе педагогическая акмеология не учитывает специфики деятельности специалиста в области физической культуры и спорта. Выявление условий и факторов, детерминирующих профессиональное развитие учителя физической культуры, позволит управлять этим процессом.
В данном учебном пособии предпринята попытка всесторонне проанализировать позитивную динамику развития личности учителя, подробно рассмотреть специфику педагогической деятельности, коммуникативную компетентность и диагностические аспекты деятельности учителя физической культуры. Учебное пособие состоит из введения, трех разделов и списка литературы. Первый раздел посвящен психолого-педагогическому анализу акмеологических аспектов профессионально-педагогической деятельности специалиста по физической культуре и спорту. Во втором разделе представлены сведения о сущности человеческого общения, специфические особенности профессионально-педагогического общения, рассмотрены принципы организации вербального взаимодействия учителя с учащимися. В третьем разделе рассматриваются основы изучения личности в учебно-воспитательном процессе и сведения по диагностике индивидуальных проявлений личности, жизненного сценария и морально-волевой сферы школьника. Учебное пособие адресовано студентам и преподавателям педагогических специальностей, слушателям курсов переподготовки и повышения квалификации работников образования, социальным педагогам, всем учителям, интересующимся вопросами личностного и профессионального роста.
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ Тема 1 ■ Предмет акмеологии Основные понятия акмеологии. Этапы развития Акмеология — новая междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке, рассматривает закономерности развития и саморазвития зрелого человека, формирование творческой готовности к предстоящей профессиональной деятельности. Акмеология рассматривает зрелость как способность к самосовершенствованию (физическому, нравственному, психическому, профессиональному) средствами самообразования, самоорганизации и самокоррекции.
Название акмеологии как научной области человекознания происходит от древнегреческого «акме» — вершина, высшая точка, расцвет. В целом акмеология раскрывает закономерности постижения человеком смысла своего существования на ступени его зрелости, особенно при достижении личностью профессионализма в деятельности, продуктивного проявления в жизни тех сущностных качеств, которые обеспечивают решение социально значимых проблем. В акмеологии зрелость не отождествляется со взрослостью. С акмеологической точки зрения, зрелость личности - масштабная категория, подразумевающая преимущественное развитие морально-нравственных качеств, гуманистической направленности личности, нормативности поведения и отношений. Зрелость — длительный возрастной период, среднее звено жизни человека между юностью и старостью (примерно от 25 до 65 лет). Ранее считалось, что в период зрелости психическое развитие стабилизируется и образует ровное «плато», за которым после зрелости следует его спад, остановка, регресс. В современных исследованиях (Б.Г. Ананьев, Е.И.Степанова, Л.И. Анцыферова и др.) показано, что в период зрелости психическое развитие не прекращается. Этот возраст характеризуется появлением новых качеств, психических ново-образований, таких как активность человека по интеграции пройденных им этапов жизненного пути, анализ достижений и ошибок прошлого опыта, мудрость, способность к варьированию и экспериментированию социальных ролей, к выработке индивидуальных стратегий адаптации и компенсации. В контексте акмеологии зрелость трактуется как наиболее значительный период в жизни человека, знаменующийся достижением наиболее высоких результатов в профессиональном и личностном развитии. При обосновании базовых акмеологических категорий и понятий мы опирались на методологические установки относительно их смыслосодержательной группировки по пяти основным группам: • понятия, являющиеся обозначением высших стадий, уровней, качеств развития и их характеристик («акме», «зрелость», «профессионализм» и др.); I
• понятия, выражающие разные характеристики изменяющейся системы («субъект», «стратегия», «алгоритм», «организация» и др.); • понятия, выражающие социальный и профессиональный способы использования человеком своих жизненных, природных, организационных и временных ресурсов («индивид», «работоспособность», «профессиональное долголетие» и др.); • понятия личностно-ориентированные («личность», «субъект деятельности», «Я - концепция», «готовность» и др.); • понятия, обозначающие полноту самореализации личности в жизни («самореализация», «самовыражение», «самоопределение» и др.); • понятия, обозначающие характеристики деятельности на высших стадиях развития («высокая продуктивность», «эффективность», «креативность» и др.). Основополагающей категорией акмеологии на нынешнем этапе ее развития является категория «профессионализм». Профессионализм деятельности — качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью. Профессионализм личности — качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных личностно-деловых качеств, креативности, адекватный уровень иЛИ язаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, на-пр вленные на профессиональное развитие. Акмеология проводит сравнительные исследования професси-нальной деятельности, рассматривает процесс деятельности как ° шение (интуитивное, сознательное, сверхсознательное) бесчисленного ряда репродуктивных и творческих задач. Акмеология вводит понятия: уровень деятельности, вершины деятельности, условия, факторы и стимулы продуктивной деятельности. В развитии акмеологии условно можно выделить четыре этапа:
первый — латентный, когда на основании исторических, философских, культурологических, педагогических предпосылок выделяется новая сфера человековедения; второй — номинационный, когда в 1928 году Н.А.Рыбниковым был введен специальный термин — «акмеология»; третий — инкубационный. На основании концепции Б.Б.Ананьева и Н.В. Кузьминой выделяется особая дисциплина человекозна-ния — «акмеология»; четвертый - характеризуется созданием ряда социальных структур: акмеологических кафедр, акмеологических лабораторий, Международной академии акмеологических наук и др. Знание акмеологии - науки, изучающей достижение вершин в человеческой деятельности, необходимо в любой профессии. Особенно важно знать акмеологию будущим педагогам. Педагогическая акмеология является наиболее разработанным направлением прикладной акмеологии. Интенсивное развитие именно педагогической акмеологии послужило мощным толчком для становления общей акмеологии. Содержание педагогической акмеологии во многом определяется акмеологическим подходом к специфике труда учителя. Предметную область педагогической акмеологии составляют: - условия и закономерности достижения вершин профессиональной зрелости педагога; - закономерности и механизмы достижения вершин индивидуальной и коллективной деятельности; - процессы поэтапного становления учителя-акмеолога; - мотивы профессиональных достижений в педагогической деятельности. Акмеологический профессионализм проявляется не только в высокой результативности деятельности, но и в следующем: - гуманистической направленности на развитие личности обучающихся средствами отдельных учебных предметов (в частности, средствами физической культуры); - в выборе педагогом способов деятельности с учетом мотивов, ценностных ориентации учащихся; - в подготовке учащихся к следующим этапам жизненного пути. Признаки классификации акмеологических технологий Основу признаков, характеризующих акмеологический аспект профессионализма, составляет следующее: 1) возрастной фактор: 18-25 лет - накопление системы знаний; 26-40 — адаптация к работе; 41-50 - стабилизация и продуктивность в профессии; 51 и старше. Они меняются в зависимости от возраста как преподавателя, так и учащегося, студента; 2) направленность на развитие (по Б.Б.Ананьеву): индивид -личность - субъект деятельности - индивидуальность (раскрывает стержень развития от природного потенциала к творческой готовности); 3) форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная;
4) уровень продуктивной деятельности преподавателя (по Н.В.Кузьминой): - репродуктивный; - адаптивный; - локально-моделирующие знания; - системно-моделирующие знания; - системно-моделирующая деятельность; 5) уровень учебно-познавательной деятельности обучаемых: воспроизведение, частичный поиск, творческий поиск; 6) процессуальные характеристики деятельности обучаемых: моделирование, проектирование, конструирование и др. Преподаватель, тренер постоянно должны помнить о том, что в процессе профессиональной деятельности изменяется не только личность учащегося, спортсмена, но и личность самого преподавателя, тренера, а свою практическую деятельность рассматривать как средство самосовершенствования, как систему упражнений по саморазвитию. Движущей силой и источником профессионального саморазвития преподавателя, тренера является потребность в самоизменении совершенствовании. Наиболее существенной объективной И Сациной, порождающей эту потребность, являются требования, ПР ъЯВляемые к преподавателю руководителями учебного заведе-П^6Д коллегами, учащимися, студентами и их родителями. Субъек-нИЯ'ым фактором достижения вершин является мотивация профес-Тиональной деятельности. Выбор главных стратегий деятельности обусловливает тип направленности. В акмеологии выделяются следующие типы направленности: 1) Истинно-педагогическая; 2) формально-педагогическая; 3) ложно-педагогическая. Истинно-педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации преподавателя на формирование личности учащегося, студента средствами преподаваемого предмета, связана с постоянным творческим процессом в учебной и воспитательной деятельности. формально-педагогическая направленность связана с соблюдением норм и правил, зафиксированных в учебных планах, учебниках, инструкциях. За данным типом направленности скрывается формально-бюрократический тип общения с учащимися, студентами, который обычно парализует творческие элементы в деятельности преподавателя. Ложно-педагогическая — направлена на самого себя: свое самочувствие, самовыражение, карьеру. Среди педагогов с данной направленностью есть много интересных эмоционально-выразительных, эрудированных педагогов, однако истинно продуктивных среди них очень мало. Таким образом, движущей силой и источником профессионально-педагогического роста является потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Процесс самоизменений состоит из нескольких циклов, каждый из которых включает цепь последовательных действий: ■ осознание своего недостатка, желание избавиться от него, анализ причин, его вызывающих; ' выбор средств и методов по искоренению недостатков; ' исполнение намеченного плана; ' фиксация хода и результатов своих усилий по самоизменению. Итак, педагогическая акмеология определяет следующее: 1) траекторию роста как индивидуально выбранного педагогом пУти достижения профессионализма; 2) пути преодоления профессиональных деформаций личности педагога (эмоционального «выгорания» и «профессионального насыщения и истощения»). В настоящее время уже разработаны акмеографические описания и первые варианты акмеограмм педагогов, которые находят все большее практическое применение. Востребованность акмеологии в современной России, в условиях модернизации системы просвещения, приобретает особую актуальность, т.к. осуществлять её смогут профессионалы (педагоги, тренеры), обладающие инициативой, деловитостью, организованностью и творческим потенциалом. Методология акмеологии Методология акмеологии - это система психолого-педагогических подходов, способов, приемов, с одной стороны, и общеметодологи-ческпх принципов гуманитарного знания (комплексного, системного, субъектного подходов и принципов детерминизма, развития, гуманизма), с другой. * Общеметодологические принципы акмеологии характеризуют её взаимодействие с другими науками и прежде всего с психологией и педагогикой; они определяют ее место в системе знаний о человеке, стимулируют социальную и личностную потребность в совершенствовании. Конкретно-методические принципы выполняют функцию моделирования предмета акмеологии в единстве его исследовательских, ценностных и практико-преобразующих аспектов, определяют опе-рационно-смысловую связь его основных понятий. Особенность акмеологии в том, что она не только использовала общеметодологические принципы современного знания, но сама задала смысловой интеграл, который может определять ее взаимодействие с другими науками. Акмеология в своем развитии шла не по накопительному и собирательному принципу выстраивания, суммирования понятий и подходов других наук. Ее развитие оказалось интегральным. Перед акмеологией стоит совокупность методологических задач. Первой и актуальной остается задача дифференциации своего предмета от смежных наук. Вторая - задача систематизации специфических понятий и раскрытие их акмеологического смысла и содержания. Третья состоит в нахождении и разработке основных принципов индивидуального подхода и развития индивидуальности. Четвертая заключается в потребности установления более тесной связи между проблематикой жизненного пути личности и ее профессиональной деятельностью, делом жизни. Пятая рассматривает проблему времени не как философско-психологичекую, а как собственно акмеологическую категорию. Временной аспект для акмеологии является центральным. И в психологии, и в педагогике возникал вопрос об устойчивости прогрессивных изменений, надежности формирующих воздействий, необратимости (обратимости) подъема личности на новый уровень. Это проблема «новообразований» личности, которая охватывает и этап высшего уровня ее достижений, и промежуточные этапы. В акмеологии необходимо выявить закономерности прогрессивно-рефессивных изменений личности. Шестая предусматривает оптимизацию фупповых отношений. Итак, поскольку акмеология — формирующаяся научная дисциплина, определение ее предметно-методической специфики в известной мере зависит от путей дальнейшего развития конкретных ак-меологических исследований.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|