Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы акмеологических исследований




Методический инструментарий акмеологии создавался, расши­рялся и совершенствовался на всех этапах ее формирования и ста­новления, начиная с момента научного оформления акмеологичес­ких идей, обоснования ее предмета.

Все научные методы, применяемые в акмеологии, можно клас­сифицировать по двум основаниям, соответственно выделив теоре­тические и инструментально-практические. Данные два класса со­держат несколько подгрупп.

Класс теоретических методов акмеологических исследований составляют:

а) логические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, мыс­ленный эксперимент;

б) математические методы анализа: корреляционный, фактор­ный, дисперсионный, дискриминатный и др.

в) междисциплинарные методы-подходы: комплексный, систем­ный, функциональный, генетический, лонгитюдный, модельный, биографический, ситуативный и др.

В класс инструментально-практических методов исследования входят:

а) общенаучные: наблюдение, эксперимент, экспертные оценки;

б) методы частных наук:

- психологические (тестирование, наблюдение, беседа, самонаб­людение, самоотчет, психосемантические);

- социологические (перепись, опрос, интервьюирование, анкетирование);

- психофизиологические; в) акмеологические.

Огромную роль в акмеологических исследованиях и акмеологи-ческой практике играют психологические методы. Пожалуй, нет такой акмеологической задачи или проблемы, в решении которой в той или иной мере не использовались бы психологические методы. В то же. время в их применении существует один важный момент: анализ по­лученных данных в значительной степени осуществляется с иных, акмеологических, а не психологических позиций. В результате сугу­бо психологические методы как бы приобретают акмеологическую специфику.

В психологии неоднократно отмечалось, что «психограмма, со­ставленная в целях профотбора, должна включать двоякого рода тре­бования: во-первых, те, которые определяют необходимые и неком-пенсируемые свойства и должны предъявляться к любому среднему работнику, во-вторых, только желательные, определяющие возмож­ность достижения высокого уровня профессионального мастерства» (М.А.Дмитриева, А.А.Крылов, А.И.Нафтульев).

С самого начала одним из главных направлений акмеологии стала разработка подходов и методов, позволяющих решать задачи развития профессионализма. Они объединились под общим названием — акме-ологический подход. Акмеологический подход является базисным обоб­щающим понятием, выступающим как совокупность принципов, приемов и методов, позволяющим решать акмеологические пробле­мы и задачи. В то же время в рамках данного подхода сформирова­лись и иные, ориентированные с преимущественной опорой на кон­кретные акмеологические методы. Среди них в первую очередь не­обходимо назвать акмеоцентрический и акмеографический.

Акмеоцентрический подход ориентирован на принцип системнос­ти и предусматривает согласованное использование в акмеологичес­ких исследованиях всех подходов, путей и методов, в том числе и принадлежащих другим наукам, при приоритете в исследованиях и анализе собственно акмеологических.

Акмеографический подход — обобщающий психолого-акмеологи-ческий метод, позволяющий решать задачи развития профессиона­лизма личности и деятельности. По своему содержанию он является развитием профессиографического подхода. Ядром акмеографичес­кого подхода является разработка акмеографических описаний (на „ nfiiuero и особенного) и акмеограмм субъектов труда (на уров-уровне ииш.

не единичного).

Акмеограмма — основной метод акмеографического подхода, пред-ет собой систему требований, условий и факторов, способству-их прогрессивному развитию профессионального мастерства и Ю ности специалиста; является развитием профессиограммы. ЛИ С точки зрения акмеологического и акмеографического подхо-ов речь идет уже не о достижении субъектом общественно прием­лемого качества труда, а о предпосылках, условиях и факторах, спо­собствующих достижению высокого уровня профессионализма. В этом и состоит коренное отличие акмеографического подхода от про­фессиографического. Таким образом, с акмеологической точки зре­ния профессиография и профессиографический подход решают, главным образом, задачи начального этапа становления профессио­нализма и поэтому являются составной частью акмеографии.

Итак, в акмеологических исследованиях центральным должен стать собственно акмеологический анализ, на основании которого вы­являются акмеологические условия и факторы, строятся прогнозы и выбираются пути и способы развития личности и ее профессиона­лизма. Следовательно, акмеологический анализ должен включать в себя поиск закономерностей, механизмов, условий и факторов, спо­собствующих достижению профессионализма или препятствующих этому. Данное положение являлось основополагающим при разра­ботке акмеологических методов.

Выявление акмеологических условий и факторов осуществляет­ся в основном с помощью сравнительного анализа высокопродуктивной и малопродуктивной деятельности (А.А.Деркач, Н.В.Кузьминаидр.).

Реализация метода сравнительного анализа потребовала созда­ния акмеологических моделей высокопродуктивной деятельности, что было впервые осуществлено в акмеологических исследованиях про­фессионализма педагогов и учебных мастеров.

При создании акмеологической модели следует помнить, что ее содержанием является то, что подлежит личностно-профессиональ-ному развитию вплоть до уровня профессионализма.

Теперь остановимся на собственно акмеологических методах, раз­работанных и применяемых в акмеологии. Акмеологический метод — это совокупность приемов, способов действия, позволяющих эффек­тивно решать акмеологические проблемы и задачи. Но иногда их называют еще и акмеографическими, так как они были разработаны в Рамках акмеографического подхода. Первый из них представляет собой акмеографические описания. Акмеографическое описание явля­ется предваряющей частью акмеограммы и соответствует уровню общего и особенного в структуре и содержании профессионализма. При акмеографическом описании выделяются следующие компо­ненты:

- повышение профессиональной компетентности;

- совершенствование профессиональных навыков и умений;

- освоение новых способов принятия эффективных решений;

- освоение новых высокопродуктивных алгоритмов и технологий решения профессиональных задач;

- развитие личностно-профессиональных качеств;

- развитие психологических профессионально важных качеств;

- повышение потребности в самореализации и достижениях, рас­ширение кругозора; '

- раскрытие творческого потенциала личности. Основными методами, применяемыми для акмеографических

описаний, являются: экспертные опросы и оценки, собеседования со специалистами, анализ документов, профессиографические опи­сания, результаты сравнительного анализа, психологическое тести­рование, анализ динамических изменений в личностно-профессио-нальном развитии.

Второй метод связан с непосредственной разработкой акмеограм­мы как системы акмеологических требований, условий и факторов, способствующих развитию профессионализма конкретных субъек­тов труда. В отличие от акмеографических описаний, осуществляе­мых на уровне общего и особенного, акмеограмма отражает только уровень единичного и требует весьма кропотливой индивидуальной работы. Иными словами, акмеограмма всегда индивидуальна. Акме­ограмма является основой для индивидуального личностно-профес-сионального развития, ведь профессионал высокого класса — это обычно «продукт единичного производства». Акмеограмма пред­ставляет собой как бы индивидуальный срез его потенциальных воз­можностей, перспектив, оценки компенсируемых и некомпенсиру-емых свойств. Акмеограмма высвечивает в первую очередь то, над чем необходимо работать специалисту, чтобы достичь высокого уров­ня профессионализма.

Особое место в акмеологии занимают диагностические методы, которые используются в психологии, психиатрии, педагогике, соци­альной психологии и других смежных науках.

Диагностические методы в акмеологии можно классифициро-по разным формально-логическим основаниям. По степени алгоритмизированности процедуры исследования выделяют следующие диагностические методы:

- строго алгоритмизированные, формализованные, стандартизи­рованные, допускающие широкое применение математических методов. Они направлены на диагностику качеств личности по принципу нахождения точки на проекции распределения этого качества у большинства обследуемых (это так называемые ста­тистические тесты — Кетэлла, MMPI, тесты интеллекта Айзен-

каидр.);

- «понимающие», проективные, по своему применению близкие к искусству, построенные по принципу вскрытия индивидуаль­ности личности во всем ее многообразии;

- биографические опросники, диагностические методы, постро­енные на изучении реальной жизни, биографии, жизненного пути человека;

- методы, диагностирующие особенности интеллекта;

- методы, диагностирующие личностные качества (черты харак­тера, особенности самосознания, мотивационные компоненты, аттитюды, профессионализм и др.).

Как показали эксперименты, биографические тесты оказались наиболее надежными, наиболее валидными при прогнозе на многие виды профессиональной деятельности.

Контрольные вопросы

1. Какое общее определение дается акмеологии как науке?

2. Назовите основные этапы развития акмеологии.

3. Перечислите признаки классификации акмеологических технологий.

4. Назовите методологические задачи акмеологии, раскройте их содержание.

5. Дайте общую характеристику акмеологическому подходу в изучении развития зрелой личности.

Тема 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...