Профессиональная речь учителя физической культуры
В речи учителя физической культуры выделенные выше особенности педагогической речи приобретают некоторую специфику, которая связана с его деятельностью в рамках учебно-тренировочного занятия (Э.А.Здановская, М.Р.Савова): 1. Связь с речедвигательной координацией, под которой понимают умение одновременно показывать и объяснять физические упражнения, не нарушая ни качества его исполнения, ни плавности, ни выразительности речи. 2. Побуждение к действию. При этом действенность слов тренера зависит от многих факторов: от глубины знаний в области теории физического воспитания, педагогики, от его начитанности, интеллектуальности, высокой культуры речи и общей культуры. 3. Лаконичность речи учителя на уроке физической культуры связана с дефицитом времени, которое отводится на объяснение, т.к. большую часть времени на уроке занимает двигательная деятельность. Речь учителя должна быть лаконичной и четкой. Данные качества достигаются умелым использованием гимнастической терминологии в процессе проведения учебно-тренировочного занятия. Например, команда «Равняйсь!», которая состоит из одного слова, обозначает, что дети, стоящие в строю, должны выпрямиться, расставить плечи, опустить руки «по швам», пятки поставить вместе, носки развести, повернуть голову в сторону направляющего, выравняться по носкам на одной линии. При этом команды должны быть однозначными, т.е. обозначать какое-нибудь одно действие. 4. Важность наличия четкости в речи учителя физической культуры обусловлена и акустическими особенностями помещений, в которых проводятся учебно-тренировочные занятия (спортивный зал, бассейн, спортивная площадка).
5. Доступность речи учителя прежде всего проявляется в использовании терминов, команд, которые понятны и легко воспринимаются учащимися той или иной возрастной группы. 6. Активное использование невербальных средств обусловлено тес ной связью речи учителя физической культуры с двигательной деятельностью. Лаконичность речи при объяснении выполнения двигательных действий, упражнений требует дополнения речи жестами Жесты используются и при проведении подвижных и спортивных игр. Невербальными средствами являются и особенности голоса владение которыми учителю физической культуры необходимо для продуктивной работы в условиях акустики большого спортивного зала, бассейна, стадиона. Таким образом, специфика речи учителя физической культуры связана, прежде всего, с особенностями гимнастической терминологии и правилами ее использования. Более существенные отличия речи учителя физической культуры связаны с его речевым поведением, которое подразумевает эффективную реализацию вербальных средств речи при помощи умелого использования акустических (качеств голоса), кинетических и проксемических (мимики, жестов, организации пространства общения) средств речи. 4. 2. Коммуникативный круг Общение может быть деловым, воспитательным, диагностическим, интимно-личностным. Педагогическое общение в литературе рассматривается многими авторами. Дадим наиболее точное и лаконичное определение этому понятию: «Педагогическое общение — это взаимодействие педагога и учащихся, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности» (З.С.Смелкова). Культура педагогического общения складывается на основе очень многих условий, которым должен следовать учитель и тренер. Ряд таких условий просто необходим, чтобы общение вообще состоялось.
Процесс общения можно изобразить в виде графической модели. Эта графическая модель позволяет увидеть, какие «шаги» должны быть предприняты, чтобы коммуникативный круг замкнулся (рис. 2). Однако, чтобы контакт состоялся и осуществилось взаимопонимание, необходимо учесть возможные промахи на каждом шаге круга. В коммуникативном процессе взаимопонимание зависит от того, насколько педагоги и воспитанники правильно воспринимают действительность, оценивают друг друга, умеют выразить это в речи.
Модель показывает, что в коммуникативном процессе, прежде всего, необходим шаг «действительность — сознание педагога». Что понимается в данном случае под «действительностью»? Это, в первую очередь, понимание ситуации и познание личности воспитуемого (возрастных особенностей, темперамента, характера, самооценки и т.д.). На первом шаге могут возникнуть помехи в результате плохого видения и понимания действительности. Если проявление школьником настойчивости расценивается педагогом как упрямство, а проявление инициативы — как нарушение дисциплины, то учитель сам будет препятствовать развитию волевых качеств школьников и едва ли сможет подобрать адекватные методы воздействия. На втором шаге большую роль играют личностные особенности самого педагога. Одни учителя склонны в большей мере опираться на физические черты (внешний вид), другие - на психологические характеристики (поведение). От этого во многом зависит приписывание объекту общения тех или иных характеристик. На третьем этапе могут появиться помехи в результате недостаточного знания тонкостей методов педагогического воздействия. Неадекватный подбор методов приводит к педагогическим ошибкам и конфликтам. На четвертом этапе коммуникативные умения реализуются через речь. Правильный отбор языковых средств, логичное построение и изложение высказывания, умение ориентировать речь на собеседника помогает педагогу эффективно решать текущие коммуникативные задачи. Естественно, что в реализации речевых способностей важную роль играет общая эрудиция и культура учителя. Наконец, на пятом этапе коммуникативного круга воспитуемых соотносит свое представление и понимание действительности с той информацией, которую он получил от педагога. При резком расхождении личных представлений и устремлений воспитуемых с трактовкой педагога может формироваться негативное отношение к действительности, что, конечно, затрудняет взаимопонимание в учебно-воспитательном процессе.
Общение в педагогическом процессе выступает, во-первых, как средство решения учебных задач, во-вторых, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса, в-третьих, как способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих успешность их образования, воспитания и развития. Каковы особенности общения при решении каждой из них? При решении образовательных задач общение позволяет обеспечивать реальный психологический контакт с учащимися; формировать положительную мотивацию обучения: создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска и совместных раздумий. При решении воспитательных задач с помощью общения налаживаются взаимоотношения, психологические контакты между педагогом и детьми, что во многом способствует успешности учебной деятельности; формируется познавательная направленность личности, преодолеваются психологические барьеры, формируются межличностные отношения в ученическом коллективе. При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности: - преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе общения (скованность, стеснительность, неуверенность и т.п.); - создаются возможности для выявления и учета индивидуально-психологических особенностей учащихся; - осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность и т.п.). Наиболее распространенная ошибка, которую допускают начинающие учителя — неумение организовать общение целостно. Например, концентрируя внимание на передаче учебной информации, педагог не всегда задумывается над другими функциями общения. В результате и конспект составлен, и наглядные материалы подобраны, и учитель хорошо владеет материалом, а урок «не клеится», нет контакта с классом, точнее, нет целостного процесса педагогического общения. Реализуется лишь информационно-коммуникативная функция общения, не подкрепляясь взаимоотношенческим компонентом. Для обеспечения оптимальных взаимоотношений с учащимися необходимо управлять инициативой в общении. Если он умеет это делать, то влияние будет более эффективным.
4. 3. Типичные ошибки восприятия ученика учителем Общение осуществляется не только в словесной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание - тоже ответ или, наоборот, обращение к партнёру. Традиционно в общении выделяют три компонента: перцептивный, коммуникативный, информационный. Первый, один из наиболее сложных, — перцептивный (от слова перцепция — восприятие). Речь идёт о восприятии человека человеком. Умение правильно воспринимать другого еще до начала непосредственного контакта — дело весьма важное и непростое. Ошибки, возникающие на этом этапе общения, выступают первой причиной взаимонепонимания. Директору школы привели ученика, нарушившего дисциплину. Директор разговаривает не с учеником, а с нарушителем дисципли ны, т.е. с образом ученика, который он создал в своём сознании. Фактически же он разговаривает сам с собой. Безусловно, он хочет ребенку добра, все его действия направлены на это. Но ученик отнюдь не воспринимает директора как добрейшего человека. Напротив, в его сознании возникает, как правило, образ вредного, злого противника, в соответствии с этим он себя и ведет. Директор же не сознает этого и воспринимает поведение ребенка как свидетельство порочности и неисправимости. По сути дела, перед нами два самостоятельных монолога, которые превратятся в диалог лишь при условии, если образ, созданный в сознании каждого из собеседников, будет соответствовать реальности. На межличностное восприятие оказывают влияние эффекты. Ю.Синягин дает им достаточно подробную характеристику. Эффект ореола Вы обращали внимание, что награждают и поощряют, как правило, одних и тех же людей? А не забыли ли вы студенческую поговорку: «Два года студент работает на зачетку, а три года — зачетка на студента. Это — следствие одного и того же эффекта межличностного восприятия, который получил название «Эффект ореола». Суть его в том, ^ созданный в нашем сознании образ другого человека весьма устойчив В результате этого эффекта мы не склонны замечать изменения в других людях. На самом же деле, человек все время меняется.
Если руководитель воспринял кого-то как хорошего работника это мнение сохранится даже тогда, когда реальный человек перестанет ему соответствовать. У эффекта ореола можно выделить несколько следствий. Следствие первое. Гораздо труднее быть руководителем в коллективе, в котором вы выросли (особенно если там есть люди, бывшие вашими наставниками), чем в новом, незнакомом коллективе. Следствие второе. Психологически сложно работать учителем в школе, которую вы закончили (в глазах учителей вы всегда будете оставаться учениками). Правда, не для всех это плохо. Тем, кто нуждается в опеке и покровительстве, такая ситуация даже выгодна. Следствие третье. Для родителей их сыновья и дочери остаются детьми, даже дожив до седых волос. Эффект предубеждения С эффектом ореола тесно связан эффект предубеждения. В школу должен прийти новый учитель. Директор наводит справки и получает весьма негативную информацию. Можно с уверенностью сказать, что новому учителю заранее уготована незавидная участь. Если своим поведением он подтвердит полученную информацию, руководитель подумает: «Спасибо, что хоть предупредили». Но даже если в его поведении ничего подобного не обнаруживается, реакция директора оказывается однозначной: «Надо же, как умеет скрывать свою сущность». Почему человек, совершивший преступление один раз, испытывает серьезные трудности во всей своей дальнейшей жизни? Прежде всего, из-за эффекта предубеждения. Информация о том, что человек вернулся из заключения, у многих людей порождает устойчивое ожидание повторного преступления, и тот, как правило, поступает в соответствии с ожиданиями окружающих. Нужно иметь сильную волю, чтобы не следовать этим ожиданиям. Правда, этот эффект может носить не только отрицательный характер. Так, в соответствии с одним из определений, любовь — это способность увидеть в человеке те качества, которых в нем нет, и тем самым их создать. И это тоже эффект предубеждения. Эффект предубеждения можно объяснить с помощью теории когнитивного диссонанса. В соответствии с ней наши знания о мире должны согласоваться друг с другом, образуя консонас (консонас — р переводе с французского означает звучать в унисон, согласовываться). Если же какие-либо знания приходят в противоречие с уже имеющимися, это вызывает диссонанс, который человек стремится устранить. Вот какой пример привел однажды во время лекции один из слушателей. В школе ему очень нравилась физика, но новая учительница почему-то считала, что выше, чем на «тройку», его знания не тянут. Он всячески пытался изменить мнение о себе, но ничего не получа лось. Один раз он настолько хорошо выучил урок, что учительнице не к чему было придраться. Она долго задавала ему вопросы, он правильно отвечал. Но в конце концов учительница сказала: «Все-таки больше «тройки» я не могу тебе поставить». Затем она произнесла потрясающую фразу: «Вот видишь, я была права, больше, чем на «тройку» ты не знаешь». Учительница еще раз убедила в собствен ной правоте, чтобы не испытать ощущения диссонанса, вызванного хорошим ответом. В приведенных примерах ошибки восприятия видны особенно наглядно. Обычно они менее заметны, но тем не менее их последствия весьма ощутимы. Сошлемся еще на один пример. Американс кими психологами был проведён очень интересный эксперимент. В одном из классов они определили уровень умственного развития учащихся, в результате чего выявили детей, заметно опережающих сво их сверстников, а также отстающих в развитии. Но учителям, работающим в этом классе, психологи дали сознательно искаженную информацию: сообщили, что дети, получившие по итогам обследования низкий результат, являются наиболее умственно развитыми, и наоборот. Через год психологи повторили обследование и получи ли ошеломляющий результат. Уровень умственного развития детей точно соответствовал той информации, которая была сообщена педагогам: у тех, кто обнаруживал высокий уровень, он стал низким, дети же, первоначально отстававшие в умственном развитии, обогнали своих одноклассников. Результаты этого эксперимента не требуют особых комментариев.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|