Метод «обнаженной агрессии»
Педагог намеренно предоставляет враждующим возможность выразить свою неприязнь друг другу. На людях это следует делать исключительно в замаскированном виде: можно «столкнуть» партнеров конфликта в спортивном состязании, в диспуте, в игре. Прямая форма «обнажения агрессии» реализуется таким способом: тренер побуждает партнеров конфликта ссориться в его присутствии и достаточно длительное время не пресекает ссоры. Как правило, при третьем лице она не достигает таких крайностей, чтобы пришлось в буквальном смысле слова разнимать враждующих. Таковы основные методы прямого и косвенного угашения межличностных конфликтов. Следует особо подчеркнуть, что вышеописанные методы уместны лишь на фоне общей учебной или спортивной активности. В атмосфере безделья и безответственности «игры в психологию» не только не устраняют конфликтов, но и могут даже способствовать их нарастанию и углублению. Контрольные вопросы 1. Понятие конфликта. 2. Причины конфликтов. 3. Прямые методы погашения конфликтов. 4. Косвенные методы погашения конфликтов. Тема 8. Искусство спора В «Словаре современного русского литературного языка» зафиксировано несколько значений и оттенков значений слова «спор»: 1. Словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. Борьба мнений (обычно в печати) по различным вопросам науки, литературы, политики и т.п.; полемика. Разногласия, ссора, препирательство. Противоречие, несогласие. 2. Взаимное притязание на владение, обладание чем-либо, разрешаемое судом. 3. Поединок, битва, единоборство (преимущественно в поэтической речи). Состязание, соперничество.
В современной научной, методической, справочной литературе слово спор служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Однако единого определения данного понятия нет. В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы к слову спор. На это указывают толковые словари русского литературного языка и словари синонимов. В научных исследованиях, в публицистических и художественных произведениях эти слова нередко служат и наименованиями отдельных разновидностей спора. Например, дискуссией (лат. discussio — исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. Слово диспут тоже пришло к нам из латинского языка (disputare -рассуждать) и первоначально означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово диспут не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему. Другой характер носит полемика — это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Исходя из этого полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Из данного определения следует, что полемика отличается от дискуссии, диспута именно своей целевой направленностью. Участники дискуссии, диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину.
Цель полемики иная: надо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию. Однако следует иметь в виду, что подлинно научная полемика ведется не просто ради победы как таковой. Опираясь на принципиальные позиции, полемисты решают социально значимые вопросы, их выступления направлены против всего, что мешает эффективному общественному развитию. Полемика—это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами. Полемика особенно необходима, когда вырабатываются новые взгляды, отстаиваются общечеловеческие ценности, права человека, складывается общественное мнение. Она служит воспитанию активной гражданской позиции. Слово дебаты французского происхождения (debats — споры, прения). Прения — русское слово, зафиксированное в лексиконе XVII века. Толковый словарь определяет эти слова так: дебаты — прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры; прения - обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам. Дебаттами, прениями, как правило, именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т.п. Существуют разные виды споров. В научной и методической литературе делаются попытки систематизировать их. В качестве оснований берутся самые различные признаки. Однако единая классификация споров на сегодняшний день отсутствует. К основным факторам, влияющим на характер спора и его особенности, относятся: • цель спора, • социальная значимость предмета спора, • количество участников, • форма проведения спора. Рассмотрим, какие виды споров можно выделить в зависимости от этих факторов. 8.1. Цель спора Известно, что люди, вступая в спор, преследуют далеко не одинаковые цели, руководствуются разными мотивами. По цели различают следующие виды спора. • Спор из-за истины. Спор может служить средством для поиска истины, для проверки какой-либо мысли, идеи, для ее обоснования Чтобы найти правильное решение, полемисты сопоставляют самые разные точки зрения на ту или иную проблему. Они защищают какую-либо мысль от нападений, чтобы узнать, какие могут быть возражения против этой мысли, или, напротив, нападают на положение высказанное оппонентом, чтобы выяснить, какие есть аргументы в его пользу. В таком споре тщательно подбираются и анализируются доводы, взвешенно оцениваются позиции и взгляды противоположной стороны, то есть, по существу, ведется совместное расследование истины. Конечно, такой спор возможен только между компетентными людьми, знающими данную проблему,-заинтересованными в ее решении. Как подчеркивал русский философ и логик, профессор С.И.Поварнин, который в начале XX века активно разрабатывал теорию спора, «это высшая форма спора, самая благородная и самая прекрасная». Кроме несомненной пользы, спор ради истины приобретает характер особой красоты, он может доставить настоящее наслаждение и удовлетворение участникам спора, стать для них поистине «умственным пиром». Да это и понятно. Расширяются знания о предмете спора, появляется уверенность и возможности выяснения борьбы, человек чувствует себя возвышеннее и лучше. И даже если приходится отступать, сдавать позиции, отказываться от защищаемой мысли, то неприятное ощущение от поражения отступает на задний план.
• Для убеждения кого-либо — при этом выделяются два важных момента. Спорящий убеждает противника в том, в чем сам глубоко убежден. Но порой он уверяет и потому, что так «надо» подолгу службы, в силу каких-либо обстоятельств и т.п. Сам же он вовсе не верит в истину того, что защищает, или в ложность того, на что нападает. • Для победы, причем полемисты добиваются ее по разным мотивам. Одни считают, что отстаивают правое дело, защищают общественные интересы. Они убеждены в своей правоте и до конца остаются на принципиальных позициях. Другим победа нужна для самоутверждения. Поэтому им очень важны успех в споре, высокая оценка окружающих, признание своих интеллектуальных способностей, ораторских данных, слава непобедимого полемиста. Третьи просто любят побеждать. Им хочется победы поэффектнее. В приемах и средствах для одержания победы они не стесняются.
• Спор ради спора — это своего рода «искусство для искусства», «спорт». Для таких спорщиков безразлично, о чем спорить, с кем спорить, зачем спорить. Им важно блеснуть красноречием, доказать, что белое - черное, а черное - белое. Если вы будете отрицать какое-либо положение, они обязательно начнут его защищать. Подобных полемистов можно нередко встретить среди молодежи. Приведенная классификация видов спора по цели носит в определенной мере условный характер. В жизни их не всегда удается четко разграничить. Так, добиваясь победы в споре, полемист стремится убедить оппонента в правильности своей позиции. А убеждение противника в чем-либо способствует поиску истины, уточнению выдвинутых положений, принятию более правильных решений. 8.2. Социальная значимость проблемы Предметом спора бывают вопросы, отражающие общечеловеческие интересы. К ним, в частности, относятся проблемы экологии, выживания человечества, сохранения мира на Земле и др. В процессе спора могут затрагиваться национальные интересы, интересы определенных социальных слоев общества. Нередко приходится отстаивать групповые интересы, например, людей определенной профессии, коллективов отдельных предприятий, учреждений, ведомств, представителей неформальных объединений и т.п. В споре защищаются семейные, а также личные интересы полемистов. В конкретном публичном споре эти интересы обычно взаимосвязаны и взаимообусловлены, тесно переплетаются. Важно понимать социальную значимость предмета спора, чтобы в ходе обсуждения не палить из пушек по воробьям, не растрачивать свои силы и энергию на решение вопросов несущественных, имеющих второстепенное, третьестепенное значение. 8.3. Количество участников На специфику спора влияет количество лиц, принимающих участие в обсуждении проблемных вопросов. По этому признаку можно выделить три основные группы: спор-монолог (человек спорит сам с собой, это так называемый внутренний спор); спор-диалог (полемизируют два лица); спор-полилог (ведется несколькими или многими лицами). В свою очередь, спор-полилог может быть массовым (все присутствующие участвуют в споре) и групповым (спорный вопрос решает выделенная группа лиц в присутствии всех участников). Вести спор-полилог, безусловно, трудно. Между тем он может иметь большое значение при решении важных вопросов общественно-политической, духовной, научной жизни. Чем больше знающих людей принимают участие в таком споре, тем результативнее он будет.
Есть слушатели — нет слушателей Споры могут происходить при слушателях и без слушателей. Присутствие слушателей, даже если они не выражают своего отношения к спору, действует на спорящих. Победа при слушателях приносит большее удовлетворение, льстит самолюбию, а поражение становится более досадным и неприятным. Поэтому участники спора при слушателях обязательно учитывают присутствующих, их реакцию, тщательно отбирают необходимые аргументы, чаще проявляют упорство во мнениях, порой излишнюю горячность. В общественной жизни нередко приходится встречаться и со спором для слушателей. Спор ведется не для того, чтобы выяснить истину, убедить друг друга, а чтобы привлечь внимание к проблеме, произвести на слушателей определенное впечатление, повлиять необходимым образом. 8.4. Форма проведения спора На процесс спора накладывает свой отпечаток и форма ведения борьбы мнений. Споры могут быть устными и письменными (печатными). Устная форма предполагает непосредственное общение конкретных лиц друг с другом, письменная (печатная) форма - опосредованное общение. Устные споры, как правило, ограничены во времени и замкнуты в пространстве: они ведутся на занятиях, конференциях, заседаниях, различного рода мероприятиях и т.д. Письменные (печатные) формы более продолжительны во времени, чем устные, так как связь между полемизирующими сторонами опосредованная. В устном споре, особенно если он ведется при слушателях, важную роль играют внешние и психологические моменты. Большое значение имеет манера уверенно держаться, быстрота реакции, живость мышления, остроумие. Робкий, застенчивый человек обычно проигрывает по сравнению с самоуверенным противником. Поэтому письменный спор бывает более пригоден для выяснения истины, чем устный. Однако у него есть свои недостатки. Он иногда тянется слишком долго, в течение нескольких лет. Читатели, да и сами участники спора, успевают забыть отдельные положения и выводы, не имеют возможности восстановить их в памяти.
8 .5. Споры организованные и неорганизованные Организованные споры планируются, готовятся, проводятся под руководством специалистов. Полемисты имеют возможность заранее познакомиться с предметом спора, определить свою позицию, подобрать необходимые аргументы, продумать ответы на возможные возражения оппонентов. Но спор может возникнуть и стихийно. Такое нередко случается в учебном процессе, на собраниях и заседаниях, в бытовом общении. Неорганизованные, стихийные споры, как правило, менее продуктивны. В подобных спорах выступления участников бывают недостаточно аргументированными, порой приводятся случайные доводы, звучат не совсем зрелые высказывания. Успех спора, его конструктивный характер, плодотворность в решении вопросов в значительной степени зависят от состава полемистов. Важное значение имеют уровень их культуры, эрудиция, компетентность, жизненный опыт, владение полемическими навыками и умениями, знание правил публичного спора. Итак, мы рассмотрели, что такое спор, и познакомились с теми видами публичного спора, с которыми часто приходится сталкиваться в различных жизненных обстоятельствах. Предложенная классификация позволит вам точнее определить, с каким именно видом спора вы имеете дело в конкретной ситуации, и поможет выбрать более правильную тактику поведения. 8.6. Культура спора Эффективность спора зависит от культуры спора, которая связана с выполнением следующих требований: • Всякий спор будет успешным лишь в том случае, если чётко выделен его предмет. Предмет спора - это те положения, заключения, которые подлежат обсуждению путём обмена различных точек зрения, сопоставления разных мнений. Предмет спора должен сразу же обозначаться полемизирующими сторонами. Нередко он уточняется в ходе самой дискуссии, а порой может появиться и во время обсуждения какой-либо проблемы. Во время разговора спор может переходить с одного предмета на другой. Важно, чтобы спорщики каждый раз ясно представляли себе, что же является предметом спора. • Не потерять предмет спора - не упускать из виду главных положений, из-за которых ведётся спор, не терять предмета спора и в пылу полемических рассуждений. • Определённость позиций, взглядов участников спора. При этом общность исходных позиций понимается не как единая точка зрения по обсуждаемым проблемам. Мнения участников спора могут быть разными, но должна быть общая цель, стремление найти правильное решение, желание разобраться в спорном вопросе и добиться истины • Умение правильно оперировать в споре понятиями и терминами. Прежде всего необходимо уметь выделить основные, опорные понятия, связанные с предметом спора, тщательно отобрать термины, необходимые для обсуждения выдвинутой проблемы. Не следует перегружать спор научной терминологией. Чтобы все участники дискуссии, полемики одинаково понимали употребляемые слова, целесообразно в начале спора уточнить значение основных терминов, договориться о содержании понятий, необходимых для рассмотрения проблемы, или, по крайней мере, оговорить различный смысл, который каждый из участников вкладывает в одни и те же слова, обозначающие понятия. Важность соблюдения этого непременного условия становится особенно очевидной, если учесть, что в языке многие слова многозначны, имеют не одно, а несколько значений. • Поведение полемистов, их манера дискутировать имеют большое значение и, конечно, влияют на успех обсуждения. Знание и понимание особенностей манеры спорить, умение вовремя уловить изменения в поведении своих оппонентов, понять, чем они вызваны, позволяют лучше ориентироваться в споре и находить более правильные решения, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определить тактику в споре. Поведение в споре зависит от следующих факторов: Оттого, с каким противником приходится иметь дело. Если перед нами сильный противник, то есть человек компетентный, хорошо знающий предмет разговора, уверенный в себе, пользующийся уважением и авторитетом, логично рассуждающий, владеющий полемическими навыками и умениями, то мы более собраны, напряжены, стараемся освободить его от излишних разъяснений, больше готовы к обороне. Со слабым противником, недостаточно глубоко разбирающимся в предмете обсуждения, нерешительным, застенчивым, не имеющим опыта в спорах, мы ведём себя по-иному: нередко требуем пояснений и дополнительных доводов, чтобы убедиться, не случайно ли он оказался прав, ставим под сомнение его высказывания, и чувствуем в себе больше уверенности, независимости, решительности. Интересно спорить с противником, который равен тебе по уму, знаниям и образованию. На поведение спорящих влияет и то, есть ли свидетели или нет, jcro наблюдает за спором, кто является свидетелем их победы или поражения. Поэтому в присутствии одних спорящие ведут себя более сдержанно, корректно, с другими они раскованны и свободны, на третьих просто не обращают внимания. Нередко поведение спорщиков меняется в зависимости от реакции присутствующих. Поведение полемистов во многом определяется их индивидуальными особенностями, свойствами темперамента, чертами характера, а также национальными и культурными традициями народа, страны. • Уважительное отношение к оппоненту. Относитесь с уважением к взглядам и убеждениям своего оппонента. Если вы не согласны с его точкой зрения, решительно опровергайте её, приводите аргументы в защиту своей позиции, но не унижайте достоинства вашего противника, не оскорбляйте его резкими словами, не прибегайте к грубости. Говорите в спокойном и дружеском тоне. • Сохраняйте выдержку и самообладание. Не следует горячиться по пустякам. Помните, что в возбуждённом состоянии сложнее верно оценить возникшую ситуацию, подобрать веские доводы. Контрольные вопросы /. Перечислить цели спора. 2. Социальная значимость спора. 3. Культура спора. ВЫВОД Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Но есть такие виды труда, где оно из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию кардинальную, профессионально значимую. Иначе говоря, общение выступает не как форма обыденного человеческого взаимодействия, а как категория функциональная. Именно функциональным и профессионально значимым является общение в педагогической деятельности. Оно выступает как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают дополнительную «нагрузку», поскольку из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие. Раздел III. КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Тема 1. Основы изучения личности в процессе воспитания 1.1. Понятие педагогического диагноза Любая деятельность человека требует глубокого знания того предмета, с которым он имеет дело. Тем более этого требует такая сложная деятельность, как воспитание, направленное на формирование душевных качеств ученика, его личности. Знание учащихся -единственная основа для индивидуального подхода к ним. Применение принципа индивидуального подхода к ребенку, переход к личностно-ориентированному воспитанию коренным образом улучшают учебно-воспитательный процесс. Индивидуальный подход — это умение применять общие закономерности педагогики и психологии в конкретной педагогической ситуации, где воспитанник как объект воспитательного воздействия выступает в своей неповторимой индивидуальности. Именно поэтому в педагогике не может быть стандартов, готовых рецептов на все случаи жизни и процесс воспитания становится искусством, успех его зависит от той уникальной педагогической способности, которую называют педагогическим диагнозом. Психологические исследования показали, что даже дети с одинаковой структурой мотивов, с одинаковой направленностью личности очень не похожи друг на друга. Каждый из них представляет собой неповторимую индивидуальность. Благодаря специфическим для данного ребенка внешним и внутренним условиям развития, особенностям личной биографии и жизненному опыту у ребенка формируются индивидуальные, только ему свойственные особенности самооценки и уровня притязаний. В соотношении между его потребностями и возможностями формируются склонности и интересы, формы поведения и переживания и т.п., а также то особое сочетание всех сторон личности, которое и создает ее индивидуальный облик. Знание индивидуальных особенностей — это не простое перечисление присущих ученику черт. Для успешной работы с детьми, наряду со знаниями их особенностей, следует вскрывать природу, самую сущность этих особенностей. Допустим, учитель выявил наличие негативизма (сопротивления внешним воздействиям) у подростка. И чтобы помочь ребенку избавиться от этой отрицательной черты, необходимо знать причину ее появления. Так, негативизм может быть проявлением протеста против ошибок воспитания в семье, против бестактного поступка учителя, может быть защитной реакцией на непосильное поручение, данное воспитателем, может быть маскировкой своей обиды на несправедливость и т.п. Только вскрыв истинную причину той или иной негативной черты личности ученика, мы сможем оказать ему помощь. А для этого нужно целенаправленное изучение и обобщение фактов по развитию личности ребенка. Необходимость специального изучения особенностей детей диктуется также и тем, что постоянные, часто едва заметные изменения, происходящие в личности ребенка, не всегда можно легко обнаружить без систематической фиксации фактов и причин, их вызывающих. Без диагностики учитель бессилен помочь ребенку. 1.2. Принципы диагностики личности Комплексная диагностика поведения основывается на принципах. Целостность, т.е. учет поведения школьника во взаимосвязи с его личностными качествами и конкретными условиями. В поведении все связано и взаимообусловлено. Если мы выхватываем отдельные, пусть даже очень важные, как нам кажется, характеристики без учета особенностей психологического развития, это мало что даст. Естественность, т.е. строгое соблюдение правила наблюдения. Наблюдения только в реальных, естественных условиях и так, чтобы он об этом не догадывался. Это не тайное подглядывание, а необходимое условие для изучения личности. Объективность как главное требование к диагностическим выводам. Никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах учитель не должен приписывать ребенку того, чего не было, чего он не видел сам, в чем не уверен. Пусть анализ учителя будет «с белыми пятнами» — хуже, если в нем появится сомнительная или неправильная информация. В этом случае по результатам будут предприниматься неверные коррекционные действия. Выявление «зоны ближайшего развития». Диагностика должна выявлять не только наличный, актуальный уровень развития, а проводиться с учетом потенциальных возможностей. Иногда первое впечатление об ученике сохраняется на многие годы, несмотря на большие, в том числе и коренные, изменения в убеждениях и поведении воспитанника. А.С.Макаренко отмечал: «Вы должны проектировать больше, чем кажется для глаза...Педагог в своем деле должен брать далеко вперед». Диагностирование должно быть проникнуто педагогическим оптимизмом. Суть его лучше всего сформулирована в высказывании С.А.Рубинштейна: «Добиться успехов в борьбе с дурными и слабыми сторонами человека можно вернее всего, нащупав его сильные стороны — те силы, которые при надлежащем их направлении могут быть обращены на благую цель. За озорными выходками нередко стоят избыточные силы, которым не сумели вовремя дать надлежащее применение. На знании одних недостатков и слабостей ничего не построишь. Поэтому воспитание, которое видит только их одних, их лишь подчеркивает, бесперспективное дело. Кто хочет исправить недостатки человека, должен искать его достоинства, хотя бы потенциальные, те его свойства, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключенных в нем сил. На них надо опираться в борьбе с недостатками человека. Вступая в борьбу с недостатками человека, надо искать союзников в нем самом». Оценка результатов диагностики психологического развития того или иного ученика проявляется не путем сравнивания этих результатов с какими-либо нормами или средними величинами, а, главным образом, путем сопоставления их с результатами предыдущих диагностических проверок того же ученика с целью выявления характера и величины его продвижения в развитии. Оцениваются усилия самого ученика в спорте или учебной деятельности и самовоспитании. При этом необходимо не только изучать историю развития личности школьника, но и понять, в каком направлении развивается, увидеть, что отмирает. Ведь совсем не безразлично выявить, развиваются или отмирают такие черты, как грубость или самокритичность. Чтобы обеспечить «чистоту» диагностирования, т.е. собрать доброкачественные факты, учитель и тренер должны владеть методами исследования и изучения личности. 1.3. Методы изучения личности Для изучения личности применяются разнообразные методы, основными из них являются наблюдение и эксперимент. Метод наблюдения применяется с давних времен. И сам термин «наблюдение» употребляется в различных значениях. Житейский смысл его заключается в непрерывной связи человека с окружающей действительностью, умении ориентироваться в изменяющихся условиях. Научное наблюдение как метод исследования должно соответствовать требованиям: а) четкой целевой установке (что и где наблюдать); б) плановости и систематичности наблюдения (для этого составляется специальная программа наблюдения); в) фиксации наблюдения фактов (ведение дневников). В зависимости от задач изучения личности наблюдение может быть сплошным и выборочным. В первом случае фиксируются или как бы фотографируются все наблюдаемые проявления человека, во втором — регистрируются только те факты, которые относятся jc изучаемому узкому вопросу. Наблюдение может быть открытым и скрытым. Ценность и объективность материалов наблюдения зависит от того, насколько естественным был педагогический процесс, поведение учащихся. Открытое наблюдение протекает в условиях осознания учащимися факта, что за ними ведется наблюдение. Педагогическая ситуация в классе становится несколько иной, если учащиеся знают, что присутствующий посторонний ведет за ними наблюдение. Учащиеся при этом ведут себя несколько иначе и самочувствие у них иное, особенно у тех, кто не безразличен к оценке его поведения. При скрытом наблюдении учащиеся не знают, что за ними ведется наблюдение (это возможно с применением технических средств), состояние скованности, подконтрольности снимается, проявляется реалистическая, естественная картина поведения учащихся. Применение названного метода требует от учителя умения вести наблюдение, т.е. быстро, четко и объективно фиксировать то, что подлежит изучению. Наблюдение дает ценный материал лишь тогда, когда оно ведется последовательно, систематично. Организуя наблюдение, учитель должен выбрать адекватную социальную ситуацию, различные виды деятельности, где изучаемое качественно может проявиться наиболее ярко. К основным методам изучения личности относится эксперимент или специально организованный опыт. Эксперимент как метод исследования имеет ряд преимуществ: 1. Исследователь не должен выжидать, пока у школьника появится исследуемое явление, он создает условия и сам вызывает его проявление. Так, например, желая изучить влияние похвалы на волевое усилие ребенка, учитель организует опыт так, чтобы включить, когда он считает нужным, похвалу как подкрепление действий ребенка. 2. При эксперименте учитель может многократно повторить свои опыты, проверяя полученные результаты. Особенно важно, что можно видоизменять ряд условий и, таким образом, увидеть их влияние на изучаемые явления. Так, если взять вышеизложенный пример, то можно изучить влияние похвалы, объявленной наедине и в присутствии коллектива, на активность ребенка. Наибольшее применение в педагогической деятельности имеет психолого-педагогический эксперимент, который позволяет совмещать изучение воспитанника с его обучением или воспитанием. Изучить хорошо какое-нибудь явление учитель и тренер могут лишь тогда, когда сами активно воздействуют на него, изменяют его, преобразуют. Например, если перед учителем стоит задача изучить условия возникновения ранних форм коллективистических отношений у детей, он не может ограничиться лишь наблюдениями за отношениями между детьми одной выбранной группы. Чтобы вскрыть природу, причины коллективистических отношений, учителю необходимо так организовать жизнь детей, чтобы создавались изучаемые отношения, формировались полезные привычки, создавались возможности для проявления инициативы, положительных отношений детей друг к другу. Модернизируя процесс воспитания или обучения, учитель может выявить влияние этого изменения на изучаемую сторону личности учащегося. Такой психолого-педагогический эксперимент активно воздействует на отдельного учащегося или на целый класс, или целую команду, или на отдельного спортсмена. Тесты — короткие стандартизированные задания, позволяющие выявить степень развития у воспитуемого различных психических процессов или качеств. Тесты позволяют организовать повторное и вариативное, т.е. сравнительное, изучение личности в разное время и в разных условиях. Определенность и краткость метода тестов дает возможность быстро собрать количественный материал, статистическая обработка которого позволяет получить данные высокой степени достоверности. Проводить тестирование может любой учитель и тренер, т.к. оно не требует сложного оборудования и специальной длительной подготовки. Беседа — это метод исследования, плановый, целенаправленный разговор учителя с учащимся, с помощью которого можно выяснить мотивы поведения детей, интересы и духовные запросы, мечты, идеалы, его отношение к товарищам, к самому себе и другие особенности. Беседа будет методом исследования в том случае, если она соответствует определенным требованиям: - наличие цели (что предполагается выяснить путем беседы), наличие плана беседы (последовательность вопросов); - непринужденность беседы, доверительное отношение ученика к учителю, задаваемые вопросы должны быть максимально естественны и нестандартны, они не должны навязывать готовое мнение ученику, а давать ему возможность проявить свою самостоятельность. Очень важно в ходе беседы соблюдать педагогический такт. В психолого-педагогических исследованиях все более широкое применение находит анкетирование. Этот метод незаменим, когда предметом изучения является общественное мнение, эстетические, моральные и другие оценки, отношения людей друг к другу, к событиям, к видам деятельности. Используя этот метод, можно получить материал, характеризующий не только отдельного человека, но большую группу людей. Метод изучения продуктов деятельности (сочинений, изложений, контрольных работ, различного рода поделок, рисунков, заметок в газету и др.) позволяет раскрыть такие психологические особенности людей, как умения и навыки, отношение к делу, иногда уровень способностей и объем знаний. По ходу решения сложной задачи, требующей творческого подхода, можно судить о сообразительности и уровне развития мышления ученика. При изучении личности следует пользоваться сочетанием различных методов, при этом собранные материалы дополняют друг друга и дают возможность объективно оценивать воспитуемого. При использовании любого метода прежде всего выявляются качественные характеристики проявления личности. При проведении качественного анализа особое внимание следует обратить на вновь зарождающиеся или развивающиеся проявления, т.к. это позволяет установить не только то, что характерно сейчас для воспитуемого, но и предвидеть перспективы его психического развития. Однако объективность результатов исследования требует не только описания и качественной характеристики изучаемого психического явления. Важно доказать типичность найденного качества, а это можно сделать на основании количественной обработки материалов исследования (количественный анализ). Для количественного анализа в акмеологии, как и в других науках, широко применяются методы математической обработки материала: вычисление процентных «соотношений, среднего арифметического, методы вариационной статистики, которые позволяют установить среднее количественное значение показателей, степень разнообразия и расхождения данных, наличие или отсутствие связи между рядами психологических явлений, надежность и достоверность результатов исследования. Контрольные вопросы /. Что понимается под педагогическим диагнозом? 2. Перечислите принципы диагностики личности. 3. Назовите методы изучения личности. Тема 2. Характеристика индивидуальных проявлений личности Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что для обеспечения высококвалифицированного личностно-ориентированного воспитания необходимо учитывать как природную основу (инстинкты), так и прижизненные образования (самооценка, морально-волевая сфера). 2.1. Адаптивность человека и его инстинкты Судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности — врожденной и приобретенной способности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Есть высоко-, средне- и низко адаптивные люди. Врожденные основы адаптивности — это инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, врожденные задатки интеллекта и способностей, внешние данные и физическое состояние организма. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни. Адаптированность — уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения — удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Адаптивность человека обеспечивается эволюционно отобранными целесообразными врожденными особенностями его натуры. Первой составляющей натуры человека, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты. Инстинкты — фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и к другим, включающая в себя индивидуальный стиль адаптации и первичную специализацию человека. Генетическая программа развития индивида гармонична. Доминирующему инстинкту соответствуют определенный темперамент, конституция тела, лево- или правополушарное доминирование, преимущественная выраженность того или иного профиля интеллекта. Согласно концепции В.И.Гарбузова, можно выделить семь инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства. Обычно в норме у человека один или несколько инстинктов доминируют, остальные же выражены слабее, но полноценно влияют на личностные тенденции. Однако в силу определенных биологических и соци
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|