Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод «обнаженной агрессии»




Педагог намеренно предоставляет враждующим возможность выразить свою неприязнь друг другу. На людях это следует делать исключительно в замаскированном виде: можно «столкнуть» парт­неров конфликта в спортивном состязании, в диспуте, в игре.

Прямая форма «обнажения агрессии» реализуется таким спосо­бом: тренер побуждает партнеров конфликта ссориться в его присут­ствии и достаточно длительное время не пресекает ссоры.

Как правило, при третьем лице она не достигает таких крайностей, чтобы пришлось в буквальном смысле слова разнимать враждующих.

Таковы основные методы прямого и косвенного угашения межличностных конфликтов. Следует особо подчеркнуть, что вышеопи­санные методы уместны лишь на фоне общей учебной или спортив­ной активности. В атмосфере безделья и безответственности «игры в психологию» не только не устраняют конфликтов, но и могут даже способствовать их нарастанию и углублению.

Контрольные вопросы

1. Понятие конфликта.

2. Причины конфликтов.

3. Прямые методы погашения конфликтов.

4. Косвенные методы погашения конфликтов.

Тема 8.

Искусство спора

В «Словаре современного русского литературного языка» зафик­сировано несколько значений и оттенков значений слова «спор»:

1. Словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. Борьба мнений (обычно в печати) по различ­ным вопросам науки, литературы, политики и т.п.; полемика. Раз­ногласия, ссора, препирательство. Противоречие, несогласие.

2. Взаимное притязание на владение, обладание чем-либо, раз­решаемое судом.

3. Поединок, битва, единоборство (преимущественно в поэти­ческой речи). Состязание, соперничество.

В современной научной, методической, справочной литературе слово спор служит для обозначения процесса обмена противополож­ными мнениями. Однако единого определения данного понятия нет.

В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы к слову спор. На это указы­вают толковые словари русского литературного языка и словари си­нонимов. В научных исследованиях, в публицистических и художе­ственных произведениях эти слова нередко служат и наименования­ми отдельных разновидностей спора.

Например, дискуссией (лат. discussio — исследование, рассмотре­ние, разбор) называют такой публичный спор, целью которого явля­ется выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявле­ние истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Слово диспут тоже пришло к нам из латинского языка (disputare -рассуждать) и первоначально означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово диспут не употребляется. Этим словом называ­ют публичный спор на научную и общественно важную тему.

Другой характер носит полемика — это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противобор­ство сторон, идей и речей. Исходя из этого полемику можно опреде­лить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Из данного определения следует, что полемика отличается от дис­куссии, диспута именно своей целевой направленностью. Участники дискуссии, диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину.

Цель полемики иная: надо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию. Однако следует иметь в виду, что подлинно научная полемика ведется не просто ради побе­ды как таковой. Опираясь на принципиальные позиции, полемисты решают социально значимые вопросы, их выступления направлены против всего, что мешает эффективному общественному развитию.

Полемика—это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убеди­тельными и неоспоримыми доводами, научными аргументами. Полеми­ка особенно необходима, когда вырабатываются новые взгляды, отстаива­ются общечеловеческие ценности, права человека, складывается обще­ственное мнение. Она служит воспитанию активной гражданской позиции.

Слово дебаты французского происхождения (debats — споры, пре­ния). Прения — русское слово, зафиксированное в лексиконе XVII века. Толковый словарь определяет эти слова так: дебаты — прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры; прения - обсуждение ка­кого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам.

Дебаттами, прениями, как правило, именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т.п.

Существуют разные виды споров. В научной и методической ли­тературе делаются попытки систематизировать их. В качестве основа­ний берутся самые различные признаки. Однако единая классифика­ция споров на сегодняшний день отсутствует. К основным факторам, влияющим на характер спора и его особенности, относятся:

• цель спора,

• социальная значимость предмета спора,

• количество участников,

• форма проведения спора.

Рассмотрим, какие виды споров можно выделить в зависимости от этих факторов.

8.1. Цель спора

Известно, что люди, вступая в спор, преследуют далеко не оди­наковые цели, руководствуются разными мотивами. По цели разли­чают следующие виды спора.

• Спор из-за истины. Спор может служить средством для поиска истины, для проверки какой-либо мысли, идеи, для ее обоснования Чтобы найти правильное решение, полемисты сопоставляют самые разные точки зрения на ту или иную проблему. Они защищают ка­кую-либо мысль от нападений, чтобы узнать, какие могут быть возра­жения против этой мысли, или, напротив, нападают на положение высказанное оппонентом, чтобы выяснить, какие есть аргументы в его пользу. В таком споре тщательно подбираются и анализируются до­воды, взвешенно оцениваются позиции и взгляды противоположной стороны, то есть, по существу, ведется совместное расследование ис­тины. Конечно, такой спор возможен только между компетентными людьми, знающими данную проблему,-заинтересованными в ее реше­нии. Как подчеркивал русский философ и логик, профессор С.И.Поварнин, который в начале XX века активно разрабатывал теорию спо­ра, «это высшая форма спора, самая благородная и самая прекрасная». Кроме несомненной пользы, спор ради истины приобретает характер особой красоты, он может доставить настоящее наслаждение и удов­летворение участникам спора, стать для них поистине «умственным пиром». Да это и понятно. Расширяются знания о предмете спора, появляется уверенность и возможности выяснения борьбы, человек чувствует себя возвышеннее и лучше. И даже если приходится отсту­пать, сдавать позиции, отказываться от защищаемой мысли, то не­приятное ощущение от поражения отступает на задний план.

• Для убеждения кого-либо — при этом выделяются два важных момента. Спорящий убеждает противника в том, в чем сам глубоко убежден. Но порой он уверяет и потому, что так «надо» подолгу служ­бы, в силу каких-либо обстоятельств и т.п. Сам же он вовсе не верит в истину того, что защищает, или в ложность того, на что нападает.

• Для победы, причем полемисты добиваются ее по разным мо­тивам. Одни считают, что отстаивают правое дело, защищают обще­ственные интересы. Они убеждены в своей правоте и до конца оста­ются на принципиальных позициях. Другим победа нужна для само­утверждения. Поэтому им очень важны успех в споре, высокая оценка окружающих, признание своих интеллектуальных способностей, ораторских данных, слава непобедимого полемиста. Третьи просто любят побеждать. Им хочется победы поэффектнее. В приемах и сред­ствах для одержания победы они не стесняются.

• Спор ради спора — это своего рода «искусство для искусства», «спорт». Для таких спорщиков безразлично, о чем спорить, с кем спо­рить, зачем спорить. Им важно блеснуть красноречием, доказать, что белое - черное, а черное - белое. Если вы будете отрицать какое-либо положение, они обязательно начнут его защищать. Подобных полемистов можно нередко встретить среди молодежи.

Приведенная классификация видов спора по цели носит в опре­деленной мере условный характер. В жизни их не всегда удается чет­ко разграничить. Так, добиваясь победы в споре, полемист стремит­ся убедить оппонента в правильности своей позиции. А убеждение противника в чем-либо способствует поиску истины, уточнению выдвинутых положений, принятию более правильных решений.

8.2. Социальная значимость проблемы

Предметом спора бывают вопросы, отражающие общечеловечес­кие интересы. К ним, в частности, относятся проблемы экологии, выживания человечества, сохранения мира на Земле и др.

В процессе спора могут затрагиваться национальные интересы, интересы определенных социальных слоев общества. Нередко при­ходится отстаивать групповые интересы, например, людей определен­ной профессии, коллективов отдельных предприятий, учреждений, ведомств, представителей неформальных объединений и т.п. В споре защищаются семейные, а также личные интересы полемистов.

В конкретном публичном споре эти интересы обычно взаимо­связаны и взаимообусловлены, тесно переплетаются. Важно пони­мать социальную значимость предмета спора, чтобы в ходе обсужде­ния не палить из пушек по воробьям, не растрачивать свои силы и энергию на решение вопросов несущественных, имеющих второсте­пенное, третьестепенное значение.

8.3. Количество участников

На специфику спора влияет количество лиц, принимающих уча­стие в обсуждении проблемных вопросов. По этому признаку можно выделить три основные группы:

спор-монолог (человек спорит сам с собой, это так называемый

внутренний спор);

спор-диалог (полемизируют два лица); спор-полилог (ведется несколькими или многими лицами). В свою очередь, спор-полилог может быть массовым (все при­сутствующие участвуют в споре) и групповым (спорный вопрос ре­шает выделенная группа лиц в присутствии всех участников). Вести спор-полилог, безусловно, трудно. Между тем он может иметь боль­шое значение при решении важных вопросов общественно-полити­ческой, духовной, научной жизни. Чем больше знающих людей при­нимают участие в таком споре, тем результативнее он будет.

Есть слушатели — нет слушателей

Споры могут происходить при слушателях и без слушателей. Присутствие слушателей, даже если они не выражают своего отно­шения к спору, действует на спорящих. Победа при слушателях при­носит большее удовлетворение, льстит самолюбию, а поражение ста­новится более досадным и неприятным. Поэтому участники спора при слушателях обязательно учитывают присутствующих, их реак­цию, тщательно отбирают необходимые аргументы, чаще проявля­ют упорство во мнениях, порой излишнюю горячность.

В общественной жизни нередко приходится встречаться и со спором для слушателей. Спор ведется не для того, чтобы выяснить истину, убе­дить друг друга, а чтобы привлечь внимание к проблеме, произвести на слушателей определенное впечатление, повлиять необходимым образом.

8.4. Форма проведения спора

На процесс спора накладывает свой отпечаток и форма ведения борьбы мнений. Споры могут быть устными и письменными (печат­ными). Устная форма предполагает непосредственное общение конк­ретных лиц друг с другом, письменная (печатная) форма - опосредо­ванное общение. Устные споры, как правило, ограничены во времени и замкнуты в пространстве: они ведутся на занятиях, конференциях, заседаниях, различного рода мероприятиях и т.д. Письменные (печат­ные) формы более продолжительны во времени, чем устные, так как связь между полемизирующими сторонами опосредованная.

В устном споре, особенно если он ведется при слушателях, важ­ную роль играют внешние и психологические моменты. Большое значение имеет манера уверенно держаться, быстрота реакции, жи­вость мышления, остроумие. Робкий, застенчивый человек обычно проигрывает по сравнению с самоуверенным противником. Поэто­му письменный спор бывает более пригоден для выяснения истины, чем устный. Однако у него есть свои недостатки. Он иногда тянется слишком долго, в течение нескольких лет. Читатели, да и сами учас­тники спора, успевают забыть отдельные положения и выводы, не имеют возможности восстановить их в памяти.

 

8 .5. Споры организованные и неорганизованные

Организованные споры планируются, готовятся, проводятся под руководством специалистов. Полемисты имеют возможность зара­нее познакомиться с предметом спора, определить свою позицию, подобрать необходимые аргументы, продумать ответы на возможные возражения оппонентов. Но спор может возникнуть и стихийно. Та­кое нередко случается в учебном процессе, на собраниях и заседани­ях, в бытовом общении. Неорганизованные, стихийные споры, как правило, менее продуктивны. В подобных спорах выступления участников бывают недостаточно аргументированными, порой приводятся случайные доводы, звучат не совсем зрелые высказывания. Успех спора, его конструктивный характер, плодотворность в решении вопросов в значительной степени зависят от состава поле­мистов. Важное значение имеют уровень их культуры, эрудиция, ком­петентность, жизненный опыт, владение полемическими навыками и умениями, знание правил публичного спора.

Итак, мы рассмотрели, что такое спор, и познакомились с теми видами публичного спора, с которыми часто приходится сталкиваться в различных жизненных обстоятельствах. Предложенная классифи­кация позволит вам точнее определить, с каким именно видом спора вы имеете дело в конкретной ситуации, и поможет выбрать более правильную тактику поведения.

8.6. Культура спора

Эффективность спора зависит от культуры спора, которая свя­зана с выполнением следующих требований:

• Всякий спор будет успешным лишь в том случае, если чётко выделен его предмет. Предмет спора - это те положения, заключе­ния, которые подлежат обсуждению путём обмена различных точек зрения, сопоставления разных мнений. Предмет спора должен сразу же обозначаться полемизирующими сторонами. Нередко он уточня­ется в ходе самой дискуссии, а порой может появиться и во время об­суждения какой-либо проблемы. Во время разговора спор может пе­реходить с одного предмета на другой. Важно, чтобы спорщики каж­дый раз ясно представляли себе, что же является предметом спора.

• Не потерять предмет спора - не упускать из виду главных по­ложений, из-за которых ведётся спор, не терять предмета спора и в пылу полемических рассуждений.

• Определённость позиций, взглядов участников спора. При этом общность исходных позиций понимается не как единая точка зрения по обсуждаемым проблемам. Мнения участников спора могут быть разными, но должна быть общая цель, стремление найти правильное решение, желание разобраться в спорном вопросе и добиться истины

• Умение правильно оперировать в споре понятиями и термина­ми. Прежде всего необходимо уметь выделить основные, опорные понятия, связанные с предметом спора, тщательно отобрать терми­ны, необходимые для обсуждения выдвинутой проблемы. Не следу­ет перегружать спор научной терминологией.

Чтобы все участники дискуссии, полемики одинаково понимали употребляемые слова, целесообразно в начале спора уточнить значение основных терминов, договориться о содержании понятий, необходимых для рассмотрения проблемы, или, по крайней мере, оговорить различ­ный смысл, который каждый из участников вкладывает в одни и те же слова, обозначающие понятия. Важность соблюдения этого непремен­ного условия становится особенно очевидной, если учесть, что в языке многие слова многозначны, имеют не одно, а несколько значений.

• Поведение полемистов, их манера дискутировать имеют боль­шое значение и, конечно, влияют на успех обсуждения. Знание и понимание особенностей манеры спорить, умение вовремя уловить изменения в поведении своих оппонентов, понять, чем они вызва­ны, позволяют лучше ориентироваться в споре и находить более пра­вильные решения, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определить тактику в споре. Поведение в споре зависит от следующих факторов:

Оттого, с каким противником приходится иметь дело. Если пе­ред нами сильный противник, то есть человек компетентный, хоро­шо знающий предмет разговора, уверенный в себе, пользующийся уважением и авторитетом, логично рассуждающий, владеющий по­лемическими навыками и умениями, то мы более собраны, напря­жены, стараемся освободить его от излишних разъяснений, больше готовы к обороне. Со слабым противником, недостаточно глубоко разбирающимся в предмете обсуждения, нерешительным, застенчи­вым, не имеющим опыта в спорах, мы ведём себя по-иному: нередко требуем пояснений и дополнительных доводов, чтобы убедиться, не случайно ли он оказался прав, ставим под сомнение его высказыва­ния, и чувствуем в себе больше уверенности, независимости, реши­тельности. Интересно спорить с противником, который равен тебе по уму, знаниям и образованию.

На поведение спорящих влияет и то, есть ли свидетели или нет, jcro наблюдает за спором, кто является свидетелем их победы или поражения. Поэтому в присутствии одних спорящие ведут себя бо­лее сдержанно, корректно, с другими они раскованны и свободны, на третьих просто не обращают внимания. Нередко поведение спор­щиков меняется в зависимости от реакции присутствующих.

Поведение полемистов во многом определяется их индивидуаль­ными особенностями, свойствами темперамента, чертами характера, а также национальными и культурными традициями народа, страны.

• Уважительное отношение к оппоненту. Относитесь с уважени­ем к взглядам и убеждениям своего оппонента. Если вы не согласны с его точкой зрения, решительно опровергайте её, приводите аргу­менты в защиту своей позиции, но не унижайте достоинства вашего противника, не оскорбляйте его резкими словами, не прибегайте к грубости. Говорите в спокойном и дружеском тоне.

• Сохраняйте выдержку и самообладание. Не следует горячиться по пустякам. Помните, что в возбуждённом состоянии сложнее вер­но оценить возникшую ситуацию, подобрать веские доводы.

Контрольные вопросы

/. Перечислить цели спора.

2. Социальная значимость спора.

3. Культура спора.

ВЫВОД

Общение присутствует во всех видах человеческой деятельнос­ти. Но есть такие виды труда, где оно из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию карди­нальную, профессионально значимую. Иначе говоря, общение выс­тупает не как форма обыденного человеческого взаимодействия, а как категория функциональная. Именно функциональным и профес­сионально значимым является общение в педагогической деятель­ности. Оно выступает как инструмент воздействия, и обычные усло­вия и функции общения получают дополнительную «нагрузку», по­скольку из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.

Раздел III. КОМПЛЕКСНАЯ

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Тема 1.

Основы изучения личности в процессе воспитания

1.1. Понятие педагогического диагноза

Любая деятельность человека требует глубокого знания того предмета, с которым он имеет дело. Тем более этого требует такая сложная деятельность, как воспитание, направленное на формиро­вание душевных качеств ученика, его личности. Знание учащихся -единственная основа для индивидуального подхода к ним. Приме­нение принципа индивидуального подхода к ребенку, переход к личностно-ориентированному воспитанию коренным образом улучша­ют учебно-воспитательный процесс.

Индивидуальный подход — это умение применять общие зако­номерности педагогики и психологии в конкретной педагогической ситуации, где воспитанник как объект воспитательного воздействия выступает в своей неповторимой индивидуальности. Именно поэто­му в педагогике не может быть стандартов, готовых рецептов на все случаи жизни и процесс воспитания становится искусством, успех его зависит от той уникальной педагогической способности, кото­рую называют педагогическим диагнозом.

Психологические исследования показали, что даже дети с оди­наковой структурой мотивов, с одинаковой направленностью лич­ности очень не похожи друг на друга. Каждый из них представляет собой неповторимую индивидуальность. Благодаря специфическим для данного ребенка внешним и внутренним условиям развития, осо­бенностям личной биографии и жизненному опыту у ребенка фор­мируются индивидуальные, только ему свойственные особенности самооценки и уровня притязаний. В соотношении между его потреб­ностями и возможностями формируются склонности и интересы, формы поведения и переживания и т.п., а также то особое сочетание всех сторон личности, которое и создает ее индивидуальный облик.

Знание индивидуальных особенностей — это не простое пере­числение присущих ученику черт. Для успешной работы с детьми, наряду со знаниями их особенностей, следует вскрывать природу, самую сущность этих особенностей. Допустим, учитель выявил на­личие негативизма (сопротивления внешним воздействиям) у под­ростка. И чтобы помочь ребенку избавиться от этой отрицательной черты, необходимо знать причину ее появления. Так, негативизм может быть проявлением протеста против ошибок воспитания в се­мье, против бестактного поступка учителя, может быть защитной реакцией на непосильное поручение, данное воспитателем, может быть маскировкой своей обиды на несправедливость и т.п. Только вскрыв истинную причину той или иной негативной черты личнос­ти ученика, мы сможем оказать ему помощь. А для этого нужно це­ленаправленное изучение и обобщение фактов по развитию личнос­ти ребенка.

Необходимость специального изучения особенностей детей дик­туется также и тем, что постоянные, часто едва заметные изменения, происходящие в личности ребенка, не всегда можно легко обнару­жить без систематической фиксации фактов и причин, их вызываю­щих. Без диагностики учитель бессилен помочь ребенку.

1.2. Принципы диагностики личности

Комплексная диагностика поведения основывается на принципах.

Целостность, т.е. учет поведения школьника во взаимосвязи с его личностными качествами и конкретными условиями. В поведе­нии все связано и взаимообусловлено. Если мы выхватываем отдель­ные, пусть даже очень важные, как нам кажется, характеристики без учета особенностей психологического развития, это мало что даст.

Естественность, т.е. строгое соблюдение правила наблюдения. Наблюдения только в реальных, естественных условиях и так, чтобы он об этом не догадывался. Это не тайное подглядывание, а необхо­димое условие для изучения личности.

Объективность как главное требование к диагностическим вы­водам. Никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах учитель не дол­жен приписывать ребенку того, чего не было, чего он не видел сам, в чем не уверен. Пусть анализ учителя будет «с белыми пятнами» — хуже, если в нем появится сомнительная или неправильная информация. В этом случае по результатам будут предприниматься неверные коррекционные действия.

Выявление «зоны ближайшего развития». Диагностика должна выявлять не только наличный, актуальный уровень развития, а про­водиться с учетом потенциальных возможностей. Иногда первое впе­чатление об ученике сохраняется на многие годы, несмотря на боль­шие, в том числе и коренные, изменения в убеждениях и поведении воспитанника. А.С.Макаренко отмечал: «Вы должны проектировать больше, чем кажется для глаза...Педагог в своем деле должен брать далеко вперед».

Диагностирование должно быть проникнуто педагогическим оптимизмом. Суть его лучше всего сформулирована в высказывании С.А.Рубинштейна: «Добиться успехов в борьбе с дурными и слабы­ми сторонами человека можно вернее всего, нащупав его сильные стороны — те силы, которые при надлежащем их направлении могут быть обращены на благую цель. За озорными выходками нередко сто­ят избыточные силы, которым не сумели вовремя дать надлежащее применение. На знании одних недостатков и слабостей ничего не построишь. Поэтому воспитание, которое видит только их одних, их лишь подчеркивает, бесперспективное дело. Кто хочет исправить недостатки человека, должен искать его достоинства, хотя бы потен­циальные, те его свойства, которые могут быть обращены в достоин­ства при надлежащем направлении заключенных в нем сил. На них надо опираться в борьбе с недостатками человека. Вступая в борьбу с недостатками человека, надо искать союзников в нем самом».

Оценка результатов диагностики психологического развития того или иного ученика проявляется не путем сравнивания этих ре­зультатов с какими-либо нормами или средними величинами, а, глав­ным образом, путем сопоставления их с результатами предыдущих диагностических проверок того же ученика с целью выявления харак­тера и величины его продвижения в развитии. Оцениваются усилия самого ученика в спорте или учебной деятельности и самовоспитании. При этом необходимо не только изучать историю развития личности школьника, но и понять, в каком направлении развивается, увидеть, что отмирает. Ведь совсем не безразлично выявить, развиваются или отмирают такие черты, как грубость или самокритичность.

Чтобы обеспечить «чистоту» диагностирования, т.е. собрать доб­рокачественные факты, учитель и тренер должны владеть методами исследования и изучения личности.

1.3. Методы изучения личности

Для изучения личности применяются разнообразные методы, основными из них являются наблюдение и эксперимент.

Метод наблюдения применяется с давних времен. И сам термин «наблюдение» употребляется в различных значениях. Житейский смысл его заключается в непрерывной связи человека с окружаю­щей действительностью, умении ориентироваться в изменяющих­ся условиях.

Научное наблюдение как метод исследования должно соответ­ствовать требованиям: а) четкой целевой установке (что и где наблю­дать); б) плановости и систематичности наблюдения (для этого со­ставляется специальная программа наблюдения); в) фиксации на­блюдения фактов (ведение дневников).

В зависимости от задач изучения личности наблюдение может быть сплошным и выборочным. В первом случае фиксируются или как бы фотографируются все наблюдаемые проявления человека, во втором — регистрируются только те факты, которые относятся jc изу­чаемому узкому вопросу.

Наблюдение может быть открытым и скрытым. Ценность и объективность материалов наблюдения зависит от того, насколь­ко естественным был педагогический процесс, поведение уча­щихся.

Открытое наблюдение протекает в условиях осознания учащи­мися факта, что за ними ведется наблюдение. Педагогическая ситуа­ция в классе становится несколько иной, если учащиеся знают, что присутствующий посторонний ведет за ними наблюдение. Учащие­ся при этом ведут себя несколько иначе и самочувствие у них иное, особенно у тех, кто не безразличен к оценке его поведения.

При скрытом наблюдении учащиеся не знают, что за ними ве­дется наблюдение (это возможно с применением технических средств), состояние скованности, подконтрольности снимается, про­является реалистическая, естественная картина поведения учащих­ся. Применение названного метода требует от учителя умения вести наблюдение, т.е. быстро, четко и объективно фиксировать то, что подлежит изучению. Наблюдение дает ценный материал лишь тог­да, когда оно ведется последовательно, систематично.

Организуя наблюдение, учитель должен выбрать адекватную социальную ситуацию, различные виды деятельности, где изучаемое качественно может проявиться наиболее ярко.

К основным методам изучения личности относится эксперимент или специально организованный опыт. Эксперимент как метод ис­следования имеет ряд преимуществ:

1. Исследователь не должен выжидать, пока у школьника по­явится исследуемое явление, он создает условия и сам вызывает его проявление. Так, например, желая изучить влияние похвалы на во­левое усилие ребенка, учитель организует опыт так, чтобы вклю­чить, когда он считает нужным, похвалу как подкрепление действий ребенка.

2. При эксперименте учитель может многократно повторить свои опыты, проверяя полученные результаты. Особенно важно, что мож­но видоизменять ряд условий и, таким образом, увидеть их влияние на изучаемые явления. Так, если взять вышеизложенный пример, то можно изучить влияние похвалы, объявленной наедине и в присут­ствии коллектива, на активность ребенка.

Наибольшее применение в педагогической деятельности имеет психолого-педагогический эксперимент, который позволяет совме­щать изучение воспитанника с его обучением или воспитанием. Изу­чить хорошо какое-нибудь явление учитель и тренер могут лишь тог­да, когда сами активно воздействуют на него, изменяют его, преоб­разуют. Например, если перед учителем стоит задача изучить условия возникновения ранних форм коллективистических отношений у де­тей, он не может ограничиться лишь наблюдениями за отношения­ми между детьми одной выбранной группы. Чтобы вскрыть приро­ду, причины коллективистических отношений, учителю необходи­мо так организовать жизнь детей, чтобы создавались изучаемые отношения, формировались полезные привычки, создавались воз­можности для проявления инициативы, положительных отношений детей друг к другу.

Модернизируя процесс воспитания или обучения, учитель мо­жет выявить влияние этого изменения на изучаемую сторону лично­сти учащегося. Такой психолого-педагогический эксперимент актив­но воздействует на отдельного учащегося или на целый класс, или целую команду, или на отдельного спортсмена.

Тесты — короткие стандартизированные задания, позволяющие выявить степень развития у воспитуемого различных психических процессов или качеств. Тесты позволяют организовать повторное и вариативное, т.е. сравнительное, изучение личности в разное время и в разных условиях. Определенность и краткость метода тестов дает возможность быстро собрать количественный материал, статистическая обработка которого позволяет получить данные высокой степе­ни достоверности.

Проводить тестирование может любой учитель и тренер, т.к. оно не требует сложного оборудования и специальной длительной под­готовки.

Беседа — это метод исследования, плановый, целенаправленный разговор учителя с учащимся, с помощью которого можно выяснить мотивы поведения детей, интересы и духовные запросы, мечты, иде­алы, его отношение к товарищам, к самому себе и другие особенно­сти.

Беседа будет методом исследования в том случае, если она соот­ветствует определенным требованиям:

- наличие цели (что предполагается выяснить путем беседы), на­личие плана беседы (последовательность вопросов);

- непринужденность беседы, доверительное отношение ученика к учителю, задаваемые вопросы должны быть максимально ес­тественны и нестандартны, они не должны навязывать готовое мнение ученику, а давать ему возможность проявить свою са­мостоятельность. Очень важно в ходе беседы соблюдать педаго­гический такт.

В психолого-педагогических исследованиях все более широкое применение находит анкетирование. Этот метод незаменим, когда предметом изучения является общественное мнение, эстетические, моральные и другие оценки, отношения людей друг к другу, к собы­тиям, к видам деятельности. Используя этот метод, можно получить материал, характеризующий не только отдельного человека, но боль­шую группу людей.

Метод изучения продуктов деятельности (сочинений, изложений, контрольных работ, различного рода поделок, рисунков, заметок в газету и др.) позволяет раскрыть такие психологические особеннос­ти людей, как умения и навыки, отношение к делу, иногда уровень способностей и объем знаний. По ходу решения сложной задачи, требующей творческого подхода, можно судить о сообразительнос­ти и уровне развития мышления ученика.

При изучении личности следует пользоваться сочетанием раз­личных методов, при этом собранные материалы дополняют друг друга и дают возможность объективно оценивать воспитуемого. При использовании любого метода прежде всего выявляются качествен­ные характеристики проявления личности.

При проведении качественного анализа особое внимание сле­дует обратить на вновь зарождающиеся или развивающиеся про­явления, т.к. это позволяет установить не только то, что характер­но сейчас для воспитуемого, но и предвидеть перспективы его пси­хического развития. Однако объективность результатов исследо­вания требует не только описания и качественной характеристи­ки изучаемого психического явления. Важно доказать типичность найденного качества, а это можно сделать на основании количе­ственной обработки материалов исследования (количественный анализ).

Для количественного анализа в акмеологии, как и в других на­уках, широко применяются методы математической обработки ма­териала: вычисление процентных «соотношений, среднего арифме­тического, методы вариационной статистики, которые позволяют установить среднее количественное значение показателей, степень разнообразия и расхождения данных, наличие или отсутствие связи между рядами психологических явлений, надежность и достовер­ность результатов исследования.

Контрольные вопросы

/. Что понимается под педагогическим диагнозом?

2. Перечислите принципы диагностики личности.

3. Назовите методы изучения личности.

Тема 2.

Характеристика индивидуальных проявлений личности

Психолого-педагогические исследования последних десятиле­тий показали, что для обеспечения высококвалифицированного личностно-ориентированного воспитания необходимо учитывать как природную основу (инстинкты), так и прижизненные образования (самооценка, морально-волевая сфера).

2.1. Адаптивность человека и его инстинкты

Судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивнос­ти — врожденной и приобретенной способности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Есть высоко-, сред­не- и низко адаптивные люди. Врожденные основы адаптивности — это инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, врожденные за­датки интеллекта и способностей, внешние данные и физическое со­стояние организма. Уровень адаптивности повышается или понижает­ся под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни.

Адаптированность — уровень фактического приспособления чело­века, уровень его социального статуса и самоощущения — удовлетворен­ности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Адаптивность человека обеспечивается эволюционно отобранными целесообразными врожденными особенностями его натуры. Первой составляющей нату­ры человека, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты.

Инстинкты — фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и к другим, включающая в себя индивидуальный стиль адап­тации и первичную специализацию человека. Генетическая програм­ма развития индивида гармонична. Доминирующему инстинкту со­ответствуют определенный темперамент, конституция тела, лево- или правополушарное доминирование, преимущественная выражен­ность того или иного профиля интеллекта.

Согласно концепции В.И.Гарбузова, можно выделить семь ин­стинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства. Обычно в норме у человека один или несколько инстинктов доми­нируют, остальные же выражены слабее, но полноценно влияют на личностные тенденции. Однако в силу определенных биологических и соци

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...