Понятие «педагогическая техника»
В секретах успеха учителей-мастеров обнаруживается отточенность приемов педагогического воздействия, искусная постановка и решение самых разнообразных практических задач. Важная роль здесь принадлежит специальным умениям: мобилизации учащихся на интенсивную познавательную деятельность, умению ставить вопросы, общаться с коллективом и отдельной личностью, вести наблюдения, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движением. Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому что Знает, что у вас в душе, а потому что видит вас, слушает вас», — гово рил А.С.Макаренко. Педагогическая техника как раз и способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения. Мастерство педагога — в синтезе духовной культуры и педагогически целесообразной внешней выразительности. Педагогическая наука отводит педагогической технике служебную роль и не сводит к ней сущность педагогического мастерства Но нельзя бросаться и в другую крайность. Не пренебрежение техникой, а овладение ею превращает педагогическую технику в тонкий инструмент решения важных педагогических задач, стоящих перед учителем. В понятие «педагогическая техника» принято включать следующие группы компонентов. Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением. Владение своим организмом (мимика, пантомимика); управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия); социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).
Вторая группа компонентов педагогической техники, связанная с умением воздействовать на личность и коллектив, раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения. Дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения, технологические приемы предъявления требований, управление педагогическим общением, организация коллективных творческих дел составляют основу данной группы компонентов. Знаете ли вы, как выглядит ваше лицо в минуту радости, гнева, разочарования, удивления, скуки, огорчения? Это совсем не мелочи! Умение говорить правильно и выразительно, умение жестом, мимикой, взглядом выразить свои чувства и отношение, умение управлять своим психическим состоянием, видеть себя со стороны в значительной мере определяет успешность педагогического общения. Если учитель владеет педагогической техникой, то сумеет наиболее полно раскрыть, выразить все богатство своей личности в той мере, конечно, в какой он этим богатством обладает. Если же педагог не владеет этими умениями, то даже то хорошее и ценное, что есть в учителе, будет скрыто от учеников, он не способен ни увлечь интересным делом, ни воздействовать личным примером. п Внешний вид педагога Что же видят и слышат чаще всего учащиеся? Гораздо чаще, w нам хотелось бы думать: внешний облик учителя, тренера, который не всегда удовлетворяет самый непритязательный вкус; плохую осанку, некрасивую походку, невыразительный взгляд, нелепые жесты, плохую дикцию, монотонность, однообразие интонаций, то глухой и еле слышный, то громкий и пронзительный голос Первое, что воспринимает ученик, спортсмен — это информация, идущая от внешнего вида и манеры поведения учителя, тренера, т.е. «имиджа» педагога. Имидж в переводе с английского означает «образ», который включает: одежду, мимику, походку, осанку, жесты, манеры, голос человека. Имидж — это визуальная привлекательность личности, без которой не достичь крупных успехов в любой деятельности, тем более педагогической.
Действие фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества педагога переоцениваются или недооцениваются воспитанниками. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и переоценивать многие его личностные характеристики. Внешний вид учителя, безусловно, создает рабочее или нерабочее настроение на уроке, облегчает или затрудняет общение с ребятами, способствует или препятствует взаимопониманию. Костюм учителя воспринимается школьниками и как показатель уважительного или пренебрежительного отношения к ним. Учащимся импонирует, если они чувствуют, что учитель и внешне готовился к встрече с ними. Ребят возмущает небрежность туалета, ибо они склоны расценивать это как проявление неуважительного отношения к себе. «Костюм учителя должен быть и скромным, и красивым, чтобы учитель был не центром обозрения, а центром внимания», — заявил нам °Дин из девятиклассников. И прическа, и костюм, и украшения в одежде учителя всегда Должны быть подчинены решению педагогической задачи — эффективному воздействию на формирование личности воспитанника. Имея право на украшение в одежде, на косметику, учитель во всем должен соблюдать чувство меры и понимание остановки.
Мимика Мимика — искусство выражать свои мысли, чувства, настроение, состояние движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению. Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот, неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач. Конечно, выражение лица должно соответствовать характеру речи, отношений. Лицо, как и весь внешний облик, выражает уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение, безразличие, заинтересованность, возмущение — десятки вариантов. Широкий диапазон чувств выражает улыбка, свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе человека. Выразительные детали мимики — брови, глаза. Поднятые брови выражают удивление, сдвинутые — сосредоточенность, неподвижные — спокойствие и равнодушие, находящиеся в движении — восторг.
Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок — эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Наиболее выразительны на лице человека глаза. «Пустые глаза — зеркало пустой души» (К.С.Станиславский). Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, уметь пользоваться выразительным взглядом, стремиться избегать чрезмерной динамичности лицевых мускулов и глаз («бегающих глаз»), а также и безжизненной статичности («каменное» лицо). Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся. Глаза играют особую роль во внешности человека. Они пере' дают точные и открытые сигналы в зависимости от отношения к другому человеку и настроения в данный момент. Глаза мрачнющие, гневные, острые, сияющие. Глаза отражают внутреннее состояние и переживания человека. У них особое предназначение. Гамзатов говорит о глазах так: Глаза у нас намного выше ног. В том смысл я вижу и особый знак. Мы все сотворены, чтоб каждый мог Все осмотреть пред тем, как сделать шаг. Взгляд — есть прямое общение, информация, которую можно прочесть. Взгляд как проявление негативных качеств человека: насмешливости, злорадства, зависти, подозрительности, недружелюбия, и как проявление доброты, теплоты и восторженности. Выразительность взгляда — отражение духовности человека.
Прочитайте стихотворение Н.Заболоцкого, возможно, оно заставит вас задуматься о том, какое лицо избрать для себя. Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица — подобие жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие — как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Но малую хижину знал я когда-то Была неказиста она, небогата, Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня. Что бы вы хотели изменить в своем лице? Эстетическая выразительность учителя сказывается и в собранности, сдержанности в движениях, в скупом, оправданном жесте, в осанке и в походке. Учителю противопоказаны гримасничанье, суетливость, неестественность жестов, вялость. Даже в том, как вы войдёте к детям, как посмотрите, как поздороваетесь, как отодвинете стул, как пройдете по залу — во всех этих «мелочах» сила вашего влияния на ребенка. Во всех ваших движениях, жестах, взгляде дети должны чувствовать сдержанную силу, очень большую уверенность в себе. Именно такой — спокойный, приветливый, уверенный — вы наиболее выразительны как человек, именно такой вы наиболее сильный как воспитатель.
Пантомимика Пантомимика — это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Посмотрим на учителя, вдохновенно объясняющего урок. Как органически слиты у него движения голо, вы, шеи, рук, всего корпуса! Красивая, выразительная осанка учителя физической культуры выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности педагога в своих силах, знаниях В то же время сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе. Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед строем учащихся на уроке. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек. Не следует покачиваться взад-вперед, переминаться с ноги на ногу, вертеть в руках посторонние предметы (свисток, ключи), почесывать голову, потирать нос, дергать себя за ухо, опираться о стену спортивного зала. Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестикуляция. Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они нежелательны, но встречаются часто. Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства. Например, говоря: «Будьте добры», мы поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху, чуть подавая ее, от себя.
Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить дистанцию — это создает эффект доверия. Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание класса. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям. Техника речи Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно 1/4-1/2 части учебного времени. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя. Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная интонация, громкая патетика в задушевной беседе воспринимаются как фальшь и вызывает недоверие к учителю. Некоторые считают, что и голос, и его тембр — только природный дар человека. Но современная экспериментальная физиология утверждает, что качество голоса можно коренным образом улучшить. История также свидетельствует о разительных последствиях самоусовершенствования человека в данном направлении. Вероятно, все слышали о Демосфене и о том, как он, преодолев свои физические недостатки, стал выдающимся политическим оратором Древней Греции. Таким же образом готовил себя к публичным выступлениям и двадцатилетний Владимир Маяковский, который, набирая в рот камешки, произносил речи на берегу шумной реки Риони. Сегодня разработана система упражнений по технике речи, которая, опираясь, главным образом, на опыт театральной педагогики и представляет собой комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, позволяет учителю донести до ученика все богатство содержания своего слова. Дыхание Дыхание выполняет физиологическую функцию — обеспечивает жизнедеятельность организма. Но одновременно оно выступает и энергетической базой речи. Речевое дыхание называется фонационным (от греческого phono — звук). В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, особенно когда учителю приходится говорить длительное время, объясняя материал, читая лекцию, нетренированное дыхание дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка. Различают четыре типа дыхания в зависимости от того, какие мышцы принимают участие в дыхательном процессе. Верхнее дыхание совершается мышцами, поднимающими и опускающими плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое, Поверхностное дыхание, активно работают лишь верхушки легких. Грудное дыхание осуществляется межреберными мышцами. Изменяется поперечный объем грудной клетки. Диафрагма малополезна, поэтому выдох недостаточно энергичен. Диафрагмальное дыхание осуществляется за счет изменения продольного объема грудной клетки вследствие сокращения диафрагмы (при этом наблюдается сокращение межреберных дыхательных мышц, но очень незначительное). Диафрагмально-реберное дыхание осуществляется за счет изменения объема в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания. 4.8. Голос Среди учителей встречаются люди, у которых голос поставлен самой природой, но эти случаи нечасты. Да и хороший голос при отсутствии специальной тренировки с годами деградирует, портится, изнашивается. И все же можно сказать, что каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, гибким, звучным. Что необходимо для голоса педагога? Прежде всего — это сила звука. Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата. Чем больше давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука. Важное условие слышимости голоса — полетность. Этим термином специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость, что особенно важно для учителя физической культуры. Существенное значение имеют гибкость, подвижность голоса, умение легко изменять его, подчиняясь содержанию, слушателям. Подвижность голоса, прежде всего, касается его изменений по высоте. Высота — тональный уровень голоса. Человеческий голос может свободно изменяться по высоте в пределах примерно двух октав, хотя в обычной речи мы обходимся тремя-пятью нотами. Диапазон — объем голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона голоса ведет к появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие, усыпляет. Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. Тембр — окраска звука, яркость, а также его мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков более высокой, чем в основном тоне, частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее, сочнее звуковая палитра человеческого голоса. Голос является основным инструментом в деятельности педагога поэтому необходимо бережное к нему отношение. Перенапряжение голосового аппарата, вызывающее нарушение голоса, обусловленотем, что около50% рабочего времени педагог говорит, причем во время урока громче обычного. Повышение интенсивности голоса вязано с необходимостью перекрывать шум голосов класса, который в среднем составляет 55-72 децибела, а интенсивность здорового голоса находится в пределах 65-74 децибелов. Перенапряжение связано и с неумелым пользованием голосовым аппаратом. Часто это можно констатировать буквально с первых слов приветствия, произнесенных после выдоха на так называемом остаточном воздухе, когда речь строится без достаточной дыхательной опоры. Если выдох укорочен, учитель чаще дышит, вдыхает ртом неувлажненный и неочищенный воздух, который сушит и раздражает слизистую оболочку гортани и глотки, что ведет к хроническим катарам. Чтобы предупредить развитие профессиональных заболеваний, важно заниматься гигиеной голоса, соблюдать определенные условия работы в школе. После окончания рабочего дня педагог должен в течение 2-3 часов избегать продолжительных разговоров. При необходимости речь должна быть более тихой, фразы короче (лаконичнее). Рекомендуем следующие полезные советы: - монотонная речь утомляет мышцы голосового аппарата, так как при такой речи функционирует только одна группа мышц. Чем более выразительна речь, тем она здоровее; вдыхание меловой пыли вредно, поэтому тряпка для доски всегда должна быть влажной; - в холодные дни нельзя быстро ходить после голосовой работы, так как при интенсивных движениях дыхание учащается, становится более глубоким и больше холодного воздуха попадает в дыхательные пути. 4-9. Дикция Для учителя физической культуры четкость произношения — профессиональная необходимость, способствующая правильному Неприятию его речи. Дикция — это ясность и четкость в произношении слов, слогов и звуков. Дикция зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, заднюю стенку глотки (зев), голосовые связки, нижнюю челюсть. Недостатки произношения: картавость, сюсюканье, шепелявость, вялость или неясность речи — следствие невнимания к речи ребенка дома и в школе. Частый дефект дикции — скороговорка, когда слова как бы наскакивают друг на друга. Невнятной речь бывает из-за звучания «сквозь зубы», съедания конечной согласной или звуков внутри слова. Некоторым свойственно нечеткое произношение свистящих и шипящих согласных из-за неподвижной верхней и вялой нижней губы. Совершенствование дикции связано, прежде всего, с отработкой артикуляции — движения органов речи. Этому служит специальная артикуляционная гимнастика, которая включает, во-первых, упражнения для разминки речевого аппарата и, во-вторых, упражнения для правильной отработки артикуляции каждого гласного и согласного звука. Полезные советы по исправлению некоторых дефектов речи можно найти в пособии по выразительному чтению. Так, сюсюканье бывает, если человек очень сильно прижимает язык к внутренней стороне верхних зубов или кладет его на зубы. Для устранения надо учиться прятать язык за зубы. Звук «с» произносится при несжатых зубах: язык лежит внизу, едва касаясь нижних зубов. Полезны упражнения со спичкой в зубах. Есть и несложные упражнения по ликвидации шепелявости, картавости, вялости голоса, гнусавости. Естественно, быстро исчезнуть неправильные навыки, которые уже укоренились в речи, не смогут. Необходимо терпение и регулярная тренировка. Ритмика Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, слогов, а также пауз в сочетании с ритмической организованностью, размеренностью речи составляют ее темпоритм. Это очень важный элемент речи, так как «интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателя» (К.С.Станиславский). Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания его речи и ситуации общения. Оптимальный темп речи русских составляет около 120 слов в минуту (англичан — от 120 Д° 150). Но, как показывают экспериментальные данные, в V-VI классах учителю лучше говорить не более 60, а в X - 75 слов в минуту-Длительность звучания отдельных слов зависит не только от их длины, но и от значимости их в данном контексте. «Пустое слово сыплется как горох из решета, насыщенное слово поворачивается медленно, точно шар, наполненный ртутью» (К.С.Станиславский). Чем важнее слово, текст, тем медленнее речь. Трудную часть материала учитель излагает замедленным темпом, дальше можно говорить быстрее. Обязательно замедляется речь, когда нужно сформулировать тот или иной вывод — определение, правило, принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения учащихся. Чем более возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить учителю. Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться паузами, логическими и психологическими. Без логических пауз — речь безграмотна, без психологических — безжизненна. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку, понижение внимания и интереса. Академик И.П.Павлов называл скуку «сном с открытыми глазами». Речь учителя должна привлекать своей естественностью, разговорным мелодичным рисунком и в отличие от обычной беседы, быть контрастнее, выразительнее. Для развития интонационного богатства речи учителю могут помочь специальные упражнения. Итак, после объективной оценки своих речевых данных надо приступить к регулярным занятиям: установить дыхание, отрабатывать дикцию, темпоритм, укреплять голосовые связки. Голос учителя должен быть ярким, сочным, звучным, четким, привлекать внимание, звать к мышлению, к действию, а не убаюкивать. Однако если деятельность педагога не одухотворена гражданскими чувствами, то, как бы блестяще он ни владел техникой, его поведение, речь будут ничем иным, как фальшью, мнимой приподнятостью. 4-11. Управление эмоциональным состоянием Публичный характер общения начинающего педагога с классом, как правило, вызывает у него «мышечные зажимы», чувства неуверенности, страха, скованности. Деятельность под пристальным взглядом учителей, детей, родителей, т.е. действие «на виду», отражается стройности мыслей учителя, состоянии его голосового аппарата, физическом самочувствии (ноги деревенеют, руки, как палки), психическом состоянии (страшно быть смешным, казаться неумелым). Всё это требует знания и умения осуществлять психофизическую настройку на предстоящее занятие, управлять своим эмоциональным состоянием во время общения. Следует осмыслить полезные советы В.А.Сухомлинского о вое. питании душевного равновесия: не допускать прорастания угрюмости, преувеличения чужих пороков; обращаться к юмору; быть оптимистом, доброжелательным. Условия для развития этих качеств такие: глубокое осознание социальной роли своей профессии, развитое чувство долга, педагогическая зоркость, эмоциональная отзывчивость, а также стремление к самоанализу и адекватной самооценке. Все эти приемы психофизической саморегуляции связаны с формированием направленности личности в целом, ее установок ценностных ориентации, так как без изменений в этой сфере все последующие приемы будут малоэффективны. Контрольные вопросы ■ /. Назвать типичные ошибки в работе начинающего учителя. 2. Дать понятие педагогической техники. 3. Раскрыть значимость компонентов педагогической техники. Тема 5. речь учителя Внушающая сила слова Ораторское искусство достигло высокого уровня еще в древнем мире: Египте, Ассиро-Вавилонии, Индии, Китае. Известно, что жрецы были искусными ораторами. Однако Древняя Греция признается родиной красноречия, здесь начала складываться его теория. Риторика считалась даже «царицей искусств» — настолько сильно было ее влияние на решение государственных дел, настолько эффективно она воздействовала на чувства и умы людей. К V веку до н.э., когда вполне сложилась культура ораторской речи, стало очевидным, что задача оратора троякая: - разъяснить (что-то); - побуждать (к определенному мышлению, решению, а тем более действию); - доставлять слушателям удовольствие. Причем «услаждение слушателей» свежей и смелой мыслью и благородными чувствами, например, добра и справедливости, гражданского долга и патриотизма, считалось особенно важной задачей оратора. Греческие риторы мастерски владели правилами и формами устной речи, законами логики, особенно суждений и доказательств. Такие ораторы, как Георгий, Исей, Эсхил, Филократ и особенно Демосфен, умели внушить свои мысли и чувства массе людей, нередко побуждая их к практическим действиям. Все сказанное указывает на необходимость целенаправленного Развития ораторского искусства. Работа это сложная и многогранная. Еще Марк Туллий Цицерон отмечал: «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и страданий». В России вопросам красноречия уделяли внимание М.Ломоносов, Н.Кошанский. М.Спиранский в «Правилах высшего красноречия» отмечает: «...красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий». Надо ли доказывать, какое исключительное значение имеет живое слово, особенно для педагога, чья обязанность понимать и воздействовать. Только человека природа одарила способностью говорить. И дар этот естественен для нас, как воздух, потому-то мы часто о не совсем не думаем. Между тем слово, речь — это могущественная сила способная вознести человека к вершинам счастья и ввергнуть его пучину отчаяния, подарить ему радость и принести горе. Слово может поддержать, утешить, вселить уверенность, сделать приятное. Но оц0 может оскорбить, заронить подозрение, запятнать, ранить и убить. Учитывая это, В.А.Сухомлинский указывал, что «множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой имеет своим источником неумение учителя говорить с учениками» Значение речевого общения для педагога очень велико и имеет теоретическое и практическое значение, т.к. раскрывает умение убедить, переубедить, умение научить правильной речи. Внушающую силу слова ярко демонстрируют разные писатели и поэты в своих произведениях. < «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести» — отмечает Вадим Шевнер. Бразильский писатель Фигейредо в своей басне «Эзоп» наиболее широко раскрывает все стороны речи человека: «Древнегреческий философ Ксанф, угощая начальника стражи Афин Агнотоса, приказал своему рабу принести самое лучшее блюдо. Эзоп подал язык. На вопрос, почему Эзоп считает язык лучшим блюдом, он ответил: . - Язык — это то, что нас объединяет, когда мы говорим. Без языка мы не могли бы передать наши мысли. Язык — ключ науки, орудие правды и разума. Язык помогает созидать города. Языком выражается любовь. Языком учат, убеждают и наставляют. Языком молятся, разъясняют, поют. Языком описывают, восхваляют, доказывают и утверждают. Языком мы произносим священное слово «мать». Это языком мы говорим «да». Это языком приказывают войскам победить. После этого философ приказал своему рабу принести с рынка самое худшее блюдо. И Эзоп снова принёс язык. И на вопрос Ксан-фа «Почему?». Эзоп ответил: — Язык — это самое скверное, что есть в мире. Это источник всех интриг, начало всех дрязг и виновник всех споров. Прибегают к языку бесталанные поэты, утомляющие нас на площади, и философы, не умеющие мыслить. Язык лжёт, скрытничает, сквернословит, выражает трусость, клянчит, осыпает проклятиями, лебезит, уничтожает, клевещет, предаёт, соблазняет, совращает. Языком мы говорим «умри», «каналья», «подлец». Языком мы говорим «нет». Вот почему нет ничего хуже языка!» Внущающая сила слова должна использоваться и в педагогическом процессе, в частности, в воспитательных целях. Область знаний, К°М пая занимается изучением внушения в процессе обучения, называется дидактогенией. Особенности устной речи Есть два способа выражения мыслей — устный и письменный. Они взаимосвязаны и, несомненно, помогают друг другу. Но вместе тем разве мы не наблюдаем иногда, как человек, умеющий писать дельно и правильным литературным языком, теряется при устном выступлении, не может связно и вразумительно сказать несколько слов? И наоборот, немало есть людей, которые удачно выступают публично но оказываются беспомощными в попытках передать те же самые мысли в письменной форме. Поскольку для учителя и тренера важнейшим элементом профессионального мастерства является устная речь, необходимо рассмотреть некоторые особенности. Устное слово — это, прежде всего, слово живое, выразительное. Устная речь отличается от письменной тем, что она обладает специфическим арсеналом средств для передачи мыслей и чувств. Слово в устной речи почти всегда в той или иной степени сопровождается интонацией, мимикой и жестикуляцией. Монотонная речь, совершенно лишенная этих дополнительных средств выразительности, наблюдается очень редко, например, при чтении документов на суде, когда требуется абсолютная объективность изложения, отсутствие какой бы то ни было оценки материала. Жесты, мимика, интонация выполняют очень важную функцию: через них говорящий по преимуществу передает свое отношение к предмету речи, через них иногда он сообщает слушателям то, что не поддается передаче одним только словом, то, что специалисты по сценическому искусству называют «подтекстом», или речевой интонацией. Итак, первое отличие устной речи от письменной — это эмоциональный подтекст, интонация. Интонация позволяет нам полней и ярче высказаться наряду со словом, помимо слова, иногда вопреки слову. Интонацией управляют: тон, тембр, темп и течение речи. «Тон делает музыку», — гласит французская поговорка. Иногда вся суть дела заключается в тоне, каким произносится фраза и даже вся речь. В звучании речи обычно отражается внутреннее состояние говорящего в момент произнесения им речи. Обогащенная правдиво и естественной речевой интонацией, устная речь убеждает и увлекает сильней. Качественные оттенки устной речи безграничны: грустный, радостный, гордый, приниженный, презрительный, добрые злой, гневный, восторженный и т.д. Общий тон ведения занятия предполагает эмоциональный пафос, психологический настрой, проявляющийся в речевой выразительности изложения материала, в удачной жестикуляции преподавателя, отражающей состояние его внутренней активности. Общий тон преподнесения учебного материала определяют одновременно несколько факторов: 1. Каждому конкретному содержанию оптимально соответствует определенный тон. Наблюдаемые при этом недостатки: - содержание материала имеет яркий, конкретно-образный характер, а тон изложения сухой, неэмоциональный, либо наоборот, абстрактно-теоретический материал предполагает спокойное течение мысли, преподаватель же излагает его в повышенно-эмоциональных тонах. Школьники обычно чувствуют такие несоответствия, реагируют на них отрицательно. 2. Отношение самого преподавателя к содержанию учебного материала, его внутренняя позиция. Это может быть отношение проникновенности, безразличия, искренней заинтересованности и страстности, что обязательно придает изложению тот или иной тональный оттенок. Наблюдаемые недостатки: - излагаемые факты или события объективно обусловливают их высокую положительную оценку, а отношение преподавателя к ним негативное. Следствием этого бывают «заниженный» тон изложения и ослабление контакта с классом. 3. Система приемов, умений, средств, которыми владеет преподаватель для выражения создавшейся и собственной позиции (сюда относится, например, голосовая экспрессия). Наблюдаемые недостатки- - слабый голос, не соответствующий содержанию, которое должно быть подано более сильно; - речевая монотонность, тогда как содержание обусловливает необходимость различных голосовых интонаций; - подчеркнутое™, выпуклость формы изложения, воспринимаемые школьниками как ложный пафос. 4. Личность преподавателя в целом, его характер, темперамент* совокупность идейно-нравственных форм, которые своеобразно окрашивают изложение, придавая ему уважительный, серьезный или, р^05орот, иронический тон. Наблюдаемые недостатки: . преподавателю порой свойственны такие качества, которые обусловливают явно ошибочный «менторский» по отношению к классу тон. В таком случае реакция школьников почти всегда отрицательная и, следовательно, контакт неглубок и неустойчив. Тембр — индивидуальная звуковая окраска голоса. Голос — это платье нашей речи, а платье может быть к лицу и не к лицу, мало и узко или излишне длинно и широко, так и голос бывает нечетким, резким, горловым, неприятным. Тембр голоса — явление прирожденное, но это не означает, что им нельзя управлять. Голос проходит определенную школу развития и формирования. К сожалению, для многих эта школа ограничивается подражанием в детские годы, а между тем, существуют специальные, очень простые и эффективные упражнения для развития голоса (считывание звуков, произнесение скороговорок, чтение стихотворных строк с конкретным чередованием громкости и быстроты произнесения каждой отдельной строки). Многим учителям трудно судить объективно об особенностях своего голоса. Так, приходится сталкиваться с педагогами, говорящими в классной комнате или спортивном зале настолько тихо, что учащиеся с большим трудом разбирают сказанное или вовсе ничего не слышат. В зале, где учащиеся не слышат слов преподавателя, возникает вопросительное переглядывание и недоуменный шум. Если на эти недостатки указать учителям, то выясняется, что они, как правило, не осознают всей серьезности положения. И напрасно. Проверить уровень громкости своего голоса несложно. Достаточно спросить в строю школьников, все ли отчетливо слышат то, что говорит он. В отдельных случаях учитель непременно понижает голос, надеясь тем самым заставить учащихся слушать его внимательнее. Однако такой прием нежелателен, так как внимание учащихся должно быть сосредоточено на предмете объяснения, а не на голосе учителя. Иногда педагог ведет урок так, что его голос гремит на весь зал, что тоже очень утомительно. Существуют некоторые общие рекомендации: " во время произнесения речи поза учителя должна быть свободной, не затрудняющей дыхания; - в небольшой аудитории лучше стремиться к «домашней», естественной интонации, «беречь тишину», усиливая голос только в необходимых случаях; - в большой аудитории (спортивный зал) необходимо говорить громко, но также следить за тем, чтобы оставалась возможность для увеличения диапазона громкости. Не начинать сразу 0ч громко и вообще предельную силу своего голоса использовать в самых крайних случаях; - выработать свой произносительный стиль, т.е. «петь своим голосом»; - зная о недостатках своего голоса — повышенной громкости ил наоборот, слабости его, следует сознательно регулировать громкость, тренировать гибкость голоса, стремиться к снижении неприятного эффекта. Эксперименты и специальные исследования показали, что процесс восприятия речи происходит не только через слуховой канал но и через наши произносительные органы. Когда мы воспринимаем речь, то одновременно с говорящим как бы «микропроизносим» ее, вторим во внутренней речи или во внутреннем пении говорящему или поющему, производя мышечные сокращения, микродвижения синхронно с тем, кого воспринимаем. Психологами речи замечена интересная закономерность: если певец поет с н
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|