Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интеллигентный, умный человек




Рассмотрим на примере:

1) на работу он приходит раньше других. Что-то подготовит, а затем оставит время для светской беседы. И когда соберется больше слушателей, начинает задавать вопросы: «А вы читали?», «А вы виде­ли?», «А вы слышали?».

Причем он наверняка знает, что никто этого не читал и не видел и не слышал. Мы же наверняка говорим: «И что же там?». Он расска­зывает — и это есть его чувство превосходства над нами.

Мы сидим на юбилее нашего коллеги и снова слышим: «А вы читали? Да как же, в последнем номере иностранного журнала об этом случае рассказывается очень подробно!».

И мы с удовольствием слушаем его и говорим друг другу: «По­слушай, какой интересный человек, знает столько интересных ве­щей». И вслух говорим: «И когда вы только успеваете за всем сле­дить!». И он доволен, он проявляет свое превосходство. Мы же не в обиде, он не подчеркивает своего превосходства, а просто делится новинками, причем в не обидной для нас форме;

2) проявление превосходства на работе. Человек третьего жиз­ненного сценария работает так чтобы окружающие и руководство видели, что он работает больше других. Он действительно везет и не один воз, а два, три, так, чтобы коллеги и начальство оценили. И если даже он немного капризен и задирист и он нам не очень нравится, мы вынуждены на каждом совещании отмечать, что Сидоров самый добросовестный, прекрасный работник. А мы иногда удивляемся: «Зачем ему это нужно, ну куда он везет?». Но в этом проявление его превосходства над другими и он иначе не может, даже не имея до­полнительной платы.

Менее интеллигентный человек

Человек много работает, но постоянно заботится, чтобы другие это заметили. «Я здесь один работаю, если бы меня не было, вся ра­бота провалилась бы, все на мне держится». И постоянно тычет нас носом, что мы не так хорошо работаем, не упускает возможности подчеркнуть это. И когда подводится итог, мы уже не скажем, что Сидоров хороший человек. Работает он хорошо, но очень неприят­ный, дрянной человек.

Человек ничем не одарен, ни усердием, ни талантом Он не может своей работой проявить свое превосходство. Он не работает, чтобы все заметили его превосходство, это он понима­ет. И он начинает проявлять его морально. Причем это не так уж и трудно. Он находит момент, затевает с нами разговор на какую-то тему. Поговорив с нами 2-3 минуты, он выражает несогласие с на­шей точкой зрения. Причем говорит нам что-то обидное, провоци­руя нас на грубость. Мы не выдерживаем и начинаем на него нападать и даже обзываем его дураком. Как он ведет себя? Он обиделся? - нет. Он добился того, чего хотел, он заставил нас унизиться. Он посмат­ривает кругом, он хороший, никого не оскорбил: «Что я сказал пло­хого - ничего. Подумаешь, не согласился с их точкой зрения, а они на меня напали!». Как правило, в этом проявляется его превосход­ство.

Как ведет себя педагог с данным уровнем. Если педагог не мо­жет почувствовать превосходство над своими коллегами, он начина­ет проявлять его по отношению к учащимся. Делает он это неосоз­нанно. Например, при опросе задает вопрос, чтобы ученики не смог­ли ответить (может быть очень сложный материал или заумный вопрос). Дети не могут ответить, ставит двойки. Вот отличник под­нял руку, но тоже не ответил. И тогда всплеск негодования: «Вот та­кие вы все! Я для вас стараюсь, все для вас делаю, а вы даже элемен­тарного не знаете! И за что только вас родители балуют, покупают вам дорогие вещи!». И когда учитель выливает ушат грязи - он удовлетворен, он проявил превосходство. А дети пожимают плечами и, как правило, не хотят выносить подобного издевательства. А ведь это действительно издевательство. Учитель не просто упрекает класс, а обзывает детей: «оболтусы», «дебилы» и т.д.

Ученики начинают искать возможность отомстить. Даже среди хороших учеников растет негодование (подкладывают кнопки, нати­рают доску воском и т.д., идут жаловаться директору, классному руко­водителю). А что же учитель? Вы думаете, что он удручен. Нет! Он мо­жет с полным основанием заявить: «Я вас давно предупреждал, что это гадкий класс». Требует от директора принять меры: «Придите и по­смотрите, какие они плохие!!!». Возникает конфликт, а учитель чув­ствует себя хорошо. Он не удручен, он не чувствует себя виноватым. Его ожидания подтвердились. Он излучает недоброжелательность и

получает ее взамен.

Для людей третьего жизненного сценария свойственна частая смена работы. Он работает среди «плохих» людей. И ищет место с хорошим коллективом, но очень скоро сам провоцирует ссору и «убеждается, что коллектив еще хуже» и снова ищет новый.

Итак, если среди наших близких человек данного жизненного сценария, необходимо помнить о его потребности в превосходстве. Для обеспечения благоприятного психологического климата в семье, нужно помочь человеку почувствовать свое превосходство.

Типичные реакции

Ищет недостатки в других людях. В жизни пишет письма, доно­сы, вызывает комиссии. Считает, что только он видит промахи и не­поладки.

Образ другого человека состоит только из отрицательных черт. Если вы назвали Сидорова, он тотчас перечисляет кучу отрицатель­ных его качеств.

Эти «борцы за правду» очень нас раздражают. Эти женщины, мужчины, бабушки постоянно всех поучают: как нужно себя вести, разговаривать, где стоять на остановке, куда смотреть в очереди. «Меня в очереди обозвали!» — хотя она наверняка спровоцировала сама эту грубость. Они совершенно уверены, что если не будут по­учать, то произойдет завал, крах, люди совсем «распустятся».

На работе у них всегда плохой коллектив, появился новый со­трудник — никчемный человек. «Ко мне на работе придираются, не ценят меня как профессионала».

Расплата. В их жизни вечные конфликты с годами проявляются в еще большей мере. Они могут позволить себе отнестись плохо, совершить дурные поступки по отношению к другим. Да ведь все рав­но они плохие, они это заслужили. В крайнем пределе люди этого сценария — убийцы. «Какая разница если одним больше, одним меньше среди плохих людей». Это, конечно, крайний случай. Но в итоге необходимо отметить, люди третьего сценария - в конечном счете неудачники, т.к. живут среди «волков», какая же радость жить среди «плохих» людей.

Я плохой - И они плохие

Это очень печальный сценарий, т.к. жизнь для него ужасна. Он возникает в семье, где ребенка постоянно «пинают» и физически и морально, где ему каждый день говорят, что он плохой. Чаще всего он появляется, когда ребенка воспитывают по типу «золушки» или «коз­ла отпущения», когда в семье ведутся Негативные разговоры об окру­жающих людях. Их кредо: «Я ничего не стою, и они ничего не стоят».

Жизненная позиция

Жизнь его ужасна. Стоит ли жить вообще! Внутреннее проявление

Чувство безысходности. Самое ужасное, что люди данного жиз­ненного сценария ничего светлого и доброго не видят в жизни, не уважают себя и других.

Внешнее проявление

Постоянная недоброжелательность к другим людям.

Аванс недоверия - «Я встретил человека - наверняка, он плохой». И человек должен подтвердить, что он неплохой, но и доказательство вызывает недовольство. Этим недоверием он вызывает недоброжела­тельность к себе, отрицательную реакцию. На протянутую руку он «пнет, укусит». Ты хочешь показать, что ты хороший. Протянутая рука помощи показывает, что мы хорошие люди, а для него это диском­форт. Каждый хороший поступок он рассматривает как некрасивый, как подвох, какая-то корысть в этом добре. А мы? Ну, раз пошли ему на помощь, другой. А он нас встречает недоброжелательно, и мы гово­рим: «Ну, боге тобой, оставайся со своими проблемами».

Это для него бальзам на душу - он удовлетворен. «Вот видишь! Оказывается и ты плохой». И он удовлетворен, все нормально, не только он плохой, но и другие. Мы же должны простить этих людей, они иначе не могут, таков их жизненный сценарий.

Типичные реакции.

Любой человек, делающий положительное, вызывает у него раз­дражение. Кто-то делает хорошо, ему от этого очень худо.

Расплата. Он настолько худо чувствует себя, что уходит в дру­гую реальность:

- токсикоманию;

- наркоманию;

- алкоголизм.

Лучшим исходом является уход в религию - если не сегодня, то завтра будет что-то хорошее. Иногда они попадают в психбольницу. Не выдерживая реальной жизни, идут на самоубийство - «жизнь так ужасна, не для кого жить».

Воспитывая детей, крайне важно не доводить до формирования четвертого жизненного сценария или поднять их из этого трагично­го сценария.

Итак, знание особенностей формирования и протекания жиз­ненного сценария позволяет:

- понять свой собственный жизненный сценарий: кто мы, что мы? И если нет возможности поправить, то хотя бы не проявлять его отрицательные моменты;

- суметь увидеть жизненный сценарий своих коллег, учесть его в процессе общения, установления контактов;

- определить жизненный сценарий школьников. Помочь ребен­ку перейти в первый жизненный сценарий.

3.3. Проявление самооценки и уровня притязаний личности

Самооценка — оценка личностью самого себя, своих качеств, возможностей и места среди других людей. Самооценка является важ­ным регулятором поведения. От самооценки зависят взаимоотноше­ния человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка вли­яет на эффективность деятельности школьника и дальнейшее раз­витие его личности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение меж­ду притязаниями и реальными возможностями ребенка ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). На практике приходится сталкиваться с двумя видами ошибок.

1. Самая распространенная - заниженная самооценка. Непра­вильное, ущербное представление ребенка о самом себе - «заслуга» преимущественно взрослых: родителей, учителей, которые имеют тенденцию судить о личности ребенка в целом по его отдельным по­ступкам. Например, нечаянный промах (уронил, разбил, не убрал за собой) расценивается так: «растяпа», «размазня», «неряха» и т.д. Весь­ма распространен и такой «педагогический прием»: если ребенка хотят пристыдить за отрицательный поступок, то оперируют срав­нениями: «Вот Петя — вежливый, чистенький, воспитанный! Не чета тебе! Ты всегда, как поросенок!».

Проявления заниженного уровня самооценки у школьников бывают разными.

Одни дети, чувствуя свою «неполноценность», пытаются обра­щать на себя внимание выкриками на уроках, немотивированной дерзостью, демонстративным непослушанием. Этим самым они пы­таются защитить себя, показать, что они не боятся.

Другие не жалеют сил, чтобы1 заслужить симпатии, признание окружающих. Эта потребность «нравиться всем без исключения» не менее, а, пожалуй, более опасна, чем демонстративная грубость. Та­ких детей трудно разгадать, трудно оценить подлинные их побужде­ния.

Третья группа, убедившись в бесплодности своих попыток заво­евать общее признание, такие люди замыкаются в себе, держатся изо­лированно. Между ними и окружающими возникает «смысловой ба­рьер». Трудно, а подчас невозможно достучаться до души такого школьника. Самые искренние порывы педагогов он истолковывает неправильно, все приписывает корыстным или «воспитательным» со­ображениям.

Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен луч­ше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с заниженной самооцен­кой склонны чуть ли не в каждом деле видеть непреодолимые пре­пятствия. У них высокий уровень тревожности, они с трудом при­спосабливаются к условиям школьной жизни.

2. Не менее важна для диагностики завышенная самооценка. Она формируется в результате захваливания, умиления малейшими ус­пехами, воспитанием ребенка по типу «кумир» семьи. Завышенная самооценка очень часто сопровождается высоким уровнем притяза­ний. Завышенный уровень самооценки проявляется:

- в чрезмерной обидчивости;

- обвинении «всех и вся» в своих неудачах;

- когда правильная и справедливая оценка воспринимается ими как необъективная.

Болезненное отношение к неуспеху как следствие переоценки своей личности и неадекватного уровня притязаний вызывает у школьника постоянное эмоциональное перенапряжение. Это иска­жает отношение ученика к учителю, к товарищам, к учению и пре­допределяет формирование нежелательных черт характера, таких как высокомерие, заносчивость и др. Многими психологическими ис­следованиями доказано, что в тех случаях, когда уровень притязаний и уровень самооценки личности не соответствует ее реальным воз­можностям, у школьников возникают неврозы и эффектные состоя­ния.

Наиболее приемлемым является адекватный уровень самооцен­ки. Он формируется при предъявлении справедливых требований и объективной оценке, когда ребенка не захваливают, но верят в него. Необходимо научить ребенка объективной оценке своих возможно­стей, правильно относиться и к успеху, и к неудаче, и к порицанию, и к похвале, не теряя оптимистической жизненной перспективы.

 

 

Контрольные вопросы

1. Понятие жизненного сценария. Критерии оценки.

2. Характеристика жизненных сценариев.

3. Проявление самооценки и уровня притязаний школьника.

Тема 4.

Диагностика морально-волевой сферы

4.1. Диагностика нравственной воспитанности. Основные понятия

Очень важным в современной практике является вопрос объектив­ной оценки моральной воспитанности. Если мы научимся объективно оценивать нравственную воспитанность школьников, то сможем обес­печить индивидуальный подход в процессе формирования личности.

Заслуживает внимания система диагностики уровня моральной воспитанности, предложенная А.В.Зосимовским.

В результате своих исследований он пришел к выводу, что нрав­ственная воспитанность проявляется:

- по содержанию (положительная или отрицательная направлен­ность);

- по устойчивости.

Выделено три степени моральной готовности (положительная направленность) и соответственно противостоящие им степени мо­ральной запущенности (отрицательная направленность).

Первая степень моральной готовности характеризуется преоб­ладанием в структуре личности общественных мотивов, однако они слабы и непрочны. Чтобы учащиеся поступали правильно, необхо­дим постоянный контроль со стороны родителей, учителей.

Вторая степень моральной готовности характеризуется достаточ­но прочными нравственными мотивами. Характерно нравственное поведение в обычных условиях, т.е. типичных жизненных обстоя­тельствах, не осложненных какими-либо сильными внутренними или внешними препятствиями.

Третья степень готовности — это высшая форма нравственной активности и устойчивости личности, проявляющаяся в способнос­ти поступать высоконравственно в любых обстоятельствах жизни, как бы сложны и трудны они ни были. Готовность к подвигу.

Что же касается моральной запущенности, то ее первую степень можно определить так: наметились, но еще не укоренились отрица­тельные мотивы. При отсутствии постоянного контроля школьники с такой направленностью легко совершают разного рода неблаговид­ные действия. Но эти действия не носят серьезного, злонамеренного характера.

Вторая степень запущенности характеризуется довольно устой­чивой отрицательной направленностью. Для нее характерна ярко выраженная особенность — игнорировать нормы общественного по­ведения, уклоняться от общественных дел, не считаться с требова­ниями педагога и коллектива.

Третью, крайнюю степень запущенности отличает особо устой­чивая, прочно укоренившаяся отрицательная устремленность. Она проявляется в злонамеренных, иногда очень грубых аморальных по­ступках.

4. 2. Диагностика нравственной готовности

Основной метод выявления нравственной готовности — наблю­дение за действиями человека в конфликтной ситуации. Установле­но, что именно в таких ситуациях обостряется борьба противополож­ных мотивов, ярче и определеннее всего обнаруживаются основные устремления личности, степень ее моральной устойчивости.

Конфликтные обстоятельства, особенно если они возникают внезапно, вызывают у человека состояние повышенной психичес­кой напряженности, которая резко снижает, а иногда сводит на нет его способность маскировать свои подлинные чувства, мысли, на­мерения.

Даже если какой-либо человек старается скрыть в указанных обстоятельствах свою истинную нравственную позицию, вниматель­ный наблюдатель почти всегда догадается о ней по непроизвольной внешней реакции (реплики, мимика, жесты, выражение глаз и т.п.).

Зосимовский выделяет 3 степени конфликтных ситуаций по ве­личине личной жертвы:

1. Ситуации первой степени сложности требуют от индивида минимальной готовности поступиться по собственной воле личным ради выполнения должного.

Например:

- не посчитаться с усталостью и добровольно помочь коллективу в выполнении какого-либо срочного дела;

- сделать замечание человеку, портящему имущество или нару­шающего нормы общественного поведения;

- подменить плохо почувствовавшего себя товарища.

Такие проблемные ситуации жизнь рождает на каждом шагу. Предполагается, что достаточно 5-6 проверок для уверенного сужде­ния о наличии или отсутствии моральной готовности первой степени.

2. Ситуации второй степени сложности требуют от индивида уже более высокой моральной готовности, а именно готовности добро­вольно пойти ради выполнения должного на довольно серьезное ущемление личного.

Например: взять на себя безвозмездно тяжесть какой-либо хло­потливой общественно необходимой работы, открыто выступить против допущенной кем-либо несправедливости, поступиться в пользу другого лица своим юридическим правом на какую-либо при­вилегию, льготу и т.д.

Подобные ситуации встречаются реже, но учитель всегда имеет возможность разрешить нужную ему ситуацию, не нарушая при этом естественного хода деятельности школьников. Для определения мо­ральной готовности второй степени достаточно 3-4 проверок.

3. Ситуации третьей степени сложности требуют готовности к максимальной личной жертве.

Например: готовность не щадить собственной жизни, если это­го требуют интересы Родины; способности забыть себя, если это мо­жет спасти, выручить из тяжелой беды других. Поведение человека в ситуации третьей степени сложности имеет настолько большую ди­агностическую весомость, что достаточно 1-2 случаев, чтобы гово­рить о высокой степени моральной готовности.

Конечно, ситуации высшего ранга в школьном быту — явление редкое. В отличие от предыдущих ситуаций, их преднамеренно со­здавать нельзя. Но в сознании учителей и школьников они всегда должны вырисовываться как самая сложная нравственная высота, к преодолению которой должен готовить себя каждый.

4.3. Диагностика нравственной запущенности

Школьники, не обнаружившие нравственно положительных устремлений в ситуациях первой, низшей степени сложности, могут быть признаны «педагогически запущенными».

Степень моральной запущенности выявляется с помощью «лест­ницы» педагогических требований, которые адресуются негативно на­правленной личности. Эта методика основывается на том, что чем глуб­же нравственная испорченность человека, тем большей силой и стро­гостью должны отличаться регулирующие его поведение требования.

Различают слабые, средние и сильные формы педагогических требований, которые соответствуют первой, второй и третьей степе­ням педагогической запущенности.

1. Слабые требования (напоминание, просьба, совет, намек) ха­рактеризуются минимальной силой давления на личность — первая ступень условной лестницы требований.

2. Средние формы требований - достаточно категоричные и жесткие (запрещение, угроза, бескомпромиссное общественное осуждение, угроза).

3. Сильные требования отличаются наибольшей категоричнос­тью и строгостью (предупреждение, выговор, исключение из шко­лы).

В процессе педагогического диагностирования сбор объектив­ных данных представляет собой одновременно и глубокий воспита­тельный момент. Например, беседа учителя со школьником, выяс­нение всех обстоятельств события может оказать на последнего силь­ное эмоциональное влияние, серьезно сказаться на образе его мыслей и содержании деятельности.

4.4. Понятие воли. Типы волевых личностей

В жизни мы наблюдаем, как человек учится, отдыхает, занима­ется любимым делом. Мы видим, как длительное время он стремит­ся к намеченной цели, напрягает физические и умственные силы, преодолевает массу преград, сдерживает охватившее его чувство, от­казывается от чего-либо приятного во имя дела, не приносящего со­бой радости и удовлетворения, но диктуемого необходимостью. Во всем этом проявляется воля человека. Развитие волевой регуляции связано, прежде всего, с формированием богатой мотивационно-смысловой сферы, стойкого мировоззрения и убеждений человека, а также способности к волевым усилиям. Исходя из вышесказанного, формирование и диагностика воли имеет важное значение.

В. Леви отмечает, что волю отождествляли с желанием, влече­нием и с прямо противоположной способностью противостоять им, то есть с силой рассудочного решения. Говорили о воле момента — способности к психической мобилизации, и о воле длительного вре­мени, связанной с такими качествами, как целеустремленность, орга­низованность и др.

В современном психологическом словаре дается следующее оп­ределение: воля — регулирующая сторона сознания, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия, по­ступки, требующие преодоления трудностей.

В. Леви выделяет два типа волевых личностей:

1. Люди с преобладанием внешней воли — это, прежде всего, люди действия. В той сфере жизни, которая кажется им важной, они устра­ивают все по-своему, добиваются своего. Именно такие люди обычно импонируют окружающим как волевые натуры, их называют сильны­ми, влиятельными. Однако без глубокого психологического анализа мы не можем сказать, что стоит за этой утверждающей себя волей, за этими победами и преобладаниями. Скрыто ли за этим высокое на­пряжение или все выходит автоматически, непроизвольно, просто в силу привычного, естественного для данной личности поведения.

2. Людей с преобладанием внутренней воли разглядеть гораздо труднее, так как люди, обладающие ею, далеко не всегда вступают в круг деятельности, связанной с активным непосредственным воздей­ствием на окружающих. Скромный, непритязательный человек тихо, незаметно делает свое дело, и никто не знает, что при этом он пере­носит серьезные физические или психические муки. Внутренняя воля проявляется и проверяется действием, но в гораздо более сложных соотношениях и обстоятельствах.

Кроме этого ВЛеви выделяет два уровня сверхволи.

Низкий уровень характеризуется большой напористостью, но недостаточной осознанностью. Например, человек не утруждает себя осмысливанием материала, а просто его зазубривает или вымотает вам душу, чтобы добиться желаемого.

Высокий уровень характеризуется конкретно-разумным, твор­чески-деловым подходом к личному времени. Он характерен для це­леустремленных, высокоорганизованных натур. Если к «сверхвелик» добавляются глубокий ум, такт, дипломатичность, то перед вами «же­лезная рука в бархатной перчатке».

4.5. Безволие. Типы безвольных личностей

В противовес волевым личностям выделяют безвольных и бес­характерных. К ним относят:

- того, кто не в силах противостоять влечениям, соблазнам, легко отклоняется от намеченной цели;

- того, кто слишком легко подчиняется чужой воле в силу трусо­сти, привычной сговорчивости или слабости интеллекта, не по­зволяющей противостоять чужим влияниям.

В.Леви выделяет типы безвольных личностей: 1. Лентяй от слабости желания как такового. Его волевой тонус всегда на нуле. Он и хотел бы хотеть, да не может, и рад бы огорчиться, да не способен испытать огорчение. Ему все до лампочки! Про­хлаждается. Существует. Хроническая спячка, медузообразное рас­текание. Обломов в крайнем его проявлении.

2. Философский лентяй, лентяй от ума и разочарования. Все ничто по сравнению с вечностью, поэтому стоит ли утруждаться? Этот тип в крайнем своем выражении весьма опасен своим полным, бес­просветным равнодушием.

3. Лентяй от неуверенности. Он, быть может, и хочет и даже очень хочет чего-либо добиться, да боится. Боится действия, а поэтому пресе­кает желания. Сидит в своей раковине, мучается, но не высовывается. Если так будет продолжаться дальше, он постепенно перейдет во вто­рой, а то и в первый тип. Правда, случайный успех может все изменить.

4. Лентяй сангвинический. Вечная жертва соблазна, гений не­организованности. Гонится сразу за многими зайцами. Движется по касательной: нынче здесь, завтра там. Вечный ученик, восторжен­ный и непослушный. Именно этот тип всегда пребывает в самых тра­гических неладах со временем: он вечно занят, куда-то спешит, у него полно неотложных дел, он судорожно спохватывается и исчезает. Он дает обещание и не выполняет, берется и подводит. В моменты, ког­да припирает и некуда ускользнуть, он развивает бешенную штур­мовщину - и иногда успевает, а чаще нет. Он бьет себя в грудь и ежед­невно начинает новую жизнь.

Лентяй любого типа может быть весьма одаренным человеком, обладать тонким умом, юмором, всем, чем угодно, но он ничего не добьется. Он не достигнет цели, путь к которой, может быть, видит лучше других. Его оставит далеко позади человек скромных способ­ностей, но с высоким волевым тонусом. На него сядет верхом реши­тельная бездарность.

Для целенаправленного формирования воли у школьников не­обходимо четко представлять качества сильной и слабой воли.

4.6. Волевые качества личности

Как было отмечено, воля человека проявляется в преодолении препятствий как внешних обстоятельств в деятельности, так и внут­ренних, связанных с необходимостью саморегуляции, борьбой с не­желательными мотивами и эмоциональными состояниями. У чело­века складывается сначала умение преодолевать препятствия, кото­рые затем переходят в привычные действия и становятся свойствами воли личности.

Рассмотрим свойства личности, которые характеризуют сильную волю человека.

На первое место среди этих свойств ставим целеустремленность наличие четких жизненных целей как регулятора всей деятельности человека. У человека целеустремленного нет случайных поступков, можно сказать, что у него каждый день подчинен какой-то цели, а каждое действие направлено на реализацию этой цели. Целеустрем­ленность как важнейшее качество волевого человека не просто ха­рактеризует сильную волю, а раскрывает ее моральную сторону.

Там, где основная трудность заключается в борьбе мотивов, не­обходимо такое волевое качество, как решительность — способность быстро принимать разумные решения (быстро и обязательно разум­но). Не всегда принятие быстрого и решительного действия это во­левое действие. Часто борьба мотивов происходит из-за чувства стра­ха. Поэтому принятие решения — это преодоление чувства страха. В этом случае выступает такое качество, как смелость. Смелость — это частный случай решительности, когда принятие решения идет в си­туации опасности. Однако если она сочетается с мелкой, неразум­ной целью, то переходит в лихачество. Зачем подросток прыгает с моста в воду? Чтобы показать свою волю? Здесь действительно страх преодолевается, но смысл действия ничтожен. Недаром А.В. Суво­ров говорил: «Смелость и осторожность на одном коне ездят».

Смелый человек обычно обладает и мужеством - присутствием силы духа в момент опасности, умением стойко переносить трудно­сти, невзгоды, встречающиеся на пути. Решительность и смелость проявляются в какой-то кратковременной, хотя и сложной ситуации, но этих качеств бывает недостаточно для достижения дальних целей.

Волевое качество, которое проявляется в преодолении длитель­ных препятствий, называется настойчивостью. Каждодневное преодо­ление незначительных, но нудных препятствий, характеризуется как наличие у человека настойчивости.

Анализ волевого действия позволяет выделить еще одно каче­ство воли — это самостоятельность. Самостоятельность — способ­ность принимать решения, планировать деятельность и добиваться цели, не поддаваться чужому влиянию. Для безвольного человека чужое мнение, даже если оно идет вразрез его убеждениям, стано­вится руководством к действию.

Все перечисленные качества воли: и решительность, и настой­чивость, и смелость — характеризуют активно-действенную сторону воли.

Но сильная воля — это умение не только к чему-то стремиться, но и отказываться от чего-то. «Если ваш ребенок упражняется толь­ко в достижении цели и не упражняется в способности отказываться от цели, то вырастет безвольным человеком. Без тормоза не может быть машины, без тормоза не может быть сильной воли», — отмечал А.С. Макаренко.

Активно-тормозная сторона воли выражается в таких волевых ка­чествах, как выдержка и самообладание.

Конкретно это свойство сильной воли выражается в следующем.

1. Способность сдерживать свои эмоции, способность управлять своим эмоциональным состоянием, т.е.:

- не показывать свои переживания;

- не выплескивать на других свое плохое настроение;

- не проявлять бурной радости, когда рядом горе.

2. Способность регулировать темп своей психической деятель­ности, т.е.:

- свое внимание держать нужное время на необходимой работе;

- не торопиться при обдумывании ответа.

3. Способность идти сознательно на необходимые лишения и даже страдания, если это оправдывается целью - терпение.

Важное волевое качество, в котором проявляется и активно-дей­ственная и активно-тормозная сторона воли - это организованность. Организованность — способность жить четко, по плану, не подчиня­ясь бездумно обстоятельствам. Организованный человек отличается тем, что он все успевает, не откладывает на последний момент.

В противовес качествам сильной воли необходимо выделить при­знаки слабой воли.

1. Отсутствие целеустремленности, которая связана с моральной характеристикой личности, иногда перерастает из признака слабой воли в признак аморальности личности. Так как человек, не имея четких жизненных целей, становится беспринципным.

2. Легкая внушаемость — отсутствие самостоятельности в дей­ствиях и мнениях.

3. Нерешительность — излишние колебания в момент принятия решения, мучительное состояние при борьбе мотивов. Человеке этим недостатком воли мучается даже в элементарных жизненных ситуа­циях, когда он стоит перед прилавком и мучается, купить или не ку­пить, а уж в более серьезных случаях доходит до стрессового состоя­ния. Нерешительные люди чаще всего стремятся переложить при­нятие решения на другого человека. И еще один выход – чтобы избавиться от мучительной борьбы мотивов, они действуют необду­манно, быстро и импульсивно.

4. Импульсивность — это быстрые необдуманные действия, внешне напоминающие решительность.

5. Упрямство. Внешне схоже с таким положительным качеством, как настойчивость, но является проявлением слабоволия и имеет следующие признаки:

а) неразумная «тупая» воля. Упрямый человек отрицает ваше мнение не из каких-то разумных доводов, а просто из упрямства;

б) сознание своей неправоты. Упрямый человек убежден в сво­ей неправоте, он получает чувство удовлетворения оттого, что не со­гласился с вашей точкой зрения. Разговор с упрямым человеком бес­полезен, это пустая трата времени.

Упрямая воля - слабая воля, потому что требуется большое во­левое усилие для признания своей неправоты.

6. Несдержанность — недостаточный уровень саморегуляции (несдержанность чувств, нетерпение).

7. Неорганизованность. Неаккуратность, неточность, халатное отношение к обязанностям.

Для человека со слабой волей совершенно необязательно иметь комплекс признаков слабой воли, наличие даже одного из них ока­зывает определяющие влияние на все черты характера.

4.7. Комплексная программа диагностики личности школьника

Диагностика личности школьника может осуществляться по любой схеме, в удобном для учителя варианте. Все основные направ­ления жизни, учебы, поведения ребенка должны быть охвачены и изучены. Карта-программа изучения поведения ребенка наиболее эффективна, так как в ней выделены главные направления жизнеде­ятельности ученика, обусловливающие его поведение. Заполняя ее, учитель получает полную характеристику каждого ученика, сведения, достаточные для начала и успешного развития коррекционной ра­боты. Если карта заполняется правильно и с соблюдением принци­пов диагностики, то необходимая информация накапливается сис­тематически.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...