Совместная практика девяти вкусов дыхания
Совместная практика девяти вкусов дыхания Давайте попробуем. А я буду вести её, напоминая вам, поскольку, может быть, вы не запомнили. Хочу заметить, что сразу приступать к выполнению этого упражнения, лишь только вы уселись для медитации, неразумно, пожалуй, и сесть хотя бы надо, для того чтобы сначала несколько моментов провести сидя, успокоившись, и затем приступать уже к выполнению. Просто сфокусироваться на дыхании, выходящем, выходящем. Не слишком долго, просто чтобы успокоиться немножко, вернуться.
Итак, мы начинаем с того, что закрываем левую ноздрю безымянным пальцем левой руки. И медленно вдыхаем через правую ноздрю. Затем меняем руки: выдыхаем через левую ноздрю. Делаем это трёхкратно. Не задерживаем дыхание.
Я, к сожалению, не видел детального описания этого где-либо в текстах, но довольно проблемно и отвлекает сильно, если мы постоянно вынуждены поднимать то одну, то другую руку к носу, к лицу. Поэтому либо выполняйте это, держа руки на таком уровне, так проще, либо используя одну руку. Упражнение имеет своей целью успокоить нас, расслабить нас, а не напрячь нас: так оно идёт против своей цели.
Мы вдыхали через правую ноздрю и выдыхали через левую, а теперь правой рукой закрываем правую ноздрю и три раза вдыхаем через левую и выдыхаем через правую. Дышим медленно, мы не стремимся к гипервентиляции лёгких. Затем мы опускаем руки в обычную позу для медитации и дышим ровно двумя ноздрями, вдыхая и выдыхая. Таковы девять циклов очищающего дыхания. Начинаем с правых вдохов, переходим к левым вдохам и затем – обеими ноздрями. Сначала освобождаемся от содержащихся в левом канале, в белом канале энергий привязанности, вожделения и так далее, затем из правого канала удаляем блоки гнева, отвращения и прочих других эмоций, затем из центрального канала удаляем блоки неведения, незнания. Выполнив эти девять циклов дыхания, или дословно они называются «девять вкусов дыхания», мы выполняем их один раз, не повторяем это, так говорит автор. Если до сих пор в нашем уме содержатся грубые, очевидные отвлечения эмоциональные, то для этого следует воспользоваться другой техникой.
Мы дышим двумя ноздрями, не напрягаясь, естественным образом, вдох и выдох одинаковой длины. Мы считаем за единицу каждый цикл вдоха-выдоха, и существуют разные наставления, кто-то говорит о семи, об одиннадцати, а геше Нгаванг Даргье говорил о двадцати одном цикле таком. Практика эта такова, что если нам необходимо концентрироваться на самом дыхании и на подсчёте циклов дыхания, то в уме нашем не остаётся много места для иных тревожащих эмоций. А предназначение этой практики – это именно расслабиться, успокоиться перед переходом к собственно медитации. Вопросы у вас какие-то есть именно по этой технике дыхания?
Также когда мы стремимся развить шаматху, обрести шаматху, очень важным является то место, где мы медитируем, и в текстах содержатся инструкции, наставления по выбору правильного места для медитации. Очень сложным представляется достижение шаматхи вне условий ретрита, уединённого затворничества. Потому что естественно вполне, что мы хотим целиком сосредоточиться на медитации. Но это также не означает того, что мы не можем медитировать вовсе вне условий ретрита. Наиболее удачными считаются медитации, выполняемые ранним утром, когда мы только проснулись и ум наш ещё не занят хлопотами наступающего дня и свободен от различных отвлечений. Либо медитация, выполняемая по завершении всех дневных хлопот, дневных дел перед отходом ко сну, когда ум наш уже не занят хлопотами дня. Медитация считается более сложной, выполняемая в течение дня, то есть когда ум наш занят бытовым функционированием, в нём масса мыслей и отвлечений. Затем существуют индивидуальные предпочтения и различия: некоторые люди более осознанны, более бодры утром, некоторые более осознанны, бодры и способны медитировать вечером, но опять же в идеале, в идеальном случае необходимо выполнять эти медитации как утром, так и вечером. Также не рекомендуется медитировать сразу после приёма пищи, поскольку приём пищи влечёт за собой некий период притупленности, сонливости.
Советы о медитации на надёжное направление и бодхичитту А затем, выполнив эти практики по успокоению сознания, или по самоуспокоению, мы переходим к выполнению предваряющих, предварительных практик, о которых мы говорили вчера. Итак, мы выполняем принятие прибежища и бодхичитты. Обычно, традиционно это выполняется посредством начитывания определённых строк, строк молитвы принятия прибежища и зарождения бодхичитты. Здесь ведь велика опасность того, что со временем строки эти и практика эта превратятся для нас в пустые звуки «бла, бла, бла», тем более если язык этот – тот, который мы не знаем, мы начитываем на чужом для себя языке, напрямую который не понимаем. Но даже если мы начитываем их на языке, который мы понимаем, по ходу времени опять же велика опасность того, что превратится это всё для нас в пустые слова. Очень важно постараться действительно прочувствовать то, что мы говорим: предание этого направления своей жизни, следование в этом русле помощи другим живым существам, приведение их к освобождению и просветлению и устремление нас самих к этой цели.
Как добиться этого? Тем более что для большинства из нас, мы довольно занятые люди, и у нас нет времени для всех этих развёрнутых практик, наше расписание довольно компактно, сжато. Но в то же время следует помнить то, что медитация, выполняемая без искренней, прочувствованной устремлённости к просветлению, без принятия этого верного направления – прибежища – явится лишь также водой на мельницу сансары. Если же мы сможем породить в себе, потратив некоторое время и усилия, устремлённость бодхичитты и принятие прибежища, даже краткое время медитации явится весьма эффективным и пойдёт в копилку причин к просветлению. Поэтому не экономьте время на порождение этих предварительных практик, предварительных мыслей за счёт основной медитации.
Один из моих учеников пользуется определённым методом. Не знаю, научил ли его кто-то из лам этому методу или он придумал его сам, но кажется мне он весьма эффективным. Он побывал в паломническом туре в Бодхгаю, найдя это место очень и очень вдохновляющим. Бодхгая – это энергетически насыщенное место, святое место, вдохновляющее всех буддистов, место, в котором находится огромная, высокая Ступа Просветления и то дерево, или, вернее, потомок того дерева, под которым Будда достиг просветления. И для себя этот ученик придумал такой метод медитации, подобрал такой медитации, когда он визуализирует, представляя себя сидящим под деревом Бодхи, под Ступой Просветления в Бодхгае, делающим обходы по часовой стрелке, обходы посолонь этой ступы, и всё это его наполняет вдохновением, воодушевляет его. И сидя там под деревом Бодхи, он принимает верное направление в жизни, принимает прибежище, он порождает бодхичитту, и всё для него проходит удачно, искренне.
Существуют и практики подобного рода, которым учат традиции, которые традиционно используются. Практики эти подразумевают визуализации себя находящимися в неких чистых землях перед обширным собранием поля заслуг учителей, лам линии передачи, будд, бодхисаттв, всех этих древ прибежища, это более сложные, развёрнутые визуализации. И опять же, в присутствии всех этих объектов, всех этих персон мы порождаем бодхичитту, мы принимаем прибежище. Но если визуализация столь сложна и столь детальна, то опять же она может иметь противоположный эффект на нас, вызывая в нас какое-то напряжение, вызывая в нас возбуждение. Если мы не способны её выполнить должным образом и с лёгкостью, то она может иметь как раз противоположный эффект, напрягая нас.
И именно этим занимается мой ученик, пытаясь на доступном ему уровне визуализировать то же самое. То есть без всяких сложных визуализаций он пытается представить себя в той обстановке, в которой он в этой жизни побывал, и то, что ему близко, доступно и понятно. Он визуализирует себя под этим деревом Бодхи со всеми вдохновляющими аспектами этого места, у Ступы Просветления, не визуализируя, конечно, всех поберушек, нищих, прокажённых, овец, коз, свиней и так далее, всего того, что вокруг этой территории вращается. И я не думаю, что комары присутствует также в чистой земле будд, поэтому без комаров. Так или иначе, он прибегает к использованию того, что реально для него, то, с чем он может встретиться, соотнести со своим опытом, со своим переживанием вместо каких-то абстрактных, мало понятных ему сложных визуализаций. И это может быть действительно весьма и весьма эффективно.
Так, визуализируя нашего коренного учителя, обыкновенно мы делаем это, представляя его в форме Будды Шакьямуни или какого-то иного божества или учителя. И Серконг Ринпоче давал совет своим ученикам, и мне в том числе, о том, что если нам сложно визуализировать Его Святейшество в форме Калачакры, в контексте гуру-йоги Калачакры, которую мы выполняем ежедневно, если мы получали посвящение от Далай-ламы, от Его Святейшества, – то мы можем просто визуализировать его в его собственной форме, конечно, в идеализированной форме – не простывшего и так далее.
И мы встречаем подобное же указание, наставление и в традиции шангпа-кагью, которая отличается от традиций карма-кагью, гелуг, сакья и ньингма, – где ученикам предписывается визуализировать своих учителей в их обычной, повседневной форме, в обычном облике. И это действительно может быть эффективно, поскольку способно тронуть наши сердца, вдохновить нас в доступном для нас облике.
Так или иначе, когда мы представляем себе чистую землю, какой бы ни была наша идея, наше понятие о чистой земле, мы как бы можем представлять её себе как она нарисована на тханке или в каком-то просто абстрактном нашем собственном варианте видения идеальных, наиболее подходящих условий для беспрепятственной, наиболее эффективной медитации, – мы представляем себе что-то, что даёт нам все необходимые сопутствующие условия для успеха в медитации, отсутствие отвлечений внешних на звук трафика на улице, на какие-то там запахи, грязные стены и так далее, то есть по всем параметрам идеальная ситуация для медитации. Наибольшим препятствием, пожалуй, в нашей практике медитации могут быть все эти внутренние жалобы: «О, я лучше бы сейчас, если бы я медитировал в другом месте, где нет такого шума или где так не воняет», – и так далее, и так далее. Мы всегда себя чем-то пытаемся простимулировать, что было бы лучше. И вот представьте себе ситуацию, где действительно ничего этого нет и нам не на что пожаловаться, нет никаких внешних препятствий для успешной медитации.
Также важным аспектом подготовительных практик для медитации, не указанных прямо в этом тексте, но часто указываемых в других трактатах, является уборка помещения и какие-то хотя бы минимальные подношения, хотя бы чашечки с водой. Чистота и порядок в помещении оказывают благотворное воздействие на наш ум, приводя его также в чистое и упорядоченное состояние. Если всё разбросано по комнате и грязь, то соответственным будет и наш ум. Если же мы прибираемся, раскладываем должным образом, сами эти действия и эта окружающая среда вокруг настраивают нас на определённый упорядоченный лад.
Также этими действиями мы выказываем своё почтение тому изображению, которое находится перед нами, или тому, кого мы визуализируем перед собой, будь то будда или другие какие-то фигуры. Подметая пол, просто упорядочивая комнату, расставляя какие-то подношения, мы тем самым выказываем определённое уважение, что важно для нас.
Итак, мы подготавливаем помещение определённым образом, визуализируем гуру в том или ином облике перед собой, выполняем принятие прибежища в его присутствии, порождение бодхичитты, два накопления, очищение – обыкновенно это сводится к формуле семичленной молитвы – и затем призываем гуру воссесть на наше темя и растворяем его в себе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|