Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Повстречать ум «лицом к лицу»




Очень интересен сам термин, который используется здесь для описания процесса ознакомления или узнавания ума, или природы ума. В тибетском «нго трё» означает «представить», «представить кого-то кому-то» или «познакомить кого-то с кем-то». И дословно он этимологически означает «увидеть» или «столкнуться с кем-то/чем-то лицом к лицу». И когда переводятся подобного рода объяснения, изложения, зачастую используется на английском термин introduce или на русском – «представить» или «познакомить с», у нас обычно говорят «ведение в природу ума», «ознакомление». Это именно перевод этого термина, и не следует понимать его так, что лама вводит нас в природу ума или лама знакомит нас с природой ума, что происходит нечто такое, что вот Саша – это ум, ум – это Саша, обмен визитными карточками, мы теперь знакомы.

 

Итак, через взаимодействие с нашим учителем, через опору на гуру, посредством накопления двух видов накоплений – благого потенциала и мудрости, – посредством практики очищения и посредством того вдохновения, которое приходит к нам через открытие учителю, – совокупность всех этих факторов, вдохновляющая фигура учителя могут создать в нашем уме определённое состояние, которое будет наиболее располагающим к узнаванию собственной природы, к тому, чтобы мы увидели её. То есть это наиболее благое, позитивное, располагающее к этому состояние, именно поэтому мы стремимся выполнить все эти действия.

 

А здесь опять же следует «распознавание» или «узнавание» природы ума, не понимать в его прямом смысле, поскольку «узнавание» полагает некоторое предыдущее знание кого-то или чего-то, и вот, видя вновь, мы вспоминаем и узнаём; здесь происходит другое действие. В дзогчен используется метафора того, как ригпа, или тончайший уровень ума, – это не в точности то, что именуем мы сейчас тончайшим уровнем ума, но схожее с этим понятие, – «ригпа» должно узнать собственное лицо, или узнать собственный лик. Так, говоря о распознавании лица или видении лица, лика собственного ума на его грубом уровне, мы должны также определиться с тем, какой аспект ума мы собираемся рассматривать, пытаясь увидеть его лик.

 

Можно говорить в этом контексте о том, что именуется основным или базовым умом и о различных ментальных функциях, или различных аспектах сознания. Итак, говоря об основном сознании, о главном сознании, главном уме, мы можем представить себе аналогию сложной люстры, в которой существует основная лампочка, горящая ярче всех. Она является ключевым элементом этого канделябра, или этой люстры, в то время как окружающие её маленькие лампочки являются различными ментальными факторами, или ментальными функциями. Здесь необходимо дополнить эту аналогию тем, что без работы основной этой лампочки, основного ума, никакая функция существовать не может, то есть они вторичны по отношению к ней, являясь её ответвлениями или отдельными какими-то функционированиями.

 

Итак, что мы хотим здесь постичь? Мы хотим постичь природу этого основного, главного сознания. И, безусловно, для этого нам необходимо прежде всего разобраться в том, чем отличается основное сознание от сознаний вторичных. Основное сознание в соответствии с теорией прасангики-мадхьямаки может быть шести видов. Оно может быть шести видов. Это пять сенсорных сознаний, а именно сознание глаза, сознание уха, сознание носа, сознание языка, то есть вкуса, обонятельное и вкусовое; затем тактильное, или чувственное, восприятие тела, сознание тела, которое не ограничивается ощущением поверхности, а именно мягкой или шершавой поверхности, рельефа и так далее, но также включает в себя любое тактильное ощущение на кожном покрове, как то термическое, то есть горячее-холодное и прочее; и затем ментальное сознание – шестое.

 

Все эти сознания схожи в чём-то – в том, что они концентрируются на одном и том же объекте, в том, что они окружены различными вторичными ментальными функциями, в том, что они оперируют через сенсорные органы из плотной материи, как то фотоэлементы в нашем глазе и так далее. Мы не говорим целиком о грубом физическом органе, вовлечённом в какое-то восприятие, как глаз, глазное яблоко. Мы говорим лишь о той его части, где собственно происходит перцепция, то есть о тех мельчайших клетках, колбочках, палочках, где происходит восприятие фотоэлемента, или тех клетках, которые ответственны за процесс слуха, слышание. В английском часто они переводятся как sense powers, сенсорные силы, в тибетском это примерно также звучит, но это некорректно, поскольку что такое сила? Это некая энергия, что-то абстрактное, нематериальное, но мы говорим здесь о тонких, мельчайших клетках, в которых собственно происходит передача. Так или иначе, основное сознание воспринимает, основное сознание, или главное сознание, отдаёт себе отчёт в сущностной природе осознаваемого объекта. То есть наиболее общая его характеристика – это что? Звук. Это что? Свет, форма, очертания, это вкус, или это запах, или это тепло. И затем целый куст вторичных сознаний, или ментальных функций, которые сопутствуют всякому главному сознанию, или основному сознанию, и выполняют работу по детальному исследованию объекта и обеспечению всех переживаний, которые связаны с его восприятием, как то: интерес, концентрация на объекте, ощущение от объекта, отличение одного объекта от другого, что он есть то, а не есть это, и так далее.

 

Возвращаясь к аналогии с компьютером, по аналогии с компьютером, мы можем сказать, что основное сознание, или главное сознание, определяет, какого рода информация поступает: это видеоинформация, это аудиоинформация, это какая-то иная цифровая информация, это текстовая информация и так далее. В то время как вторичное сознание, или ментальные функции, ментальные различные вторичные виды сознания, они собственно считывают эту информацию, они её воспроизводят. И безусловно, основное сознание является ключевым сознанием, поскольку как может компьютер считать некую информацию, расшифровать некую информацию, если она не направлена в верное русло, будь то аудио, музыкальное, видео или какая-то иная текстовая информация. Итак, то русло восприятия, в которое направляется информация, – это именно сфера ответственности основного, или главного, сознания.

 

А с точки зрения западной науки сознание всё воспринимает как совокупность каких-то электрических и химических реакций и процессов в головном мозге. Если это действительно так, то тем более важно, чтобы информация должным образом направлялась, чтобы она должным образом сортировалась и аудио- или видеоинформация направлялась в определённые участки, обрабатывалась и воспринималась. И это то, с чем мы пытаемся работать: мы идентифицируем это основное, главное сознание и пытаемся в медитации постичь его грубую, поверхностную природу и его глубочайшую природу.

 

И это довольно нелёгкая задача, ибо нам предстоит распознать эту природу в каждом моменте нашего существования, ибо она присутствует в каждом моменте нашего бытия. И это действительно очень сложно – узнать то, распознать, отдать себе отчёт в том, что постоянно находится у нас перед глазами, а наш ум всегда у нас перед внутренним взором. Это как узнать собственное лицо, увидеть собственное лицо. Мы всегда находимся очень близко от него, но если у нас нет отражающей поверхности зеркала, мы не можем увидеть его и узнать его.

 

И действительно, интересная аналогия с нашим лицом: оно всегда здесь, оно всегда в непосредственной близости от нас, мы всегда обладаем им. Но отдаём ли мы себе всегда отчёт в том, как оно выглядит? Кроме случаев, когда мы постоянно смотримся в зеркало, что-то подкрашиваем, поправляем, мы можем не отдавать себе отчёт, каково наше лицо в данный момент.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...