Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шаматха как важный инструмент для медитации махамудры




Шаматха как важный инструмент для медитации махамудры

Насколько шаматха является инструментом или она всё-таки связана со своим объектом? Имеется в виду, что, когда мы обретаем шаматху, это некий бинокль, через который мы можем рассматривать в принципе любой объект. Или поскольку в данном тексте шла речь о различии объекта шаматхи – то ли это относительный ум, то ли это абсолютная природа ума, – связано ли это или это просто сама по себе шаматха, шине, это инструмент, с помощью которого мы можем исследовать что угодно, в частности и абсолютную природу ума?

Да, мы рассматриваем и шаматху, и випашьяну – и умиротворённое пребывание, и сверхвидение – как некие инструменты, как бинокль, которые мы используем для своих нужд. Они не являются эксклюзивно буддийскими практиками, они встречаются широко в различных индийских, например, школах под тем же названием. Что делает их буддийскими практиками? Это прибежище, они применяются в контексте прибежища, то есть устремлённости к Трём Драгоценностям, этом верном направлении, к которым мы прибегали в своей жизни. Что делает их махаянскими практиками? Это наличие за ними, или пред ними, мотивации бодхичитты, а именно стремления принести пользу всем существам посредством достижения просветления.

 

Да, шаматха является лишь инструментом, а не самоцелью. Она является тем фундаментальным инструментом инструментом, который позволяет нашему уму неограниченное время сфокусировано пребывать на выбранном объекте. И пребывание это служит именно той цели, которую мы изначально и полагаем, а именно достижению просветления и так далее. А в данном контексте цель, задача-минимум – это постижение относительной и глубинной, пустотной природы ума. И то же самое относится и к випашьяне, этому сверхвидению, которое также является инструментом, позволяющим нам детально изучать, сколь угодно долго, тонко и глубоко исследовать избранные объекты. В данном случае это будет относительная природа ума и его глубинная природа – пустотность.

 

Итак, существует много вещей в буддизме, техники и так далее, которые не являются собственно буддийскими, которые мы делим с различными индийскими традициями и даже неиндийскими традициями, как стремление к лучшему рождению и так далее. И то, что делает те или иные практики, техники, аспекты буддийскими, собственно буддийскими практиками, техниками и аспектами – это именно прибежище, а что делает их махаянскими – это бодхичитта.

 

3. Определение ума в медитации махамудры

 

 

Повторение

Как мы уже говорили, Четвёртый Панчен-лама, автор этого текста, разделил своё произведение на три части: это предварительные, или начальные, практики, затем собственно метод свершения, собственно основной материал, и завершающий раздел. В основном разделе, в основном материале текста, во втором разделе, он даёт изложение различных путей, или разновидностей, махамудры, разделяя в первую очередь махамудру на традицию сутры и традицию тантры. В данный момент мы рассматриваем его изложение сутрической махамудры, внутри которого существуют, в свою очередь, два подхода.

 

И два подхода, которые вкратце можно изложить так, и так именно они звучат в коренном тексте: «Сначала медитируй на уме, затем исследуй воззрение». Итак, первый подход вкратце можно выразить так: сначала медитируй на уме или на природе ума, затем постигай пустотность. А второй подход – сначала постигни пустотность, затем медитируй на уме. Если мы попытаемся глубже разобраться в этих словах, говоря «медитируйте на уме», он призывает нас медитировать на относительной, или условной, природе сознания. Говоря о медитации на относительной, или условной, природе нашего ума, мы говорим о возможном достижении как шаматхи, так и випашьяны в отношении объекта – относительной природы нашего ума. И затем, уже обретя эти достижения, достигнув этого в отношении относительной природы нашего ума, мы переходим к следующей фазе – к медитации на природе абсолютной, на пустотности. Или мы можем начать с того, что пытаемся постичь, медитируя на пустотности. Делаем ли это мы в контексте шаматхи или випашьяны, здесь не оговаривается. И затем переходим к медитации на относительной природе ума с помощью шаматхи и випашьяны и применяем, или переносим, эти свои достижения, этот свой опыт, эти свои умения переносим на медитацию на абсолютной природе, или на пустотности. Панчен-лама оговаривается, что он будет излагать первый путь, а именно медитацию на относительной природе нашего ума, развитие шаматхи и випашьяны, и затем изучение пустотности и медитацию на абсолютной природе.

Относительная природа ума

Итак, возникает серьёзный вопрос теперь. Что такое эта относительная природа ума? Говоря об относительной природе нашего ума, её условной реальности, мы пытаемся ответить на вопрос: «Что такое есть ум? » Когда мы задаёмся вопросом «что есть это», для ответа на этот вопрос мы пытаемся найти какие-то отличительные черты или характеристики и составить дефиницию этого явления или предмета. Итак, каковы отличительные характеристики ума, как его можно описать? В буддизме мы имеем дефиницию ума, которая состоит всего лишь из трёх слов. Дословно, то, что на тибетском звучит как «сел риг цам», «сел» относится к ясности, к чистоте, «риг» относится к познающей способности, к способности познавать, и «цам» означает что-то вроде «лишь», или «только», или «всего лишь».

 

Итак, дефиниция ума, или определение ума таково, но ни один из этих трёх элементов сам по себе не является для нас каким-то откровением или повествующим о том в полной мере, что такое ум. Для этого нам придётся немножечко отойти назад и посмотреть на то, как буддийская философия описывает те или иные категории феноменов. Прежде всего, мы можем говорить о сущем и о несущем, то есть о том, что есть и чего нет. То, что существует, – это то, что может быть достоверно познано. А то, что не существует, может быть познано неистинно или недостоверно, подобно единорогу или чему-то истинно существующему. Мы можем представить себе некого единорога или нечто истинно существующее, но это будет неистинное познание. Это будет искажённое восприятие, или познание

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...