Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Различие между махамудрой сутры и тантры




Затем мы также рассмотрели ещё один аспект практики, следующий за предварительными практиками, который состоит в призывании гуру, или в мольбе, направленной к гуру, молитве к гуру, своему учителю, который состоит в том, что мы визуализируем, представляем себе присутствие учителя, полностью открываем ему или ей свой ум и растворяем в себе учителя, достигая определённого приподнятого состояния ума и наибольшей его открытости. И мы также говорили, что это действие, эта практика, в дополнение к практике бодхичитты, ещё больше интенсифицирует наш ум, делает наш ум ещё более мощным, ещё более энергичным, интенсифицирует его как объект, тут мы пытаемся увидеть объект – природу ума, это тоже ум; и как субъект, воспринимающий эту природу ума, – интенсифицирует оба эти аспекта и делает для нас несколько легче постижение собственной природы ума. Затем, переходя к изложению собственно метода медитации махамудры, Четвёртый Панчен-лама, автор этого текста говорит о том, что существуют различные способы определения махамудры и утверждения махамудры. И среди них он выделяет два основных – это метод махамудры сутры, уровня сутры, и метод махамудры уровня тантры.

 

Говоря о махамудре в контексте тантрического пути, мы говорим о махамудре в контексте высшей йога-тантры, четвёртой тантры – аннутарайога-тантры.

 

Необходимо помнить, что лишь традиции кагью и гелуг говорят о существовании двух разновидностей махамудры – уровня сутры и уровня тантры. Традиция сакья говорит о существовании махамудры лишь в традиции тантры. Что же касается основного отличия между этими двумя уровнями – уровнем сутры и тантры, то оно состоит в том, какой уровень ума, какой уровень тонкости ума, мы будем исследовать, определяя его природу в медитации. Говоря об учении ануттарайога-тантры, о практиках ануттарайога-тантры – далее я буду использовать просто термин «тантра», подразумевая высшую йога-тантру под ним, – существует, говорится о трёх уровнях ума.

 

Это грубый уровень, или поверхностный уровень, затем тонкий уровень и тончайший уровень. Грубый уровень сознания – это тот уровень, который обслуживает различные наши перцепции, различные наши сенситивные восприятия, то есть то, чем мы видим, слышим, осязаем, обоняем и так далее. Следует отметить, что сознание, обслуживающее сенситивное восприятие, сенсорное восприятие является всегда неконцептуальным. Затем тонкий уровень, второй уровень сознания – это то сознание, которое вовлечено в различные ментальные процессы: обдумывание, мышление, мыслительные процессы. Это может быть ментальная деятельность как концептуального плана, так и неконцептуального.

 

Оговоримся сразу, что, когда мы упоминаем концептуальное мышление или концептуальное сознание, мы говорим о постижении, или познании, объекта посредством некой категории. Использование категории в восприятии можно представить через восприятие этого предмета передо мной в смысле категории «стол» или восприятие этой фигуры передо мной посредством категории «человек», посредством категории «женщина». Мы можем воспринимать объекты категориями подобного рода, можем воспринимать объекты через призму категорий качества, как то: плохой, хороший, красивый, некрасивый, красный, чёрный и так далее.

 

Концептуальное восприятие также может осуществляться через призму таких концепций, как пустотность, как пространство. Детали описания принципа, или природы, концептуального восприятия – это довольно сложно и запутанно. Вкратце вы можете понимать это так, что концептуальное восприятие, говоря этот термин, мы подразумеваем восприятие посредством какой-то категории. Также необходимо знать, что существуют различные уровни концептуального восприятия, концептуального ума. У нас есть индивидуальные, персональные концепции, у нас есть более общие концепции. Некоторые персональные, индивидуальные концепции свойственны нашему конкретному теперешнему бытию – существованию в виде представителей человеческого рода, или конкретные отдельные жизни этого человеческого индивида. В то время как общие концепции могут быть свойственны, присущи всем живым существам без исключения, различным жизнеформам.

 

В то время как тончайший уровень ума известен также как ум ясного света. И, безусловно, уже из названия явствует, что этот ум является более тонким, более скрытым, чем более грубые проявления ума: чем наше сенсорное сознание, обслуживающее органы восприятия, чем наше концептуальное, ежедневное, обыденное концептуальное мышление и любые его формы. Это самый тонкий уровень. И также следует отметить, что этот тончайший уровень сознания – сознание ясного света, или ум ясного света, – по природе своей свободен и никак не замешан в функционировании различных омрачённых состояний сознания, различных тревожащих эмоций. Они могут функционировать на более грубых, поверхностных уровнях сознания, как на уровне грубом, так и на уровне тонком. Но на уровень тончайший они не попадают, и он свободен от них.

 

И говоря о видимостях истинного существования и о цеплянии за истинное самобытие, или существование, мы говорим также, что они возможны лишь на грубом или на тонком уровне, но не на тончайшем. Также следует понимать, что порождение видимостей истинного существования происходит на двух уровнях: на грубом уровне и на тонком уровне. Но цепляние за них, или вера в них, происходит лишь на одном уровне и на его подвиде, а именно на концептуальном тонком уровне. То есть нашими концепциями, нашими мыслями мы цепляемся за истинное самобытие, а порождаются эти иллюзии на двух уровнях.

 

И пытаясь выразить это более простыми, доступными словами, мы говорим о том, что можно описать этот процесс, как то, что грубые сознания, наше сенсорное сознание и сознание ума представляют вещи как истинно существующие. Приводя такой популярный пример, я говорю о теннисном мячике, мячике, шарике для настольного тенниса, когда он предстаёт нам как нечто очерченное жирной линией, существующее само по себе, само по себе истинно там. Так создаётся видимость подлинного, истинного существования. И тонкое концептуальное уже сознание верит, или цепляется за эту видимость. Каков этот процесс? Он таков, что оно верит в то, что как оно нам предстало, так оно на самом деле истинно и существует. Вот процесс цепляния, или веры в это самобытие.

 

Держите, пожалуйста, в уме, что я даю это изложение, я объясняю этот вопрос с позиции школы гелуг, как она понимает прасангика-мадхьямаку. Другие школы могут давать несколько отличные объяснения от этого. Так или иначе, все школы согласятся с тем, все философы согласятся с тем, что существуют эти уровни ума и что ум ясного света – это тончайший уровень ума. И также все согласятся с тем, что этот ум ясного света, тончайший уровень сознания является подосновой, подложкой, которая является основой каждого момента нашего бытия, в омрачённом его состоянии, или аспекте, в просветлённом его состоянии, в каждой нашей жизни, каждого мгновения нашего бытия и каждого мгновения нашего просветлённого существования, то есть как будды.

 

И говоря о подразделении махамудры на махамудру сутры и махамудру тантры, мы говорим о практике или о попытках по медитации, направленных на постижение природы, соответственно, для уровня сутры – двух грубых, грубого поверхностного и тонкого, уровней сознания, или ума, и для уровня тантры – попытки постижения природы ума ясного света, или тончайшего ума. И, соответственно, вполне очевидно, что постижение природы ума на тантрическом уровне махамудры является невообразимо более сложной задачей, нежели на уровне сутры. И Панчен-лама цитирует текстуальные источники, то есть писания, которые он берёт в качестве первоисточников для описания традиций сутры и тантры махамудры, и описывает прежде положения махамудры сутры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...