Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика неинструктивных решений. Формы представления неинструктивных решений.




Процедуру принятия решения можно охарактеризовать как интеллектуальное действие, совершаемое субъектом в опред. ус-виях при опред. обстоятельствах. В таком случае под видом принятия решения будут пониматься хар-р орг-ции интеллектуальных действий в их отношении к рез-там, ус-виям регламентируемоести, повторяемости, типичности/нетипичности и т.п. Т.е. при пом. понятия «вид принятия решения» обозначается, как организуется действие, является ли оно типичным или нетипичным, регламентируемым или нерегламентируемым.

В наиболее общей форме все мн-во принимаемых решений м. разбить на 2 основных вида: инструктивные и неинструктивные решения. Принятие решений, таким образом, – форма интеллект. деят-ти ч-а, способствующая или закреплению сложившихся форм зн-й (использование инструктивных решений) или выработке новых форм зн-й (о применении неинструктивных/инновационных решений).

Можно выделить нек-ые общезначимые особенности, характеризующие неинструктивные решения. Это такие решения, к-ые конструируются по поводу проблем:

• либо не описанных в регламентирующих документах,

• либо предлагающих какой-то принципиально новый сп-б решения известных проблем, изложенных в предшествующих регламентирующих документах,

• либо не описанных в предшествующих документах.

Среди неинструктивных решений особое место занимают инновационные решения, связанные с изменением, развитием сп-бов и рез-тов деят-ти людей.

Существует подход, согласно к-ому решения этого же вида называют незапрограмированными. Решения этого типа требуются в ситуациях, к-ые в опред. мере новы, внутренне неструктурированны или сопряжены с неизвестными факторами. К числу незапрограммированных можно отнести решения след. типа: какими дб цели орг-ции, как улучшить продукцию, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения, как повысить мотивацию.

Условия демаркации между инструктивными и неинструктивными решениями

Взаимоотношения между инструктивными и неинструктивными решениями не всегда строятся по схеме жесткого разграничения. Эл-ты творческого подхода присутствуют при принятии решений обоих видов.

Ни в каких инструкциях и законодательных актах, регламентирующих деят-ть ч-а, невозможно на 100% избежать субъективного фактора, предусмотреть пошагово деят-ть ч-а, однозначно описать все возможные ситуации. Даже, казалось бы, в жестко регламентированной деят-ти авиадиспетчеров или персонала атомной станции невозможно избежать нештатных ситуаций, к-ые не описаны в текстах инструкций.

Важно подчеркнуть, что любое «творческое прочтение инструкции» в проц-е принятия решения никоим образом не д. превращаться в нарушение инструкции, к-ое м. привести к катастрофе. В то же время мы д. осознавать, что в проц-е принятия решения грань между жестким действием инструкции и индивидуальным вкладом субъекта в процесс решения проблем порой достаточно размыта.

 

145. Профессиональный уровень принятия решений (на примере пиар-деятельности). Субъекты принятия решений.

Ур-нь принятия реш-я - ступень управления, принимающая решение инстанция, а также область, на к-ую распространяется действие принятого решения. В рамках каждого ур-ня действуют конкретные субъекты (коллективные, индивидуальные), в ф-ии к-ых входит право на принятие реш-я в выделенной области.

Классификация уровней м. вводиться по разным основаниям. Напр., в РФ можно, согласно Конституции РФ, выделить след. ур-ни: федеральный (субъекты принятия реш-ий – Президент, Фед. Собрание, Прав-во, мин-ва), ур-нь совместного ведения РФ и субъектов РФ, ур-нь субъектов РФ (субъекты – прав-ва республик, краев, областные администрации и т.д.).

След. классификация выстраивается на основании признака быть/не быть проф. сферой деят-ти:

• обыденный ур-нь;

• профессиональный ур-нь.

Каждый из этих ур-ней мб представлен в 2 видах в завис-ти от признака действовать на основании известных правил/формировать новые правила (инструктивные и неинструктивные реш-я).

С обыденным ур-нем принятия решений мы сталкиваемся ежедневно. Иногда принятие решений во внешне обыденных ситуациях оказывается определяющим для всех остальных сторон жизни.

Обыденный и проф. ур-ни порой оказываются жестко взаимосвязанными между собой. Это происходит, в частности, тогда, когда какие-то проф. решения принимаются под влиянием определенных личностных, обыденных, семейных установок.

Тем не менее очевидно, что проф. ур-нь характеризуется своими особенностями, выстраивается в соответствии со сложившимися в данной проф. области традициями, правилами, нормами. Процедура поиска реш-я и принятое реш-е представляются в этом случае с использованием соответствующего понятийного аппарата, например врача, юриста, менеджера, PR-спец-а.

М. Кошелюк среди принципов эффективного PR особенно акцентирует внимание на вовремя принятых нужных решения. Добивается рез-та тот, кто делает правильные ходы, правильные ходы делает тот, кто принимает правишьные реш-я, а правильные реш-я принимает тот, кто правильно думает. Реш-я, к.п., прриходится принимать в режиме реального и весьма сжатого времени, в ус-виях дефицита и-и, полагаясь только на интуицию и опыт.

Важнейшая хар-ика принятия решения в проф. области: профессионализация какой-либо области деят-ти связана в том числе с введением общезначимых норм и правил работы в выделенной области знания. При этом следует полагать, что нормативность в любой проф. сфере деят-ти опирается на 2 базовые формы нормативности в системе чел-ого общества: на нормативность в области морали и в области права.

Этические кодексы PR-деят-ти:

• Кодекс проф. поведения Международной ассоциации по СО (IPRA);

• Междунар. этич. кодекс Паблик Рилейшнз / Афинский кодекс;

• Проф. хартия международного комитета ассоциаций PR-консультантов / Римская Хартия;

• Европ. кодекс проф. поведения в области PR / Лиссабонский кодекс;

• Росс. кодекс проф. и этических принципов в области СО;

Правовые нормы в области PR-деят-ти закреплены в след. док-тах: Конституция, Гражданский кодекс (авторские права), закон о СМИ; закон об информации, информатизации и защите информации; законы, касающиеся регулирования коммерческой тайны, служебной и профессиональной тайны.

Профессионализация обеспечивает распространение в мире универсальных образцов деят-ти, формирование корпуса мировых лидеров в выделенной области.

Всякая норма имеет регулятивный характер, она направлена на то, чтобы систематизировать конкретные формы деят-ти вне завис-ти от области приложения. Фактически нормирование предполагает, с одной стороны, выработку опред. стандартов различных видов деят-ти, с другой – сист-ы оценок рез-тов деят-ти с т.з. их соответствия или несоответствия выработанным нормам.

В профессионально разработанной области работает собственная практич. логика, выполняющая различные регулятивные ф-ии и ф-ии представления различных сп-бов обобщений практич. опыта. Практич. логика – (а) в узк. смысле: логика, изучающая особые практич. рассуждения, рез-том к-ых явл. действия, а целью - обоснование этих действий; (б) в широк. смысле: прикладная логика. В этом случае практической м. оказаться любая абстрактная логич. система, если предлагаемые ею модели найдут подходящую интерпретацию в конкретной области знания. (в) можно метафорически говорить о конкретных практич. логиках, работающих в конкретных проф. сферах, в том случае, если за подобными логиками скрываются строгие нормы деят-ти. Такие нормы мб представлены в различн. формах: напр., корпортивный кодекс.

Субъект принятия решений - лицо, принимающим решения (ЛПР). Мб индивидуальным или коллективным. Проц. принятия решений не мб сведен только к психологическим составляющим. В кач-ве коллективного ЛПР м. выступать коллегиальные органы принятия решений, например ГосДума, совет дир-ов.

Вместе с тем принятое или принимаемое реш-е - всегда чье-нибудь реш-е. Даже в том случае, если при принятии реш-й проводились математические расчеты, использовались объективные данные, принятое реш-е все равно сохраняет индивидуализированный хар-р. Реш-е зависимо от конкретного ЛПР и конкретной реальности с мн-вом контекстов, ее характеризующих.

Проц. принятия решений не мб сведен к жесткой объективности, независимости от субъективных точек зрения, индивидуальных эмоций или политической конъюнктуры (общественно-политической или производственной). Для того чтобы понять глубину процесса принятия решений необходимо учитывать именно эту субъектную, личностную позицию в данном процессе.

Особенно четко место и роль ЛПР в процессе принятия решений прослеживается в ситуации, когда надо осуществлять «управление по слабым сигналам» - ситуации, в рамках к-ых ЛПР должно принять решение, исходя из и-и, к-ая не вписывается в имеющийся у него образ реальности. ЛПР способно недооценить или переоценить полученную и-ю, рез-ты чего могут оказаться самыми катастрофичными. В PR-деят-ти такие ситуации могут возникнуть во время кризиса, особенно в его начале, когда ситуация еще не проанализирована должным образом, но решения уже надо принимать.

Вне завис-ти от области принятия реш-й в проц-е поиска реш-ий выстраиваются различные понятийные стратегии, концептуальные модели, сп-бы интерпретаций исходных данных. Одна из важнейших когнитивных процедур, используемых в проц-е принятия реш-й, - вопросно-ответная процедура (ВОП) - необходимый инстр-т как анализа создавшейся проблемной ситуации, так и выработки сп-бов ее разреш-я.

Говоря об устойчивых эл-тах проц-а принятия реш-й, следует помнить, что любое реш-е оказывается системным. Эл-ты сист-ы взаимосвязаны, поэтому если мы своим реш-ем влияем на эл-т системы, то получается, что мы оказываем воздействие на сист-у в целом. Очень четко такое взаимодействие проявляется в проц-е принятия управленч. реш-й.

 

146. Место вопросно-ответных процедур ВОП в процессе подготовки и принятия решений (на примере пиар-деятельности).

Вопросно-ответная процедура (ВОП) - один из мех-змов критического мышления, к-ое, в свою очередь, очень четко проявляется в вопрошающей установке. (ВОП) - необходимый инстр-т как анализа создавшейся проблемной ситуации, так и выработки сп-бов ее разреш-я.

В-сы в рамках критич. мышления направлены на уточнение основных тезисов и арг-тов обсуждаемых проблем, избежание возможных ошибок в рассуждениях, проверку кач-ва приводимой арг-ции в целом. ВОП - инструмент формирования креативного мышления, к-ое, в свою очередь, явл. основой для принятия креативных и инновационных решений, сопровождающих любые формы деят-ти человека.

С т.зр. многих спец-ов в области менеджмента, усиление креативности, внедрение инноваций - 1 из наиболее сложных задач, стоящих перед совр. орг-циями. Креативность – это дар и наука, к-ые помогают обеспечить конкурентосп-ть в маркетинге, произ-ве, финансах и др. аспектах функционирования орг-ций.

Творч. подход к делу возникает на базе известных моделей принятия реш-й, но он предполагает и способ-ть разработки новых моделей, что, в частности, связано с конструированием множества вар-тов ответов даже на простой, стандартный в-с.

В теории и практике принятия реш-й преобладает критически-аналитический способ рассуждения, предполагающий рефлексию относительно того, какие именно навыки мышления необходимо использовать на той или иной стадии принятия реш-й.

В-с - требование и-и, формирующееся на основе исходного, базового знания, представленного в явной предпосылке вопроса, при к-ом спрашивающий надеется расширить имеющуюся у него и-ю либо понять, что расширение и-и на данном этапе поиска невозможно.

В-сы задают направление поиска и-и. Важно понять, что неявное знание часто оказывается определяющим и в проц-е принятия реш-й. Если исходить из того, что всякое решение фактически является ответом на какой-то в-с, какую-то проблемную ситуацию, то оказывается, что за мгновенными решениями (кроме удачи, интуиции) стоит непроявленная аналитическая работа. При пом. в-са происходит актуализация периферического знания, координируется разнообразная и-я, вырастающая на базе высокого ур-ня профессионализма, и только затем следует решение-ответ.

В каждом из случаев функционирования ВОП спрашивающий формулирует систему вопросов и тем самым он формулирует для себя образ конечной цели, ради к-ой проводится сама процедура вопрошания. В проц-е поиска ответа критич. мышление позволяет производить систематизацию и отбор получаемых вар-тов в завис-ти от образа конечной цели.

Другое дело, что образ конечной цели в случае возникновения каких-то проблем, не всегда может быть различим субъектами, находящимися внутри проблемной ситуации. Опытный администратор может осознавать факт возникновения проблемы, но при этом не идентифицировать проблему строгим образом.

Можно привлечь консультанта, задачей к-ого будет выявить проблему и предложить технологию ее разреш-я. Его первый шаг, к.п., связан с корректной формулировкой в-сов, позволяющих провести грамотную оргдиагностику. Основа решения, образ конечной цели будут выстраиваться внутри системы ВОП.

Адекватная постановка вопросов, включая орг-ционно-управленческие, - рез-т сложной мыслит. деят-ти. Чем выше ур-нь проф-зма спрашивающего, тем более квалифицированно формулируется явная предпосылка в-са (правильно заданный в-с – уже половина ответа). Т.е. без опред. ур-ня проф-зма в конкретной сфере деят-ти и в то же время без знания элементарных правил функционирования ВОП трудно сформулировать адекватный в-с. Корректно сформулированный в-с, с одной стороны, как бы завершает опред. этап развития, с другой - открывает новые перспективы движения.

Важно осознавать, что сп-б функционирования ВОП совершенно не зависит от области ее функционирования. Однако способность формулировать адекватные вопросы в конкретной области проф. деят-ти целиком и полностью зависит от уровня профессионализма спрашивающего.

Классическая классификация ВОП:

· альтернативные в-сы - в-сы, структура к-ых позволяет перечислить конечное мн-во альтернативных вар-тов о-тов. Предполагается, что правильный о-т содержится в явной предпосылке в-са, задача респондента заключается лишь в том, чтобы выбрать один вар-т. Вн. показатель альт. в-са - очевидное наличие либо вероятность реконструкции союза «или»

· ли-в-сы. Требуют в ответе утверждения или отрицания положения дел, сформулированного в тексте в-са. Внешний - очевидное наличие или возможность реконструкции в его тексте частицы «ли». Явная предпосылка содержит полный вар-т ответа, но без маркера, т.е. без указания того, позитивную или негативную часть явной предпосылки в-са следует использовать в ответе. В ли-в-се описывается 2 возможных положения дел и предполагается, что одно из них является истинным.

Важно: ли-в-сы - это, несомненно, подлинные в-сы, выполняющие ф-ии запроса и-и, а не утверждения, как это иногда трактуется. Цепочка ли-в-сов, заданных в опред. порядке, может оказаться арг-ционной сист-ой.

· частные, или специальные, или почему-в-сы - это в-сы, введенные при пом. вопросит. слов «почему», «где», «когда», «какой» и т.д. или предполагающие возм-ть реконструкции различных вопросит. местоимений. В явных предпосылках в-сов содержится лишь часть возможных вар-тов о-тов. Без док-ва того, что существует единственный правильный ответ на почему-в-с, этот вид в-са часто задает многовариативную, многозначную ситуацию.

Классификация по отношению к риторичности:

· риторические – в-сы, не выполняющие ф-ию запроса и-и.

· нериторические.

Неклассическая классификация в-сов: ур-ни вопрошания

· в-сы, формулируемые на объектном ур-не, - в-с, заданный в рамках известного выделенного текста, включая обыденную ком-цию. ВОП при таком подходе понимается через введение хар-ики ответа, к-ый ищется, конструируется в рамках того же текста, к какому принадлежит и в-с.

· в-сы, формулируемые на метауровне анализа, - в-с, заданный в рамках известного выделенного текста, включая обыденную ком-цию, в то время как о-т мб найден, сконструирован лишь за пределами текста, к-ому принадлежит в-с (приставка мета- означает «за», «после»). Т.е. явная предпосылка в-са метауровня относится к известному тексту, известному положению дел, ответ же предполагает конструирование принципиально иного текста.

В процессе принятия решений очень важно различать, на каком ур-не формулируются в-сы. Инструктивное принятие реш-я предполагает объектный ур-нь формулировки в-сов, инновационное – метаур-нь.

В работе Томпсона, Стрикленда «Стратегический менеджмент» сказано: «Только четко представляя положение своей компании на рынке, учитывая особ-ти рынка, менеджер м. лучше определить стратегию, способствующую достижению намеченных целей». Любая стратегия мб представлена в качестве мн-ва о-тов на вопрос «как»:

• как развито дело?

• как удовлетворить своих клиентов?

• как обогнать конкурентов?

• как ответить на изменяющие рыночные условия?

• как управлять отдельным функциональным звеном предприятия?

• как достичь стратегических и финансовых целей?

О-ты на каждый из выделенных в-сов будут зависеть от того, к какой области деят-ти принадлежит компания, в каких социально-политич. и соц.-экономич. ус-виях происходит формирование стратегии и т.д., а базовый список в-сов будет оставаться одним и тем же. Многие из этих в-сов можно задавать и в случае создания ком-ционной стратегии орг-ции для написания PR-программы, соответствующей реальному положению компании на рынке и ее стратегическим целям.

Система ВОП позволяет адекватно оценить среду, в рамках к-ой развивается деят-ть компании, что, безусловно, важно для PR-деят-ти и явл., напр., одним (первым) из этапов планирования PR-кампании – аналитическим, без к-ого невозможно перейти к этапу непосредственного планирования, на к-ом определяются цели PR-кампании и программа для их достижения.

Томпсон и Стрикленд предлагают список в-сов и для приведения стратегии в соответствие с изменениями окрю среды и конкурентного положения фирмы. Это следующие вопросы:

· Как можно охарактеризовать отрасль, в к-ой действует фирма (зарождающаяся, быстро развивающаяся, находящаяся в стадии зрелости, раздробленная, глобальная)? Какие стратегич. возм-ти максимально соответствуют этим общим состояниям окр. среды?

· Каково положение фирмы в отрасли (сильное, слабое или кризисное; является ли фирма лидером, находится на вторых ролях или борется за выживание)? Каким образом положение фирмы влияет на стратегич. возможности, обеспечиваемые существующей стадией развития в отрасли (в частности, какие стратегические направления следует исключить)?

В-сы задается и на последующих этапах планирования PR-кампании, когда выбираются цели, ца, каналы ком-ции, месседжи. Когда выбирается формат PR-действий – шагов PR-кампании – каждый из вар-тов соотносится с целями, ца, ком-цией, для чего тоже используются ВОП. Без их использования возможны ошибки в выборе форматов PR-действий, к-ые, как может оказаться, совсем не соответствуют ца и т.д.

ВОП используются и на этапе реализации кампании, когда нужно определить, все ли идет по плану, достигаются ли промежуточные цели, и если нет, то в каком направлении надо скорректировать план.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...