Инвестиции в человеческий капитал.
Цели: • сохранение и наращивание конкурентного преимущества в сфере человеческого капитала; • предотвращение «утечки мозгов», бегства элиты и переноса центров прибыли фирм новой экономики за рубеж. Россия имеет значительные преимущества в сфере человеческо- го капитала. По уровню душевого ВВП Россия находится в груп- пе стран с доходами выше среднего, по доступности первичного образования — в группе безусловных лидеров, по распространен- ности высшего (третичного) образования также входит в первую тридцатку стран. Россия имеет значительный научный потенциал, мощные научно-образовательные школы в ряде областей (напри- мер, математическое образование). Эти особенности предопре- деляют, с одной стороны, недостаточную конкурентоспособность России в сфере промышленной сборки (завышенные социальные стандарты в связи с высоким уровнем образования и доходов), с другой — значительный потенциал успешного постиндустриаль- ного развития. Между тем весь этот потенциал остается практи- чески незадействованным в интересах ускорения экономическо- го роста. Основные причины такого положения вещей: • недоинвестированность сфер человеческого капитала; в со- ответствии с выводами Комиссии по экономическому росту Раздел I. Новая модель роста и развитию Всемирного банка желательный уровень инвести- ций в образование, подготовку кадров и здравоохранение — 7–8% ВВП, в том числе 5–6% ВВП — государственные инве- стиции; • общие недостатки институциональной среды и делового кли- мата, не способствующие реализации инновационного потен- циала и стимулирующие «утечку мозгов» или перенос центров прибыли и центров капитализации зарубеж;
• нереформированность сфер здравоохранения, образования и науки, определяющая низкий уровень конкуренции, сла- бость рыночных стимулов. Исправлению этого положения соответствуют следующие основ- ные элементы политики в сфере человеческого капитала: • повышение доли государственных расходов на образование и здравоохранение до уровня 5–6% ВВП; • реорганизация системы ВУЗов (укрупнение), разработка си- стемы рейтингования и оценки ВУЗов, реализация принци- па «деньги следуют за учеником», выход на эффективный кон- тракт с преподавателем; • финансирование исследовательских программ как части фи- нансирования ведущих вузов; стимулирование международ- ной интеграции вузовской науки; • развитие частного спроса в образовании, образовательного кредитования и ваучерного софинансирования; • развитие системы медицинского страхования и рынка меди- цинских услуг, различных вариантов подушевого финансиро- вания; • информатизация медицины (электронная карта пациента, единые информационные системы). Глава 2. Стратегии улучшения делового климата_ и повышения инвестиционной привлекательности в целях перехода к модели устойчивого роста Основные выводы и рекомендации • На фоне обостряющейся конкуренции за инвестиции Россия в последние годы демонстрировала сравнительное ухудшение качества деловой среды, государственного управления и инвестиционной привлекательности в сравнении с другими странами-лидерами догоняющего развития. • Прагматический подход к проблеме институтов: заниматься не широким спектром одновременных институциональных реформ, а последовательным снятием наиболее значимых институциональных ограничений и искажений, препятствующих экономическому росту; при сокращении поля реформ правительство вынуждено принимать бoльшую ответственность за их
результативность. • В рамках улучшения делового климата и повышения инвестиционной привлекательности необходима реформа Уголовного кодекса и правоприменительной практики в отношении бизнеса, меры по законодательной защите конкуренции, меры по изменению мотивации госаппарата, снижение барьеров входа на рынок, сокращение регулирующих функций государства и его присутствия в экономике. • Для защиты прав инвесторов предлагается ввести механизм «красной кнопки», Уполномоченного по защите прав инвесторов, необходимо сформировать Национальный совет по совершенствованию правового регулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности. Стратегия улучшения делового климата (институциональная стратегия) и стратегия повышения инвестиционной привлекательности (инвестиционная стратегия) являются ключевыми элементами формирования условий для новой модели экономического роста. Они необходимы для того, чтобы продвинуться в решении важнейших проблем современной стадии развития российской экономики. К таким проблемам относятся чрезмерная зависимость от конъюнктуры внешних рынков, недостаток «длинных» денег и качественных инвестиций, быстрый рост внутренних цен, низкая конкурентоспособность российских товаров. Все эти проблемы не решаемы без улучшения качества деловой среды и инвестиционного климата. Эти стратегии требуют дальнейшей проработки; в данном разделе представлены лишь общие цели и направления указанных стратегий, основные меры по их реализации перечислены не полностью. Стратегии должны стать на среднесрочную перспективу постоянно действующими механизмами выработки приоритетов, последовательности действий и мер, направленных на решение тех или иных задач в улучшении делового климата и повышении инвестиционной привлекательности, разработки механизмов контроля результативности, а также постоянного мониторинга положения дел в соответствующих сферах. 1. Текущая ситуация и вызовы международной конкуренции Институциональные проблемы представляют собой традицион- ный вызов для стран с формирующимися и развивающимися
рынками. Сокращение институционального отставания, улуч- шение делового климата является элементом стратегии дого- няющего развития. Улучшение ___________делового климата и институ- циональной среды позволяет повысить конкурентоспособность страны на более высоком уровне развития, сделать конкурент- ными товары и услуги более высокого технологического уров- ня. Поэтому это также и необходимый элемент модернизации экономики. Реальный экономический рост происходит на микроуровне: в ко- нечном итоге это рост работающих в экономике компаний. Макроэ- кономические усилия окажутся недостаточными, если не будут сопро- вождаться созданием комфортных условий на микроуровне. Эти проблемы особенно обостряются по мере глобализации мировой экономики, когда свободное перемещение ресурсов, капиталов и технологий делает особенно острой проблему кон- куренции юрисдикций — территорий, на которых будут располо- жены наиболее капиталоемкие элементы производственной це- почки, а также центры прибыли. Улучшение делового климата — это необходимый элемент конкуренции за инвестиции. 1.1. Деловой климат и инвестиционная привлекательность России в контексте международных сопоставлений Центральная проблема перехода к новой модели роста (эконо- мике предложения) — это улучшение делового климата. Цен- тральный вызов в этой сфере — происходящее ослабление позиций России в институциональной и инвестиционной кон- куренции. Раздел I. Новая модель роста Глава 2. Стратегии улучшения делового климата... 54 55 Таблица 1. Динамика (изменение позиций) стран в рейтингах Мирового банка, характеризующих качество государственного управления и правовой среды, 2005–2009 гг. Эффективность правительства Качество регулирования Верховенство закона Контроль коррупции Сумма изменений Бразилия +2 −1 +10 +6 +17 Китай +8 −2 +4 +8 +18 Индия +1 −4 −2 +4 −1 Индонезия +9 +6 +6 +7 +28 Малайзия −3 −6 −1 −7 −17 Мексика +3 −2 −7 +1 −5 Казахстан +13 +2 +6 +1 +22 Россия +3 −11 +1 −16 −23
Таиланд −6 −2 −5 −4 −17 Турция +3 0 +3 +4 +10 Анализ институциональной динамики России в рамках па- нели лидеров догоняющего развития1 показывает, что за по- следние годы Россия ухудшила свои позиции, переместившись из второго эшелона этой группы стран в конец третьего эшелона. Это демонстрирует ее отставание в институциональных улучше- ниях от основных конкурентов на рынке инвестиций. В рейтинге Doing Business Россия потеряла 23 позиции, про- демонстрировав худшую динамику из всех стран панели. В рей- тинге конкурентоспособности IMD Россия в 2007 г. занимала 5-е место в панели десяти лидирующих развивающихся стран, а в 2011 г.— уже только 9-е. 1 Страны, демонстрировавшие высокие темпы роста до кризиса и восстановив- шие их в 2010 г., страны-лидеры по росту притока инвестиций в 2010 г.— Бра- зилия, Индия, Индонезия, Китай, Малайзия, Мексика, Таиланд, Турция, Юж- ная Африка. В панель также добавлен Казахстан, конкурент России на рынке инвестиций и член Таможенного союза. Таким образом, кроме России панель включает 10 стран. В рейтингах Мирового банка, характеризующих качество ре- гулирования и правовой среды (Government Effectiveness, Regulatory Quality, Rule of Law, Control of Corruption), Россия также на протяжении последних пяти лет продемонстрировала мак- симальное ухудшение позиций в рамках выбранной панели (см. табл. 1). Обращает на себя внимание тот факт, что за послед- ние пять лет институционально наиболее слабые страны энер- гично улучшали свои показатели (Китай, Бразилия, Индонезия), в то время как институциональные лидеры (Малайзия, Таиланд) демонстрировали регресс. Россия же, занимая место в первой группе, показала динамику, характерную для второй. Более детальный анализ позволяет выявить «черные дыры» — основные зоны институциональных провалов. Так, в рейтинге Doing Business Россия занимает худшие позиции в специфика- ции «международная торговля». Россия в гораздо меньшей сте- пени ориентирована на международную кооперацию, чем все передовые страны догоняющего развития. Главными проблем- ными точками здесь являются режим пересечения границы, за- ________ ___________ __________ __ ____________ __________ __ _____- _____ _________ ________ _______ ______ ______ __________ ___________ ________ _________ __________ __________ ________ ___________ ______ _______ ______ _________ ________ ________ _____ _______ ________ Рис. 1. Россия среди продвинутых развивающихся стран. Doing business, 2011 Раздел I. Новая модель роста Глава 2. Стратегии улучшения делового климата... 56 57 бюрократизированность процедур и недостаточное налоговое стимулирование экспорта. Также худшие позиции Россия занимает в спецификации «за-
щита инвесторов» (наряду с Китаем) и «разрешение на строи- тельство» (наряду с Индией и Китаем); худшие показатели в вы- бранной панели Россия продемонстрировала и по показателю сложности подключения к электрическим сетям. Значительно ухудшились в последние годы показатели России в спецификации «создание предприятий», т. е. возросли барьеры входа на рынок. В рейтинге конкурентоспособности IMD Россия демонстри- рует существенное отставание от партнеров по панели в спец- ификации «эффективность бизнеса». Основные проблемные зоны — «цены», «институциональное окружение», «законодатель- ство для бизнеса», «продуктивность и эффективность бизнеса», «практика менеджмента». Ухудшение ситуации в области госу- дарственного управления в рейтингах Всемирного банка (WGI WB) связано со значительным регрессом в области качества ре- гулирования (–11) и в области контроля коррупции (–16). Опросы в рамках мониторинга деловой конъюнктуры и рабо- ты предприятий (Business Environment and Enterprise Performance Survey, BEEPS), проводимые ЕББР совместно со Всемирным бан- ком, также указывают на негативную динамику в области кор- рупции и в доступе к сетям. Последняя проблема, указанная еще в 2005 г. предпринимателями как одна из самых малозначимых, в 2008 г. вышла на 4-е место в списке наиболее острых проблем. Традиционными провалами в конкурентоспособности россий- ской экономики, по версии «Индекса глобальной конкурентоспо- собности Всемирного экономического форума» (GCI WEF), оста- ются слабость институтов, низкая эффективность товарного рын- ка, низкая эффективность и уровень развития финансового рынка (непрозрачность, неравные условия конкуренции, создаваемые преференциями, получаемыми госбанками), а также недостаточ- ная продвинутость бизнеса (см. табл. 2). За время кризиса пози- ции России по этим направлениям продолжали ухудшаться, что отразилось и в снижении общего рейтинга. Особенно показатель- ными выглядят ухудшения в группе данных, характеризующих конкурентоспособность инновационной стадии развития. Недостатки деловой среды и регулирования ведут к главному эффекту — низкой деловой активности. Это обстоятельство на- глядно отражено в данных «Глобального мониторинга предпри- нимательства» (Global Entrepreneurship Monitor), демонстриру- ющих, что уровень предпринимательской активности в России примерно в 4 раза ниже, чем в Бразилии и Китае, и в 2–3 раза ниже, чем в Мексике, Турции и ЮАР. Таким образом, можно выделить следующие «черные дыры» делового и инвестиционного климата: 1) защита инвестиций; 2) коррупция; 3) барьеры входа на рынок; 4) режим международной торговли (прежде всего — режим пе- ресечения границы); 5) финансовый рынок; 6) доступ к сетям. Таблица 2. Спецификации индекса глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (GCI WEF) для России и их посткризисная динамика 2008 2010 2011 Базовые факторы 56 65 63 Институты 110 118 128 Инфраструктура 59 47 48 Макроэкономика 29 79 44 Здоровье и первое образование 59 63 68
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|