Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы эффективности 50 53 55




Высшее образование 46 50 52

Товарный рынок 99 123 128

Рынок труда 27 57 65

Развитие финансового рынка 112 125 127

Техническая подготовка 67 69 68

Размер рынка 8 8 8

Факторы инновационности 73 80 95

Продвинутость бизнеса 91 101 114

Инновационность 48 57 71

Раздел I. Новая модель роста Глава 2. Стратегии улучшения делового климата...

58 59

2. Контуры стратегии,

направленной на улучшение делового климата

Анализ наиболее острых проблем, сдерживающих возможности

экономического роста в России, в контексте общих условий и вы-

зовов экономического роста позволяет говорить о проблеме низ-

кой деловой активности, связанной с неблагоприятными факторами

деловой среды и государственного регулирования, и проблеме низ-

кой внутренней конкуренции как о центральных недостатках рос-

сийского рынка. Основными негативными факторами в этой сфе-

ре являются:

1) чрезмерное неравенство прав рыночных агентов;

2) барьеры входа на рынок для новых компаний;

3) искажающее влияние государственного и монопольных сек-

торов;

4) чрезмерное и неэффективное регулирование;

5) недостаточные темпы реструктуризации старых компаний,

получающих государственную поддержку в разных формах;

6) коррупция.

Проблема внутренней конкуренции может рассматриваться в ка-

честве ключевой в силу того, что она имеет ярко выраженные

макроэкономический и структурный аспекты.

Конкуренция как макроэкономический фактор: конкуренция

сдерживает рост внутренних цен, что ведет к сокращению об-

щих издержек на экономический рост и позволяет уйти от аль-

тернативы затухания роста или «пузыря» (переход от экономи-

ки спроса к экономике предложения).

Конкуренция как структурный фактор обеспечивает перераспре-

деление ресурсов в соответствии с сигналами рынка.

Конкуренция не как техническая, а как политическая проблема.

Попытки снизить давление государственной бюрократии на биз-

нес предпринимались неоднократно, однако всякий раз закан-

чивались неудачей.

Плохие институты — это традиционная проблема стран с раз-

вивающимися рынками, при этом устойчивость плохих инсти-

тутов в значительной степени связана с проблемой коррупции,

позволяющей бюрократии и аффилированному с ней бизнесу

получать трансформационную ренту — доход, связанный с низ-

ким качеством институтов. В свою очередь, проблема коррупции

(столь же традиционная для стран с развивающимися рынками)

в значительной мере связана со слабыми мотивациями бюрокра-

тии к защите публичных интересов, в том числе в силу низкого

уровня контроля власти со стороны общества. Решение этой про-

блемы связано с постепенным изменением ситуации, направ-

ленным на снижение возможностей получения ренты.

Институциональная стратегия может выстраиваться как од-

новременное продвижение по двум направлениям:

1. Очаговая стратегия: система мер для улучшения положения

в конкретных зонах «черных дыр». Анализ причин и разра-

ботка мер по исправлению положения в данных конкретных

сферах, снятие наиболее препятствующих росту барьеров

и искажений, определение ответственных ведомств и чинов-

ников, определение индикативных ориентиров, которых не-

обходимо достичь в определенные сроки.

2. Долгосрочная стратегия: продвижение в решении стратеги-

ческой задачи снижения издержек предприятий, связанных

с рентоориентированным поведением бюрократии и аффи-

лированного с ней бизнеса (при этом нельзя допустить захва-

та бюрократии со стороны бизнеса).

В рамках второго направления можно выделить следующие

группы мер:

1. Первоочередные общесистемные меры по нормализации де-

лового климата и снижению недопустимых рисков ведения

бизнеса:

· амнистия осужденным за экономические преступления и пе-

ресмотр ряда дел;

· реформа Уголовного кодекса;

· уточнение и разделение функций и полномочий различных

правоохранительных органов в отношении контроля эконо-

мической и хозяйственной деятельности и пресечения пре-

ступлений в этой сфере;

· меры по предотвращению рейдерства.

2. Меры по контролю и изменению мотиваций государствен-

ного аппарата:

Раздел I. Новая модель роста Глава 2. Стратегии улучшения делового климата...

60 61

· сокращение функций, численности контролирующих органов

и движение в направлении эффективного контракта;

· повышение эффективности вертикального контроля государ-

ственного аппарата;

· усиление общественного контроля за деятельностью государ-

ственного аппарата.

3. Меры по защите конкуренции, расширению прав бизнеса

по защите своих интересов, расширению саморегулирова-

ния и повышению уровня публичности во взаимоотношени-

ях бизнеса и государственных органов.

4. Меры по снижению барьеров входа на рынок и барьеров ро-

ста компаний.

Некоторые меры по улучшению делового климата

в целях повышения деловой активности и конкуренции

на внутренних рынках

I. Первоочередные общесистемные меры по нормализации

Делового климата и снижению недопустимых рисков ведения

Бизнеса

1. Амнистия осужденных предпринимателей и возможная

реабилитация части из них.

С этим предложением выступает значительное число экспертов,

а также ведущие бизнес-ассоциации. Такой шаг будет не только

гуманистической мерой и важным сигналом государственному

аппарату и участникам рынка, но также будет иметь и систем-

ный характер: прецедент пересмотра ранее принятых неправо-

мочных или основанных на злоупотреблениях решений станет

важным ограничивающим фактором для продолжения и распро-

странения подобных практик.

2. Реформа Уголовного кодекса.

Эта мера также отражает достаточно широкий общественный

и экспертный консенсус. Уголовная политика во многом опре-

деляет экономическое состояние страны, поскольку любые меры

по улучшению инвестиционного климата могут иметь положи-

тельный эффект только в случае, если страх предпринимателя

вести бизнес в данном конкретном правопорядке не превышает

стремления к получению прибыли в условиях обычных бизнес-

рисков. Современная уголовная политика формирует правопорядок,

который является агрессивным по отношению к собственности и биз-

несу. Базой для этого является чрезмерно репрессивный, игно-

рирующий экономические реалии и требования к четкости норм

уголовный закон.

Действующий Уголовный кодекс, фактически отражающий

еще советские подходы к свободной экономической деятельно-

сти, обладает системными недостатками, которые не могут быть

устранены путем отдельных поправок. Он принципиально не учи-

тывает современные реалии рыночной экономики, права и мотивы по-

ведения экономических субъектов, реалии современного рынка. Так,

действующий уголовный закон устанавливает ответственность

предпринимателей за получение дохода (при отсутствии причине-

ния ущерба кому бы то ни было), санкции за деяния в сфере эконо-

мики в ряде случаев превышают санкции за убийство, ряд соста-

вов нарушает международные обязательства России. Так, статья

об ответственности за непогашение кредиторской задолженности

нарушает ст. 1 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека.

Необходимо пересмотреть подходы к использованию понятия

«организованная преступная группа» применительно к экономи-

ческим преступлениям. Данная проблема связана с тем, что по-

нятие «организованная преступная группа» может быть рас-

ширено на неопределенный круг сотрудников компании, в том

числе не вовлеченных во внутрифирменные нарушения либо во-

влеченных в них косвенно, в силу занимаемой должности. Также

целесообразно дифференцировать размер причиненного ущерба

в зависимости от величины оборота компании, поскольку практи-

чески любое, даже незначительное нарушение в крупной компании

трактуется как нарушение «в особо крупных размерах».

Объем уголовной регламентации отношений в сфере эконо-

мики является чрезмерным, ответственность устанавливается

за нарушения, не имеющие такой степени общественной опас-

ности, которая требовала бы уголовной репрессии. Механизмы

уголовного преследования и наказания за деяния в сфере эко-

номики не достигают общественно полезных целей и в резуль-

тате перерождаются в механизмы извлечения административ-

ной ренты, используются как искусственный аргумент в пользу

неоправданного и чрезмерного раздувания полномочий и чис-

ленности правоохранительных органов.

Раздел I. Новая модель роста Глава 2. Стратегии улучшения делового климата...

62 63

· Очевидные ориентиры необходимых изменений: исключение

уголовной ответственности за получение дохода, существен-

ное сокращение уголовных статей в отношении предпри-

нимателей, их более четкое формулирование, установление

санкций, не связанных с лишением или ограничением свобо-

ды или иной формой изоляции от общества. Такие же ориен-

тиры должны быть применены и для реформирования зако-

нодательства об административной ответственности в части

ответственности за правонарушения в процессе предприни-

мательской деятельности.

3. Уточнение и разделение функций и полномочий различных

правоохранительных органов в отношении контроля экономической

и хозяйственной деятельности и пресечения преступлений

в этой сфере.

Это направление требует дальнейшей проработки, пока можно

указать лишь принципиальные проблемы и задачи в этой сфере:

• необходимо уточнение полномочий и функций разных уров-

ней правоохранительной системы в отношении подслед-

ственности разных типов экономических преступлений;

• необходимо разделение функции защиты закона и надзора

(прокуратура) и защиты имущественных интересов государ-

ства; последние функции могли бы быть переданы Минюсту

России, который выступал бы в качестве истца или ответчи-

ка по делам, затрагивающим имущественные интересы госу-

дарства;

• необходимо усилить и повысить качество надзора за рассле-

дованием экономических преступлений;

• в области улучшения судебной практики необходимо повы-

сить уровень публичности и создать механизмы мониторинга

правоприменения: создать открытую базу судебных решений,

ввести в практику ежегодный публичный доклад о судебной

практике, подготавливаемый на паритетных началах предста-

вителями бизнес-ассоциаций, судебных органов, ассоциации

адвокатов и прокуратуры;

• необходимо расширить практику формирования специали-

зированных составов арбитражных судов — введение спе-

циализированных составов судов связано со значительным

количеством поступающих в суды заявлений по отдельным

направлениям (40243 заявления в 2010 году о признании

должников банкротами, 92438 дел о применении налогово-

го законодательства) и сложностью рассматриваемых вопро-

сов (например, рост на 34% числа рассмотренных дел об оспа-

ривании решений органов, уполномоченных в области рынка

ценных бумаг).

4. Меры по предотвращению рейдерства

Первоочередные меры в этой сфере должны проводиться по та-

ким двум направлениям, как:

a) минимизация возможности для рейдерских атак, в том числе

за счет следующих мер:

· создания открытой базы по утерянным паспортам (достаточ-

но закладывать в базу два параметра: серия/номер паспор-

та и ФИО);

· ликвидации в ускоренном судебном порядке компаний, за-

регистрированных по паспортам, утерянным на момент ре-

гистрации (если паспорт утерян после регистрации — пись-

мо с требованием к собственнику компании в трехмесячный

срок пройти процедуру внесения изменений в ЕГРЮЛ);

· рассмотрения вопроса о проведении единовременной акции

по исключению из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц

с последующим ужесточением обязанности по ликвидации

юридических лиц;

· распространения на реестр владельцев ценных бумаг прин-

ципа публичности;

· предоставления регистрирующему органу полномочий

по проверке достоверности сведений, представленных зая-

вителем (четко оговорив регламент и сроки такой проверки);

· максимально жесткого ограничения возможности исполь-

зования полномочий правоохранительных органов для дав-

ления на бизнес (процедур выемки документации и ин-

формационных носителей, обеспечивающих деятельность

хозяйствующих субъектов, и т. д.), в частности, постановле-

ния о том, что выемка может осуществляться только по ре-

шению суда и может быть оспорена компанией;

б) обеспечение механизмов восстановления прав собственности.

Основным таким механизмом может стать законодатель-

ное закрепление нового способа защиты права, нарушенно-

Раздел I. Новая модель роста Глава 2. Стратегии улучшения делового климата...

64 65

го в ходе корпоративного конфликта, — восстановления утра-

ченного контроля над компанией. Данное право не должно

быть связано с наличием добросовестного приобретателя, чьи

права необходимо защищать через суд и с использованием

регресса. Собственник компании должен быть восстановлен

в своих правах без каких-либо ограничений в течение десяти

дней по решению суда, при этом любая деятельность по от-

чуждению активов в течение этого срока должна быть запре-

щена без подтверждения сделки со стороны восстановленно-

го в правах собственника.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...