Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регулирования предпринимательской активности




Национальный совет по совершенствованию правового

регулирования предпринимательской и инвестиционной

деятельности

Задачей Национального совета по совершенствованию правово-

го регулирования предпринимательской и инвестиционной де-

ятельности (далее — Нацсовет) должна стать организация экс-

пертизы и оценки нормативных актов с точки зрения их влияния

на деятельность инвесторов, рыночные институты и экономическую сво-

боду, мониторинг законодательства и его правоприменения в отноше-

нии инвесторов, а также разработка мер по улучшению инвестиционного

климата, привлечению инвестиций и разрешению типовых конфликтов.

Данное предложение Группы является дополнением суще-

ствующей системы оценки регулирующего воздействия (постро-

енной в основном вокруг нормотворческой деятельности Пра-

вительства РФ и федеральных органов исполнительной власти

и развивающейся по линии оптимизации межведомственно-

го согласования). К предмету компетенции Нацсовета в обла-

сти оценки регулирующего воздействия (ОРВ) предлагается

отнести те группы регуляторных нормативных правовых актов,

в отношении которых не предполагается проведение в Минэко-

номразвития России прогнозной ОРВ и/или ретроспективной

экспертизы. Создание Нацсовета позволит охватывать более

широкий круг нормативно-правовых актов (прежде всего — за-

конов) и привлекать внимание первых лиц Правительства РФ

к наиболее существенным для бизнеса и граждан проблемам ре-

гулирования предпринимательской активности.

Нацсовет создается при Правительстве РФ на фиксированный

срок (5 лет), затем его мандат может продлеваться и при необ-

ходимости — расширяться. В Нацсовет входят:

• председатель Нацсовета — известная и авторитетная фигура,

имеющая влияние и вес как в государственном аппарате, так

и предпринимательском сообществе, а также пользующаяся

доверием у первых лиц государства;

• члены Нацсовета (12 человек) — видные эксперты в области

права и экономики, пользующиеся высокой репутацией в де-

ловом и академическом сообществах. Отбор производит-

ся не по принципу представительства («от бизнес-ассоциа-

ций», «от отраслей экономики», «от гражданского общества»,

«от думской фракции» и т. п.), а по принципу репутационного

признания и наличия компетенций в определенных (ключе-

вых) отраслях регулирования.

Текущую работу ведет секретариат Нацсовета — 12–15 высоко-

квалифицированных специалистов, они работают на полной

ставке, обеспечивают организацию экономической и правовой

экспертизы актов в рамках профильных групп (см. далее). Каж-

дый сотрудник компетентен в 1–2 областях регулирования, име-

ет опыт работы в госорганах и/или экспертно-аналитического

сопровождения органов власти (федеральный или региональный

уровень), владеет свободно хотя бы одним иностранным языком.

Руководитель секретариата — высококвалифицированный

эксперт с большим опытом государственной службы (уровня фе-

дерального зам. министра), работает на полной ставке, являет-

ся директором Автономного учреждения при Правительстве РФ,

создаваемого для обеспечения деятельности Нацсовета, имеет

право принимать участие в заседаниях Нацсовета с правом со-

вещательного голоса.

Нацсовет создает постоянные и временные группы по профиль-

ным вопросам (гражданское право, антимонопольное регули-

рование, налоги и т. п.), которые включают членов Нацсовета,

сотрудников секретариата, представителей федеральных и ре-

гиональных госорганов, государственных корпораций, частного

бизнеса, науки, судов, обществ защиты прав потребителей, про-

фсоюзов.

Раздел I. Новая модель роста Глава 2. Стратегии улучшения делового климата...

68 69

Председатель Нацсовета утверждается распоряжением Пред-

седателя Правительства РФ на срок 5 лет. Кандидатуры членов

Нацсовета предлагаются председателем Нацсовета и утвержда-

ются Председателем Правительства РФ на срок 5 лет. Сотрудни-

ки секретариата принимаются на работу решением руководителя

секретариата на основании открытого конкурса и собеседований

с кандидатами.

К функциям Нацсовета относятся:

• анализ проектируемых нормативных правовых актов фе-

дерального уровня (прежде всего — федеральных законов)

на предмет их влияния на субъектов предпринимательской

деятельности и институциональную среду для активного ин-

вестирования и развития рыночных институтов (введение из-

быточных административных барьеров, снижение стимулов

к предпринимательству и инвестированию и т. п.);

• выявление действующих нормативных актов, ухудшающих

институциональные условия ведения бизнеса и создающих

избыточные барьеры для предпринимательской деятельно-

сти;

• разработка предложений по оптимизации регуляторной по-

литики;

• подготовка Ежегодного отчета для Федерального собрания

РФ о состоянии регулирования в стране.

Нацсовет анализирует влияние проектируемых и действующих

актов на деловой и инвестиционный климат, на защиту прав

и интересов инвесторов (включая акты таможенного и антимо-

нопольного регулирования, гражданского права, акты, порож-

дающие административные барьеры в масштабе национальной

экономики и т. п.) и на бюджеты всех уровней.

Нацсовет не занимается обязательной экспертизой всех нор-

мативно-правовых актов, имеющих отношение к экономиче-

ской политике. Вместо этого проекты нормативных правовых

актов (действующие акты) отбираются и принимаются к оцени-

ванию Нацсоветом на основе анализа существенности и масшта-

ба их влияния на бизнес-климат.

Нацсовет принимает решение о начале экспертизы проекти-

руемых или действующих актов или о разработке предложений

по оптимизации регулирования, если, по мнению большинства

его членов, данное регулирование имеет принципиальное зна-

чение для реализации целей Нацсовета.

С инициативой принять тот или иной проектируемый или

действующий акт к оценке или подготовить предложения по оп-

тимизации регулирования может выступить как один из членов

Нацсовета, так и сотрудник секретариата, осуществляющий те-

кущее отслеживание нормативного регулирования (например,

рост числа судебных разбирательств вокруг определенных норм).

При принятии такого решения Нацсовет учитывает также об-

ращения бизнес-ассоциаций и иных общественных организаций,

отдельных субъектов предпринимательской деятельности, фрак-

ций (комитетов) палат Федерального собрания РФ, Счетной па-

латы РФ, Правительства РФ, отдельных министерств и ведомств,

глав исполнительной и законодательной власти субъектов РФ.

Нацсовет обладает следующими полномочиями.

1. Прогнозный анализ регуляторного воздействия.

При принятии к рассмотрению нормативно-правовых актов

Нацсовет имеет право на введение моратория на срок до 6-и

месяцев на дальнейшее продвижение данных актов (к приме-

ру, их внесение в Государственную думу РФ). Мораторий мо-

жет быть отменен решением Председателя Правительства

РФ (с обоснованием такой отмены, публикуемым на порта-

ле Нацсовета).

Нацсовет, приняв проектируемый акт к анализу, проводит не-

обходимые экспертизы, принимает и публикует заключение.

В заключении дается общий анализ регуляторного воздей-

ствия акта, углубленная оценка наиболее спорных его поло-

жений, а также могут даваться предложения по его измене-

нию или уточнению.

2. Анализ действующих актов.

По итогам ретроспективного анализа воздействия действу-

ющего акта принимается заключение Нацсовета, которое

адресуется Правительству РФ и становится — при одобрении

Правительством РФ — основанием для его отмены или из-

менения (ведомственные или правительственные акты) либо

инициирования Правительством процедуры его отмены или

изменения (законы).

3. Иные полномочия:

Раздел I. Новая модель роста Глава 2. Стратегии улучшения делового климата...

70 71

· предлагать Правительству РФ меры по улучшению регулиро-

вания в определенных отраслях;

· проводить публичные консультации по актам, принятым

к оцениванию;

· привлекать внешних консультантов (российских и зарубеж-

ных) для подготовки заключений об ОРВ для наиболее слож-

ных (резонансных) регулирований.

Нацсовет собирается не реже одного раза в 2 недели для об-

суждения текущих вопросов и консультаций с госорганами,

деловыми ассоциациями, представителями бизнеса и обще-

ственности.

Члены Нацсовета получают за свою деятельность оплату

(на уровне, соответствующем среднему доходу партнера веду-

щей консалтинговой фирмы) и компенсацию за проезд (для

проживающих за пределами столицы). Секретариат работа-

ет на постоянной основе, готовя вместе с членами Нацсове-

та заключения на проекты актов, поддерживая актуальность

баз данных, выполняя иные текущие задачи (методическая

помощь федеральным и региональным министерствам и ве-

домствам в области ОРВ). Оплата труда сотрудников секре-

тариата должна соответствовать уровню оплаты консультан-

тов крупных консалтинговых фирм.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...