Регулирования предпринимательской активности
Национальный совет по совершенствованию правового регулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности Задачей Национального совета по совершенствованию правово- го регулирования предпринимательской и инвестиционной де- ятельности (далее — Нацсовет) должна стать организация экс- пертизы и оценки нормативных актов с точки зрения их влияния на деятельность инвесторов, рыночные институты и экономическую сво- боду, мониторинг законодательства и его правоприменения в отноше- нии инвесторов, а также разработка мер по улучшению инвестиционного климата, привлечению инвестиций и разрешению типовых конфликтов. Данное предложение Группы является дополнением суще- ствующей системы оценки регулирующего воздействия (постро- енной в основном вокруг нормотворческой деятельности Пра- вительства РФ и федеральных органов исполнительной власти и развивающейся по линии оптимизации межведомственно- го согласования). К предмету компетенции Нацсовета в обла- сти оценки регулирующего воздействия (ОРВ) предлагается отнести те группы регуляторных нормативных правовых актов, в отношении которых не предполагается проведение в Минэко- номразвития России прогнозной ОРВ и/или ретроспективной экспертизы. Создание Нацсовета позволит охватывать более широкий круг нормативно-правовых актов (прежде всего — за- конов) и привлекать внимание первых лиц Правительства РФ к наиболее существенным для бизнеса и граждан проблемам ре- гулирования предпринимательской активности. Нацсовет создается при Правительстве РФ на фиксированный срок (5 лет), затем его мандат может продлеваться и при необ- ходимости — расширяться. В Нацсовет входят:
• председатель Нацсовета — известная и авторитетная фигура, имеющая влияние и вес как в государственном аппарате, так и предпринимательском сообществе, а также пользующаяся доверием у первых лиц государства; • члены Нацсовета (12 человек) — видные эксперты в области права и экономики, пользующиеся высокой репутацией в де- ловом и академическом сообществах. Отбор производит- ся не по принципу представительства («от бизнес-ассоциа- ций», «от отраслей экономики», «от гражданского общества», «от думской фракции» и т. п.), а по принципу репутационного признания и наличия компетенций в определенных (ключе- вых) отраслях регулирования. Текущую работу ведет секретариат Нацсовета — 12–15 высоко- квалифицированных специалистов, они работают на полной ставке, обеспечивают организацию экономической и правовой экспертизы актов в рамках профильных групп (см. далее). Каж- дый сотрудник компетентен в 1–2 областях регулирования, име- ет опыт работы в госорганах и/или экспертно-аналитического сопровождения органов власти (федеральный или региональный уровень), владеет свободно хотя бы одним иностранным языком. Руководитель секретариата — высококвалифицированный эксперт с большим опытом государственной службы (уровня фе- дерального зам. министра), работает на полной ставке, являет- ся директором Автономного учреждения при Правительстве РФ, создаваемого для обеспечения деятельности Нацсовета, имеет право принимать участие в заседаниях Нацсовета с правом со- вещательного голоса. Нацсовет создает постоянные и временные группы по профиль- ным вопросам (гражданское право, антимонопольное регули- рование, налоги и т. п.), которые включают членов Нацсовета, сотрудников секретариата, представителей федеральных и ре- гиональных госорганов, государственных корпораций, частного
бизнеса, науки, судов, обществ защиты прав потребителей, про- фсоюзов. Раздел I. Новая модель роста Глава 2. Стратегии улучшения делового климата... 68 69 Председатель Нацсовета утверждается распоряжением Пред- седателя Правительства РФ на срок 5 лет. Кандидатуры членов Нацсовета предлагаются председателем Нацсовета и утвержда- ются Председателем Правительства РФ на срок 5 лет. Сотрудни- ки секретариата принимаются на работу решением руководителя секретариата на основании открытого конкурса и собеседований с кандидатами. К функциям Нацсовета относятся: • анализ проектируемых нормативных правовых актов фе- дерального уровня (прежде всего — федеральных законов) на предмет их влияния на субъектов предпринимательской деятельности и институциональную среду для активного ин- вестирования и развития рыночных институтов (введение из- быточных административных барьеров, снижение стимулов к предпринимательству и инвестированию и т. п.); • выявление действующих нормативных актов, ухудшающих институциональные условия ведения бизнеса и создающих избыточные барьеры для предпринимательской деятельно- сти; • разработка предложений по оптимизации регуляторной по- литики; • подготовка Ежегодного отчета для Федерального собрания РФ о состоянии регулирования в стране. Нацсовет анализирует влияние проектируемых и действующих актов на деловой и инвестиционный климат, на защиту прав и интересов инвесторов (включая акты таможенного и антимо- нопольного регулирования, гражданского права, акты, порож- дающие административные барьеры в масштабе национальной экономики и т. п.) и на бюджеты всех уровней. Нацсовет не занимается обязательной экспертизой всех нор- мативно-правовых актов, имеющих отношение к экономиче- ской политике. Вместо этого проекты нормативных правовых актов (действующие акты) отбираются и принимаются к оцени- ванию Нацсоветом на основе анализа существенности и масшта- ба их влияния на бизнес-климат. Нацсовет принимает решение о начале экспертизы проекти- руемых или действующих актов или о разработке предложений по оптимизации регулирования, если, по мнению большинства
его членов, данное регулирование имеет принципиальное зна- чение для реализации целей Нацсовета. С инициативой принять тот или иной проектируемый или действующий акт к оценке или подготовить предложения по оп- тимизации регулирования может выступить как один из членов Нацсовета, так и сотрудник секретариата, осуществляющий те- кущее отслеживание нормативного регулирования (например, рост числа судебных разбирательств вокруг определенных норм). При принятии такого решения Нацсовет учитывает также об- ращения бизнес-ассоциаций и иных общественных организаций, отдельных субъектов предпринимательской деятельности, фрак- ций (комитетов) палат Федерального собрания РФ, Счетной па- латы РФ, Правительства РФ, отдельных министерств и ведомств, глав исполнительной и законодательной власти субъектов РФ. Нацсовет обладает следующими полномочиями. 1. Прогнозный анализ регуляторного воздействия. При принятии к рассмотрению нормативно-правовых актов Нацсовет имеет право на введение моратория на срок до 6-и месяцев на дальнейшее продвижение данных актов (к приме- ру, их внесение в Государственную думу РФ). Мораторий мо- жет быть отменен решением Председателя Правительства РФ (с обоснованием такой отмены, публикуемым на порта- ле Нацсовета). Нацсовет, приняв проектируемый акт к анализу, проводит не- обходимые экспертизы, принимает и публикует заключение. В заключении дается общий анализ регуляторного воздей- ствия акта, углубленная оценка наиболее спорных его поло- жений, а также могут даваться предложения по его измене- нию или уточнению. 2. Анализ действующих актов. По итогам ретроспективного анализа воздействия действу- ющего акта принимается заключение Нацсовета, которое адресуется Правительству РФ и становится — при одобрении Правительством РФ — основанием для его отмены или из- менения (ведомственные или правительственные акты) либо инициирования Правительством процедуры его отмены или изменения (законы). 3. Иные полномочия:
Раздел I. Новая модель роста Глава 2. Стратегии улучшения делового климата... 70 71 · предлагать Правительству РФ меры по улучшению регулиро- вания в определенных отраслях; · проводить публичные консультации по актам, принятым к оцениванию; · привлекать внешних консультантов (российских и зарубеж- ных) для подготовки заключений об ОРВ для наиболее слож- ных (резонансных) регулирований. Нацсовет собирается не реже одного раза в 2 недели для об- суждения текущих вопросов и консультаций с госорганами, деловыми ассоциациями, представителями бизнеса и обще- ственности. Члены Нацсовета получают за свою деятельность оплату (на уровне, соответствующем среднему доходу партнера веду- щей консалтинговой фирмы) и компенсацию за проезд (для проживающих за пределами столицы). Секретариат работа- ет на постоянной основе, готовя вместе с членами Нацсове- та заключения на проекты актов, поддерживая актуальность баз данных, выполняя иные текущие задачи (методическая помощь федеральным и региональным министерствам и ве- домствам в области ОРВ). Оплата труда сотрудников секре- тариата должна соответствовать уровню оплаты консультан- тов крупных консалтинговых фирм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|