IV. Меры по законодательной защите конкуренции, расширению
Прав бизнеса по защите своих интересов, меры по развитию Публичных форм защиты, расширению прав саморегулируемых Бизнес-ассоциаций 1. Изменения в сфере законодательства о защите конкуренции. Поддержка конкуренции, гарантированная 8 и 34 статьями Конституции, слабо обеспечена на законодательном уров- не; положения ст. 14–16 ФЗ-135 «О защите конкуренции» недостаточны для обеспечения соответствующих конститу- ционных гарантий, не создают эффективных механизмов и возможностей для субъектов экономической деятельности по самостоятельной защите своих прав в этой сфере. 2. Меры по расширению прав и возможностей защиты своих ин- тересов субъектами экономической деятельности, расширению прав и роли саморегулируемых бизнес-ассоциаций: · Развивать процедуры административного обжалования дей- ствия/бездействия органов власти, обеспечивающие защи- ту интересов предпринимателей в максимально сжатые сро- ки; необходимо запретить передачу жалобы на рассмотрение в орган власти/подразделение, на действие/бездействие кото- рого направлена жалоба; в случае требования заявителя жа- лоба должна рассматриваться в очном порядке, с участием за- явителя; срок рассмотрения жалобы не должен превышать 20 дней с момента поступления. · Ввести механизм «красной кнопки» на сайтах федеральных ве- домств — окно, в которое могли бы обратиться предпринима- тели в случае ущемления их прав. В настоящий момент «крас- ная кнопка» в той или иной форме существует лишь на сайтах отдельных ведомств. В то же время целый ряд структур, де- ятельность которых оказывает непосредственное влияние на инвестиционный климат (ФАС России, ФМС России, ФТС
России, Ростехнадзор и др.), подобных «кнопок» не имеет; не- обходима разработка регламента работы ведомств с обращения- ми граждан через механизм «красной кнопки». · Расширить права бизнес-ассоциаций, позволяющих, в част- ности, перейти в ряде случаев от мер государственного кон- троля к механизмам самоконтроля и надзора за соблюдением хозяйствующими субъектами требований действующего за- конодательства путем делегирования соответствующих функ- ций саморегулируемым организациям бизнеса с сохранением за государством полномочий по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций. · Включить бизнес-объединения в контур принятия государ- ственных решений. Отраслевые ассоциации должны в обяза- тельном порядке привлекаться к публичному обсуждению из- менений в законодательстве. · Закрепить механизм раскрытия информации о результатах контрольно-надзорных мероприятий, осуществляемых ор- ганами государственной власти. Он должен предусматривать обязанность контролирующих органов направлять ежеквар- тальные обзоры по итогам проверок в соответствующие са- морегулируемые организации и объединения бизнеса, а так- же предоставить саморегулируемым организациям право по участию в делах о применении мер административной от- ветственности. Раздел I. Новая модель роста Глава 2. Стратегии улучшения делового климата... 72 73 · Предоставление бизнес-ассоциациям права выступать в суде от имени своих членов (подавать иски в защиту третьих лиц). В настоящее время подобное предоставлено саморегулируе- мым организациям. · Повысить роль бизнес-ассоциаций и бизнес-сообщества в це- лом в подготовке стратегических документов развития стра- ны, отдельных секторов и регионов, а также проектов норма- тивных правовых актов. · Расширить перечень нормативных правовых актов, подлежа-
щих оценке регулирующего воздействия (ОРВ), за счет оцен- ки актов, затрагивающих отношения между хозяйствующи- ми субъектами, а также между хозяйствующими субъектами и государством, совершенствовать механизмы ОРВ, в част- ности, за счет введения соответствующих норм в регламент работы палат Федерального собрания, распространить про- цедуры ОРВ на уровень региональной власти и местного са- моуправления; повысить уровень правового регулирования процедур оценки регулирующего воздействия по аналогии с регулированием антикоррупционной экспертизы (уровень федерального закона). V. Меры по снижению барьеров входа на рынок И барьеров роста компаний Барьеры входа на рынок — одна из ключевых проблем стимулирова- ния деловой активности и развития конкуренции. Существующая принципиальная развилка регулирования де- ловой активности пролегает между стратегиями контроля ex ante и ex post. Первая стратегия является менее эффективной, более коррупционной и создает реальные барьеры входа, не создавая при этом гарантий соблюдения норм в процессе деятельности фирмы. Вторая стратегия подразумевает минимизацию первич- ного контроля с одновременным повышением ответственности за соблюдение правил и норм ex post. Такая стратегия подразу- мевает, в частности, переход от тотальных проверок компаний на входе к выборочным проверкам. Несмотря на значительные улучшения, сложности вызыва- ют отдельные элементы процесса регистрации компаний. Больше всего проблем возникает с регистрацией некоммерческих объ- единений. Вместе с тем процедура создания новой компании с момента подачи документов на государственную регистрацию до получения всех документов, необходимых для начала дея- тельности, занимает значительное время. Пример: регистрация в территориальных органах ПФР осуществляется в 5-дневный срок, но с момента представления налоговыми органами сведе- ний, содержащихся в ЕГРЮЛ. Несмотря на то, что обмен инфор- мацией осуществляется в электронном виде, он может занимать значительное время. Нередки случаи, когда передача информа- ции от налоговых органов во внебюджетные фонды осуществля-
ется раз в две недели. Возможное решение: обеспечение при регистрации органи- зации одновременной постановки на учет в государственных внебюджетных фондах, присвоение кодов статистики и выдача соответствующих документов одновременно с выдачей свиде- тельства о регистрации в ЕГРЮЛ. Целесообразно также утвердить типовой устав и протокол собрания учредителей общества с ограниченной ответствен- ностью, что снизит расходы предпринимателей на квалифи- цированную юридическую помощь при предоставлении доку- ментов на регистрацию. Соответствие документов компании типовым также снижает возможность для сотрудников реги- стрирующих органов действовать по усмотрению. Фактически речь может идти о типовой фирме, бесплатном аналоге фир- мы «под ключ». Одновременно стоит продолжить работу над совершенствовани- ем организационно-правовых форм, в которых создаются компа- нии. Это разработка критериев публичных и непубличных ак- ционерных обществ, включающая публичное размещение или обращение акций, обязательное публичное раскрытие инфор- мации, ведение реестра акционеров независимой организа- цией; рассмотрение перспектив дальнейшего существования в законодательстве России организационно-правовой формы унитарного предприятия, основанных на праве хозяйственно- го ведения. Резкое повышение требований к минимальному размеру устав- ного капитала нецелесообразно, особенно в отношении обществ с ограниченной ответственностью и некоммерческих органи- заций, осуществляющих приносящую доходы деятельность. Это создает заградительные барьеры для начала предприниматель- Раздел I. Новая модель роста Глава 2. Стратегии улучшения делового климата... 74 75 ской деятельности, особенно в сегментах малого и среднего биз- неса. Ведение же предпринимательской деятельности в форме индивидуального предпринимателя влечет риски обращения взыскания на все личное имущество гражданина и не обеспе- чивает в должной мере возможности объединения ресурсов не- скольких лиц. Это может стать значительным фактором для
отказа от реализации предпринимательской активности насе- ления. Не меньшей проблемой является доступ компаний, особен- но малого и среднего бизнеса, к ограниченным ресурсам, включая инфраструктуру естественных монополий. За последние годы до- стигнут определенный прогресс, процедуры подключения фор- мально упростились, их официальная стоимость снизилась, но значительные неформальные платежи остались. Возможное решение — повышение прозрачности подключения к инфраструктуре: открытая информация о возможностях под- ключения, публичный список очереди на подключение по груп- пам потребителей; штрафы в пользу компании, которой отка- зано в подключении, в размере 70% от стоимости подключения, если суд признал отказ необоснованным. В то же время необхо- димо предусмотреть решение этой проблемы в рамках проце- дур по совершенствованию регулирования деятельности есте- ственных монополий. Важными особенностями обладает конкурентная политика в от- раслях, где действуют крупные регулируемые компании, явля- ющиеся субъектами естественных монополий. Реформы в элек- троэнергетике, на железнодорожном транспорте, в газовой отрасли до сегодняшнего дня не достигли желаемой цели — раз- вития конкуренции, которая позволила бы отказаться от тариф- ного регулирования при достаточной уверенности в положи- тельном воздействии реформы на общественное благосостояние. Скромные успехи в области развития конкуренции обостряют источники рисков. Первый источник риска исходит из того, что возможности свободного назначения цен используются в первую очередь субъектами естественных монополий, как напрямую, так и че- рез создание свободных от тарифного регулирования дочерних и зависимых компаний. Второй источник риска связан с тем, что укоренившиеся ком- пании в этих отраслях, используя свое положение в естественно- монопольном виде деятельности, предпринимают меры по бло- кированию выхода на рынок новых конкурентов (используя трудоемкие процедуры, отказывая в доступе к естественно-мо- нопольному сегменту и т. д.). Комбинация этих рисков приводит к ограничению конкуренции по сравнению с возможной ее ин- тенсивностью, повышению цен и ухудшению условий договора. Преодоление этих рисков для целей развития конкуренции требует более жесткого контроля со стороны регулятора за условия- ми и процедурами доступа к сетевым активам в отраслях естествен- ных монополий (системе электропередачи, транспортировке газа, инфраструктуре железнодорожных перевозок). Кроме того, для
снижения стимулов к ограничению конкуренции необходим бо- лее жесткий контроль (а желательно — запрет) на создание субъек- тами естественных монополий дочерних и зависимых (а также иным образом аффилированных) компаний в нерегулируемых сегментах. В этом вопросе конкурентная политика смыкается с полити- кой промышленной как инструментом повышения конкурен- тоспособности, поскольку тарифы на услуги железнодорожного транспорта, электроэнергию, газ и его транспортировку, проце- дуры присоединения к сетям и получения услуг субъектов есте- ственных монополий оказывают воздействие как на условия вхо- да для новых компаний, так и на конкурентоспособность уже действующих. Необходимо пересмотреть концепцию технического регули- рования в сторону закрепления презумпции соответствия каче- ства товара и услуги декларации производителя (вместо обяза- тельной предварительной сертификации) при одновременном ужесточении ответственности за несоответствия, выявленные в процессе деятельности. Пересмотр налоговой системы Ключевая проблема российской налоговой системы — ее структур- ная несбалансированность: чрезмерная нагрузка на заработную плату, неконкурентные для развивающейся экономики ставки НДС и налога на прибыль сочетаются с низким налогообложением в сфере добычи ресурсов, низкими налогами на имущество, на по- требление алкоголя и табака. Необходимо смещение фокуса налого- вой нагрузки с производства на потребление (см. подробнее главу 5). Раздел I. Новая модель роста Глава 2. Стратегии улучшения делового климата... 76 77 Малый и средний бизнес Малый и средний бизнес (МСП) рассматривается государством в настоящее время как отдельный сегмент, не включенный в структурные преобразования экономики. Реализуя програм- мы поддержки МСП, работая над устранением барьеров и уста- навливая МСП некоторые льготы и преференции, государство формирует своего рода отдельную экономику. Ресурс таких пре- образований ограничен и в ближайшем будущем будет исчерпан. Усилия государства по развитию МСП, напротив, должны быть направлены на его интеграцию в экономику, кластеры, в международную кооперацию. Задача увеличения численно- сти занятых в секторе МСП и его доли в ВВП страны не мо- жет быть решена отдельными, точечными мерами, не связанны- ми со структурными преобразованиями экономической системы. Изменение схемы бюджетных налоговых поступлений от применения отдельных специальных налоговых режимов Сохраняется проблема необеспеченности органов местного са- моуправления необходимой финансовой базой, и как резуль- тат — систематический дефицит муниципальных бюджетов. Так, с момента принятия Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. количество полномочий муници- пальных образований выросло в разы, а дополнительных источ- ников финансового обеспечения их деятельности не появилось. Предусмотренная законодательством финансовая база муници- пальных органов, основу которой составляют налоги на доходы и имущество физических лиц, а также налог на землю, уже пред- полагает наличие бюджетного дефицита. Такой дисбаланс на практике приводит к тому, что развитие мало- го и среднего предпринимательства не входит в число приоритетов деятельности органов местного самоуправления. Особо показатель- на ситуация с неисполнением Федерального закона № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находя- щегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесе- нии изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22.07.2008 г. Необходимо изменить схему распределения налоговых посту- плений по отдельным налогам в пользу бюджетов муниципаль- ных образований. Бюджетирование муниципальных образований должно основываться на перечислении в муниципальный бюд- жет средств, полученных от компаний, в большинстве своем ма- лых и средних, работающих на данной территории (речь прежде всего идет о специальных режимах налогообложения: едином на- логе на вмененный доход, упрощенной системе налогообложе- ния, УСН на основе патента). В этом случае у муниципалитетов появится значимый стимул оказывать всестороннее содействие развитию малого и среднего бизнеса на конкретной территории. На сегодняшний день лишь ЕНВД и часть ЕСХН напрямую зачисляется в местный бюджет плюс есть 2 местных налога: на имущество физлиц и земельный налог. Сохранение действующих специальных налоговых режимов В последнее время все чаще говорится о сокращении специаль- ных налоговых режимов. В частности, в «Основные направле- ния налоговой политики до 2014 года» включен тезис об отмене единого налога на вмененный доход. Вместе с этим не предпо- лагается предоставление какого-то аналога. При этом ежегодно собираемость налоговых поступлений от ЕНВД в абсолютных цифрах увеличивается. Это простой и удобный режим, примене- ние которого освобождает от обязательности применения кон- трольно-кассовой техники. Целесообразно сохранить все виды специальных налоговых режимов для субъектов малого и среднего предприниматель- ства. Это позволит сохранить не только налоговые поступления от этой категории бизнеса, но и лояльность предприниматель- ского сообщества к власти и будет способствовать укреплению традиций легальности в российском бизнесе. Именно благодаря этим простым режимам в начале 2000‑х гг. удалось добиться ле- гализации значительной части предпринимателей. Создание условий для перехода от нелегальной самозанятости к предпринимательству Проблема самозанятости граждан в последнее время приобре- ла особую актуальность в свете кризиса и, как следствие, суще- ственного роста уровня безработицы. Решение задачи сокраще- ния так называемой теневой части бизнеса напрямую зависит Раздел I. Новая модель роста Глава 2. Стратегии улучшения делового климата... 78 79 от успешности реализуемой государством политики по под- держке и стимулированию развития субъектов малого и средне- го предпринимательства. Прежде всего это создание максималь- но благоприятных условий для открытия и ведения своего дела на законных основаниях. Эффективной мерой стимулирования легальной самоза- нятости граждан может стать введение разновидности патента специально для самозанятых граждан, т. е. физических лиц, как осуществляющих предпринимательскую деятельность и заре- гистрированных в качестве индивидуальных предпринимате- лей, так и осуществляющих несистематическую деятельность без необходимости прохождения процедуры государственной реги- страции в качестве индивидуального предпринимателя, без при- влечения наемной рабочей силы. Введение патентов необходимо проводить при одновременном сохранении других упрощенных схем налогообложения, включая ЕНВД. Налоговая нагрузка должна быть в случае патента привязана не к обороту, а к факту осуществления предпринимательской де- ятельности. Это одно из важнейших направлений, которое необ- ходимо реализовать в этой сфере, поскольку количество самоза- нятых (особенно в интернет-пространстве) увеличивается. Параллельно необходимо проводить работу по раскрытию по- тенциала отдельных социальных групп населения, которые в боль- шей степени предрасположены к вовлечению в предприниматель- скую деятельность. К таким группам относятся: отставные воен- нослужащие и отставные сотрудники органов внутренних дел; молодежь, студенты; граждане, потерявшие работу. Для активно- го вовлечения таких групп необходима разработка и внедрение специальных программ поддержки, переобучения, стимулирова- ния предпринимательской деятельности, пропаганда и PR.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|