Рынки/ отраслевые приоритеты
· Продолжение приоритетной поддержки традиционных секто- ров предыдущей технологиче- ской волны (авиастроение, атом- ная энергетика и др.). · Приоритетная поддержка секторов но- вой технологической волны и выхода на растущие рынки (новый хайтек, сфера услуг, «зеленый» рост и др.). · Содействие инновациям в низкотехноло- гичных секторах. · Содействие развитию нетехнологических инноваций. Приоритеты/критерии · Акцент на политических аргу- ментах при принятии решений в сфере инноваций. · Тематические приоритеты. · Технологические и нетехнологические инновации для повышения экономиче- ской эффективности и извлечения инно- вационной ренты (инновации для бизне- са). · Социальные приоритеты — инновации в интересах общества, инклюзивные ин- новации. · Функциональные приоритеты (инжини- ринг, дизайн, трансфер технологий, сете- вая кооперация, подготовка кадров). этими осями, в зависимости от фактических и целесообразных размеров оказываемой поддержки и успеха институциональных и системных мер или, наоборот, уровня сопротивления им. 3. Основные меры и этапы реализации политики в «прогрессорском» сценарии «Прогрессорский» сценарий, несмотря на очевидные сложности, яв- ляется наиболее перспективным, риски в случае отказа (задержки) от его реализации будут нарастать. Другие сценарии не позволят стране выйти из технологической западни ни к 2020 г., ни в более отдаленной перспективе, в частности ощутимо повысить долю высо- котехнологичных и интеллектуальных секторов в ВВП; объемы вы- сокотехнололгичного экспорта; инновационную активность предпри- ятий реального сектора1. Расходы бюджета на инновационную деятельность по «про-
грессорскому» варианту отличаются от инерционного менее чем на 10% при достижении существенно более высоких целевых па- раметров. При этом требуемое наращивание расходов при усло- вии соблюдения институциональных условий (особенно в части смягчения административных барьеров, расширения налоговых преференций, создания жестких ограничений для компаний, ко- торые не намерены осуществлять инновации и модернизировать производство) может достаточно быстро актуализировать инно- вационные интересы бизнеса, содействовать притоку в эту сферу внебюджетных средств. Разработка «прогрессорского» сценария позволяет предложить руководству страны комплекс инструмен- тов регулирования, которые частично могут быть использованы и в рамках других сценариев. В комплексе предлагаемых мер инновационной политики (см. детальный список мер в табл. 5) можно выделить следующие ос- новные направления приложения усилий государства: • поддержку конкуренции, ограничение формальных и нефор- мальных преференций различных компаний, снятие внутрен- них барьеров, усиление конкурентных механизмов системы государственных закупок; 1 Путин В. В. Нам нужна новая экономика // Ведомости. 30 января 2012 г. Раздел I. Новая модель роста Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе 104 105 • стимулирование массовых инноваций во всех секторах, вклю- чая низкотехнологичные; поддержку малого инновационного бизнеса, регулирование заимствований технологий и произ- водств; усиление государства как модератора сетевых взаи- модействий и создания инновационных кластеров, поддерж- ку инновационных стартапов; • содействие инновационному развитию традиционных и фор- мированию новых секторов экономики; поддержку междуна- родной кооперации российских фирм (табл. 3); • усиление эффектов регулирования: повышение эффективно-
сти использования ресурсов, реализацию функциональных приоритетов (компенсация провалов инновационного цик- ла), децентрализацию политики (в пользу регионов, инсти- тутов развития, бизнес-ассоциаций); • повышение качества предложения инноваций: рост резуль- тативности сектора ИР, эффективное финансирование науки, стимулирование инвестиций бизнеса в ИР; • реализацию социальных функций инноваций: развитие челове- ческого капитала инновационной сферы, поддержку креатив- ного класса, реализацию программ интеграции уязвимых групп населения в инновационные процессы (инклюзивные иннова- ции), улучшение общественного восприятия инноваций. Обоснование основных мер и последовательности шагов в области инновационной политики Низкий уровень спроса на инновации в России ограничивает по- тенциал роста и регулирующие возможности государства. Зада- чу его повышения целесообразно решать поэтапно. В начале роль локомотива развития должно сыграть государство, кото- рое уже проявило себя активным игроком на инновационном поле — поддержка кооперации вузов и бизнеса, инновационной инфраструктуры вузов; создание технологических платформ; разработка программ инновационного развития компаний с го- сударственным участием и др. Предлагается систематизировать реализуемые меры, придать им согласованный и комплексный характер. В качестве центрального звена приложения усилий государства на этом этапе могут быть экспортные, таможенные и особенно на- логовые льготы и преференции. Эффективным и экономически обоснованным направлением/ инструментом поддержки инновационной активности на пер- вом этапе должно стать стимулирование международной коо- перации компаний, деятельности экспортеров несырьевой про- дукции в целях усиления их конкурентоспособности на мировом рынке. Оказываемая в различных формах поддержка таких ком- паний может быть увязана с рыночными формами контроля: критерием продолжения поддержки должно быть увеличение объема поставок на внешний рынок (табл. 5). Важно активнее развивать различные формы софинансирова- ния — предоставления поддержки в форме льгот и субсидий при ус-
ловии финансирования разработок со стороны бизнеса. Особого внимания потребует институт госзаказа. Прежде все- го, необходимо усилить конкурентные механизмы его распре- деления, только в этом случае компании будут иметь внутрен- ние стимулы для инвестиционной активности. Предполагаются дополнительные рычаги принуждения к инновациям компаний с государственным участием, а также меры по информированию и обучению потребителей, формированию спроса на нетехноло- гические инновации, стимулированию потребления инноваци- онной продукции средним и малым бизнесом. На втором этапе, в 2015–2020 г., должна быть усилена роль го- сударства как модератора сетевых взаимодействий, инициатора частно-государственных партнерств (в частности, на базе техно- логических платформ), что будет способствовать массовизации инноваций, созданию новых рынков в опережающем режиме. Ключевые меры на этой стадии связаны с развитием сервисных и образовательных центров инжиниринга, прототипирования и дизайна, центров технологического развития, других каналов создания и трансфера инновационной продукции (услуг); под- держкой инновационной инфраструктуры; созданием прозрач- ных и непротиворечивых правил взаимодействия инновацион- ных акторов; смягчением финансовых и отчасти коммерческих рисков. Необходимо оптимальное сочетание инструментов стимулирова- ния спроса на инновационную продукцию и на инновационные ком- пании. Для этого в портфель мер должны быть включены регуля- торы, нацеленные как на продукцию (административные рычаги, госзакупки, публичный технологический и ценовой аудит и др.), так и на ее разработчиков (повышение качества менеджмента, Раздел I. Новая модель роста Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе 106 107 тиражирование лучших практик, развитие институциональной среды). Исходя из интересов обеспечения долгосрочного устойчи- вого роста экономики и благосостояния общества, повышения качества человеческого капитала, укрепления национальной
безопасности, опережающее развитие собственного научно- го и технологического потенциала страны представляется ма- гистральным направлением инновационной политики в части поддержки предложения инноваций. Только на этой основе воз- можно достижение восприимчивости экономики к передовым технологиям, инновационным продуктам и услугам и в конеч- ном счете ее реальной конкурентоспособности. В краткосрочной перспективе центральным звеном комплекс- ной реформы сектора ИР станут меры по выявлению лучших организаций и исследовательских групп (лабораторий, отделов и т. п.), целевой поддержке их развития и кооперации; разра- ботке и реализации долгосрочной программы фундаментальных исследований Российской Федерации; развитию системы госу- дарственных фондов поддержки научной, научно-техничекой и инновационной деятельности; проведению институциональ- ных преобразований, включая санацию сети научных организа- ций на основе признанных на международном уровне методов оценки их результативности. Важнейшее место среди них зай- мут инструменты стимулирования развития исследовательского и инновационного потенциала вузов, включая расширение под- держки национальных исследовательских университетов. В 2015–2020 гг. акцент рекомендуется перенести на опережаю- щее развитие конкурентоспособных на мировой арене направлений фундаментальных и поисковых исследований, современных форм организации ИР, инфраструктуры науки на прорывных направ- лениях и международное сотрудничество. Серьезное значение будет иметь развитие кооперации (в том числе сетевой) хозяй- ствующих субъектов при осуществлении научной, образователь- ной и инновационной деятельности. С учетом низкого в целом технологического уровня отече- ственной экономики и давления бюджетных ограничений осо- бого внимания требуют проблемы регулирования заимствования технологий и производств. Адаптационная модель представляет- ся наиболее надежной и адекватной для большинства компаний, однако она имеет и очевидные недостатки. Потребуются серьез- ные усилия и политическая воля для устранения барьеров, пре- пятствующих технологическому импорту (упрощение таможен- ных процедур, изменение тарифов, поддержка инкрементальной доработки); введения санкций (вплоть до закрытия) к предпри- ятиям, сохраняющим устаревшие производства и др. (табл. 4). В долгосрочной перспективе необходимо будет добиться раз- умного баланса между стимулированием трансфера зарубежных технологий и собственного технологического потенциала (в том
числе через стимулирование кооперации отечественных компа- ний с отечественными научными организациями и вузами). Привлечение иностранных игроков Важнейшим вызовом для России является ее низкая конку- рентоспособность как глобального игрока, создающая извест- ную асимметрию в потоках капиталов, продукции, технологий, трудовых ресурсов. В этих условиях целесообразно активизиро- вать усилия по привлечению в страну транснациональных (а также крупных иностранных) высокотехнологичных компаний и техноло- гических инвесторов с целью масштабной модернизации эконо- мики, создания современных производств (в режиме полной сборки), исследовательских и инжиниринговых центров. Речь идет об их размещении на имеющихся либо создаваемых пло- щадках (в иннограде Сколково, наукоградах, технико-внедрен- ческих зонах, региональных кластерах), а также на не освоен- ных российскими и зарубежными компаниями пространствах (табл. 4). Рекомендуемые механизмы привлечения зарубежных компаний включают: • целевые льготы для брендовых технологических инвесторов в интересах обеспечения демонстрационного эффекта; • сокращение состава запрещенных к доступу иностранных ин- весторов секторов/видов деятельности, снятие барьеров для их участия в капитале российских компаний; сокращение сроков выдачи необходимой разрешительной документации; • мягкое принуждение (стимулирование) к переносу научно- технологических и образовательных компетенций в Россию; • оперативное предоставление на льготных условиях земель- ных участков, производственных помещений; подключение к инфраструктуре; Раздел I. Новая модель роста Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе 108 109 • расширение практики офсетных сделок (закупка части про- изведенной продукции, обязательства по созданию инжини- ринговых центров и т. п.); • поддержку разработки и реализации региональных программ, предусматривающих привлечение зарубежных инвестиций и высокотехнологичных компаний. Интеллектуальная собственность Реализация новой модели инновационной политики предпо- лагает поиск адекватных подходов к решению проблем создания и правовой защиты прав на объекты интеллектуальной собствен- ности. Интеллектуальная собственность чаще всего создается не для конкретного потребителя и потому остается невостре- бованной со стороны производства и рынка. Между тем именно в процессе коммерциализации проявляются ее реальные конку- рентные преимущества, а охраноспособные изобретения и ноу- хау становятся весомыми источниками доходов. Важно усилить внимание к регламентации рынка промыш- ленной собственности (патентов, полезных моделей, в том числе созданных с привлечением бюджетных средств, ноу-хау), транс- фера результатов интеллектуальной деятельности в экономику. В кратко- и среднесрочной перспективе необходимы инфорс- мент законодательства в области интеллектуальной собственно- сти и амнистия (передача прав разработчикам) результатов, соз- данных за счет бюджетных средств. Значительные экономические возможности, которые откры- вает выход на зарубежные рынки, делают актуальными такие меры, как льготные патентные пошлины, развитие специаль- ных фондов содействия патентованию, рост масштабов бесплат- ных консультационных и информационных услуг. Для развития рынка интеллектуальной собственности предлагается последо- вательно улучшать условия капитализации ИР, в том числе че- рез постановку объектов интеллектуальной собственности на ба- ланс компаний. Создание системы эффективного управления интеллектуаль- ной собственностью подразумевает развитие объектов иннова- ционной инфраструктуры, занимающихся продвижением техно- логий на рынки (патентные и маркетинговые отделы компаний, научных организаций и вузов, центры трансфера технологий, консалтинговые и инжиниринговые фирмы и пр.); расширение сети центров, оказывающих широкий спектр информационно- консультационных и экспертных услуг (патентные исследования с предоставлением скидок малому бизнесу, помощь в организа- ции участия в международных выставках, оплата пошлин при регистрации и правовой охране и др.). В долгосрочной перспективе предстоит добиться ощутимого повышения уровня защиты интеллектуальных прав (развитие патентных судов, обеспечение качества рассмотрения патент- ных исков) и улучшения качества профессиональной подготов- ки специалистов, владеющих необходимыми компетенциями (введение в учебные планы по техническим и естественно-на- учным специальностям дисциплин, связанных с интеллектуаль- ной собственностью и трансфером технологий; переподготов- ка патентных поверенных, маркетологов, аудиторов). Важным условием активизации рынка интеллектуальной собственности может стать развитие института ее оценщиков. Из-за отсутствия таких кадров, сложности и ресурсоемкости требуемых мер фор- мирование этого института целесообразно проводить поэтапно. Социальные инновации, креативный класс Социальная ориентированность инноваций на повышение каче- ства жизни и расширение возможностей граждан обусловлива- ет новые приоритеты инновационной деятельности и политики. В основе коренных институциональных изменений, ведущих к построению экономики знаний, лежит развитие в обществе инновационного мышления и духа предпринимательства, кото- рые не могут сформироваться вне креативного класса, создаю- щего в экономике знаний бoльшую часть добавленной стоимо- сти. Именно этот класс является носителем и распространителем инновационной культуры, поэтому важнейшей задачей государ- ства и общества должно стать создание благоприятной среды для его развития. На сегодняшний день соответствующие группы на- селения сталкиваются с комплексом проблем, которые приво- дят к масштабному оттоку его представителей за рубеж (табл. 4). Создание комфортной для креативного класса среды воз- можно через глубокие институциональные изменения, вклю- чая построение локальных сообществ, приспособленных под его нужды. Помимо общепринятых мер, способствующих по- Раздел I. Новая модель роста Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе 110 111 вышению ценности человеческого капитала (улучшения каче- ства образования, поддержки фундаментальной науки и техно- логических бизнесов и т. п.), важны меры по защите личности, прав собственности (в том числе интеллектуальной), окружаю- щей среды и т. п. Время конкуренции людей за юрисдикцию стра- ны, предоставляющей защиту и гарантии, постепенно проходит; в условиях экономики знаний нарастает конкуренция государств за представителей креативного класса, формирующих инновацион- ную среду. В рамках инновационной политики предлагается уделить внимание программам поддержки креативного класса и массо- вого инновационного бизнеса, реализующего технологические и нетехнологические инновации. Действенными инструментами могут стать различные адресные гранты, создание центров тех- нического содействия, поддержка тематических форумов и кон- ференций для развития партнерских связей. Важно также расширять социальную базу инновационной по- литики за счет учета интересов групп населения, доступ которых к инновациям ограничен недостаточными доходами, отсутстви- ем необходимых знаний и навыков, инфраструктуры и стан- дартов, обеспечивающих оказание инновационных услуг в со- циальной сфере и государственном управлении (телемедицина, дистанционное образование, информатизация органов соци- альной защиты и обслуживания населения, онлайновое предо- ставление государственных услуг и др.). Это предполагает ре- ализацию программы мер по обеспечению доступа социально незащищенных групп населения к инновационным технологи- ям, продуктам и услугам. Расходы бюджета Оценка динамики расходов федерального бюджета на иннова- ционную деятельность была проведена для трех сценариев ин- новационного развития. В качестве целевых использовались структурные показатели: удельный вес инновационной продук- ции и затрат на инновации в объеме производства; доля затрат на ИР в расходах на инновации; соотношение средств предпри- нимательского и государственного секторов в затратах на ИР; соотношение прямых и косвенных затрат государства на разви- тие инноваций. В составе общих затрат государства на развитие инновационной деятельности в гражданском секторе экономики были выделены прямые и косвенные затраты (выпадающие до- ходы бюджета в результате использования налоговых/фискаль- ных механизмов). Сравнительный анализ полученных результатов показывает, что наиболее эффективным является «прогрессорский» сценарий, в соответствии с которым в 2020 г.: • объем инновационной продукции составит 14,4 трлн руб. (по добавленной стоимости — 9,3% ВВП); по умеренно- му и инерционному сценариям — 8,6 трлн руб. (5,6% ВВП) и 7 трлн руб. (4% ВВП) соответственно. Объем инновацион- ной продукции вырастет в 8,7 раза; соотношение объема ин- новационной продукции и затрат на инновации составит 7:1 (втрое выше, чем в 2011 г.); • за счет использования эффективных рычагов стимулирова- ния будет обеспечен динамичный рост доли предпринима- тельского сектора в финансировании ИР — с 27% в 2011 г. до 73% (умеренный сценарий — 40%, инерционный — практи- чески неизменный уровень). В абсолютном выражении вклад предпринимательского сектора в финансирование ИР может достичь в 2020 г. примерно 1,5 трлн руб., превысив уровень 2011 г. более чем в 7 раз (умеренный сценарий — 575 млрд руб., инерционный — 414 млрд руб.). В результате удастся оп- тимизировать общую структуру финансирования ИР, прибли- зить ее к модели, характерной для развитых стран. В итоге реализация «прогрессорского» сценария позволит не толь- ко избежать нереалистичных финансовых запросов к государству, но и разомкнуть существующие бюджетные ограничения за счет замещения прямого субсидирования инновационной деятельности косвенными издержками бюджета (причем с опережающей динами- кой) и частными инвестициями. Наименее эффективным следует считать инерционный сце- нарий, который отличается сочетанием высоких затратных па- раметров и минимальными значениями целевых показателей. Из-за сохранения неэффективных механизмов трансформа- ции затрат на инновации в экономические результаты его ре- ализация не обеспечит достижения структурных параметров и пропорций, соответствующих трендам развития инновацион- Раздел I. Новая модель роста Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе 112 113 ных процессов. Доля инновационной продукции в общем объ- еме производства в 2020 г. составит менее половины от уровня «прогрессорского» варианта при примерно 10%-м расхождении по масштабам общих бюджетных издержек. Умеренный вариант привлекателен более низкими расхо- дами бюджета. Их масштаб на фоне отдельных институцио- нальных преобразований может привести к некоторому росту целевых индикаторов, но принципиального улучшения пози- ций России в глобальных инновационных процессах не про- изойдет. 2011 2015 2020 1,3 2,1 1,9 2,2 3,3 3,7 0,5 0,8 0,8 1,3 0,8 1,1 0,8 1,4 1,2 2,1 1,2 1,8 1,3 2.4 _______ _______ (____ ___.) ________: I – ___________ II – _________ III – «______________» 4,7 5,8 9,8 5,3 9,9 20,1 5,2 7,7 ___ ______ _____ _______ _ _____ ______ __________ _______, _______, _____, ____ (%) 2012 2015 2020 ______ ______ ______ ____ _______ _________ ________ (__________ _____) I II III I II III I II III Рис. 4. Оценка расходов федерального бюджета на инновационную деятельность в гражданском секторе экономики: сценарии и результаты 4. Ключевые меры по развитию сферы науки и инноваций I. Стимулирование массовых инноваций во всех секторах экономики, содействие формированию новых инновационных рынков 1. Введение в качестве обязательных разделов по инновациям в национальных, отраслевых и региональных стратегиях. 2. Введение в федеральных и региональных органах власти, компаниях с госучастием должности заместителя руководи- теля по инновациям; формирование из их числа националь- ного совета с функцией экспертизы проектов нормативных правовых актов на предмет оценки их влияния на инноваци- онное развитие. 3. Развитие механизмов принуждения компаний к инноваци- ям (мониторинг программ инновационного развития; введе- ние инновационных технических регламентов и стандартов; ужесточение экологических, ресурсосберегающих требований, требований к качеству и безопасности). 4. Введение критерия инновационности в практику госзакупок и крупных инфраструктурных проектов; их обязательный технологический и ценовой аудит и оценка инновационного потенциала; внедрение сквозной системы госзакупок по все- му инновационному циклу. 5. Систематизация налоговых льгот в инновационной сфере и совершенствование их администрирования. 6. Стимулирование импорта новых для России технологий (си- стема поиска наилучших доступных технологий для приори- тетных отраслей, таможенный и налоговый режим, госгаран- тии). 7. Разработка программы привлечения зарубежных брендовых технологических инвесторов. 8. Развитие долгосрочных программ субсидирования высоко- технологичных производств с отлагательными условиями пролонгирования (в рамках кооперации предприятий с вуза- ми и научными организациями). 9. Создание национальной экспертной сети по долгосрочному научно-технологическому прогнозированию с участием ши- рокого круга заинтересованных сторон (крупных компаний, Раздел I. Новая модель роста Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе 114 115 ведущих вузов и НИИ, бизнес-ассоциаций, территорий ин- новационного развития). II. Повышение эффективности инновационной политики; поддержка функциональных приоритетов с целью компенсации провалов инновационного цикла; децентрализация инновационной политики 1. Развитие системы технологических платформ с участием биз- неса, науки и вузов; сети центров открытых инноваций и тех- нологических брокеров. 2. Создание сети сервисных и образовательных центров в сфе- ре инжиниринга, дизайна, прототипирования. 3. Введение механизмов инновационных ваучеров в целях сти- мулирования аутсорсинга услуг инновационного характера. 4. Создание общероссийской информационной базы новых про- дуктов и технологий, сети отраслевых центров научно-техни- ческой информации. 5. Поддержка территорий инновационного развития (Сколково, инновационно активные регионы, ОЭЗ, наукограды, иннова- ционные кластеры). 6. Проведение конкурсов инновационных предложений по ре- шению социальных, инфраструктурных и экологических про- блем на уровне городов и регионов. 7. Развитие саморегулируемых организаций в инновационной сфере и поддержка бизнес-ассоциаций (выработка стандар- тов, экспертиза, представление интересов участников и т. д.). 8. Формирование программ информирования органов власти и госкомпаний о возможностях внедрения инноваций (ин- тернет-портал, ведомственные экспертные советы, рабочие группы); демонстрация возможностей наиболее передовых технологических решений для их продвижения в крупных компаниях. III. Повышение качества предложения инноваций 1. Поддержка создания центров превосходства и программа вы- ращивания конкурентоспособных коллективов на перспек- тивных направлениях; сплошной научно-технологический аудит государственных НИИ и КБ и оптимизация их сети. 2. Масштабирование деятельности государственных фондов поддержки науки. 3. Формирование и реализация национальной программы фун- даментальных исследований, открытой для всех участников. 4. Развитие системы обязательной оценки деятельности госу- дарственных научных организаций и добровольной — осталь- ных организаций, выполняющих исследования и разработки, на основе международно принятых подходов. 5. Программа развития доконкурентных исследований и раз- работок в интересах реального сектора экономики (техноло- гические платформы, кооперативные институты, центры от- крытых инноваций и т. п.). IV. Реализация социальных функций инноваций 1. Формирование программ поддержки массового научно-тех- нического творчества и инновационного предприниматель- ства, популяризации научной и инновационной деятельности. 2. Поддержка стажировок молодых исследователей, инжене- ров в ведущих зарубежных научных центрах, университетах и компаниях. 3. Внедрение современных стандартов оказания инновацион- ных услуг в образовании, здравоохранении, социальной сфере и государственном управлении, в т. ч. в интересах уязвимых групп населения; поддержка мер по обеспечению их доступа к инновационным технологиям, продуктам и услугам. Раздел I. Новая модель роста Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе 116 117 Таблица 3. Отраслевая дифференциация инновационной политики Задачи Акценты регулирования Примеры секторов Традиционные высокотехнологичные сек- тора: повышение конкурентоспособности и экспортного потенциала Разработка и внедрение передовых технологий, поддержка ИР, высокотех- нологичного экспорта Авиастроение, космический и оборон- но-промышленный комплекс, атомная энергетика Новые сектора: формирование новых рынков высокотехнологичной продукции/ услуг, разработка технологий для модер- низации производств Разработка прорывных технологий, междисциплинарные исследования, но- вые инструменты регулирования (в т. ч. стандарты), стимулирование спроса Наноиндустрия, биотехнологии, меди- цинская техника, электротехника, при- боростроение Сектора с преимущественно горизонталь- ной организацией: динамичная модерни- зация Адаптация и распространение отдель- ных современных технологий, совер- шенствование отраслевого регулирова- ния, инжиниринговые услуги, поддержка импорта технологий и ком- петенций Бытовая медицинская техника, меди- цинские услуги, информационные ус- луги государства для населения, энер- госнабжение в небольших городах и поселках, малая распределенная энергетика, легкая промышленность, агропромышленный комплекс, лесное хозяйство, плантационные посадки, строительство и производство строй- материалов, градостроительство Общественный и инфраструктурный сек- тора: технологическая модернизация, рас- ширение спектра высококачественных ин- новационных общественных услуг Разработка собственных технологий, внедрение зарубежных достижений, закупки для государственных нужд Электронное правительство, медицин- ские и образовательные услуги, до- рожное строительство, транспортные услуги Сырьевые сектора: повышение произво- дительности, экологичности, снижение энергоемкости, расширение переделов Внедрение лучших доступных техноло- гий, техническое регулирование, эколо- гические стандарты Нефтегазовый сектор, угольная про- мышленность, металлургия, лесопро- мышленный комплекс Таблица 4. Усиление инновационной ориентации государственного регулирования Область регулирования Возможные меры Поддержка конкуренции Снятие межрегиональных барьеров Активизация деятельности ФАС по снятию искусственной сегментации рынков границами регионов, подавляющей стимулы к инновациям (за исключением кон- куренции с импортом). Обеспечение условий для равноправ- ной конкуренции с дешевой импорт- ной продукцией Изменение тарифов (поэтапное снижение тарифных барьеров). Усиление конкуренции при закупках товаров и услуг для государственных нужд и нужд компаний с государ- ственным участием Действующее законодательство о государственных закупках в принципе подразу- мевает рост конкуренции, однако нормой остаются массовые нарушения закупоч- ной процедуры. Целесообразны: – более активное использование механизмов банковской гарантии возврата аван- са и оплаты неустойки для допуска к торгам или на конкурс; – удлинение планирования закупок и введение реальной возможности переноса средств госзаказа на следующий год; – создание системы прозрачных и конкурентных закупок в госкомпаниях. Обеспечение конкурентной среды Обеспечение нормальной доходности проектов, дающих сверхприбыль (изъятие части ресурсной ренты); подавление рентных и коррупционных механизмов функ- ционирования бизнеса. Качественное удорожание квалифицированной рабочей силы (в 1,5–2 раза), включая увеличение зарплаты бюджетников. Введение обязательной процедуры проверки проектов нормативных правовых ак- тов на наличие ограничивающих конкуренцию норм. Раздел I. Новая модель роста Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе 118 119 Область регулирования Возможные меры Мониторинг бизнес-ассоциациями (отраслевыми и региональными) решений му- ниципальных и региональных властей на предмет появления ограничивающих ус- ловий для конкуренции; оценка барьеров входа на отдельные рынки, в том числе обусловленные политикой крупных компаний. Введение практики антидемпинговых расследований для защиты интересов отече- ственных производителей от недобросовестной конкуренции со стороны зарубеж- ных компаний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|