Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рынки/ отраслевые приоритеты




· Продолжение приоритетной

поддержки традиционных секто-

ров предыдущей технологиче-

ской волны (авиастроение, атом-

ная энергетика и др.).

· Приоритетная поддержка секторов но-

вой технологической волны и выхода

на растущие рынки (новый хайтек, сфера

услуг, «зеленый» рост и др.).

· Содействие инновациям в низкотехноло-

гичных секторах.

· Содействие развитию нетехнологических

инноваций.

Приоритеты/критерии

· Акцент на политических аргу-

ментах при принятии решений

в сфере инноваций.

· Тематические приоритеты.

· Технологические и нетехнологические

инновации для повышения экономиче-

ской эффективности и извлечения инно-

вационной ренты (инновации для бизне-

са).

· Социальные приоритеты — инновации

в интересах общества, инклюзивные ин-

новации.

· Функциональные приоритеты (инжини-

ринг, дизайн, трансфер технологий, сете-

вая кооперация, подготовка кадров).

этими осями, в зависимости от фактических и целесообразных

размеров оказываемой поддержки и успеха институциональных

и системных мер или, наоборот, уровня сопротивления им.

3. Основные меры и этапы реализации политики

в «прогрессорском» сценарии

«Прогрессорский» сценарий, несмотря на очевидные сложности, яв-

ляется наиболее перспективным, риски в случае отказа (задержки)

от его реализации будут нарастать. Другие сценарии не позволят

стране выйти из технологической западни ни к 2020 г., ни в более

отдаленной перспективе, в частности ощутимо повысить долю высо-

котехнологичных и интеллектуальных секторов в ВВП; объемы вы-

сокотехнололгичного экспорта; инновационную активность предпри-

ятий реального сектора1.

Расходы бюджета на инновационную деятельность по «про-

грессорскому» варианту отличаются от инерционного менее чем

на 10% при достижении существенно более высоких целевых па-

раметров. При этом требуемое наращивание расходов при усло-

вии соблюдения институциональных условий (особенно в части

смягчения административных барьеров, расширения налоговых

преференций, создания жестких ограничений для компаний, ко-

торые не намерены осуществлять инновации и модернизировать

производство) может достаточно быстро актуализировать инно-

вационные интересы бизнеса, содействовать притоку в эту сферу

внебюджетных средств. Разработка «прогрессорского» сценария

позволяет предложить руководству страны комплекс инструмен-

тов регулирования, которые частично могут быть использованы

и в рамках других сценариев.

В комплексе предлагаемых мер инновационной политики (см.

детальный список мер в табл. 5) можно выделить следующие ос-

новные направления приложения усилий государства:

• поддержку конкуренции, ограничение формальных и нефор-

мальных преференций различных компаний, снятие внутрен-

них барьеров, усиление конкурентных механизмов системы

государственных закупок;

1 Путин В. В. Нам нужна новая экономика // Ведомости. 30 января 2012 г.

Раздел I. Новая модель роста Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе

104 105

• стимулирование массовых инноваций во всех секторах, вклю-

чая низкотехнологичные; поддержку малого инновационного

бизнеса, регулирование заимствований технологий и произ-

водств; усиление государства как модератора сетевых взаи-

модействий и создания инновационных кластеров, поддерж-

ку инновационных стартапов;

• содействие инновационному развитию традиционных и фор-

мированию новых секторов экономики; поддержку междуна-

родной кооперации российских фирм (табл. 3);

• усиление эффектов регулирования: повышение эффективно-

сти использования ресурсов, реализацию функциональных

приоритетов (компенсация провалов инновационного цик-

ла), децентрализацию политики (в пользу регионов, инсти-

тутов развития, бизнес-ассоциаций);

• повышение качества предложения инноваций: рост резуль-

тативности сектора ИР, эффективное финансирование науки,

стимулирование инвестиций бизнеса в ИР;

• реализацию социальных функций инноваций: развитие челове-

ческого капитала инновационной сферы, поддержку креатив-

ного класса, реализацию программ интеграции уязвимых групп

населения в инновационные процессы (инклюзивные иннова-

ции), улучшение общественного восприятия инноваций.

Обоснование основных мер и последовательности шагов

в области инновационной политики

Низкий уровень спроса на инновации в России ограничивает по-

тенциал роста и регулирующие возможности государства. Зада-

чу его повышения целесообразно решать поэтапно. В начале

роль локомотива развития должно сыграть государство, кото-

рое уже проявило себя активным игроком на инновационном

поле — поддержка кооперации вузов и бизнеса, инновационной

инфраструктуры вузов; создание технологических платформ;

разработка программ инновационного развития компаний с го-

сударственным участием и др. Предлагается систематизировать

реализуемые меры, придать им согласованный и комплексный

характер.

В качестве центрального звена приложения усилий государства

на этом этапе могут быть экспортные, таможенные и особенно на-

логовые льготы и преференции.

Эффективным и экономически обоснованным направлением/

инструментом поддержки инновационной активности на пер-

вом этапе должно стать стимулирование международной коо-

перации компаний, деятельности экспортеров несырьевой про-

дукции в целях усиления их конкурентоспособности на мировом

рынке. Оказываемая в различных формах поддержка таких ком-

паний может быть увязана с рыночными формами контроля:

критерием продолжения поддержки должно быть увеличение

объема поставок на внешний рынок (табл. 5).

Важно активнее развивать различные формы софинансирова-

ния — предоставления поддержки в форме льгот и субсидий при ус-

ловии финансирования разработок со стороны бизнеса.

Особого внимания потребует институт госзаказа. Прежде все-

го, необходимо усилить конкурентные механизмы его распре-

деления, только в этом случае компании будут иметь внутрен-

ние стимулы для инвестиционной активности. Предполагаются

дополнительные рычаги принуждения к инновациям компаний

с государственным участием, а также меры по информированию

и обучению потребителей, формированию спроса на нетехноло-

гические инновации, стимулированию потребления инноваци-

онной продукции средним и малым бизнесом.

На втором этапе, в 2015–2020 г., должна быть усилена роль го-

сударства как модератора сетевых взаимодействий, инициатора

частно-государственных партнерств (в частности, на базе техно-

логических платформ), что будет способствовать массовизации

инноваций, созданию новых рынков в опережающем режиме.

Ключевые меры на этой стадии связаны с развитием сервисных

и образовательных центров инжиниринга, прототипирования

и дизайна, центров технологического развития, других каналов

создания и трансфера инновационной продукции (услуг); под-

держкой инновационной инфраструктуры; созданием прозрач-

ных и непротиворечивых правил взаимодействия инновацион-

ных акторов; смягчением финансовых и отчасти коммерческих

рисков.

Необходимо оптимальное сочетание инструментов стимулирова-

ния спроса на инновационную продукцию и на инновационные ком-

пании. Для этого в портфель мер должны быть включены регуля-

торы, нацеленные как на продукцию (административные рычаги,

госзакупки, публичный технологический и ценовой аудит и др.),

так и на ее разработчиков (повышение качества менеджмента,

Раздел I. Новая модель роста Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе

106 107

тиражирование лучших практик, развитие институциональной

среды).

Исходя из интересов обеспечения долгосрочного устойчи-

вого роста экономики и благосостояния общества, повышения

качества человеческого капитала, укрепления национальной

безопасности, опережающее развитие собственного научно-

го и технологического потенциала страны представляется ма-

гистральным направлением инновационной политики в части

поддержки предложения инноваций. Только на этой основе воз-

можно достижение восприимчивости экономики к передовым

технологиям, инновационным продуктам и услугам и в конеч-

ном счете ее реальной конкурентоспособности.

В краткосрочной перспективе центральным звеном комплекс-

ной реформы сектора ИР станут меры по выявлению лучших

организаций и исследовательских групп (лабораторий, отделов

и т. п.), целевой поддержке их развития и кооперации; разра-

ботке и реализации долгосрочной программы фундаментальных

исследований Российской Федерации; развитию системы госу-

дарственных фондов поддержки научной, научно-техничекой

и инновационной деятельности; проведению институциональ-

ных преобразований, включая санацию сети научных организа-

ций на основе признанных на международном уровне методов

оценки их результативности. Важнейшее место среди них зай-

мут инструменты стимулирования развития исследовательского

и инновационного потенциала вузов, включая расширение под-

держки национальных исследовательских университетов.

В 2015–2020 гг. акцент рекомендуется перенести на опережаю-

щее развитие конкурентоспособных на мировой арене направлений

фундаментальных и поисковых исследований, современных форм

организации ИР, инфраструктуры науки на прорывных направ-

лениях и международное сотрудничество. Серьезное значение

будет иметь развитие кооперации (в том числе сетевой) хозяй-

ствующих субъектов при осуществлении научной, образователь-

ной и инновационной деятельности.

С учетом низкого в целом технологического уровня отече-

ственной экономики и давления бюджетных ограничений осо-

бого внимания требуют проблемы регулирования заимствования

технологий и производств. Адаптационная модель представляет-

ся наиболее надежной и адекватной для большинства компаний,

однако она имеет и очевидные недостатки. Потребуются серьез-

ные усилия и политическая воля для устранения барьеров, пре-

пятствующих технологическому импорту (упрощение таможен-

ных процедур, изменение тарифов, поддержка инкрементальной

доработки); введения санкций (вплоть до закрытия) к предпри-

ятиям, сохраняющим устаревшие производства и др. (табл. 4).

В долгосрочной перспективе необходимо будет добиться раз-

умного баланса между стимулированием трансфера зарубежных

технологий и собственного технологического потенциала (в том

числе через стимулирование кооперации отечественных компа-

ний с отечественными научными организациями и вузами).

Привлечение иностранных игроков

Важнейшим вызовом для России является ее низкая конку-

рентоспособность как глобального игрока, создающая извест-

ную асимметрию в потоках капиталов, продукции, технологий,

трудовых ресурсов. В этих условиях целесообразно активизиро-

вать усилия по привлечению в страну транснациональных (а также

крупных иностранных) высокотехнологичных компаний и техноло-

гических инвесторов с целью масштабной модернизации эконо-

мики, создания современных производств (в режиме полной

сборки), исследовательских и инжиниринговых центров. Речь

идет об их размещении на имеющихся либо создаваемых пло-

щадках (в иннограде Сколково, наукоградах, технико-внедрен-

ческих зонах, региональных кластерах), а также на не освоен-

ных российскими и зарубежными компаниями пространствах

(табл. 4). Рекомендуемые механизмы привлечения зарубежных

компаний включают:

• целевые льготы для брендовых технологических инвесторов

в интересах обеспечения демонстрационного эффекта;

• сокращение состава запрещенных к доступу иностранных ин-

весторов секторов/видов деятельности, снятие барьеров для

их участия в капитале российских компаний; сокращение

сроков выдачи необходимой разрешительной документации;

• мягкое принуждение (стимулирование) к переносу научно-

технологических и образовательных компетенций в Россию;

• оперативное предоставление на льготных условиях земель-

ных участков, производственных помещений; подключение

к инфраструктуре;

Раздел I. Новая модель роста Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе

108 109

• расширение практики офсетных сделок (закупка части про-

изведенной продукции, обязательства по созданию инжини-

ринговых центров и т. п.);

• поддержку разработки и реализации региональных программ,

предусматривающих привлечение зарубежных инвестиций

и высокотехнологичных компаний.

Интеллектуальная собственность

Реализация новой модели инновационной политики предпо-

лагает поиск адекватных подходов к решению проблем создания

и правовой защиты прав на объекты интеллектуальной собствен-

ности. Интеллектуальная собственность чаще всего создается

не для конкретного потребителя и потому остается невостре-

бованной со стороны производства и рынка. Между тем именно

в процессе коммерциализации проявляются ее реальные конку-

рентные преимущества, а охраноспособные изобретения и ноу-

хау становятся весомыми источниками доходов.

Важно усилить внимание к регламентации рынка промыш-

ленной собственности (патентов, полезных моделей, в том числе

созданных с привлечением бюджетных средств, ноу-хау), транс-

фера результатов интеллектуальной деятельности в экономику.

В кратко- и среднесрочной перспективе необходимы инфорс-

мент законодательства в области интеллектуальной собственно-

сти и амнистия (передача прав разработчикам) результатов, соз-

данных за счет бюджетных средств.

Значительные экономические возможности, которые откры-

вает выход на зарубежные рынки, делают актуальными такие

меры, как льготные патентные пошлины, развитие специаль-

ных фондов содействия патентованию, рост масштабов бесплат-

ных консультационных и информационных услуг. Для развития

рынка интеллектуальной собственности предлагается последо-

вательно улучшать условия капитализации ИР, в том числе че-

рез постановку объектов интеллектуальной собственности на ба-

ланс компаний.

Создание системы эффективного управления интеллектуаль-

ной собственностью подразумевает развитие объектов иннова-

ционной инфраструктуры, занимающихся продвижением техно-

логий на рынки (патентные и маркетинговые отделы компаний,

научных организаций и вузов, центры трансфера технологий,

консалтинговые и инжиниринговые фирмы и пр.); расширение

сети центров, оказывающих широкий спектр информационно-

консультационных и экспертных услуг (патентные исследования

с предоставлением скидок малому бизнесу, помощь в организа-

ции участия в международных выставках, оплата пошлин при

регистрации и правовой охране и др.).

В долгосрочной перспективе предстоит добиться ощутимого

повышения уровня защиты интеллектуальных прав (развитие

патентных судов, обеспечение качества рассмотрения патент-

ных исков) и улучшения качества профессиональной подготов-

ки специалистов, владеющих необходимыми компетенциями

(введение в учебные планы по техническим и естественно-на-

учным специальностям дисциплин, связанных с интеллектуаль-

ной собственностью и трансфером технологий; переподготов-

ка патентных поверенных, маркетологов, аудиторов). Важным

условием активизации рынка интеллектуальной собственности

может стать развитие института ее оценщиков. Из-за отсутствия

таких кадров, сложности и ресурсоемкости требуемых мер фор-

мирование этого института целесообразно проводить поэтапно.

Социальные инновации, креативный класс

Социальная ориентированность инноваций на повышение каче-

ства жизни и расширение возможностей граждан обусловлива-

ет новые приоритеты инновационной деятельности и политики.

В основе коренных институциональных изменений, ведущих

к построению экономики знаний, лежит развитие в обществе

инновационного мышления и духа предпринимательства, кото-

рые не могут сформироваться вне креативного класса, создаю-

щего в экономике знаний бoльшую часть добавленной стоимо-

сти. Именно этот класс является носителем и распространителем

инновационной культуры, поэтому важнейшей задачей государ-

ства и общества должно стать создание благоприятной среды для

его развития. На сегодняшний день соответствующие группы на-

селения сталкиваются с комплексом проблем, которые приво-

дят к масштабному оттоку его представителей за рубеж (табл. 4).

Создание комфортной для креативного класса среды воз-

можно через глубокие институциональные изменения, вклю-

чая построение локальных сообществ, приспособленных под

его нужды. Помимо общепринятых мер, способствующих по-

Раздел I. Новая модель роста Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе

110 111

вышению ценности человеческого капитала (улучшения каче-

ства образования, поддержки фундаментальной науки и техно-

логических бизнесов и т. п.), важны меры по защите личности,

прав собственности (в том числе интеллектуальной), окружаю-

щей среды и т. п. Время конкуренции людей за юрисдикцию стра-

ны, предоставляющей защиту и гарантии, постепенно проходит;

в условиях экономики знаний нарастает конкуренция государств

за представителей креативного класса, формирующих инновацион-

ную среду.

В рамках инновационной политики предлагается уделить

внимание программам поддержки креативного класса и массо-

вого инновационного бизнеса, реализующего технологические

и нетехнологические инновации. Действенными инструментами

могут стать различные адресные гранты, создание центров тех-

нического содействия, поддержка тематических форумов и кон-

ференций для развития партнерских связей.

Важно также расширять социальную базу инновационной по-

литики за счет учета интересов групп населения, доступ которых

к инновациям ограничен недостаточными доходами, отсутстви-

ем необходимых знаний и навыков, инфраструктуры и стан-

дартов, обеспечивающих оказание инновационных услуг в со-

циальной сфере и государственном управлении (телемедицина,

дистанционное образование, информатизация органов соци-

альной защиты и обслуживания населения, онлайновое предо-

ставление государственных услуг и др.). Это предполагает ре-

ализацию программы мер по обеспечению доступа социально

незащищенных групп населения к инновационным технологи-

ям, продуктам и услугам.

Расходы бюджета

Оценка динамики расходов федерального бюджета на иннова-

ционную деятельность была проведена для трех сценариев ин-

новационного развития. В качестве целевых использовались

структурные показатели: удельный вес инновационной продук-

ции и затрат на инновации в объеме производства; доля затрат

на ИР в расходах на инновации; соотношение средств предпри-

нимательского и государственного секторов в затратах на ИР;

соотношение прямых и косвенных затрат государства на разви-

тие инноваций. В составе общих затрат государства на развитие

инновационной деятельности в гражданском секторе экономики

были выделены прямые и косвенные затраты (выпадающие до-

ходы бюджета в результате использования налоговых/фискаль-

ных механизмов).

Сравнительный анализ полученных результатов показывает,

что наиболее эффективным является «прогрессорский» сценарий,

в соответствии с которым в 2020 г.:

• объем инновационной продукции составит 14,4 трлн руб.

(по добавленной стоимости — 9,3% ВВП); по умеренно-

му и инерционному сценариям — 8,6 трлн руб. (5,6% ВВП)

и 7 трлн руб. (4% ВВП) соответственно. Объем инновацион-

ной продукции вырастет в 8,7 раза; соотношение объема ин-

новационной продукции и затрат на инновации составит 7:1

(втрое выше, чем в 2011 г.);

• за счет использования эффективных рычагов стимулирова-

ния будет обеспечен динамичный рост доли предпринима-

тельского сектора в финансировании ИР — с 27% в 2011 г.

до 73% (умеренный сценарий — 40%, инерционный — практи-

чески неизменный уровень). В абсолютном выражении вклад

предпринимательского сектора в финансирование ИР может

достичь в 2020 г. примерно 1,5 трлн руб., превысив уровень

2011 г. более чем в 7 раз (умеренный сценарий — 575 млрд

руб., инерционный — 414 млрд руб.). В результате удастся оп-

тимизировать общую структуру финансирования ИР, прибли-

зить ее к модели, характерной для развитых стран.

В итоге реализация «прогрессорского» сценария позволит не толь-

ко избежать нереалистичных финансовых запросов к государству,

но и разомкнуть существующие бюджетные ограничения за счет

замещения прямого субсидирования инновационной деятельности

косвенными издержками бюджета (причем с опережающей динами-

кой) и частными инвестициями.

Наименее эффективным следует считать инерционный сце-

нарий, который отличается сочетанием высоких затратных па-

раметров и минимальными значениями целевых показателей.

Из-за сохранения неэффективных механизмов трансформа-

ции затрат на инновации в экономические результаты его ре-

ализация не обеспечит достижения структурных параметров

и пропорций, соответствующих трендам развития инновацион-

Раздел I. Новая модель роста Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе

112 113

ных процессов. Доля инновационной продукции в общем объ-

еме производства в 2020 г. составит менее половины от уровня

«прогрессорского» варианта при примерно 10%-м расхождении

по масштабам общих бюджетных издержек.

Умеренный вариант привлекателен более низкими расхо-

дами бюджета. Их масштаб на фоне отдельных институцио-

нальных преобразований может привести к некоторому росту

целевых индикаторов, но принципиального улучшения пози-

ций России в глобальных инновационных процессах не про-

изойдет.

2011 2015 2020

1,3

2,1

1,9

2,2

3,3

3,7

0,5

0,8

0,8

1,3

0,8

1,1

0,8

1,4

1,2

2,1

1,2

1,8

1,3

2.4

_______ _______ (____ ___.)

________:

I – ___________

II – _________

III – «______________»

4,7 5,8

9,8

5,3

9,9

20,1

5,2

7,7

___ ______ _____ _______

_ _____ ______ __________

_______, _______, _____, ____ (%)

2012 2015 2020

______ ______ ______ ____ _______

_________ ________ (__________

_____)

I

II

III

I II III I II III

Рис. 4. Оценка расходов федерального бюджета на инновационную

деятельность в гражданском секторе экономики: сценарии и результаты

4. Ключевые меры по развитию

сферы науки и инноваций

I. Стимулирование массовых инноваций во всех секторах

экономики, содействие формированию новых инновационных

рынков

1. Введение в качестве обязательных разделов по инновациям

в национальных, отраслевых и региональных стратегиях.

2. Введение в федеральных и региональных органах власти,

компаниях с госучастием должности заместителя руководи-

теля по инновациям; формирование из их числа националь-

ного совета с функцией экспертизы проектов нормативных

правовых актов на предмет оценки их влияния на инноваци-

онное развитие.

3. Развитие механизмов принуждения компаний к инноваци-

ям (мониторинг программ инновационного развития; введе-

ние инновационных технических регламентов и стандартов;

ужесточение экологических, ресурсосберегающих требований,

требований к качеству и безопасности).

4. Введение критерия инновационности в практику госзакупок

и крупных инфраструктурных проектов; их обязательный

технологический и ценовой аудит и оценка инновационного

потенциала; внедрение сквозной системы госзакупок по все-

му инновационному циклу.

5. Систематизация налоговых льгот в инновационной сфере

и совершенствование их администрирования.

6. Стимулирование импорта новых для России технологий (си-

стема поиска наилучших доступных технологий для приори-

тетных отраслей, таможенный и налоговый режим, госгаран-

тии).

7. Разработка программы привлечения зарубежных брендовых

технологических инвесторов.

8. Развитие долгосрочных программ субсидирования высоко-

технологичных производств с отлагательными условиями

пролонгирования (в рамках кооперации предприятий с вуза-

ми и научными организациями).

9. Создание национальной экспертной сети по долгосрочному

научно-технологическому прогнозированию с участием ши-

рокого круга заинтересованных сторон (крупных компаний,

Раздел I. Новая модель роста Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе

114 115

ведущих вузов и НИИ, бизнес-ассоциаций, территорий ин-

новационного развития).

II. Повышение эффективности инновационной политики;

поддержка функциональных приоритетов с целью компенсации

провалов инновационного цикла; децентрализация

инновационной политики

1. Развитие системы технологических платформ с участием биз-

неса, науки и вузов; сети центров открытых инноваций и тех-

нологических брокеров.

2. Создание сети сервисных и образовательных центров в сфе-

ре инжиниринга, дизайна, прототипирования.

3. Введение механизмов инновационных ваучеров в целях сти-

мулирования аутсорсинга услуг инновационного характера.

4. Создание общероссийской информационной базы новых про-

дуктов и технологий, сети отраслевых центров научно-техни-

ческой информации.

5. Поддержка территорий инновационного развития (Сколково,

инновационно активные регионы, ОЭЗ, наукограды, иннова-

ционные кластеры).

6. Проведение конкурсов инновационных предложений по ре-

шению социальных, инфраструктурных и экологических про-

блем на уровне городов и регионов.

7. Развитие саморегулируемых организаций в инновационной

сфере и поддержка бизнес-ассоциаций (выработка стандар-

тов, экспертиза, представление интересов участников и т. д.).

8. Формирование программ информирования органов власти

и госкомпаний о возможностях внедрения инноваций (ин-

тернет-портал, ведомственные экспертные советы, рабочие

группы); демонстрация возможностей наиболее передовых

технологических решений для их продвижения в крупных

компаниях.

III. Повышение качества предложения инноваций

1. Поддержка создания центров превосходства и программа вы-

ращивания конкурентоспособных коллективов на перспек-

тивных направлениях; сплошной научно-технологический

аудит государственных НИИ и КБ и оптимизация их сети.

2. Масштабирование деятельности государственных фондов

поддержки науки.

3. Формирование и реализация национальной программы фун-

даментальных исследований, открытой для всех участников.

4. Развитие системы обязательной оценки деятельности госу-

дарственных научных организаций и добровольной — осталь-

ных организаций, выполняющих исследования и разработки,

на основе международно принятых подходов.

5. Программа развития доконкурентных исследований и раз-

работок в интересах реального сектора экономики (техноло-

гические платформы, кооперативные институты, центры от-

крытых инноваций и т. п.).

IV. Реализация социальных функций инноваций

1. Формирование программ поддержки массового научно-тех-

нического творчества и инновационного предприниматель-

ства, популяризации научной и инновационной деятельности.

2. Поддержка стажировок молодых исследователей, инжене-

ров в ведущих зарубежных научных центрах, университетах

и компаниях.

3. Внедрение современных стандартов оказания инновацион-

ных услуг в образовании, здравоохранении, социальной сфере

и государственном управлении, в т. ч. в интересах уязвимых

групп населения; поддержка мер по обеспечению их доступа

к инновационным технологиям, продуктам и услугам.

Раздел I. Новая модель роста Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе

116 117

Таблица 3. Отраслевая дифференциация инновационной политики

Задачи Акценты регулирования Примеры секторов

Традиционные высокотехнологичные сек-

тора: повышение конкурентоспособности

и экспортного потенциала

Разработка и внедрение передовых

технологий, поддержка ИР, высокотех-

нологичного экспорта

Авиастроение, космический и оборон-

но-промышленный комплекс, атомная

энергетика

Новые сектора: формирование новых

рынков высокотехнологичной продукции/

услуг, разработка технологий для модер-

низации производств

Разработка прорывных технологий,

междисциплинарные исследования, но-

вые инструменты регулирования (в т. ч.

стандарты), стимулирование спроса

Наноиндустрия, биотехнологии, меди-

цинская техника, электротехника, при-

боростроение

Сектора с преимущественно горизонталь-

ной организацией: динамичная модерни-

зация

Адаптация и распространение отдель-

ных современных технологий, совер-

шенствование отраслевого регулирова-

ния, инжиниринговые услуги,

поддержка импорта технологий и ком-

петенций

Бытовая медицинская техника, меди-

цинские услуги, информационные ус-

луги государства для населения, энер-

госнабжение в небольших городах

и поселках, малая распределенная

энергетика, легкая промышленность,

агропромышленный комплекс, лесное

хозяйство, плантационные посадки,

строительство и производство строй-

материалов, градостроительство

Общественный и инфраструктурный сек-

тора: технологическая модернизация, рас-

ширение спектра высококачественных ин-

новационных общественных услуг

Разработка собственных технологий,

внедрение зарубежных достижений,

закупки для государственных нужд

Электронное правительство, медицин-

ские и образовательные услуги, до-

рожное строительство, транспортные

услуги

Сырьевые сектора: повышение произво-

дительности, экологичности, снижение

энергоемкости, расширение переделов

Внедрение лучших доступных техноло-

гий, техническое регулирование, эколо-

гические стандарты

Нефтегазовый сектор, угольная про-

мышленность, металлургия, лесопро-

мышленный комплекс

Таблица 4. Усиление инновационной ориентации государственного регулирования

Область регулирования Возможные меры

Поддержка конкуренции

Снятие межрегиональных барьеров Активизация деятельности ФАС по снятию искусственной сегментации рынков

границами регионов, подавляющей стимулы к инновациям (за исключением кон-

куренции с импортом).

Обеспечение условий для равноправ-

ной конкуренции с дешевой импорт-

ной продукцией

Изменение тарифов (поэтапное снижение тарифных барьеров).

Усиление конкуренции при закупках

товаров и услуг для государственных

нужд и нужд компаний с государ-

ственным участием

Действующее законодательство о государственных закупках в принципе подразу-

мевает рост конкуренции, однако нормой остаются массовые нарушения закупоч-

ной процедуры.

Целесообразны:

– более активное использование механизмов банковской гарантии возврата аван-

са и оплаты неустойки для допуска к торгам или на конкурс;

– удлинение планирования закупок и введение реальной возможности переноса

средств госзаказа на следующий год;

– создание системы прозрачных и конкурентных закупок в госкомпаниях.

Обеспечение конкурентной среды Обеспечение нормальной доходности проектов, дающих сверхприбыль (изъятие

части ресурсной ренты); подавление рентных и коррупционных механизмов функ-

ционирования бизнеса.

Качественное удорожание квалифицированной рабочей силы (в 1,5–2 раза),

включая увеличение зарплаты бюджетников.

Введение обязательной процедуры проверки проектов нормативных правовых ак-

тов на наличие ограничивающих конкуренцию норм.

Раздел I. Новая модель роста Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе

118 119

Область регулирования Возможные меры

Мониторинг бизнес-ассоциациями (отраслевыми и региональными) решений му-

ниципальных и региональных властей на предмет появления ограничивающих ус-

ловий для конкуренции; оценка барьеров входа на отдельные рынки, в том числе

обусловленные политикой крупных компаний.

Введение практики антидемпинговых расследований для защиты интересов отече-

ственных производителей от недобросовестной конкуренции со стороны зарубеж-

ных компаний.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...