Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнение стран — участниц программы PISA




Число стран, результаты которых

ВЫШЕ результатов России

26 31 36 38

Число стран, результаты которых

СРАВНИМЫ с результатами России

2

Португалия,

Латвия

2

Турция,

Уругвай

3

Турция,

Чили,

Израиль

4

Австрия,

Литва,

Турция,

Дубай (ОАЭ)

Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа

334 335

стижений российских учащихся умения воспроизводить знания

и применять известные алгоритмы преобладают над интеллекту-

альными умениями высокого уровня (обобщать, анализировать,

прогнозировать, выдвигать гипотезы и др.).

Средний балл читательской грамотности у российских уча-

щихся в 2009 г. составил 459 из 1000 (средний показатель по стра-

нам ОЭСР — 493). Доля 15-летних учащихся, не готовых ориен-

тироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских си-

туациях (2-й уровень читательской грамотности), составляла 27%

(в ОЭСР — 21%). За 2000–2009 гг. доля российских школьников,

чьи достижения в международном тесте были ниже порогового

уровня, не изменилась, а учащихся с высокими результатами (4–

6-й уровни читательской грамотности) стало меньше на 2%.

Ведущим для современных российских школьников является

2-й уровень читательской грамотности, обслуживающий самые

элементарные житейские ситуации (общественные, деловые

и учебные), которые требуют минимальной опоры на письмен-

ное сообщение. В странах ОЭСР ведущим является 3-й уровень

читательской грамотности, что дает основание предсказывать

более высокую успешность 15-летних учащихся в этих странах

в различных ситуациях реальной жизни, где ориентация проис-

ходит с опорой на текст.

По данным PISA, 2-го порогового уровня математической

грамотности не достигли 28,5% российских учащихся в возрасте

15 лет (в странах ОЭСР — 22,1%), а 2-го уровня естественнона-

учной грамотности — 22% (в ОЭСР — 18%). Немногим более 5%

российских учащихся обладают продвинутым математическим

мышлением, умением проводить рассуждения и выполнять за-

дания самого высокого уровня трудности.

Лишь 4,2% школьников продемонстрировали высокий уро-

вень естественнонаучной грамотности. И это несмотря на то, что

в 2009 г. 20% общей численности школьников в России составля-

ли учащиеся гимназий и лицеев.

Основная причина отставания российских школьников от их

сверстников в развитых странах в формировании навыков, вос-

требованных экономикой XXI в., заключается в медленном

обновлении содержания образования, недостаточном распро-

странении деятельностных (проектных, исследовательских) об-

разовательных технологий, слабом развитии профильного обу-

чения, особенно в области естественных наук и технологии.

В последние годы в этом направлении предпринимаются

определенные усилия: внедряются федеральные государствен-

ные требования к структуре основной общеобразовательной

программы дошкольного образования, Федеральные государ-

ственные образовательные стандарты начального общего обра-

зования, утверждены и проходят апробацию ФГОС основного

общего образования. Однако существующий механизм обновле-

ния содержания образования нуждается в дополнительной на-

стройке, в повышении гибкости и оперативности.

Остается актуальной задача повышения уровня обучения

в таких областях, как искусство, социальные науки, иностран-

ный язык, технологии, поскольку эти образовательные области

были маргинальными в советское время и по содержанию суще-

ственно не обновлялись.

2. Ресурсы модернизации

Для решения актуальных проблем системы образования и обе-

спечения ее готовности к новым вызовам требуются значитель-

ные ресурсы. Проще всего было бы говорить о дополнительных

финансовых средствах, тем более, что, как показывает проведен-

14

4,1

1,4

______ ____ ______

Рис. 7. Лучшие результаты российских школьников в PISA-2009. Талантливые

дети по всем трем компетентностям (высший балл)

Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа

336 337

ный выше анализ, российская система образования недополуча-

ет финансирования по сравнению со многими развитыми и раз-

вивающимися странами. В то же время в нашем образовании

есть особенности, которые можно рассматривать как потенци-

альные ресурсы его развития, которые до сих пор используются

недостаточно эффективно. Поэтому стратегия развития должна

ориентироваться не только на традиционные ресурсы — обще-

ственные финансы,— но и на новые типы ресурсов.

В первую очередь — это семья. Ценность образования — одна

из ведущих для российских семей. Как уже отмечалось, уро-

вень образования российских родителей — один из самых вы-

соких в мире, что позволяет им активно и достаточно эффек-

тивно осуществлять дошкольное воспитание детей, в том числе

обучать их чтению. Именно их усилия отразились в достижениях

российских школьников, выявленных в PIRLS. Однако данные

PISA показывают, что на средней ступени обучения влияние вы-

сокого уровня образования российских семей на образователь-

ные результаты учащихся ослабевает настолько, что становится

меньше, чем в большинстве развитых стран. Как подтверждает-

ся и рядом других исследований, вовлеченность семей в образо-

вание ребенка после начальной школы снижается, и их ресурсы

оказываются недоиспользованными.

Можно по-разному относиться к бурным реакциям общества

на введение ФЗ-83, на проект стандарта старшей школы, но оче-

видно, что в них находит отражение неподдельная обеспокоен-

ность граждан возможным снижением доступности бесплатно-

го образования для их детей. Одновременно социологические

исследования фиксируют, что ради качественного образования

для детей россияне готовы идти на серьезные траты и самоо-

граничения.

Однако патерналистские традиции советской системы обра-

зования живы до сих пор. Они проявляются, с одной стороны,

в авторитарной позиции школы по отношению к семье, а с дру-

гой — в иждивенческих ожиданиях многих семей.

Чтобы активизировать семейный ресурс, необходимо в каж-

дой школе и в каждом детском саду выстроить специальные про-

граммы вовлечения семей в управление, в прямое участие в об-

разовательном процессе, в добровольную ресурсную поддержку.

Не только родители — все гражданское общество является не-

достаточно используемым ресурсом образования, и особенно со-

циализации. Во многих странах серьезный прогресс в образо-

вании был связан именно с активизацией населения, местных

сообществ, профессиональных объединений. Как показывает

наш анализ, там, где в России действуют организации граждан-

ского общества, в том числе конфессиональные, в области рабо-

ты с молодежью и детьми, где местное самоуправление активно

развивает школы и детские сады, результаты образования ока-

зываются выше. Поэтому в качестве одного из ресурсов развития

образования мы рассматриваем активность местного самоуправ-

ления, организаций гражданского общества. В нашей культуре

этот ресурс пока не открыт в полной мере. Его использование

потребует своего рода «муниципализации» образовательной по-

литики, расширения практики передачи общественных ресурсов

для оказания образовательных услуг некоммерческим организа-

циям гражданского общества.

Близкий по типу ресурс — инициативы и творчество школ

и педагогов. Мы уверены в том, что своими успехами в 1990‑е гг,

достигнутыми вопреки тяжелым материальным условиям, рос-

сийская школа в значительной мере обязана свободе, кото-

350

400

450

500

550

600

20% 40% 60% 80% 100%

_______ ____ __ ______________

__ __________ PISA-2006

____ _________ _ ____________ __ ___ ______ ______ _

Рис. 8. Уровень образования населения страны и успешность

выпускников школ в исследовании PISA

Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа

338 339

рую получили учителя, творческие педагогические коллективы.

Именно тогда были опробованы те формы и технологии обуче-

ния, которые до сих пор являются инновационными для нашего

общего образования. Однако все исследования говорят о том, что

в последние годы бюрократия, контроль, инициативы «сверху»

практически лишили инновационное движение школ и учителей

возможности развиваться. Несмотря на призыв к самостоятель-

ности школ в национальной инициативе «Наша новая школа»,

этот ресурс не только не используется, но в практике управления

на уровне большинства регионов рассматривается как ненужный

и даже вредный. Необходимо радикально пересмотреть отноше-

ние к инициативе на местах, вернуться к максимальной свобо-

де школ и творческих учителей, ограничениями которой могут

быть лишь базовые требования и нормы подотчетности обще-

ству. Многие задачи в образовании могут решить объединения

педагогов, инициативы, поддерживаемые частными спонсорами

или специальными государственными фондами.

Очень важным ресурсом является российская система допол-

нительного образования детей. Во многих странах такие систе-

мы только создаются, а в России она имеет уникальный потен-

циал в обеспечении позитивной социализации подрастающего

поколения. Как отмечалось выше, она переживает сегодня труд-

ные времена, но ее возрождение возможно. Полноценное ис-

пользование этого ресурса предполагает серьезную перестройку

механизмов взаимодействия (отношений) государства, постав-

щиков и потребителей услуг.

В ходе сравнительного анализа, представленного выше, об-

наружилось, что потенциальным ресурсом повышения качества

и эффективности нашей системы образования является вре-

мя. Именно так нам следует отнестись к тому месяцу, который

российский учебный год «экономит» в сравнении со странами

ОЭСР. Он может быть успешно использован для организации

образовательных программ в каникулярный период — летних

и зимних школ, экспедиций, мастерских, а также стать ресурсом

для занятий со школьниками, имеющими низкие образователь-

ные результаты.

Наконец, потенциальным конкурентным преимуществом

России, которое не вполне используется в последние годы, яв-

ляются уникальные российские образовательные технологии.

Прежде всего, это касается технологий математического об-

разования и раннего развивающего обучения, базирующего-

ся на психологической теории Л. С. Выготского. Интерес к этим

педагогическим подходам сохраняется во всем мире, однако

страны-конкуренты строят на их основе новые, еще более эф-

фективные методы обучения, в том числе с использованием со-

временных информационных технологий. Чтобы окончательно

не утратить эти конкурентные преимущества, необходимо раз-

вернуть исследования и разработки, продолжающие традиции

математического образования, раннего развивающего обучения.

Конечно, это должно происходить в новых для российской науки

институциональных формах — прежде всего в ведущих универ-

ситетах, на экспериментальных площадках.

3. Сценарии развития и предлагаемые меры

Проведенный анализ показывает, что у российского образова-

ния есть потенциал стать одним из ключевых двигателей инно-

вационного развития страны. Однако для этого надо преодолеть

усиливающуюся архаичность системы образования, ее неадек-

ватность меняющимся внешним условиям и вызовам. Растущее

неравенство в доступности качественного образования созда-

ет риски в социальном и культурном развитии. Поэтому целя-

ми нового этапа модернизации образования должны стать: обе-

спечение позитивной социализации и учебной успешности каждого

ребенка, усиление вклада образования в инновационное развитие

России и ответ на вызовы изменившейся культурной, социальной

и технологической среды.

Анализ возможных путей достижения этих целей позволя-

ет выделить несколько сценариев, различных по подходам, мас-

штабу и приоритетам в использовании ресурсов.

3.1. Реставрационный сценарий

Реставрационный сценарий предполагает отказ от продолжения

начатых преобразований и даже реставрацию ключевых норм

и институтов XX в. На первый взгляд он может показаться не-

реальным, но он отражает позицию части российского обще-

ства, которая видит решение текущих и перспективных проблем

в возвращении к советской системе образования.

Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа

340 341

В рамках данного сценария может быть:

1) остановлен процесс институциональных преобразований (но-

вая система оплаты труда, ФЗ-83);

2) ликвидирован ЕГЭ;

3) существенно ограничена вариативность учебников и образо-

вательных программ;

4) детально прописан в стандартах перечень обязательных пред-

метов и содержание учебного материала по каждому из них;

5) осуществлен отказ от профильного обучения и индивидуаль-

ных учебных планов на старшей ступени школы в пользу уни-

фицированного содержания образования;

6) восстановлена закрытая ведомственная система управления

и оценки качества; планы развития, образовательные про-

граммы и результаты школ станут непрозрачными для роди-

телей и общества;

7) осуществлена ликвидация гимназий и лицеев, все учреж-

дения вернутся к типовым штатам и будут ориентированы

на выполнение единой общеобразовательной программы;

8) запрещено школам оказывать платные услуги;

9) подходы, опирающиеся на инициативу и самоорганизацию

учащихся, будут заменены моделями, основанными на авто-

ритете и дисциплине.

При реализации реставрационного сценария будет обеспечен

равный доступ к образованию минимального уровня. Однако от-

ношение общества к ситуации в сфере образования не улучшит-

ся, а, наоборот, станет крайне критическим, так как:

• социальная напряженность усилится, возможны даже откры-

тые конфликты по вопросам приема в лучшие дошкольные

образовательные учреждения, в школы, обеспечивающие ка-

чественное общее образование;

• увеличится доля педагогических кадров пенсионного возрас-

та, чья квалификация не соответствует требованиям новых

стандартов образования, по отношению к ним система будет

выполнять функции социального обеспечения;

• архаичная школа будет непривлекательна для учащихся, осо-

бенно для старшеклассников, снизится их мотивация к обу-

чению, появится все больше желающих уйти из государствен-

ной системы образования.

Кроме того, очевидно, что нельзя не менять систему образо-

вания в ситуации, когда среда изменилась до неузнаваемости

(глобализация экономики, социально-экономическая и культур-

ная дифференциация, информационный взрыв, новые формы

коммуникации и т. д.). В современном мире не остается стран,

которые сохраняли бы свои образовательные системы неизмен-

ными.

* * *

Реставрационный сценарий предполагает обеспечение равенства

в образовании в условиях сохранения социально-экономического

неравенства (в качестве некоего островка безопасности и благо-

получия). Другой возможный сценарий — стабилизационный. Он

нацелен на выравнивание образовательных возможностей в усло-

виях дифференцированного общества, создает условия для эволю-

ционного изменения системы образования в соответствии с из-

меняющейся социальной, культурной и технологической средой.

3.2. Стабилизационный сценарий

В рамках стабилизационного сценария:

1) конкретизируются и нормативно закрепляются социальные

обязательства государства в сфере образования и социали-

зации для всех обучающихся; проводится четкое разделение

оказываемых населению услуг на бесплатные и платные; фор-

мируются механизмы, обеспечивающие выполнение данных

обязательств и защиту прав потребителей в сфере платных

образовательных услуг (в том числе через систему информа-

ционной открытости и общественного контроля);

2) формируются механизмы обеспечения расходных обяза-

тельств муниципалитетов в сфере дошкольного и дополни-

тельного образования (в том числе за счет межбюджетного

перераспределения);

3) государство заключает «эффективный контракт» с педагоги-

ческими работниками:

· в Законе «Об образовании в РФ» закрепляется норма, обе-

спечивающая уровень заработной платы педагогических ра-

ботников образовательного учреждения не ниже средней

заработной платы работников, занятых в сфере экономики

Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа

342 343

субъекта РФ, на территории которого расположено данное

образовательное учреждение;

· уровень заработной платы педагогов общеобразовательных

учреждений к 2017 г. доводится до 115% средней заработной

платы по экономике региона, педагогических работников до-

школьного и дополнительного образования — до средней за-

работной платы по экономике региона;

4) обеспечивается равный доступ к бюджетным ресурсам для

организаций всех форм собственности, работающих в сфере

образования и социализации детей;

5) вводятся прозрачные правила зачисления детей в образова-

тельные учреждения;

6) для снижения бюрократической нагрузки проводится опти-

мизация существующей системы проверок и отчетности об-

разовательных учреждений;

7) стимулируется развитие вариативных форм дошкольного

образования (негосударственных, частных, семейных и др.)

посредством создания для них благоприятных организаци-

онных и экономических условий (налоговые льготы, субси-

дирование затрат частных предпринимателей на содержание

имущества и др.);

8) закрепляются возможности открытия отдельных групп до-

школьного образования в качестве самостоятельных органи-

заций в приспособленных для этого помещениях (первые эта-

жи зданий, жилые помещения, отдельные постройки и т. п.)

с созданием внешней централизованной системы управле-

ния организациями дошкольного образования, а также аут-

сорсингом услуг по содержанию детей;

9) в сельской местности реализуются модели сетевого взаимо-

действия образовательных учреждений и организаций со-

циально-культурной сферы, обеспечивающих комплексное

предоставление социальных услуг населению, а также такие

формы организации дошкольного и школьного образования,

как учительский дом — школа, воспитательский дом — дет-

ский сад (при численности детей до 7–8 человек), детский

сад — начальная школа;

10) реализуются национальные проекты и программы, направ-

ленные на решение острых проблем с обеспечением до-

ступности качественного образования. Целевые субсидии

из федерального бюджета (по принципу «деньги в обмен

на обязательства») выделяются субъектам РФ на реализацию

программ:

· строительства современных дошкольных учреждений (с раз-

работкой проектов для повторного применения);

· доведения инфраструктуры школьного образования до уста-

новленного «удовлетворительного уровня», позволяющего

начать систематическое текущее финансирование поддерж-

ки этой инфраструктуры без бесконечных квазикапитальных

вложений;

· модернизации сетей образовательных учреждений;

· дистанционного обучения детей с ограниченными возможно-

стями здоровья, детей, проживающих на отдаленных терри-

ториях, обучающихся в малокомплектных школах;

· развития инклюзивного образования для детей с ограниченны-

ми возможностями здоровья (с сохранением и поддержкой сети

специализированных образовательных учреждений), развития

системы психолого-медико-социального сопровождения;

· модернизации инфраструктуры и программ дополнительно-

го образования, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

· социально-культурной интеграции детей мигрантов (включая

изучение русского языка).

Стабилизационный сценарий также предполагает завершение

институциональных преобразований, направленных на фор-

мирование прозрачной, ориентированной на результат систе-

мы финансирования и управления (ЕГЭ, ГИА, новая система

оплаты труда, ФЗ-83). В противном случае, меры по закрепле-

нию и ресурсному обеспечению социальных обязательств госу-

дарства могут оказаться неэффективными или повлекут за собой

избыточные государственные расходы.

* * *

Успешная реализация стабилизационного сценария снимет

остроту текущих проблем, однако не обеспечит достаточно бы-

строе изменение качественных результатов образования, не при-

ведет к преодолению отставания российской системы образо-

вания от систем образования ведущих стран мира. Более того,

есть риск увеличения этого отставания. В перспективе это обу-

словит снижение качества человеческого капитала страны и ее

конкурентоспособности, поскольку стабилизационный сцена-

Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа

344 345

рий не предлагает специально организованных действий для отве-

та на вызовы, встающие перед системами образования развитых

стран. Необходимо продолжение модернизации.

3.3. Модернизационный сценарий

В рамках модернизационного сценария принципиальной инно-

вацией становится перенос акцента с процессуального подхо-

да (запуск новых институтов и процессов) к четкой ориентации

на достижение новых результатов, нового качества российского

образования. Этот принцип должен быть реализован как при осу-

ществлении реформ и проектов (в том числе, например, комплек-

са мер по модернизации региональных систем общего образова-

ния), так и в повседневной практике управления и преподавания.

Новый этап развития школьного образования должен быть ориен-

тирован на достижение нового качества человеческого капитала

России, на создание системы образовательных сервисов для удов-

летворения разнообразных запросов подрастающего поколения.

В общем виде основные результаты реализации модерниза-

ционного сценария могут быть сформулированы следующим об-

разом:

• обеспечение готовности выпускников школ к дальнейшему

обучению и деятельности в современной высокотехнологич-

ной экономике;

• достижение выпускниками школ высокого уровня развития

социальных компетенций и гражданских установок, целена-

правленное формирование гражданской идентичности как

предпосылки укрепления общества «единства разнообразия»

и солидарности в сфере социальных и межличностных отно-

шений граждан России.

При этом принципиальным станет снижение доли школьников,

не достигающих хотя бы удовлетворительного уровня готовно-

сти к дальнейшему обучению и развития социальных компетен-

ций. Поэтому в качестве показателей успешной реализации мо-

дернизационного сценария могут рассматриваться:

• снижение доли выпускников основной школы, не достигших

базового уровня функциональной грамотности;

• сокращение отставания наименее успешных групп учащихся

от наиболее успешных;

• достижение российскими школьниками результатов, позво-

ляющих войти в группу лидеров по показателям исследова-

ния PISA;

• повышение качества подготовки абитуриентов;

• снижение проявлений асоциального поведения молодежи.

Для достижения указанных результатов в первую очередь будет

создана современная национальная система оценки качества об-

разования, включающая:

• участие России в международных сопоставительных исследо-

ваниях качества образования;

• регулярные национальные мониторинги качества образова-

ния и социализации;

• комплексную динамическую оценку деятельности образова-

тельных учреждений (включая самооценку);

• инструменты оценки индивидуального прогресса учащихся

на уровне школы и класса, вне учебных достижений учащих-

ся (в том числе портфолио).

При этом оценивание будет проводиться, прежде всего, для обе-

спечения прозрачности, конструктивной обратной связи и улуч-

шения преподавания, а не для формальной отчетности, поощ-

рения или наказания. Оценки эффективности образовательных

учреждений будут дополнены контекстными показателями (ха-

рактеристики контингента, территории, ресурсной обеспеченно-

сти). Акцент при проведении оценки будет сделан на выявлении

динамики результатов деятельности образовательных учрежде-

ний и индивидуального прогресса учащихся.

В новой системе оплаты труда при распределении стимули-

рующих выплат будет учитываться динамика профессиональ-

ного развития педагога. Будет обеспечена поддержка практи-

ки общественной оценки качества образования с поэтапным

переходом на систему общественно-государственной аккре-

дитации.

Для обеспечения равенства доступа к качественному образо-

ванию, снижения доли выпускников основной школы, не достиг-

ших базового уровня функциональной грамотности:

Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа

346 347

• будет создана система сопровождения раннего развития де-

тей (от рождения до 3 лет) — гарантированные места в яслях

для семей в трудной жизненной ситуации, центры диагности-

ки и консультирования, система посещений на дому, инфор-

мационно-просветительские сервисы для родителей;

• будет разработана система выделения групп детей в сфере об-

разования и социализации (дети в трудной жизненной ситу-

ации; дети мигрантов; дети с ограниченными возможностя-

ми здоровья; одаренные дети) и персонального учета детей,

нуждающихся в специальной поддержке;

• будет сформирован механизм поддержки образовательных

учреждений, работающих с наиболее сложными континген-

тами учащихся, реализующих программы образовательной

и социальной интеграции, посредством финансирования ус-

луг на основе специального муниципального задания;

• в сельской местности будет проведен эксперимент по измене-

нию структуры основного общего образования как внутри всего

пятилетнего цикла основной школы, так и в течение учебного

года. В рамках этих экспериментов 5-й и 6-й классы могут быть

присоединены к начальной школе, а переход к основной шко-

ле будет происходить в 7-м классе (на три года — с 13 до 15 лет);

• между сельскими и городскими школами будут организо-

ваны масштабные обмены как учебными программами, так

и школьниками в летние месяцы;

• начиная со второй ступени школьного образования, будет

осуществлен переход от принципа организации социально-

культурного обслуживания населения в радиусе пешеходной

доступности к принципам организации предоставления госу-

дарственных и муниципальных услуг в пределах транспорт-

ной доступности. Для этого будет разработана межведом-

ственная целевая программа развития транспортных сетей

на низовом первичном уровне.

Достижение нового качества образовательных результатов по-

требует большей гибкости и вариативности организационно-

______________управленческих и финансово-экономических механизмов в системе

образования, что будет обеспечено за счет:

• распространения эффективных моделей финансирования

оказания образовательных услуг и распределения государ-

ственных (муниципальных) заданий в соответствии с разра-

ботанным ведомственным перечнем услуг, обеспечивающим

учет разнообразных и изменяющихся потребностей населе-

ния, максимальное использование потенциала территориаль-

ных сетей;

• стимулирования практики оказания образовательными уч-

реждениями необразовательных (социальных) услуг (на ос-

нове муниципального заказа или в рамках государственно-

частного партнерства);

• пересмотра санитарных норм и правил с целью развития но-

вых образовательных технологий;

• закрепления четких критериев и прозрачности процедуры

получения статуса образовательного учреждения повышен-

ного уровня, порядка конкурсного отбора в данные учрежде-

ния одаренных детей и детей с высокой мотивацией;

• введения обязательного электронного документооборота

в образовательных учреждениях с одновременной отменой

отчетности на бумажных носителях;

• развития института образовательного договора о порядке

и условиях обучения между образовательным учреждением

и родителями;

• расширения полномочий управляющих советов образова-

тельных учреждений (в том числе их участия в назначении

руководителя).

Обновление содержания образования в соответствии с технологи-

ческими, культурными и социально-экономическими измене-

ниями будет обеспечиваться посредством следующих действий:

• разработка вместо действующего порядка одномоментно-

го изменения ФГОС нового гибкого механизма обновления

содержания образования, обеспечивающего в соответствии

с изменяющимися условиями вариативность создания и ис-

пользования учебных программ, контрольно-измерительных

материалов, учебников и учебных пособий;

• поддержка распространения профильного обучения с при-

оритетным развитием программ подготовки школьников

в сфере современных технологий;

• приоритетное развитие содержания образования и техноло-

гий оценки качества образования в предметных областях «Ма-

Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа

348 349

тематика», «Технология» и «Обществознание», направленное

на достижение нового качества образовательных результатов;

• поддержка проектов формирования новой технологической

среды в системе образования («цифровая школа», web 3.0,

электронные гипертекстовые учебники), в том числе под-

ключение школ к высокоскоростному Интернету (с оплатой

трафика), развитие дистанционного образования и образо-

вательных сервисов для учащихся;

• увеличение удельного веса учебно-исследовательской и про-

ектной деятельности в образовательном процессе;

• привлечение представителей профессиональных сообществ

(в том числе бизнеса) к реализации программ профессио-

нальной ориентации школьников и освоения практических

умений;

• поддержка программ использования интеллектуальных ре-

сурсов и инфраструктуры ведущих университетов, высоко-

технологичных предприятий для реализации программ про-

фильного обучения, работы с одаренными детьми.

Достижение новых результатов также должно быть поддержано

обновлением состава и компетенций управленческих и педагогиче-

ских кадров. Это будет реализовано посредством:

• введения стандартов профессиональной деятельности для пе-

дагогов и руководителей и основанной на данных стандар-

тах модели аттестации с участием профессионального сооб-

щества;

• введения новых стандартов педагогического образования

и проведения экспериментов, направленных на повышение

эффективности педагогических вузов, подготовки педагогов

в непрофильных вузах;

• введения стандартов профессиональной подготовки и по-

вышения квалификации руководителей (администраторов),

предполагающих их подготовку как эффективных управлен-

цев и педагогических лидеров;

• модернизации педагогического образования, включения го-

довой интернатуры в программы подготовки педагогов, вве-

дения квалификационного испытания для принимаемых

на работу педагогических работников — выпускников вузов

и специалистов, не имеющих педагогического образования;

• модернизации системы пенсионного обеспечения учителей;

• замещения архаичных форм повышения квалификации

на базе региональных институтов новыми моделями, предпо-

лагающими индивидуализацию траекторий профессиональ-

ного развития педагогов, сотрудничество учителей и обра-

зовательных учреждений (поддержка стажировок педагогов

на площадках, где реализуются лучшие образовательные

практики, в том числе за рубежом);

• создания новых возможностей для карьерного роста педа-

гогов путем введения статусов, связанных с расширенными

областями деятельности (наставничество, исследования, экс-

пертиза);

• развития механизмов привлечения лучших выпускников ву-

зов, в том числе непедагогических, в школы (введение высо-

кой стартовой заработной платы для молодых кадров, льгот-

ная ипотека, создание школ с молодыми педагогическими

коллективами).

Достижение высокого уровня развития социальных компетенций

и гражданских установок у выпускников школ будет обеспечи-

ваться путем:

• поддержки региональных про<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...