Сравнение стран — участниц программы PISA
Число стран, результаты которых ВЫШЕ результатов России 26 31 36 38 Число стран, результаты которых СРАВНИМЫ с результатами России 2 Португалия, Латвия 2 Турция, Уругвай 3 Турция, Чили, Израиль 4 Австрия, Литва, Турция, Дубай (ОАЭ) Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа 334 335 стижений российских учащихся умения воспроизводить знания и применять известные алгоритмы преобладают над интеллекту- альными умениями высокого уровня (обобщать, анализировать, прогнозировать, выдвигать гипотезы и др.). Средний балл читательской грамотности у российских уча- щихся в 2009 г. составил 459 из 1000 (средний показатель по стра- нам ОЭСР — 493). Доля 15-летних учащихся, не готовых ориен- тироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских си- туациях (2-й уровень читательской грамотности), составляла 27% (в ОЭСР — 21%). За 2000–2009 гг. доля российских школьников, чьи достижения в международном тесте были ниже порогового уровня, не изменилась, а учащихся с высокими результатами (4– 6-й уровни читательской грамотности) стало меньше на 2%. Ведущим для современных российских школьников является 2-й уровень читательской грамотности, обслуживающий самые элементарные житейские ситуации (общественные, деловые и учебные), которые требуют минимальной опоры на письмен- ное сообщение. В странах ОЭСР ведущим является 3-й уровень читательской грамотности, что дает основание предсказывать более высокую успешность 15-летних учащихся в этих странах в различных ситуациях реальной жизни, где ориентация проис- ходит с опорой на текст. По данным PISA, 2-го порогового уровня математической грамотности не достигли 28,5% российских учащихся в возрасте
15 лет (в странах ОЭСР — 22,1%), а 2-го уровня естественнона- учной грамотности — 22% (в ОЭСР — 18%). Немногим более 5% российских учащихся обладают продвинутым математическим мышлением, умением проводить рассуждения и выполнять за- дания самого высокого уровня трудности. Лишь 4,2% школьников продемонстрировали высокий уро- вень естественнонаучной грамотности. И это несмотря на то, что в 2009 г. 20% общей численности школьников в России составля- ли учащиеся гимназий и лицеев. Основная причина отставания российских школьников от их сверстников в развитых странах в формировании навыков, вос- требованных экономикой XXI в., заключается в медленном обновлении содержания образования, недостаточном распро- странении деятельностных (проектных, исследовательских) об- разовательных технологий, слабом развитии профильного обу- чения, особенно в области естественных наук и технологии. В последние годы в этом направлении предпринимаются определенные усилия: внедряются федеральные государствен- ные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Федеральные государ- ственные образовательные стандарты начального общего обра- зования, утверждены и проходят апробацию ФГОС основного общего образования. Однако существующий механизм обновле- ния содержания образования нуждается в дополнительной на- стройке, в повышении гибкости и оперативности. Остается актуальной задача повышения уровня обучения в таких областях, как искусство, социальные науки, иностран- ный язык, технологии, поскольку эти образовательные области были маргинальными в советское время и по содержанию суще- ственно не обновлялись. 2. Ресурсы модернизации Для решения актуальных проблем системы образования и обе- спечения ее готовности к новым вызовам требуются значитель-
ные ресурсы. Проще всего было бы говорить о дополнительных финансовых средствах, тем более, что, как показывает проведен- 14 4,1 1,4 ______ ____ ______ Рис. 7. Лучшие результаты российских школьников в PISA-2009. Талантливые дети по всем трем компетентностям (высший балл) Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа 336 337 ный выше анализ, российская система образования недополуча- ет финансирования по сравнению со многими развитыми и раз- вивающимися странами. В то же время в нашем образовании есть особенности, которые можно рассматривать как потенци- альные ресурсы его развития, которые до сих пор используются недостаточно эффективно. Поэтому стратегия развития должна ориентироваться не только на традиционные ресурсы — обще- ственные финансы,— но и на новые типы ресурсов. В первую очередь — это семья. Ценность образования — одна из ведущих для российских семей. Как уже отмечалось, уро- вень образования российских родителей — один из самых вы- соких в мире, что позволяет им активно и достаточно эффек- тивно осуществлять дошкольное воспитание детей, в том числе обучать их чтению. Именно их усилия отразились в достижениях российских школьников, выявленных в PIRLS. Однако данные PISA показывают, что на средней ступени обучения влияние вы- сокого уровня образования российских семей на образователь- ные результаты учащихся ослабевает настолько, что становится меньше, чем в большинстве развитых стран. Как подтверждает- ся и рядом других исследований, вовлеченность семей в образо- вание ребенка после начальной школы снижается, и их ресурсы оказываются недоиспользованными. Можно по-разному относиться к бурным реакциям общества на введение ФЗ-83, на проект стандарта старшей школы, но оче- видно, что в них находит отражение неподдельная обеспокоен- ность граждан возможным снижением доступности бесплатно- го образования для их детей. Одновременно социологические исследования фиксируют, что ради качественного образования для детей россияне готовы идти на серьезные траты и самоо- граничения. Однако патерналистские традиции советской системы обра- зования живы до сих пор. Они проявляются, с одной стороны,
в авторитарной позиции школы по отношению к семье, а с дру- гой — в иждивенческих ожиданиях многих семей. Чтобы активизировать семейный ресурс, необходимо в каж- дой школе и в каждом детском саду выстроить специальные про- граммы вовлечения семей в управление, в прямое участие в об- разовательном процессе, в добровольную ресурсную поддержку. Не только родители — все гражданское общество является не- достаточно используемым ресурсом образования, и особенно со- циализации. Во многих странах серьезный прогресс в образо- вании был связан именно с активизацией населения, местных сообществ, профессиональных объединений. Как показывает наш анализ, там, где в России действуют организации граждан- ского общества, в том числе конфессиональные, в области рабо- ты с молодежью и детьми, где местное самоуправление активно развивает школы и детские сады, результаты образования ока- зываются выше. Поэтому в качестве одного из ресурсов развития образования мы рассматриваем активность местного самоуправ- ления, организаций гражданского общества. В нашей культуре этот ресурс пока не открыт в полной мере. Его использование потребует своего рода «муниципализации» образовательной по- литики, расширения практики передачи общественных ресурсов для оказания образовательных услуг некоммерческим организа- циям гражданского общества. Близкий по типу ресурс — инициативы и творчество школ и педагогов. Мы уверены в том, что своими успехами в 1990‑е гг, достигнутыми вопреки тяжелым материальным условиям, рос- сийская школа в значительной мере обязана свободе, кото- 350 400 450 500 550 600 20% 40% 60% 80% 100% _______ ____ __ ______________ __ __________ PISA-2006 ____ _________ _ ____________ __ ___ ______ ______ _ Рис. 8. Уровень образования населения страны и успешность выпускников школ в исследовании PISA Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа 338 339 рую получили учителя, творческие педагогические коллективы. Именно тогда были опробованы те формы и технологии обуче- ния, которые до сих пор являются инновационными для нашего
общего образования. Однако все исследования говорят о том, что в последние годы бюрократия, контроль, инициативы «сверху» практически лишили инновационное движение школ и учителей возможности развиваться. Несмотря на призыв к самостоятель- ности школ в национальной инициативе «Наша новая школа», этот ресурс не только не используется, но в практике управления на уровне большинства регионов рассматривается как ненужный и даже вредный. Необходимо радикально пересмотреть отноше- ние к инициативе на местах, вернуться к максимальной свобо- де школ и творческих учителей, ограничениями которой могут быть лишь базовые требования и нормы подотчетности обще- ству. Многие задачи в образовании могут решить объединения педагогов, инициативы, поддерживаемые частными спонсорами или специальными государственными фондами. Очень важным ресурсом является российская система допол- нительного образования детей. Во многих странах такие систе- мы только создаются, а в России она имеет уникальный потен- циал в обеспечении позитивной социализации подрастающего поколения. Как отмечалось выше, она переживает сегодня труд- ные времена, но ее возрождение возможно. Полноценное ис- пользование этого ресурса предполагает серьезную перестройку механизмов взаимодействия (отношений) государства, постав- щиков и потребителей услуг. В ходе сравнительного анализа, представленного выше, об- наружилось, что потенциальным ресурсом повышения качества и эффективности нашей системы образования является вре- мя. Именно так нам следует отнестись к тому месяцу, который российский учебный год «экономит» в сравнении со странами ОЭСР. Он может быть успешно использован для организации образовательных программ в каникулярный период — летних и зимних школ, экспедиций, мастерских, а также стать ресурсом для занятий со школьниками, имеющими низкие образователь- ные результаты. Наконец, потенциальным конкурентным преимуществом России, которое не вполне используется в последние годы, яв- ляются уникальные российские образовательные технологии. Прежде всего, это касается технологий математического об- разования и раннего развивающего обучения, базирующего- ся на психологической теории Л. С. Выготского. Интерес к этим педагогическим подходам сохраняется во всем мире, однако страны-конкуренты строят на их основе новые, еще более эф- фективные методы обучения, в том числе с использованием со- временных информационных технологий. Чтобы окончательно не утратить эти конкурентные преимущества, необходимо раз-
вернуть исследования и разработки, продолжающие традиции математического образования, раннего развивающего обучения. Конечно, это должно происходить в новых для российской науки институциональных формах — прежде всего в ведущих универ- ситетах, на экспериментальных площадках. 3. Сценарии развития и предлагаемые меры Проведенный анализ показывает, что у российского образова- ния есть потенциал стать одним из ключевых двигателей инно- вационного развития страны. Однако для этого надо преодолеть усиливающуюся архаичность системы образования, ее неадек- ватность меняющимся внешним условиям и вызовам. Растущее неравенство в доступности качественного образования созда- ет риски в социальном и культурном развитии. Поэтому целя- ми нового этапа модернизации образования должны стать: обе- спечение позитивной социализации и учебной успешности каждого ребенка, усиление вклада образования в инновационное развитие России и ответ на вызовы изменившейся культурной, социальной и технологической среды. Анализ возможных путей достижения этих целей позволя- ет выделить несколько сценариев, различных по подходам, мас- штабу и приоритетам в использовании ресурсов. 3.1. Реставрационный сценарий Реставрационный сценарий предполагает отказ от продолжения начатых преобразований и даже реставрацию ключевых норм и институтов XX в. На первый взгляд он может показаться не- реальным, но он отражает позицию части российского обще- ства, которая видит решение текущих и перспективных проблем в возвращении к советской системе образования. Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа 340 341 В рамках данного сценария может быть: 1) остановлен процесс институциональных преобразований (но- вая система оплаты труда, ФЗ-83); 2) ликвидирован ЕГЭ; 3) существенно ограничена вариативность учебников и образо- вательных программ; 4) детально прописан в стандартах перечень обязательных пред- метов и содержание учебного материала по каждому из них; 5) осуществлен отказ от профильного обучения и индивидуаль- ных учебных планов на старшей ступени школы в пользу уни- фицированного содержания образования; 6) восстановлена закрытая ведомственная система управления и оценки качества; планы развития, образовательные про- граммы и результаты школ станут непрозрачными для роди- телей и общества; 7) осуществлена ликвидация гимназий и лицеев, все учреж- дения вернутся к типовым штатам и будут ориентированы на выполнение единой общеобразовательной программы; 8) запрещено школам оказывать платные услуги; 9) подходы, опирающиеся на инициативу и самоорганизацию учащихся, будут заменены моделями, основанными на авто- ритете и дисциплине. При реализации реставрационного сценария будет обеспечен равный доступ к образованию минимального уровня. Однако от- ношение общества к ситуации в сфере образования не улучшит- ся, а, наоборот, станет крайне критическим, так как: • социальная напряженность усилится, возможны даже откры- тые конфликты по вопросам приема в лучшие дошкольные образовательные учреждения, в школы, обеспечивающие ка- чественное общее образование; • увеличится доля педагогических кадров пенсионного возрас- та, чья квалификация не соответствует требованиям новых стандартов образования, по отношению к ним система будет выполнять функции социального обеспечения; • архаичная школа будет непривлекательна для учащихся, осо- бенно для старшеклассников, снизится их мотивация к обу- чению, появится все больше желающих уйти из государствен- ной системы образования. Кроме того, очевидно, что нельзя не менять систему образо- вания в ситуации, когда среда изменилась до неузнаваемости (глобализация экономики, социально-экономическая и культур- ная дифференциация, информационный взрыв, новые формы коммуникации и т. д.). В современном мире не остается стран, которые сохраняли бы свои образовательные системы неизмен- ными. * * * Реставрационный сценарий предполагает обеспечение равенства в образовании в условиях сохранения социально-экономического неравенства (в качестве некоего островка безопасности и благо- получия). Другой возможный сценарий — стабилизационный. Он нацелен на выравнивание образовательных возможностей в усло- виях дифференцированного общества, создает условия для эволю- ционного изменения системы образования в соответствии с из- меняющейся социальной, культурной и технологической средой. 3.2. Стабилизационный сценарий В рамках стабилизационного сценария: 1) конкретизируются и нормативно закрепляются социальные обязательства государства в сфере образования и социали- зации для всех обучающихся; проводится четкое разделение оказываемых населению услуг на бесплатные и платные; фор- мируются механизмы, обеспечивающие выполнение данных обязательств и защиту прав потребителей в сфере платных образовательных услуг (в том числе через систему информа- ционной открытости и общественного контроля); 2) формируются механизмы обеспечения расходных обяза- тельств муниципалитетов в сфере дошкольного и дополни- тельного образования (в том числе за счет межбюджетного перераспределения); 3) государство заключает «эффективный контракт» с педагоги- ческими работниками: · в Законе «Об образовании в РФ» закрепляется норма, обе- спечивающая уровень заработной платы педагогических ра- ботников образовательного учреждения не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа 342 343 субъекта РФ, на территории которого расположено данное образовательное учреждение; · уровень заработной платы педагогов общеобразовательных учреждений к 2017 г. доводится до 115% средней заработной платы по экономике региона, педагогических работников до- школьного и дополнительного образования — до средней за- работной платы по экономике региона; 4) обеспечивается равный доступ к бюджетным ресурсам для организаций всех форм собственности, работающих в сфере образования и социализации детей; 5) вводятся прозрачные правила зачисления детей в образова- тельные учреждения; 6) для снижения бюрократической нагрузки проводится опти- мизация существующей системы проверок и отчетности об- разовательных учреждений; 7) стимулируется развитие вариативных форм дошкольного образования (негосударственных, частных, семейных и др.) посредством создания для них благоприятных организаци- онных и экономических условий (налоговые льготы, субси- дирование затрат частных предпринимателей на содержание имущества и др.); 8) закрепляются возможности открытия отдельных групп до- школьного образования в качестве самостоятельных органи- заций в приспособленных для этого помещениях (первые эта- жи зданий, жилые помещения, отдельные постройки и т. п.) с созданием внешней централизованной системы управле- ния организациями дошкольного образования, а также аут- сорсингом услуг по содержанию детей; 9) в сельской местности реализуются модели сетевого взаимо- действия образовательных учреждений и организаций со- циально-культурной сферы, обеспечивающих комплексное предоставление социальных услуг населению, а также такие формы организации дошкольного и школьного образования, как учительский дом — школа, воспитательский дом — дет- ский сад (при численности детей до 7–8 человек), детский сад — начальная школа; 10) реализуются национальные проекты и программы, направ- ленные на решение острых проблем с обеспечением до- ступности качественного образования. Целевые субсидии из федерального бюджета (по принципу «деньги в обмен на обязательства») выделяются субъектам РФ на реализацию программ: · строительства современных дошкольных учреждений (с раз- работкой проектов для повторного применения); · доведения инфраструктуры школьного образования до уста- новленного «удовлетворительного уровня», позволяющего начать систематическое текущее финансирование поддерж- ки этой инфраструктуры без бесконечных квазикапитальных вложений; · модернизации сетей образовательных учреждений; · дистанционного обучения детей с ограниченными возможно- стями здоровья, детей, проживающих на отдаленных терри- ториях, обучающихся в малокомплектных школах; · развития инклюзивного образования для детей с ограниченны- ми возможностями здоровья (с сохранением и поддержкой сети специализированных образовательных учреждений), развития системы психолого-медико-социального сопровождения; · модернизации инфраструктуры и программ дополнительно- го образования, отдыха и оздоровления детей и молодежи; · социально-культурной интеграции детей мигрантов (включая изучение русского языка). Стабилизационный сценарий также предполагает завершение институциональных преобразований, направленных на фор- мирование прозрачной, ориентированной на результат систе- мы финансирования и управления (ЕГЭ, ГИА, новая система оплаты труда, ФЗ-83). В противном случае, меры по закрепле- нию и ресурсному обеспечению социальных обязательств госу- дарства могут оказаться неэффективными или повлекут за собой избыточные государственные расходы. * * * Успешная реализация стабилизационного сценария снимет остроту текущих проблем, однако не обеспечит достаточно бы- строе изменение качественных результатов образования, не при- ведет к преодолению отставания российской системы образо- вания от систем образования ведущих стран мира. Более того, есть риск увеличения этого отставания. В перспективе это обу- словит снижение качества человеческого капитала страны и ее конкурентоспособности, поскольку стабилизационный сцена- Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа 344 345 рий не предлагает специально организованных действий для отве- та на вызовы, встающие перед системами образования развитых стран. Необходимо продолжение модернизации. 3.3. Модернизационный сценарий В рамках модернизационного сценария принципиальной инно- вацией становится перенос акцента с процессуального подхо- да (запуск новых институтов и процессов) к четкой ориентации на достижение новых результатов, нового качества российского образования. Этот принцип должен быть реализован как при осу- ществлении реформ и проектов (в том числе, например, комплек- са мер по модернизации региональных систем общего образова- ния), так и в повседневной практике управления и преподавания. Новый этап развития школьного образования должен быть ориен- тирован на достижение нового качества человеческого капитала России, на создание системы образовательных сервисов для удов- летворения разнообразных запросов подрастающего поколения. В общем виде основные результаты реализации модерниза- ционного сценария могут быть сформулированы следующим об- разом: • обеспечение готовности выпускников школ к дальнейшему обучению и деятельности в современной высокотехнологич- ной экономике; • достижение выпускниками школ высокого уровня развития социальных компетенций и гражданских установок, целена- правленное формирование гражданской идентичности как предпосылки укрепления общества «единства разнообразия» и солидарности в сфере социальных и межличностных отно- шений граждан России. При этом принципиальным станет снижение доли школьников, не достигающих хотя бы удовлетворительного уровня готовно- сти к дальнейшему обучению и развития социальных компетен- ций. Поэтому в качестве показателей успешной реализации мо- дернизационного сценария могут рассматриваться: • снижение доли выпускников основной школы, не достигших базового уровня функциональной грамотности; • сокращение отставания наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных; • достижение российскими школьниками результатов, позво- ляющих войти в группу лидеров по показателям исследова- ния PISA; • повышение качества подготовки абитуриентов; • снижение проявлений асоциального поведения молодежи. Для достижения указанных результатов в первую очередь будет создана современная национальная система оценки качества об- разования, включающая: • участие России в международных сопоставительных исследо- ваниях качества образования; • регулярные национальные мониторинги качества образова- ния и социализации; • комплексную динамическую оценку деятельности образова- тельных учреждений (включая самооценку); • инструменты оценки индивидуального прогресса учащихся на уровне школы и класса, вне учебных достижений учащих- ся (в том числе портфолио). При этом оценивание будет проводиться, прежде всего, для обе- спечения прозрачности, конструктивной обратной связи и улуч- шения преподавания, а не для формальной отчетности, поощ- рения или наказания. Оценки эффективности образовательных учреждений будут дополнены контекстными показателями (ха- рактеристики контингента, территории, ресурсной обеспеченно- сти). Акцент при проведении оценки будет сделан на выявлении динамики результатов деятельности образовательных учрежде- ний и индивидуального прогресса учащихся. В новой системе оплаты труда при распределении стимули- рующих выплат будет учитываться динамика профессиональ- ного развития педагога. Будет обеспечена поддержка практи- ки общественной оценки качества образования с поэтапным переходом на систему общественно-государственной аккре- дитации. Для обеспечения равенства доступа к качественному образо- ванию, снижения доли выпускников основной школы, не достиг- ших базового уровня функциональной грамотности: Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа 346 347 • будет создана система сопровождения раннего развития де- тей (от рождения до 3 лет) — гарантированные места в яслях для семей в трудной жизненной ситуации, центры диагности- ки и консультирования, система посещений на дому, инфор- мационно-просветительские сервисы для родителей; • будет разработана система выделения групп детей в сфере об- разования и социализации (дети в трудной жизненной ситу- ации; дети мигрантов; дети с ограниченными возможностя- ми здоровья; одаренные дети) и персонального учета детей, нуждающихся в специальной поддержке; • будет сформирован механизм поддержки образовательных учреждений, работающих с наиболее сложными континген- тами учащихся, реализующих программы образовательной и социальной интеграции, посредством финансирования ус- луг на основе специального муниципального задания; • в сельской местности будет проведен эксперимент по измене- нию структуры основного общего образования как внутри всего пятилетнего цикла основной школы, так и в течение учебного года. В рамках этих экспериментов 5-й и 6-й классы могут быть присоединены к начальной школе, а переход к основной шко- ле будет происходить в 7-м классе (на три года — с 13 до 15 лет); • между сельскими и городскими школами будут организо- ваны масштабные обмены как учебными программами, так и школьниками в летние месяцы; • начиная со второй ступени школьного образования, будет осуществлен переход от принципа организации социально- культурного обслуживания населения в радиусе пешеходной доступности к принципам организации предоставления госу- дарственных и муниципальных услуг в пределах транспорт- ной доступности. Для этого будет разработана межведом- ственная целевая программа развития транспортных сетей на низовом первичном уровне. Достижение нового качества образовательных результатов по- требует большей гибкости и вариативности организационно- ______________управленческих и финансово-экономических механизмов в системе образования, что будет обеспечено за счет: • распространения эффективных моделей финансирования оказания образовательных услуг и распределения государ- ственных (муниципальных) заданий в соответствии с разра- ботанным ведомственным перечнем услуг, обеспечивающим учет разнообразных и изменяющихся потребностей населе- ния, максимальное использование потенциала территориаль- ных сетей; • стимулирования практики оказания образовательными уч- реждениями необразовательных (социальных) услуг (на ос- нове муниципального заказа или в рамках государственно- частного партнерства); • пересмотра санитарных норм и правил с целью развития но- вых образовательных технологий; • закрепления четких критериев и прозрачности процедуры получения статуса образовательного учреждения повышен- ного уровня, порядка конкурсного отбора в данные учрежде- ния одаренных детей и детей с высокой мотивацией; • введения обязательного электронного документооборота в образовательных учреждениях с одновременной отменой отчетности на бумажных носителях; • развития института образовательного договора о порядке и условиях обучения между образовательным учреждением и родителями; • расширения полномочий управляющих советов образова- тельных учреждений (в том числе их участия в назначении руководителя). Обновление содержания образования в соответствии с технологи- ческими, культурными и социально-экономическими измене- ниями будет обеспечиваться посредством следующих действий: • разработка вместо действующего порядка одномоментно- го изменения ФГОС нового гибкого механизма обновления содержания образования, обеспечивающего в соответствии с изменяющимися условиями вариативность создания и ис- пользования учебных программ, контрольно-измерительных материалов, учебников и учебных пособий; • поддержка распространения профильного обучения с при- оритетным развитием программ подготовки школьников в сфере современных технологий; • приоритетное развитие содержания образования и техноло- гий оценки качества образования в предметных областях «Ма- Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа 348 349 тематика», «Технология» и «Обществознание», направленное на достижение нового качества образовательных результатов; • поддержка проектов формирования новой технологической среды в системе образования («цифровая школа», web 3.0, электронные гипертекстовые учебники), в том числе под- ключение школ к высокоскоростному Интернету (с оплатой трафика), развитие дистанционного образования и образо- вательных сервисов для учащихся; • увеличение удельного веса учебно-исследовательской и про- ектной деятельности в образовательном процессе; • привлечение представителей профессиональных сообществ (в том числе бизнеса) к реализации программ профессио- нальной ориентации школьников и освоения практических умений; • поддержка программ использования интеллектуальных ре- сурсов и инфраструктуры ведущих университетов, высоко- технологичных предприятий для реализации программ про- фильного обучения, работы с одаренными детьми. Достижение новых результатов также должно быть поддержано обновлением состава и компетенций управленческих и педагогиче- ских кадров. Это будет реализовано посредством: • введения стандартов профессиональной деятельности для пе- дагогов и руководителей и основанной на данных стандар- тах модели аттестации с участием профессионального сооб- щества; • введения новых стандартов педагогического образования и проведения экспериментов, направленных на повышение эффективности педагогических вузов, подготовки педагогов в непрофильных вузах; • введения стандартов профессиональной подготовки и по- вышения квалификации руководителей (администраторов), предполагающих их подготовку как эффективных управлен- цев и педагогических лидеров; • модернизации педагогического образования, включения го- довой интернатуры в программы подготовки педагогов, вве- дения квалификационного испытания для принимаемых на работу педагогических работников — выпускников вузов и специалистов, не имеющих педагогического образования; • модернизации системы пенсионного обеспечения учителей; • замещения архаичных форм повышения квалификации на базе региональных институтов новыми моделями, предпо- лагающими индивидуализацию траекторий профессиональ- ного развития педагогов, сотрудничество учителей и обра- зовательных учреждений (поддержка стажировок педагогов на площадках, где реализуются лучшие образовательные практики, в том числе за рубежом); • создания новых возможностей для карьерного роста педа- гогов путем введения статусов, связанных с расширенными областями деятельности (наставничество, исследования, экс- пертиза); • развития механизмов привлечения лучших выпускников ву- зов, в том числе непедагогических, в школы (введение высо- кой стартовой заработной платы для молодых кадров, льгот- ная ипотека, создание школ с молодыми педагогическими коллективами). Достижение высокого уровня развития социальных компетенций и гражданских установок у выпускников школ будет обеспечи- ваться путем: • поддержки региональных про< Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|