Ухудшение качества педагогического корпуса
Доля учителей с высшим образованием в России выше, чем в странах ОЭСР. При этом российские учителя в среднем не- сколько старше своих коллег. Имеющиеся данные позволяют ут- верждать, что проблема заключается не только в привлечении выпускников педвузов в школу, но и в их закреплении в про- фессии: за последние пять лет доля учителей со стажем до двух лет немного увеличилась, а со стажем от двух до пяти лет — со- кратилась. Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа 312 313 Для российского образования характерен так называемый двойной негативный отбор кадров: во‑первых, в педагогические вузы идут, как правило, не «по призванию», а в связи с тем, что не удалось поступить в более престижные учебные заведения; а во‑вторых, лучшие выпускники педвузов в силу малой при- влекательности условий труда учителя (низкая заработная пла- та, отсутствие пространства карьерного роста и т. д.) не работа- ют по специальности. По данным Мониторинга качества приема в государственные вузы1, в 2011 г. в некоторые педагогические вузы поступили выпускники школ, набравшие по ЕГЭ не более 32–34 баллов из 100. В стране практически не происходит обновление педагоги- ческого корпуса. Доля учителей пенсионного возраста за 2002– 2010 гг. выросла с 11 до 18%. При этом педагоги в возрасте до 30 лет составляют всего 13% общей численности. Ежегодно один- два новых учителя появляются лишь в 60% школ, в остальных педагогический состав не пополняется молодежью. В то же вре- мя стремительно сокращается количество педагогических вакан- сий: по данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 г. было 40 тыс. вакансий педагогов, а в 2011 г. их осталось не бо-
лее 8 тыс. Основной причиной низкой сменяемости кадров является не- достаточное пенсионное обеспечение педагогов. Сегодня доход пенсионера меньше дохода работающего учителя в 3–4 раза. При таких условиях учителя стремятся работать в школе «до послед- него дня», препятствуя тем самым естественному обновлению кадров. При значительной доле учителей пенсионного возраста и крайне медленном обновлении кадрового состава педагогических работни- ков вложения в повышение их квалификации не могут быть эффек- тивными. Существующая модель подготовки избыточного количе- ства будущих учителей в специализированных вузах не позволяет преодолеть двойной негативный отбор и не обеспечивает профес- сиональную компетентность учителя, соответствующую современным требованиям. 1 Подготовлен Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ) и РИА Новости в рам- ках совместного проекта «Общественный контроль за процедурами приема в вузы как условие обеспечения равного доступа к образованию» по заказу Общественной палаты РФ. Ключевым фактором, определяющим негативные тенденции, является низкая заработная плата педагогов. В практике меж- дународных сравнительных исследований наиболее часто рас- сматриваются три показателя: собственно оплата труда (годовая заработная плата учителя с 15-летним стажем и минимальной подготовкой, включая налоги, в долларах по ППС), а также от- ношение заработной платы той же категории преподавателей к ВВП на душу населения и к средней заработной плате заня- тых в экономике с тем же уровнем образования. Конечно, размер оплаты труда в образовании зависит от уров- ня экономического развития страны, но (как видно из рисунка) уровень оплаты труда педагогов в нашей стране существенно ниже, чем должен был бы быть исходя из сложившихся в мире со- отношений. Более того, в странах с ВВП на душу населения мень-
ше, чем в России,— в Чили и Мексике — зарплата педагогов в аб- солютном выражении в четыре раза выше, чем в нашей стране. Заработная плата учителя средней школы в России составля- ет 37% средней заработной платы занятых в экономике специ- 10 000 20 000 30 000 40 000 50 000 60 000 70 000 0,0 10000,0 20000,0 30000,0 40000,0 50000,0 60000,0 _______ __________ _____, ____. ___ ___ __ __ ________, ____. ___ Рис. 5. Средняя заработная плата учителя начальной школы с 15-летним стажем в странах ОЭСР и в России, международные доллары по ППС в год Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа 314 315 алистов с третичным образованием. Это меньше, чем в любой из стран ОЭСР, и в два раза ниже среднего показателя по стра- нам ОЭСР (81%)1. По данным мониторинга «Наша новая школа»2, в 2010 г. сред- немесячная начисленная заработная плата учителей общеобра- зовательных учреждений в России составляла около 13,8 тыс. руб. (средняя зарплата по экономике, согласно данным Росстата, со- ставила около 24,1 тыс. руб.). Только в 10% субъектов РФ зарпла- та учителей достигала уровня средней заработной платы по эко- номике региона или превышала ее. С 2011 г. реализуются региональные проекты модернизации систем общего образования, приоритетной задачей которых яв- ляется существенное повышение среднего уровня заработной платы учителей. Среднемесячная начисленная заработная пла- та приблизилась к 21 тыс. руб. Средний уровень заработной пла- ты учителей доведен до среднего значения по экономике реги- она или превышает его в 69 субъектах Российской Федерации. Численность молодых специалистов за год увеличилась на 10%. Это существенный рывок, однако есть все основания полагать, что данный проект, к сожалению, не позволит системно и в раз- умные сроки решить проблему качества педагогического корпуса. Сегодняшняя привязка заработной платы учителей к средней по региону при усилении межрегиональной трудовой мобильно- сти может усиливать дифференциацию региональных систем об- разования по качеству педагогического состава. При этом более высокий уровень оплаты не приведет к немедленному повыше- нию качества работы учителей, поскольку восстановление трудо- вой лояльности и овладение современными технологиями требу-
ет изменения сложившейся профессиональной и организацион- ной культуры. В среднесрочной перспективе повышение зарплаты без решения проблемы пенсионного обеспечения может привести к замедлению качественного обновления учительского корпуса. В дошкольных образовательных учреждениях наблюдается тенденция к консервации низкого, даже по сравнению со школь- 1 Это данные 2009 г., они не учитывают значительного роста заработной платы учителей в 2011 г. 2 Электронный мониторинг реализации НОИ «Наша новая школа» производится АНО ДПО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» — http:// www.kpmo.ru/. ными педагогами, уровня заработной платы педагогического персонала. В настоящее время он составляет 60% от средней за- работной платы по экономике. Это существенно снижает каче- ство услуг по содержанию и обучению воспитанников и ведет к дискриминации группы работников дошкольного образования. Следует, однако, отметить, что низкая заработная плата рос- сийских учителей частично компенсируется меньшей, чем у их коллег в странах ОЭСР, аудиторной нагрузкой Только в двух странах из 32-х, по которым имеются данные,— в Греции и Польше — учителя проводят в классе меньше времени, чем в России. Также в России одно из самых низких соотношений численности учащихся и преподавателей в средней школе — 8,7 с учетом степени занятости против 13,5 в странах ОЭСР в сред- нем. Наполняемость класса в России также значительно ниже, чем в странах ОЭСР в среднем (17,9 против 24), и меньше, чем в любой из стран ОЭСР, по которым имеются данные. Поэтому задачи оптимизации соотношения учитель/ученик остаются актуальными. Вместе с тем преимущественное внима- ние к ним в последние годы приводило к вытеснению вопросов качества преподавания на периферию образовательной полити- ки. Международный опыт свидетельствует, что высокоразвитые _________ _____ ________ _____ _______ _____ 507 507 ______ _______ __ ____ Рис. 6. Аудиторная нагрузка преподавателей по ступеням образования, часов в год
Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа 316 317 системы образования, напротив, концентрируют усилия на раз- витии профессиональных качеств учителя. Надо признать, что вопросы качества преподавания в России остаются без должного внимания. Существующие критерии оценки деятельности учи- теля, в том числе новая система аттестации и заработной пла- ты, недостаточно ориентированы на анализ реальной днятель- ности учителя в классе. Медленное обновление компетенций педагогических ка- дров отчасти объясняется отсутствием конкуренции на рын- ке услуг дополнительного профессиональ____________ного образования, что позволяет сохраняться архаичным по форме и содержанию программам повышения квалификации. В России очень мед- ленно приживаются современные подходы повышения квали- фикации и переподготовки, которые состоят в непрерывном профессиональном развитии учителей. В этих условиях реали- зуемые и планируемые масштабные проекты обновления ком- петенций учителей и руководителей имеют высокий риск ока- заться неэффективными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|