На образование и социализацию
Своеобразной опорой традиционной модели школы была ску- дость каналов распространения знаний: она поддерживала пре- стиж школы и учителя. С появлением новых каналов и источ- ников информации, с резким ростом возможностей доступа к любым информационным сегментам современного мира шко- ла утрачивает монополию на формирование знаний, навыков и образцов поведения. Все больше детей в развитых странах уходят из традиционной школы в буквальном смысле: они получают образование дома, в заочных и вечерних школах. Еще бoльшая доля детей присутствует в школах лишь формально, основным местом взросления для них становятся внешкольные клубы, сетевые сообщества, рабочие места. Школа во многих странах превращается из монополиста в коорди- натора образования и социализации. Успех такой деятельности за- висит от зрелости и развитости дополнительного образования, ко- 1 Данные мониторинга «Наша новая школа». Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа 330 331 торое фактически перестает быть дополнительным, а становится сферой открытого образования. Именно в эту сферу вкладывают- ся сегодня государственные и негосударственные ресурсы. Другое важнейшее направление деятельности школы, утра- тившей монополию на знание,— выстраивание кооперации с Интернетом. Выход образования в Сеть стал для большинства развитых стран фактом. Он предполагает как прямое участие образования в формировании сетевых проектов и ресурсов, так и использование системой образования и социализации в разви- вающихся странах имеющихся сетевых ресурсов. Вопреки этим трендам государственная образовательная по- литика России практически не охватывает сферу неформального
образования и социализации детей: медиасферу, Интернет, ин- дустрию развлечений. Россия значительно отстает от стран За- падной Европы по количеству телеканалов для детей. Например, во Франции и Великобритании функционируют 17 телеканалов, в Германии — 9, а общее количество детских телеканалов в стра- нах ЕС — около 130. На территории РФ зарегистрированы 24 дет- ских телеканала, но общероссийским является только «Карусель». Не выработано целенаправленной государственной полити- ки и в сфере индустрии товаров и услуг для детей. При этом вли- яние игрушек и игровых развивающих сред на ребенка весьма значительно, а рынок детских товаров в России — один из самых интенсивно развивающихся (объем рынка детских товаров со- ставляет 14,4 млрд долл., средний рост рынка — около 15% в год). Разрушение корпуса всеобщих культурных образцов Это третий глобальный вызов, связанный с разрушением тре- тьей опоры традиционной школы — стабильного корпуса «фун- даментального знания», консенсусного списка всеобщих куль- турных единиц, которые должны быть освоены и усвоены. У этой проблемы два аспекта. Во-первых, расширяется разрыв между взрослой и молодеж- ной культурой. Зона культурного взаимопонимания взрослых и детей сужается: например, литература XIX в. и ее герои не мо- гут служить зеркалом тех переживаний, которые свойственны современному подростку, он не узнает себя в них, а потому они ему чужды. Содержание школьного образования, таким образом, все более отчуждается и вследствие этого формализуется. С дру- гой стороны, при стремительном росте объема потенциально до- ступной информации сами культурные содержания, на материа- ле которых происходит взросление, неизвестны взрослой части общества, будь то педагоги или родители. Таким образом, набо- ры канонических произведений культуры для разных поколений
расходятся, что затрудняет межпоколенный диалог. Однако от- каз от традиционного содержания образования только усугубит межпоколенный разрыв и приведет к маргинализации — сначала молодых, а через несколько десятилетий и их родителей. Для школы это создает серьезную проблему разработки кри- териев для отбора содержания образования. Все сложнее стано- вится убедить школьников и родителей в необходимости изуче- ния классических текстов, дисциплин, проблем. Второй аспект проблемы разрушения единого корпуса куль- турных образцов связан с возрастанием внутренних и внешних миграционных потоков. Культурная неоднородность российско- го общества усиливается. В связи с ростом численности мигран- тов школам требуются программы обучения русскому языку, со- циальной и культурной интеграции, профилактики ксенофобии, специальной подготовки педагогов. Сегодня российская школа оказывается неготовой к тому, что в школах и классах вместе учатся представители разных культур. Отвечая на указанные вызовы, школьные системы, в кото- рых до недавнего времени определение учебного содержания было децентрализованным, усиливают стандартизацию обра- зовательных программ и ведут дискуссии об общем содержа- нии образовании. В ряде стран даже развернуты специальные проекты определения «культурной грамотности», в ходе кото- рых формируются своеобразные стандарты того, «что должен знать каждый». О серьезном отставании в этом отношении оте- чественной педагогической науки и экспериментальной практи- ки свидетельствуют трудности с разработкой и обсуждением фе- деральных образовательных стандартов. Становление нового технологического уклада И инновационной экономики Современная цивилизация навязывает человеку совершенно но- вый уровень технологической компетентности. Взаимодействие с усложняющимися технологическими средствами требует по- Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа 332 333 нимания инженерных основ современного мира, которое мог- ло бы формироваться в процессе обучения. Однако сегодняшнее содержание образования ориентируется в лучшем случае на по-
литехническую модель конца XIX в., связывая технологичность лишь с основаниями естественных наук. Главные составляющие современного школьного знания практически не учитывают осо- бенности новой технологической среды, прежде всего Интер- нета. Возникают новые риски для социализации и образования, поскольку школьное знание оказывается малоинтересным, а ме- тоды обучения — неадекватными. Передовые школьные системы усиливают обучение мате- матике и естественным наукам, поскольку доказано, что имен- но владение материалом этих дисциплин является важнейшим фактором формирования технологической компетентности. Су- щественно меняется и изучение собственно технологий. В обра- зовательных стандартах многих стран появляются дисциплины, связанные с конструированием и проектированием, в практи- ке преподавания начинают активно использоваться современ- ные технологии, включая симуляторы реальных технологиче- ских процессов и систем. В последние годы в российском образовании достигнут су- щественный прогресс в распространении информационно-ком- муникационных технологий. В рамках национального проекта «Образование», проектов модернизации образования все шко- лы были подключены к Интернету, осуществлены масштабные закупки компьютеров, интерактивных досок, в результате чего на один современный компьютер в школе в 2010 г. уже прихо- дилось 16 учащихся, а не 500, как в 2000-м. Значительные сред- ства инвестированы в создание банка цифровых образователь- ных ресурсов. Многие учителя приняли участие в программах повышения квалификации в области использования ИКТ. Одна- ко исследования показывают, что реализованные меры не обе- спечили существенных изменений в характере преподавания, которое остается традиционным. Ресурсы Интернета в образо- вательном процессе используются весьма неэффективно, в том числе из-за низкой скорости подключения. Архаичным остает- ся обучение технологии. Вместе с тем Россия имеет замечатель-
ные традиции математического образования, и именно оно мо- жет стать локомотивом системы образования в ее продвижении навстречу потребностям общества, возникшим в условиях ново- го технологического уклада. Наше математическое образование может стать лучшим в мире. Высокотехнологичная экономика требует от образования не только формирования технологической компетентности, но и стимулирова- ния в детях креативности, проявления индивидуальности, активного применения полученных знаний, а также преодоления подходов к об- учению, ориентированных на подражание, копирование и послушание. Об успешности выполнения образовательными системами задач, выдвигаемых перед ними новым технологическим укладом, мож- но судить, в частности, по результатам международного исследо- вания PISA (Programme for International Student Assessment). Оно оценивает читательскую грамотность, математическую и есте- ственнонаучную компетентность выпускников основной школы (15 лет), их способность применять в личностно и социально зна- чимых ситуациях, выходящих за пределы учебных, полученные знания и умения. Результаты исследований PISA, проведенных в 2000–2009 гг., показали, что по всем ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям российские выпускни- ки основной школы значительно отстают от сверстников из боль- шинства развитых стран мира. В профиле образовательных до- Таблица 1. Результаты России в решении образовательных задач в исследовании PISA 2000 2003 2006 2009 Число стран 32 40 57 65 Положение России с учетом ошибки измерения 27–29 32–34 37–40 41–43 Средний балл России 462 442 440 459
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|