2. Технология четвертного планирования
2. ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕТВЕРТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
На основе годового планирования, разрабатываются планы на четверть. Четвертное планирование отличается большей конкретностью работы педагога по реализации задач и последовательностью использования средств их решения, предусматривает методическое раскрытие программного материала для учащихся разных классов на каждую учебную четверть. Существует следующие виды четвертных планов: 1. Тематический четвертной план. 2. Поурочный план на четверть.
1. Тематический четвертной план имеет 2 варианта: 1-Й ВАРИАНТ выполняется в отдельной тетради и СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ЧАСТЕЙ: 1. Плана-графика распределения задач и учебного материала по урокам четверти:
2. Методических разработок решения общих учебно-воспитательных задач в течение четверти. Общая задача:
2-Й ВАРИАНТ выполняется на листе миллиметровой бумаги и СОСТОИТ ИЗ: Общих задач на четверть: 1………………………………………………………………. 2……………………………………………………………… 3……………………………………………………………… 4……………………………………………………………… 5………………………………………………………………
Поурочный четвертной план представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти. Он составляется на основании годового плана-графика прохождения программного материала с учетом реального хода учебной работы в предыдущих четвертях (приложение 3).
В процессе прохождения курса по ТиМФК студенты на лекциях и семинарских занятиях знакомятся с различными вариантами четвертного планирования, но в качестве образца письменно делают 1 вариант тематического четвертного плана. Последовательное составление данного документа для определенного класса по заданному разделу программы и определяет содержание УИРСов, о которых говорилось в предисловии к данному учебно-методическому пособию. Важно отметить, что в период педагогической практики в общеобразовательных учреждениях, студент вправе выбрать любой вариант четвертного плана, рассматриваемый выше.
Последовательность действий студента при определении общих учебно-воспитательных задач на четверть (УИРС №1): 1. Определить, для какого класса будет разрабатываться четвертной план. 2. Проанализировать программу и определить, какие общие знания из раздела «Основы знаний по физической культуре» смогут освоить школьники за четверть. 3. Проанализировать программный материал, который школьники данного класса должны освоить за четверть, и выделить основные двигательные действия. 4. Проанализировать программный материал в предыдущем и последующих классах и определить этап обучения для каждого выделенного двигательного действия. 5. Определить, какие знания в области физической культуры помогут освоить выделенные основные двигательные действия. 6. Определить, какие кондиционные и координационные способности помогут быстрее освоить данные двигательные действия. 7. Определить наиболее актуальные для школьников данной возрастной группы оздоровительные и воспитательные задачи, которые возможно решить за четверть.
8. На основе предыдущей работы сформулировать общие задачи на четверть: · теоретическую; · обучения двигательным действиям; · развития кондиционных способностей; · совершенствования координационных способностей; · оздоровительную; · воспитательную. 9. Начертить план-график и заполнить графу «общие задачи». Все остальные графы будут заполняться только после того, как студент разработает вторую часть тематического четвертного плана (программы последовательного решения каждой учебно-воспитательной задачи в течение четверти). Содержание практического материала государственных программ по физической культуре включает в себя виды физических упражнений, многие из которых изучаются последовательно в нескольких классах. Например, в программе последовательность изучения кувырков назад по классам такая: 2 класс - группировка и перекаты назад-вперед в группировке; 3 класс - из упора присев перекаты назад-вперед до упора присев; 5 класс - кувырок вперед и назад; 6 класс - девочки - кувырок назад в полушпагат; 8 класс - мальчики - кувырок назад в упор стоя ноги врозь, девочки - кувырок назад; 10 класс - юноши - кувырок назад через стойку с помощью; 11 класс - девушки и юноши - комбинации из ранее изученных элементов. На основе анализа нормативных требований учебной программы, данных о подготовленности учащихся учитель определяет общие задачи направленного развития кондиционных способностей у школьников. Кроме этого следует иметь в виду, что без предварительной работы, направленной на достижение необходимого уровня развития того или иного физического качества, часто вообще невозможно сформировать умение выполнять изучаемое двигательное действие. Так, например, вначале необходимо решить задачу " Развить силу верхних конечностей для лазания по канату" и только после того, как школьники смогут удержаться на канате в висе на согнутых руках 7-8 секунд, приступать к разучиванию техники лазания. Необходимо соблюдать несколько требований к формулировке общих задач по развитию кондиционных способностей. Во-первых, избранная общая задача должна быть предельно конкретной, точно указывающей, какое физическое качество развивается и с какой целью. Во-вторых, ее решение должно быть, возможно, в установленный период времени.
Принцип оздоровительной направленности предписывает решение таких обязательных задач, как укрепление здоровья и повышение иммунитета, формирование осанки и гигиенических навыков, умений поддерживать свой организм в порядке на основе гигиенических знаний. Эти задачи решаются, во-первых, за счет подбора средств и методов решения образовательных задач в соответствии с возрастными и половыми особенностями занимающихся; во-вторых, посредством применения естественных факторов внешней среды; в-третьих, посредством контроля за соблюдением гигиенических требований к местам занятий, одежде, обуви и т. д. Однако наряду с постоянно действующими задачами могут определяться и конкретные задачи направленного физического развития и укрепления здоровья занимающихся на относительно короткий период времени (серию уроков, учебную четверть или год). Основанием для этого могут стать данные анализа физического состояния и подготовленности школьников, условий учебы и быта и их возможных отрицательных влияний. По данным ежегодных медицинских осмотров, проверок показателей физического развития и специальных наблюдений на уроках может быть установлено, что общее физическое развитие (или некоторые его показатели) учащихся класса окажется ниже нормативных требований для данного возраста. В связи с этим могут возникнуть такие задачи, как, например, " Содействовать увеличению дыхательной емкости грудной клетки", " Укрепить дыхательные мышцы" и т. д. Задачи такого типа, а также задачи, связанные с профилактикой нарушений осанки и плоскостопия, успешно решаются при условии постепенного увеличения из урока в урок воздействия специально подобранных физических упражнений. В программах для начальной школы есть точные указания, каким упражнениям " на осанку" и в каком классе следует обучать. Основанием для постановки конкретных воспитательных задач могут также стать данные наблюдений за поведением учеников, бесед с ними, а также анализ возрастных особенностей и уровня воспитанности занимающихся. Наблюдая за поведением учащихся, студент-практикант может установить, например, что они неаккуратно обращаются со спортивным инвентарем. В этом случае он ставит задачу: " Воспитывать бережное отношение к гимнастическому оборудованию".
Известно, что вследствие возрастных особенностей развития психики, а также в результате изменения условий учебы, характер взаимоотношений учащихся в средних классах существенно меняется по сравнению с начальной школой. В этот период особое значение приобретают усилия учителя по формированию общественного мнения в классе по таким вопросам, как отношение к учебному труду, к слабым ученикам, взаимоотношения между мальчиками и девочками и др. Соответственно, актуальной будет следующая задача: " Воспитывать дружелюбные взаимоотношения между учащимися в процессе занятий физическими упражнениями". Конкретные воспитательные задачи могут быть определены в итоге сопоставления содержания учебных программ и состояния воспитанности занимающихся. Иногда школьники, особенно ученицы старших классов, не могут успешно овладеть некоторыми гимнастическими упражнениями, отдельными приемами игры в ручной мяч из-за боязни болевых ощущений. В подобных случаях необходимо планировать систему заданий с использованием специально подобранных физических упражнений для постепенного преодоления чувства страха или воспитания привычки превозмогать неприятные ощущения ради достижения игровой цели. Фрагмент плана-графика должен иметь форму, представленную на следующей странице.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|