Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Технология составления программ




5. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММ

РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

В современной жизни на человека одновременно действует большое количество информации в виде разнообразных сигналов, противоречивых факторов и условий, но количество информации, поступающей к человеку, как правило, превышает его возможности. Адекватность реакции человека в незнакомой ситуации определяется его координационными способностями. Данные способности можно условно разделить на отдельные и комплексные. К числу отдельных собственно-координационных способностей относятся:

· способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых);

· способность к ориентированию в пространстве;

· способность к сохранению равновесия (динамического, статического);

· способность к соединению движений;

· способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации;

· способность к выполнению задания в заданном ритме;

· способность предвосхищать (предугадывать) различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;

· способность к рациональному расслаблению мышц.

Комплексные координационные способности находят свое проявление в конкретных двигательных навыках, типичных для того или иного вида двигательной деятельности. Например, для тенниса комплексной координационной способностью является способность ориентироваться в пространстве, управлять временем двигательной реакции, дифференцировать различные параметры движения, быстро и адекватно перестраивать движения, сохранять равновесие. Для фехтования – способности к антиципации, ориентированию, реакции, перестроению движений, чувству дистанции. Для спортивной гимнастики – способности к ориентированию, соединению, равновесию, дифференцированию и ритму.

Определить уровень развития координационных способностей можно как по единичным качественным характеристикам (адекватность, своевременность, целесообразность, инициативность решения двигательной задачи), так и по единичным количественным характеристикам (точность, скорость, экономичность, стабильность действий). В качестве обобщенных комплексных критериев оценки выступают показатели эффективности (результативности) выполнения целостных действий, предъявляющие повышенные требования к координационным способностям человека.

Важно подчеркнуть, что способность к двигательной координации определяется целым рядом психофизиологических факторов:

1. Функциональными возможностями сенсорных систем организма (сенсорные способности).

2. Степенью регуляции позы тела и движений различными отделами ЦНС (корой больших полушарий, спинного мозга).

3. Возможностью человека точно и быстро воспринимать, перерабатывать и принимать адекватное решение в процессе двигательной деятельности (психодинамические способности).

Для более глубокого изучения методики развития координационных способностей у детей школьного возраста на семинарских и практических занятиях студенты устно (по командам) составляют методические разработки развития психодинамических, сенсорных способностей, а также комплексных форм проявления координационных способностей. В процессе выполнения домашнего задания студент выбирает или психодинамические, или сенсорные, или комплексные координационные способности, и по ним оформляет в письменном виде программу по представленным ниже образцам (УИРСы 4. 1., 4. 2., 4. 3. ).

5. 1. Технология составления программы развития

сенсорных способностей

Координационные способности характеризуют возможности человека к организации и управлению движений, и они в значительной мере зависят от функционального состояния сенсорных систем организма (анализаторов).

Выделяют следующие сенсорные способности:

· способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых);

· способность к ориентированию в пространстве;

· способность к равновесию;

· способность к выполнению заданий в заданном ритме;

· способность к управлению временем двигательных реакций;

· способность к рациональному расслаблению мышц.

 

Виды и свойства сенсорных систем

Зрительная система

Свойства:

· способность различать формы, размеры, цвета предметов;

· способность определять расположение объектов в пространстве;

· периферическое зрение.

 

Слуховая система

Свойства:

· способность различать звуки по силе (громкости);

· способность различать звуки по тембру (оттенку);

· способность различать звуки по направлению и расстоянию до их источника.

Вестибулярная система

Свойства:

· реагировать на ускорение;

· реагировать на влияние центробежной силы;

· реагировать на изменение направления силы тяжести.

 

Двигательная система

Свойства:

· способность к регуляции мышечного тонуса;

· способность к определению положения тела и частей тела в пространстве;

· способность добиваться нужного соотношения величины ответной реакции.

 

Факторы, отрицательно влияющие на уровень развития сенсорных способностей:

1. Недостаточный уровень развития свойств сенсорных систем.

2. Недостаточный уровень развития собственно-координационных способностей.

3. Отрицательное физическое состояние (утомление, травма, предболезненное состояние).

4. Неадекватное психическое состояние (стресс, сильные положительные эмоции).

5. Отрицательные внешние факторы (шум, плохое освещение, удаленность от цели и т. д. ).

6. Высокая координационная сложность физического упражнения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...