5. Технология составления программ
5. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В современной жизни на человека одновременно действует большое количество информации в виде разнообразных сигналов, противоречивых факторов и условий, но количество информации, поступающей к человеку, как правило, превышает его возможности. Адекватность реакции человека в незнакомой ситуации определяется его координационными способностями. Данные способности можно условно разделить на отдельные и комплексные. К числу отдельных собственно-координационных способностей относятся: · способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых); · способность к ориентированию в пространстве; · способность к сохранению равновесия (динамического, статического); · способность к соединению движений; · способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации; · способность к выполнению задания в заданном ритме; · способность предвосхищать (предугадывать) различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом; · способность к рациональному расслаблению мышц. Комплексные координационные способности находят свое проявление в конкретных двигательных навыках, типичных для того или иного вида двигательной деятельности. Например, для тенниса комплексной координационной способностью является способность ориентироваться в пространстве, управлять временем двигательной реакции, дифференцировать различные параметры движения, быстро и адекватно перестраивать движения, сохранять равновесие. Для фехтования – способности к антиципации, ориентированию, реакции, перестроению движений, чувству дистанции. Для спортивной гимнастики – способности к ориентированию, соединению, равновесию, дифференцированию и ритму.
Определить уровень развития координационных способностей можно как по единичным качественным характеристикам (адекватность, своевременность, целесообразность, инициативность решения двигательной задачи), так и по единичным количественным характеристикам (точность, скорость, экономичность, стабильность действий). В качестве обобщенных комплексных критериев оценки выступают показатели эффективности (результативности) выполнения целостных действий, предъявляющие повышенные требования к координационным способностям человека. Важно подчеркнуть, что способность к двигательной координации определяется целым рядом психофизиологических факторов: 1. Функциональными возможностями сенсорных систем организма (сенсорные способности). 2. Степенью регуляции позы тела и движений различными отделами ЦНС (корой больших полушарий, спинного мозга). 3. Возможностью человека точно и быстро воспринимать, перерабатывать и принимать адекватное решение в процессе двигательной деятельности (психодинамические способности). Для более глубокого изучения методики развития координационных способностей у детей школьного возраста на семинарских и практических занятиях студенты устно (по командам) составляют методические разработки развития психодинамических, сенсорных способностей, а также комплексных форм проявления координационных способностей. В процессе выполнения домашнего задания студент выбирает или психодинамические, или сенсорные, или комплексные координационные способности, и по ним оформляет в письменном виде программу по представленным ниже образцам (УИРСы 4. 1., 4. 2., 4. 3. ). 5. 1. Технология составления программы развития сенсорных способностей
Координационные способности характеризуют возможности человека к организации и управлению движений, и они в значительной мере зависят от функционального состояния сенсорных систем организма (анализаторов). Выделяют следующие сенсорные способности: · способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых); · способность к ориентированию в пространстве; · способность к равновесию; · способность к выполнению заданий в заданном ритме; · способность к управлению временем двигательных реакций; · способность к рациональному расслаблению мышц.
Виды и свойства сенсорных систем Зрительная система Свойства: · способность различать формы, размеры, цвета предметов; · способность определять расположение объектов в пространстве; · периферическое зрение.
Слуховая система Свойства: · способность различать звуки по силе (громкости); · способность различать звуки по тембру (оттенку); · способность различать звуки по направлению и расстоянию до их источника. Вестибулярная система Свойства: · реагировать на ускорение; · реагировать на влияние центробежной силы; · реагировать на изменение направления силы тяжести.
Двигательная система Свойства: · способность к регуляции мышечного тонуса; · способность к определению положения тела и частей тела в пространстве; · способность добиваться нужного соотношения величины ответной реакции.
Факторы, отрицательно влияющие на уровень развития сенсорных способностей: 1. Недостаточный уровень развития свойств сенсорных систем. 2. Недостаточный уровень развития собственно-координационных способностей. 3. Отрицательное физическое состояние (утомление, травма, предболезненное состояние). 4. Неадекватное психическое состояние (стресс, сильные положительные эмоции). 5. Отрицательные внешние факторы (шум, плохое освещение, удаленность от цели и т. д. ). 6. Высокая координационная сложность физического упражнения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|