1.2 Методы индивидуальной работы
1. 2 Методы индивидуальной работы
Ожидание вдохновения При решении трудных задач, когда не удается сконцентрировать усилия целесообразно чередовать напряженную интеллектуальную работу с расслаблением, отключением сознания от задачи. Однако перед сном следует снова вспомнить о задаче и думать о ней, пока не уснешь. Утром или даже ночью, порой неосознанно, проснувшись, можно встать и решить сложную задачу. Метод базируется на «просоночных состояниях», возникающих в период засыпания (метод Э. Куэ), когда с переходом к естественному сну и " отключением сознания бессознательное человека как бы программируется на решение задачи.
Метод Меттчета Рекомендуется использовать следующие “режимы мышления” для создания, контроля и применения образа мышления при решении проблемы: • стратегические схемы (действовать в соответствии со стратегией, создавать ее); • “образы” (представлять проблему в виде схем, рисунков); • в “параллельных плоскостях” (наблюдать за своими мыслями во время их “пересечение”); • в “основных элементах (варианты решений, суждений, понятий, тактик, отношений, препятствий).
Метод ликвидации безвыходных ситуаций В этом методе предлагаются правила варьирования решений: использовать по-другому, приспособить, модифицировать, объединить. 2 Экспертные методы Экспертные методы основаны на совокупном мнении специалистов и относятся к субъективным методам. Существует четыре основных направления экспертных методов:
2. 1. Метод простого ранжирования Метод основан на том, что каждый эксперт располагает набором признаков, эти признаки располагают для каждого решения в порядке предпочтений. Цифрой 1 обозначают наиболее важный признак, цифрой 2 – следующую за ней по важности и т. д. Полученные данные сводятся в таблицу и обрабатываются.
Таблица 4. 1 - Таблица оценок признаков по каждому решению
В таблице нет решения, что соответствует желательному распределению приоритетов признаков. Наиболее приемлемым считается решение, в которого совпадают с желательным приоритеты по третьему и пятому признакам и имеются небольшие отклонения по остальным.
2. 2. Метод задания весовых коэффициентов Метод заключается в том, что каждому решению относиться в соответствие коэффициент значимости (коэффициент значимости). Используются два варианта формирования весовых коэффициентов: • сумма всех коэффициентов должна равняться любому целому числу, например для шести признаков решения устанавливаются коэффициенты 0, 3; 0, 1; 0, 2; 0, 2; 0, 1; 0, 1 – в сумме это составляет 1; • для наиболее важного признака решения устанавливают предельный коэффициент (например, 8), все остальные коэффициенты равны долям этого числа (например, 1, 2, 4, 6).
2. 3. Метод последовательных сравнений В состав метода входят следующие операции: 1. Составляется перечень признаков решений. 2. Перечень записывается в таблицу в порядке убывания значимости. 3. По каждому признаку записывается оценка реализации каждого признака по всем решениям – максимальная оценка 5. 4. По каждом столбце находится сумма умножения оценки на соответствующий коэффициент значимости признака. 5. Осуществляют сортировку полученных значений по максимальному значению суммы и определяют предпочтительный вариант решения.
Таблица 4. 2 - Таблица оценок признаков по каждому решению
По данным таблицы, наилучшим вариантом будет решение 2 с суммой в 14, 1 балла.
2. 4. Метод парных сравнений Метод реализуется путем парных сравнений признаков каждого решения и дальнейшей статистической обработкой решений. Для осуществления парных сравнений по приведенной схеме решения записываются подряд в любом порядке. Затем эксперты сравнивают два первых УР, лучшее из них сравнивается с третьим УР и т. д. В результате парных сравнений выбирается одно лучшее УР.
3. Активизирующие методы
Методы имеют несколько вариантов реализации. К ним относятся методы психологической активизации и методы подключения новых интеллектуальных источников. К психологическим методам относятся конференция идей, мозговой атаки, вопросов и ответов (аналитико-систематизационный метод). Методы подключения основаны на приобщении человека к коллективному мышлению под надзором высококвалифицированного специалиста или искусственного интеллекта. Это теоретико-игровой, метод наставничества, работа с консультантами. Метод вопросов и ответов основан на предварительном сопоставлении набора вопросов, ответы на которые могут сформировать новый подход к решению заданных проблем. Аналитико-систематизационный метод включает три составные части: 1. Анализ ситуации; 2. Анализ проблемы; 3. Анализ решений. 1. Анализ ситуации заключается в том, чтобы с помощью вопросов уточнить ситуацию и разбить ее на подсистемы. Для этого необходимо ответить примерно на такие вопросы: - что мы точно знаем о ситуации; - что нас особенно волнует в ситуации; - что еще содержится в этой ситуации; - можно более четко описать ситуацию;
- какой еще сферы касается эта ситуация; - какие ошибки нами уже допущены. Нередко приходиться принимать решения при наличии нескольких ситуаций. В этом случае необходимо выделить критическую ситуацию и прежде всего решить вопросы, связанные с выходом из нее. Критическую ситуацию из множества ситуаций выделяют по следующим параметрам: - величина расходов для выхода из ситуации; - резерв времени; - тенденция развития на будущее. 2. Проблема возникает тогда, когда действительность не совпадает с поставленными целями. Отклонение действительности от желаемого может быть как положительным, так и отрицательным. Схема анализа проблем следующая: 1) что собой представляет проблема и объект, при котором она возникла; 2) описание проблемы (Что? Где? Когда? Сколько? ); 3) особенности (Что у нас есть? Чего нет? Почему? ); 4) изменения (что изменилось в связи с особенностями); 5) гипотезы (как могли повлиять эти изменения на отклонения); 6) проверка (тест). При анализе возможных проблем сначала выявляют критические элементы плана (решений), которые изымают из возможных отклонений и их причин. Затем разрабатываются опережающие меры и готовят всевозможные предложения на случай возможных отклонений. 3. Данный метод предусматривает отклонения от последовательности шагов описанных выше. При применении этого метода заключительным этапом принятия решений является его системный анализ, который осуществляется в следующей последовательности: 1. Определяют повод для решения – цель. 2. Разрабатывают целевую установку, то есть четко определяют предмет решения; чего конкретно желают достичь; какие для этого разработаны мероприятия. 3. Классифицируют и оценивают целевые установки – определяют цели, их обязательность, реальность и т. д. 4. Разрабатывают и оценивают альтернативы с точки зрения обязательных и желательных целей и отклоняют альтернативы, если желаемое состояние не может быть достигнут. Принимают предварительный вариант решения по показателю степени достижимости цели.
5. Выявляют негативные последствия, риск. 6. Принимают окончательное решение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|