Тема 6. Эффективность управленческих решений
ТЕМА 6. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1. Эффективность управленческих решений 2. Методы оценки экономической эффективности УР
1. Эффективность управленческих решений
Студент должен помнить, что эффективность происходит от слова «эффект», означающего впечатление, производимое кем-либо на кого-либо. Это впечатление может иметь организационную, экономическую, психологическую, правовую, нравственную, технологическую и социальную окраски. Эффект может наблюдаться или формироваться. Обычно эффект (результат) сравнивают с затратами в сопоставимых величинах. Например, в 1994 г. в выборах мэра приняло участие 30% населения (120 тыс. чел. ) города N при вовлечении в избирательную компанию 1, 2 тыс. чел. активистов, а в 1999 г. – соответственно 45% (180 тыс. чел. ) населения и 900 чел. активистов. Организационный эффект составляет 60 тыс. чел., а организационные расходы уменьшились на 300 чел. активистов. Соотношение эффекта (результата) и затрат характеризуется как эффективность какой-либо деятельности или явления. Эффективность может быть положительной и отрицательной. В приведенном примере избирательной кампании в 1999 г. имеется положительный эффект и сокращение организационных расходов. Это возможно в результате улучшения технологии проведения пропагандистской кампании, высокого профессионализма активистов. Таким образом, можно говорить про организационную, экономическую и иную эффективность. Один вид эффективности может изменяться за счет другого. Так, уменьшая экономическую эффективность, можно увеличить социальную. Если на первое место поставить экономическую эффективность и не уделять внимания организационной, то все информационные процессы могут замедлиться и это, естественно, отразится на самой экономической эффективности. Вспомним принцип динозавра: «Пока решение, принятое в голове динозавра для хвоста, дойдет до него, оно может быть уже ненужным или уже не будет хвоста».
Эффективность компании в целом складывается из эффективности управленческих решений, эффективности продукции, способности компании к ее производству, высокого имиджа среди поставщиков, контрагентов и клиентов. Студенту необходимо обратить внимание на то, что эффективность управленческих решений — это ресурсная результативность, полученная по итогам разработки или реализации управленческого решения в организации. Ресурсами могут быть финансы, материалы, здоровье персонала, организация труда и др. Аналогично классификации общей эффективности и эффективность управленческих решений разделяется на организационную, экономическую, социальную, технологическую, психологическую, правовую, экологическую, этическую и политическую. Организационная эффективность управленческих решений — это факт достижения организационных целей меньшим числом работников или за меньшее время. Организационные цели связаны с реализацией следующих потребностей человека: в организации жизни и безопасности, управлении, стабильности, порядке. Организационная эффективность и качество управленческих решений неразрывно связаны между собой и поэтому во многих случаях эти параметры управленческого решения рассматриваются совместно. Экономическая эффективность управленческих решений — это соотношение стоимости прибавочного продукта, полученного в результате реализации конкретного управленческого решения, и затрат на его разработку и реализацию. Социальная эффективность управленческих решений также может рассматриваться как факт достижения социальных целей для большего количества человек и общества за более короткое время меньшим числом работников, с меньшими финансовыми затратами. Социальные цели реализуют следующие потребности человека: в информации, знаниях, творческом труде, самовыражении, общении, отдыхе.
Технологическая эффективность управленческих решений — это факт достижения определенных результатов (отраслевого, национального или мирового технологического уровня производства), запланированных в бизнес-плане, за более короткое время или с меньшими финансовыми затратами. Психологическая эффективность управленческих решений — это факт достижения психологических целей для большего числа работников или населения за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Психологические цели реализуют следующие потребности человека: в любви, семье, свободном времени. Правовая эффективность управленческих решений оценивается степенью достижения правовых целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Правовые цели реализуют потребности человека в безопасности и порядке. Экологическая эффективность управленческих решений — это факт достижения экологических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Экологические цели реализуют следующие потребности человека: в безопасности, здоровье, в организации устойчивого развития жизни, физиологические. Этическая эффективность управленческих решений — факт достижения нравственных целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Этические цели реализуют потребности и интересы человека в соблюдении нравственных норм поведения окружающими людьми. Политическая эффективность управленческих решений — это факт достижения политических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Политические цели реализуют следующие потребности человека: в вере, патриотизме, самопроявлении и самовыражении, управлении.
Эффективность управленческих решений (УР) также разделяется по уровням разработки, охвату людей и компаний. Выделяют эффективность УР на уровне производства и управления предприятия, группы предприятий, отрасли, региона, страны. В деятельности предприятия необходимым условием эффективного функционирования является баланс интересов всех участников бизнеса: собственников, менеджеров, персонала, контрагентов, клиентов и др. При общей заинтересованности каждый из них имеет свой интерес, который необходимо уважать и учитывать другим его участникам. Управление эффективностью УР осуществляется через систему количественных и качественных оценок на базе реальных показателей, норм и стандартов эффективности выпускаемой продукции и деятельности самого предприятия. К таким показателям, нормам и стандартам относятся данные в направлении: • деятельности предприятия в целом; • степени удовлетворения потребностей и интересов персонала; • деятельности предприятия на конкретном рынке; • управленческой, обслуживающей и производственной деятельности; • непосредственного производства; • производства отдельных видов продукции (услуг, информации и знаний); • использование материальных и интеллектуальных ресурсов; • паблик-рилейшнз предприятия, а также принятый в предприятии обобщающий показатель эффективности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|