19. ППУ Ислама.. 20. Ибн Халду.
19. ППУ Ислама.
Ислам – это развитие иудаизма, которое произошло среди арабских племён в VI-VII в. н. э. Прародитель арабов – Измаил. Ислам признаёт единство бога, который создал всю вселенную, небесную иерархию и человека. Коран – это по-другому изложенный Ветхий Завет. Бог Аллах даёт людям ислам, чтобы можно было вернуться к богу. Соблюдая нормы, человек мог достигнуть спасения. Мусульманин – это человек, исповедующий принципы ислама. Ислам не имеет национальностей, не имеет территориальных границ. Это единое, неизменное учение. Основа – жизнь по справедливости, соблюдение заповедей бога. Пророчество в отличие от христианства – основная черта ислама, то есть пророк – человек, которого бог посылает проповедовать принципы ислама. Мусульманство делится на две части: Дин – основы вероучения и Шариат – конкретные нормы, регулирующие нормы поведения человека на основе Дин. Мусульмане выделяют четыре вида прав в своих учениях: 1) права бога Аллаха (на поклонение, на милостыню, право на Хадж - паломничество в Мекку, пост, право на джихад); 2) права человека (человек, как создание Аллаха, имеет определённые права в данной жизни, но Аллах запрещает некоторые виды деятельности, которая может показаться реализацией прав человека, однако наносит ему вред); 3) права общины (Других людей); 4) права других существ. В качестве таковых рассматриваются ангелы, животные, растения. Мусульманская политико-правовая доктрина оперирует двумя основными терминами: халифат и шариат. Ислам – это универсальный регулятор жизнедеятельности исламского общества, то есть в отличие от христианского мира мусульмане сохранили обусловленность религией всех остальных социальных регуляторов. О праве Коран содержит мало указаний. Источники мусульманского права: Сунна – жизнеописание Мухаммеда; Хадисы – книги сподвижников Мухаммеда; Мнения учёных-правоведов; Судебные усмотрения и правовая доктрина. Мусульманское право складывается как право учёных-юристов, то есть происходит толкование норм Корана и предложение универсальной модели общественного регулирования на основании данных норм. Государственное устройство у мусульман характеризуется термином халифат, то есть руководство общиной. Особенность ислама – синтез ислама, древнегреческой мифологии, а также философией Платона и Аристотеля. Халифат рассматривается в качестве идеального города, то есть определённой вневременной и внетерриториальной общиной. Мусульманское право подчиняется законам Шариата, той системе норм, которая наиболее обеспечивает соблюдение воли Аллаха. Мусульманам предписывается быть веротерпимыми, не разрушать храмов, не кощунствовать над их святынями, то есть мусульмане должны склонять к исламу своей жизнью. Мусульмане несут обязанность по защите всех жителей общины. Наличие у мусульман доктрины с одной стороны законсервировало развитие права, с другой стороны сделало его гибким. Любое новое отношение может быть отрегулировано на основании Корана, и противоречий никогда не возникало. Мусульманская правовая доктрина наиболее полно отражается в брачно-семейном праве, то есть она позволяет заимствовать элементы западного права при условии их непротиворечия нормам шариата.
20. Ибн Халду.
Видный политический мыслитель востока. Его задача – выявить естественные законы: становление, развитие и падение государства. Для своих выводов И. Х. исследовал реально существовавшие мусульманские государства. Он проследил эволюцию халифата и разработал оригинальную классификацию форм правления. Любое общество в силу человеческой природы нуждается в сдерживающем начале с целью предотвращения стремления людей к агрессии. Им является государство. Государство специфично как власть в том отношении, что эта власть отличается от простого предводительства, которое имело место в племенах, и по сравнению с племенным предводительством власть государства является показателем более высокого уровня цивилизации. Государство подавляет членов общества, объединяет племена, осуществляет власть внутри и вовне. Внутренняя сторона власти – всевластие правителя, который способен силой управлять подданными, осуществлять законы, обеспечивать порядок внутри страны, собирать налоги, формировать армию. Вовне – неподчинение государственной власти какой-либо иной власти или принуждению. В осуществлении государственной власти, которая выражается соответственно в политике, участвуют все подданные, все изменения в государстве сопряжены с изменением не только положения главы государства, но и с изменениями общества в целом. Время существования государства ограничено 3-мя поколениями. В течение этого срока государство проходит: 1) возникновение новой принудительной власти взамен старой; 2) сосредоточение верховной власти в одних руках; 3) расцвет государства – господство порядка, спокойствие, уверенность; 4) переход к насилию, к деспотичным методам правления для подавления оппозиции;
5) упадок и гибель государства. И. Х. выделял 3 формы правления: естественная монархия (управление осуществляется исходя из корыстных, личных побуждений правителя), политическая монархия (правление, основанное на рациональных идеях защита государственных интересов), халифат (власть халифа опирается на мусульманские правовые основы и в то же время направлена на защиту веры и свершение земных дел, сочетание как религиозны, так и земных ценностей). Если суверенитет монархии принудительной силе, то суверенитет халифата – в мусульманском праве, олицетворяющем высшую справедливость. Монарх – чужой глава государства для подданных, т. к. правит, опираясь исключительно на принудительную силу, а халиф – свой глава, опирается на всеобщее убеждение справедливости мусульманского права.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|